Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Михаил Жаров - актер, наделявший своих героев особым обаянием


Блюда молдавской кухни (1981 г.)




Австралийский союз, Рик Тросселл. Дикие побеги и Анемоны.

Рик Тросселл. Дикие побеги и Анемоны.


РИК ТРОССЕЛЛ. ДИКИЕ ПОБЕГИ И АНЕМОНЫ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КАТАРИНЫ СУСАННЫ ПРИЧАРД
Throssell, Ric. Wild Weeds and Wind Flowers. The Life and Letters of Katharine Susannah Prichard.
Lnd., Angus and Robertson, 1975. 273 p.

РИК ТРОССЕЛЛ. ДИКИЕ ПОБЕГИ И АНЕМОНЫ.Книга Рика Тросселла, сына Катарины Сусанны Причард, вышла семь лет спустя после смерти писательницы, которая свыше полувека находилась в центре литературной и общественной жизни Австралии. Ее творчество выражало искания наиболее прогрессивной части художественной интеллигенции в эпоху, когда здание капитализма начало рушиться под натиском революционных сил и идеи марксизма стали реальностью социалистического строительства в СССР.

Творчество Причард (1884—1969) широко освещалось в нашей стране, где переведено большинство ее произведений. Две небольшие книжки о ней были опубликованы в 60-е гг. в Австралии — Дж. Бизли и Г. Дрейк-Брокмен. Содержательный анализ ее романов произведен Джеком Линд-сеем. Однако надо сказать, что литературная критика до сих пор не (воздала должного значительности ее достижений, их новаторскому характеру. Буржуазные литературоведы и сейчас не могут простить Причард ее коммунистических убеждений — об этом свидетельствуют и лакуны в солидных академических трудах, и попытки отказать трилогии о золотых приисках и поздним рассказам в праве называться истинным искусством, и нелепые фрейдистские домыслы. Последние, в частности, побудили Причард взяться за перо, чтобы самой рассказать о себе. Книга «Дитя урагана» (1964) была задумана как первая часть автобиографической дилогии, но, увы, осталась без продолжения. Причард поставила точку, дойдя до 1933 г.— в этом году она предприняла (путешествие в первое в мире социалистическое государство, к которому были обращены взоры и надежды всех, кто жаждал покончить с капиталистической эксплуатацией; в этом же году ее постигло тяжкое горе, трагическая смерть мужа, Хьюго Тросселла.

Рик Тросселл (род. в 1922 г.), дипломат и драматург, поднял оборванную нить повествования. «Дикие побеги и анемоны» —и биография, я воспоминания. «...Помню, как в годы моего детства каждое утро я видел Катарину за столом в конце веранды, которая окружала наш старый дом, склонившуюся над листом бумаги и записными книжками. Когда в лощине бушевали ветры, обдавая эвкалипты жарким, иссушающим дыханием, она удалялась в столовую, где стоял стол из крепких отполированных досок джэрры: мысли ее были далеко, она писала и писала. Беспокоить Катарину, когда она работала, строго-настрого запрещалось, но малыш не мог понять, почему она словно не слышит, когда он задает все тот же вопрос: «Ты что делаешь, мама?»

Согласно завещанию Причард, ее письма и неоконченные рукописи были сожжены. «Я не желаю, чтобы после моей смерти было опубликовано то, что я не одобрила, оставаясь в здравом уме»,— заявила она как-то журналисту. Тем не менее, книга Р. Тросселла имеет богатую документальную основу, в ней использованы малоизвестные материалы — наброски лекций и выступлений по радио, вырезки из старых газет, уцелевшие письма на литературные и политические темы, в том числе переписка с близкими друзьями, видными австралийскими писателями Вэнсом и Нетти Палмер, Луисом и Хильдой Эссон, Майлз Фрэклин, с английским издателем Дж. Кейпом, а также приходившие раз в неделю письма сыну. Цитируя суждения критиков, Тросселл сравнивает себя с рабочим сцены, меняющим декорации, или суфлером, подсказывающим реплику. Это не совсем так. Мать и сына связывали отношения глубокой любви и взаимного уважения, и это жизнеописание было для Р. Тросселла что называется «labour of love», трудом, которому отдаются с душой, повинуясь внутреннему голосу. Он, по сути, участвует в критической дискуссии, восстанавливая историю создания, публикации и восприятия основных произведений Причард, демонстрируя, под каким огромным давлением со стороны критики, враждебной реалистическому гражданственному искусству, приходилось ей работать.

