Поиск по сайту


+12
Издание предназначено для детей старше 12-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


По эстонии - 37 маршрутов для туристов (1982 г.)


Революционная куба (Фотографии Кубы 1963 г.)


Free counters!



Франция, О Франции и французах, Поездка в Ноан

Сергей Зыков

Поездка в Ноан

 

Она останется одной из тех, кто составляет славу Франции, и при этом единственной в своем роде...
(Из письма Г. Флобера И. Тургеневу 25 июня 1876 года)

Январь, скажем прямо, не лучшее время для поездок по Франции. Ни зима, в нашем понимании, ни лето. Так, затянувшаяся бесснежная осень с частыми туманами и гололедом, долгими унылыми дождями и редкими проблесками чуть греющего солнца. Но стоит ветерку разогнать на минутку наплывшие с Атлантики низкие облака и появиться кусочку голубого неба, как пейзаж чудотворно изменяется. Подобно тому как годы не могут исказить тонкие черты истинно прекрасного лица, так и зимняя погода не в состоянии полностью скрыть природную красоту центральной полосы Франции, в частности долины Луары.

Из Парижа в Ноан можно проехать разными путями. Обязательно, однако, надо пересечь Луару.

Вот и Ноан. Усадьба на самой дороге, идущей от Шатору в Ла-Шарт. Вокруг выросло небольшое селение. Сложенная из дикого камня, обросшая мхом церковь как бы охраняет вход в поместье, окруженное такой же старой и местами позеленевшей оградой. За воротами двор, посередине его высокий кедр прикрывает ветвями круглую клумбу. Напротив серый каменный двухэтажный дом жгаринной постройки с крутой черепичной крышей, по сторонам — хозяйственные строения.

Над каретником справа надстройка с большим окном. Там, на чердаке, была мастерская художника Делакруа, подолгу гостившего в Ноане. Такой же застекленный мезонин выступает слева из крыши главного дома, нарушая его симметричность. Обстоятельство, видимо, ничуть не смутившее Жорж Санд, оборудовавшую здесь другую мастерскую — для своего сына Мориса, занимавшегося живописью. Мы видели здесь его гравюры, акварели, карикатуры.

Войдя в дом, попадаем в просторную прихожую. Главная ее достопримечательность — большой, во весь рост, портрет элегантной женщины в сером платье с темными живыми глазами; это внучка Жорж Санд Аврора, или Лоло, как звала ее бабушка. Дочь Мориса Санд и Лины Кала-матте, она родилась в 1866 году и почти всю свою долгую жизнь провела в Ноане. Это ей — Авроре Дюдеван-Санд, супруге художника Фредерика Лаут-Санд, мы обязаны тем, что усадьба писательницы сохранена в отличном состоянии. Благодаря неустанным заботам Авроры Дюдеван-Санд большой дом, в котором она лично занимала две-три комнаты, был превращен в музей, где любовно хранилось все, что имело хотя бы малейшее отношение к жизни и творчеству ее знаменитой бабушки.

Аврора унаследовала от своей бабушки не только выразительные живые глаза, но и ее энергию, неутомимость. Она умерла в 1961 году в возрасте 95 лет. Аврора Дюдеван-Санд завещала усадьбу государству с единственным условием — что здесь будет открыт музей. Воля ее была соблюдена. Двери Ноана, ставшего национальным достоянием Франции, ныне широко открыты для посетителей.

Просторная столовая. Белые стены, светлый кафельный пол, два широких окна и дверь, выходящие в сад. Как много здесь света, воздуха. Кто только не сидел за этим большим столом, окруженным мягкими стульями с высокими спинками. Он и сейчас накрыт так, словно вот-вот войдут друзья, приглашенные к завтраку или обеду.

Фарфоровый сервиз, хрустальные голубоватые бокалы с желтыми ножками, ножи, вилки, салфетки, также как и вазы, и блюда,— это те самые, которыми пользовалась писательница в последние годы своей жизни. На каждом куверте — карточки с именами «завсегдатаев», приезжавших в Ноан в 1870—1876 годах и имевших «свои» места за столом. По левую руку от хозяйки дома— место внучки Лоло, дальше — Лины (жены сына), Ивана Сергеевича Тургенева, Александра Дюма, Густава Флобера, по правую руку — принца Наполеона (Жерома), Мориса Санда, Полины Виардо, Арнольда де Плесси. Столовая освещалась изящной венецианской люстрой, бледно-голубой с розовым.