Безусловно, особую ценность для исследователей представляют страницы, характеризующие эстетические взгляды писательницы. К сожалению, деятельность Причард в качестве литературного критика, очень интересная и важная для развития марксистской эстетической мысли в Австралии, у нас почти не известна. А между тем немалый интерес представляют ее статьи «Искусство и ремесло рассказа» и «Некоторые представления и устремления» (1968), направленная против модернизма, лекции о поэтах Б. О'Дауде и Ф. Морисе, прочитанные в 1942 г. в Перт-ском университете, выступление в октябре 1943 г. в Доме Маркса в Сиднее перед партийной аудиторией, посвященное проблемам развития австралийской литературы и повышения образовательного уровня австралийского народа. В книге приведено письмо студенту университета Огайо в США (1938 г.), где высказано понимание пропагандистской, воспитательной функции литературы.

Читая «Дикие побеги и анемоны», вновь и вновь находишь подтверждения тому, что жить в соответствии со своим революционным идеалом для Причард было естественным и единственно возможным. Это и характерный бытовой штрих — «большевистская» рубашечка, с колосьями, серпом и молотом, собственноручно вышитая для новорожденного, и поведение в трудную пору: после гибели мужа, когда разорение и долги грозили потерей дома и всего скромного имущества, Причард упорно работала над книгой о Советской России, стремясь сделать ее чем-то большим, нежели путевые очерки или брошюра о «русском эксперименте». «Я хочу писать о них мазками красок, сгустками слов, как это сделал бы Уолт Уитмен или Маяковский». Очерки «Подлинная Россия»-вышли в 1934 г. в Австралии отдельной книгой, их также напечатала одна из крупнейших газет — мельбурнская «Геральд». «Только моя вера в необходимость работать во имя великих идей коммунизма и мира во всем мире помогла мне пережить потрясшее меня горе», — вспоминала впоследствии писательница.

Жизненный путь К. С. Причард прошла с полной выкладкой, она? всегда была на переднем крае политической борьбы, не зная литературного отшельничества, отключений от злобы дня. Это сокращало часы; творчества, но, делает справедливый вывод Р. Тросселл, «именно глубина! вовлеченности в современную жизнь.. способствовала осмыслению характеров и событий минувшего», позволяла Причард постигнуть движение-истории. Отстаивая дело мира (аспект жизни Причард, ярко показанный в книге), начиная с кампании против всеобщей мобилизации в годы первой мировой войны и кончая протестами против агрессии во Вьетнаме,, она обращалась ко всем доступным ей средствам воздействия — публицистике, роману, публично произнесенному слову. «Катарина простаивала у входа в кинотеатры Перта, раздавая листовки «Запретите бомбу!» людям, только что просмотревшим фильм «На берегу»; в семьдесят восемь лет в День труда она ехала по улицам Перта на платформе Совета мира...; присоединялась к маршу от Фримантла до Перта, организованному Комитетом за ядерное разоружение; собирала подписи под воззванием о создании безъядерной зоны в Южном полушарии; неустанно писала письма в ежедневные газеты, осуждая испытания ядерного оружия...»

Р. Тросселл не принадлежит к числу политических единомышленников К. С. Причард, и это проявляется в оценках некоторых событий новейшей истории. Освещая последние годы жизни Причард, омраченные назревавшим расколом КПА, он фактически предоставляет заключительное слово (глава «Со сжатыми кулаками») Фрэнку Харди, занявшему позицию, диаметрально противоположную позиции Причард. Думается, что роль К. С. Причард как одного из членов — основателей КПА, мастера социалистической культуры, в сложных ситуациях обнаружившего исключительную твердость духа в утверждении принципов пролетарского интернационализма и защиты социалистических завоеваний, должна быть раскрыта в дальнейшем с достаточной полнотой, в перспективе истории рабочего движения в Австралии.

В целом же Рику Тросселлу удалось нарисовать живой портрет прекрасной женщины с добрым и мужественным сердцем, художника, остро чувствующего поэзию жизни, подвижника, посвятившего себя великой цели. Его труд сослужит хорошую службу исследователям творчества замечательной австралийской писательницы.

 

А. Петриковская. Современная художественная литература за рубежом, № 5 за 1977 г.

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу раздела


Интересное

Творческая жизнь Николая Охлопкова


Эраст Гарин. Звезда Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда и выдающийся киноактер Советского Союза


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru

Австрия