И. С. Тургенев неоднократно бывал здесь, жил неделю, две. Он прекрасно чувствовал себя в этом доме, обычно заполненном молодежью, участвовал в общем веселье, много гулял и подолгу беседовал с хозяйкой — «предоброй, препростой и преумной старушкой», как он шутя назвал ее в письме Полонскому. Тургенева глубоко потрясла смерть Жорж Санд, о которой он узнал, находясь в России.

Налево от столовой — «розовая комната» с большой кроватью под пышным балдахином. Некогда тут обитала старая хозяйка Ноана, бабушка Жорж Санд по линии отца — Мария Аврора Саксонская графиня де Орн Дюпен де Франкёй. Бурная биография обладательницы этого титула подробно описана Андре Моруа в его книге «Жорж Санд». Соседняя комнатка была детской Жорж Санд, а впоследствии ее будуаром. Одно время писательница устроила в «розовой комнате» свою спальню, но затем отвела ее под покои для особенно почетных гостей. В эту «святая святых» и сегодня никого не допускают. Вы можете лишь издали, сквозь раскрытую дверь из столовой, увидеть в уголке секретер, за которым начинающая писательница в 1832 году создала за несколько ночей свой первый, принесший ей успех и известность, роман «Индиана».

По другую сторону столовой — салон, где гости Жорж Санд собирались после завтрака или обеда. Здесь звучали музыка и пение, декламировались стихи, читались и обсуждались новые романы и пьесы, велись горячие дебаты. В углу— пианино, подарок Ференца Листа. На нем играли Лист, Шопен, другие известные композиторы того времени. «Рандеву романтизма» — так окрестили историки литературы встречи, происходившие здесь на протяжении трех, если не четырех десятков лет.

Стены салона увешаны портретами. Мы видим и очень старые, потемневшие от времени полотна, и гораздо более поздние, изображающие саму Жорж Санд, ее детей и внуков. Ноты, книги, на камине безделушки: подарки, сувениры в память о поездках по Франции и за границу.

В первом этаже на месте бывшей домашней часовни расположен театр, в его создании активное участие принимал Шопен. Трудно перечислить все пьесы и водевили, которые ставились здесь при жизни Жорж Санд и роли в которых исполнялись как членами семьи, так и гостями. На маленькой сцене декорации работы Мориса Санда к последнему акту последней пьесы, написанной хозяйкой дома,— «Клодин». «Зрительный зал»—чуть больше сцены. Вдоль стен шкафы, набитые куклами: обитатели Ноана увлекались марионетками не меньше, чем «настоящим» театром.

Наверх ведет полукруглая лестница. Широкий коридор с нишей, в которой установлен бюст Жорж Санд — «доброй дамы Ноана», дар местных жителей, хотевших выразить после смерти писательницы свою признательность за все, что она сделала для них. По обе стороны коридора — двери спален обитателей дома и их гостей. «Голубую», с единственным окном в сад, занимала сама Жорж Санд. Маленькая, почти детская кроватка писательницы, ставшая ее смертным ложем. Она скончалась тут в июне 1876 года. Туалетный столик и зеркало в стиле ампир, несколько гравюр.

Соседняя, примыкающая к «голубой спальне» комната имеет свою историю. Более семи лет в ней жил Фредерик Шопен. Но об этом ничто не напоминает. Жорж Санд сама удалила отсюда все связанное с историей ее бурной страсти, закончившейся резким разрывом с композитором. Она превратила комнату в свой рабочий кабинет. Шкафы, полки с книгами. На секретере настольная лампа с абажуром, служившая ей много лет, несколько книг, чернильница, перья, пачка бумаги. И белый слепок с ее правой руки. Руки, которой в этой комнате были написаны тысячи и тысячи страниц ее романов, повестей, пьес, статей, писем.

Жорж Санд работала главным образом по ночам, когда в доме наступала тишина. Любовалась в окно освещенным луной садом, упивалась ароматом цветов и полей, пением птиц на заре. Маленькая деталь, придающая комнате жилой вид,— к секретеру прислонен светлый зонтик. Как будто Жорж Санд только что вернулась с прогулки и вот-вот примется за работу...

Знакомство с домом было бы неполным, если бы мы пропустили огромную, занимающую, пожалуй, четверть нижнего этажа кухню. Без сомнения, в жизни Ноана, который каждое лето заполнялся гостями, она играла немалую роль. Надо было кормить десятки людей. Не только хозяев и гостей, любивших, как все французы, хорошо поесть, но и их многочисленную, как полагалось в те времена, прислугу: горничных, камердинеров, кучеров, лакеев. Деревянный стол длиной метров в пять дает представление о том, сколько человек могло одновременно усесться за ним.

Мы прошлись по саду и парку. Увы, в это время года они выглядят очень уныло. Опавшие листья застилают дорожки, ветер сгибает голые, мокрые деревья. Гордо высятся лишь два ливанских кедра, такие же гиганты, как и находящийся во дворе. Они были посажены при Жорж Санд. Как выросли они с тех пор!

Неизбежный финал визита — посещение кладбища. Оно тут, совсем рядом, у замшелой стены. Под сенью старых буков обнесенные оградой могилы Жорж Санд и ее близких. На простых каменных плитах имена, даты рождения и смерти почти всех, чьи портреты мы видели в салоне: отца, матери, бабушки, дочери, сына, внуков писательницы. Некоторые надписи стерты временем, их трудно разобрать. Самая свежая могила — Авроры Дюдеван-Санд. Она же и последняя в этом семейном уголке. С ее смертью угас род Дюдеван-Санд...

Темнеет. Служитель, водивший нас по дому и усадьбе, нетерпеливо позвякивает ключами. Пора уезжать. С невольной грустью покидаешь Ноан. Музейная тишина старого дома, печальные могилы у древней стены. Все это как-то не вяжется с тем представлением, которое каждый из нас мог себе составить, читая дневники писательницы, мемуары и письма ее друзей и современников. Хотя Жорж Санд и называла Ноан своей «тихой пристанью», усадьба, как только она приезжала сюда, наполнялась шумом, весельем, суетой.

Необыкновенно одаренная, энергичная и смелая, склонная к увлечениям, она любила жизнь. Женщина с большим сердцем, писательница мужественно защищала свои взгляды, боролась за торжество добра, человечности, справедливости. И пусть сегодня ее романы кажутся старомодными и почти не читаются во Франции — память о ней жива. Жив образ женщины, опередившей свое время. И как тут не вспомнить слова из послания Виктора Гюго, зачитанного на ее похоронах: «Жорж Санд была мыслью; она вне плоти, и вот она свободна; она умерла, и вот она жива».

При выезде из Ноана вы то и дело встречаете указатели: «Тропинка Жорж Санд», «Маршрут прогулок Жорж Санд», «Река Эндр — здесь купалась Жорж Санд». А в Ла-Шартре, где некогда так много злословили о хозяйке Ноана, ей установлен памятник... Можно только порадоваться тому, что беррийцы сегодня гордятся своей знаменитой землячкой и свято хранят память о ней.

 

Здесь жил Анатоль Франс - Назад

Далее - Идеальный город Жюля Верна

 

 

Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.



НАВЕРХ


Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



На главную страницу раздела о Франции


Интересное

Joan Blondell - открытки


УРХО КАЛЕВА КЕККОНЕН - Президент Финляндской Республики


Новое на сайте

08.11. новости - Олег Борисов. Артист с большой буквы

05.11. новости - Выдающийся французский музыкант Джо Дассен

01.11. новости - Анатолий Кубацкий. Неповторимый герой советских сказок

30.10. новости - В день рождения знаменитого французского кинорежиссера Клода Лелуша

27.10. новости - Скончался легендарный российский актер Николай Караченцов

23.10. новости - Выдающийся композитор и дирижер Юрий Саульский

20.10. новости - Актрисе театра и кино Жанне Болотовой 77 лет

16.10. новости - Любимый актер советской эпохи Савелий Крамаров

12.10. новости - На советские экраны вышел легендарный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»

08.10. новости - Ушла великая Монсеррат Кабалье

03.10. новости - Ушел из жизни легенда французского шансона Шарль Азнавур

02.10. новости - Вера Васильева - настоящий символ вдохновения на театральной сцене

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2018. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки.