Поиск по сайту


+12
Издание предназначено для детей старше 12-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские пластинки - Эстрадный ансамбль ABC (Югославия)


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Free counters!

Информация https://linkyou.ru/filter/moskva_kolomna здесь. . коробки картонные

Франция, О Франции и французах, В доме Леонардо

Сергей Зыков

В доме Леонардо

 

Солнечным майским утром 1969 года во дворе бывшего королевского замка Амбуаз на Луаре собралась группа людей. Среди, них известные французские и итальянские художники, ученые. Вместе с представителями ЮНЕСКО и местных властей они направились к маленькой часовне святого Юбера (или Губерта), зажатой между двумя стенами в углу двора. Воздвигнутая на отвесном утесе, эта часовня, с острым шпилем, с каменными кружевами тончайшей работы внутри— подлинная жемчужина готики XV века. Прибывшие возложили цветы к сильно пострадавшей от времени белой мраморной доске, надпись на которой свидетельствовала, что здесь покоится прах Леонардо да Винчи. Церемония состоялась по случаю 450-летия со дня кончины великого итальянского мастера.

Леонардо да Винчи, однако, был похоронен не здесь. Выполняя его волю, выраженную в завещании, верный друг и ученик мастера предал тело Леонардо земле в другой часовне — монастыря святого Флорентина Амбуазского, ютившегося когда-то у стен замка с противоположной стороны. Лишь после того как монастырь был предан огню и мечу во время очередной осады замка, предполагаемые останки да Винчи вместе с чудом уцелевшей мраморной доской перенесли сюда.

Замок Амбуаз, построенный на скалах у места впадения маленькой речки Амасс в Луару, долго был излюбленной резиденцией французских монархов. Его стены служили им надежной защитой, а богатые дичью леса позволяли предаваться охотничьим забавам. Многократно Амбуаз превращался в место жестоких сражений и кровавых расправ. Показывая туристам зал, где когда-то заседал королевский совет, гиды не забывают рассказать, что в 1560 году именно здесь на скорую руку были судимы дворяне-протестанты, участвовавшие в заговоре против короля-католика. Осужденных тут же вешали на чугунных перилах балкона, примыкавшего к залу. Их трупы, терзаемые хищными птицами, долго висели на устрашение инаковерующим.

Ныне с балкона и террас замка, с площадок на вершине двух огромных башен, внутри которых спиралью поднимаются широкие ходы, позволявшие всадникам и экипажам подниматься к королевским покоям, открывается великолепный вид на окрестности. Удивительно хороша здесь Луара, особенно в часы заката. Берега ее окаймлены песчаными пляжами и отмелями, поросли кустарниками, напоминая луговую сторону верховьев Волги. Широкий мост ведет на Золотой остров, где сквозь деревья просматриваются стадион и разноцветные палатки кемпингов.

Живописный Амбуаз — один из процветающих городков долины Луары, славящейся своим мягким климатом, чистым воздухом, насыщенным ароматами садов и лесов. Близость Парижа и наличие удобных путей сообщения поощряют промышленные фирмы строить здесь свои филиалы, небольшие фабрики и мастерские, дающие работу местному населению.

Муниципалитет строго следит за тем, чтобы не допустить постройки каких-либо «грязных» производств, могущих отравить воздух или загрязнить воды Луары. Следует учесть, что здешний мэр человек весьма влиятельный — Мишель Дебре, бывший глава правительства, один из лидеров партии голлистов. Он уроженец этого края, его патриот. Отец Мишеля Дебре, известный профессор медицины, живет поблизости, в знаменитом своими белыми винами городе Вувре.

Амбуаз — это и центр богатого сельскохозяйственного района, где много садов и виноградников, и, конечно, центр развитого туризма. Замки и дворцы на берегах Луары привлекают толпы посетителей, уступая первенство лишь Парижу и Лазурному берегу. На окраине города — большое поместье Кло-Люсе, в прошлом именовавшееся Клу, где провел последние годы Леонардо да Винчи.

Судьба милостиво отнеслась к Кло-Люсе. Поместье, предоставленное Франциском I великому итальянскому мастеру, уцелело в суровых военных бурях, не раз обрушивавшихся на берега Луары. Сохранился в почти неизменном виде внешний облик дома, «Палаццо дель Клу» — так называл его в своих письмах сам Леонардо, а также и некоторые внутренние помещения. Вот уже больше века Кло-Люсе принадлежит семейству Сен-Бри, которое бережно заботится о нем. После войны была, в частности, реставрирована часть комнат, подвергшихся переделкам после смерти мастера.

Так, в часовне снят слой краски, скрывавший фрески, созданные учениками Леонардо по рисункам мастера. Восстановлены в своем первоначальном виде две большие комнаты, с кирпичными стенами, дубовыми балками на потолке и огромными каминами. Они обставлены мебелью XV века, креслами с прямыми спинками, резными кофрами-скамьями и буфетами с полками, уставленными оловянной посудой и увесистыми керамическими кружками. В спальне на втором этаже — большая, с красным балдахином кровать из темного дуба. В этой кровати скончался Леонардо да Винчи. Известный художник Менажо запечатлел на полотне момент смерти мастера. Подлинник картины можно увидеть в мэрии Амбуаза, а копии — во многих музеях Франции. Но художник погрешил против истины. Он изобразил у смертного ложа итальянского мастера Франциска I, что, однако, не соответствует действительности. Король много раз навещал Леонардо, но отсутствовал в день его кончины.

При жизни Леонардо в спальне были расставлены на мольбертах три его шедевра: «Джоконда» («Мона Лиза»), «Святая Анна» и «Иоанн Креститель». Художник никогда с ними не расставался. Два полотна он привез из Италии, «Иоанна Крестителя» закончил в Кло-Люсе. Это последняя работа великого мастера. Он не переставал возвращаться к ней, пока не была парализована правая рука. Записи и рисунки Леонардо да Винчи научился делать левой рукой.

Французские историки любят подчеркнуть щедрость и великодушие Франциска I в отношении художника. Это действительно так. Никогда в своей долгой и нелегкой жизни Леонардо не был окружен такой заботой, как на склоне дней при дворе молодого французского короля. Но, право, расходы королевской казны окупились в тысячи раз. Одна «Джоконда», перевезенная затем в Париж и ныне находящаяся в Лувре, представляет собой неоценимое сокровище.

А сколько других сокровищ создал Леонардо для короля, для Франции, для человечества в своей тихой обители на берегу Луары! Последний период его жизни был необыкновенно плодотворным. Как будто мастер спешил сделать все, что подсказывал ему его гений, торопился воплотить в чертежах и расчетах свои изобретения. В Кло-Люсе он работает над проектами судов — надводных и подводных: ведь король намеревался строить флот на Средиземном море. Он чертит планы различных ирригационных сооружений для орошения земель короля и поместий приближенной к нему знати. Придумывает удивительные декорации и феерии для дворцовых праздников.

Одна из самых интересных сторон универсальной деятельности Леонардо да Винчи, с которой можно познакомиться, посетив Кло-Люсе,— это, несомненно, его творчество как военного инженера, механика, гражданского строителя и пионера воздухоплавания. В первом этаже дома Леонардо расположены многочисленные действующие макеты, сделанные по его чертежам и расчетам.

В свое время многие смелые проекты Леонардо не встречали ни понимания, ни поддержки. На него, человека, лишенного университетских дипломов, ученых званий и степеней, смотрели как на невежду, профана и даже сумасброда. Интересно отметить, что сам мастер долго считал себя прежде всего инженером, архитектором, конструктором, а не художником.

В письме к Лодовико Сфорца, властителю Милана, Леонардо да Винчи предлагал свои услуги в качестве военного инженера. Он послал Сфорца целую кипу проектов постройки саперных сооружений, легких разборных мостов, катапульт, аркебуз, баллист для метания камней. Тут же были чертежи, показывающие, как надо рыть подземные ходы и закладывать мины под крепостные стены. Лишь в конце письма Леонардо кратко упоминает, что умеет писать картины и делать скульптуры. Миланский вельможа принял его, однако, лишь на должность придворного художника и... организатора празднеств.

Но вернемся в залы Кло-Люсе. Там находятся выполненные с большим искусством макеты орудий, снарядов, машин и сооружений, рожденных творческой мыслью мастера. Мы видим здесь прообразы будущих пулеметов и скорострельных пушек. Вот лафет с десятком веерообразно расположенных мелкокалиберных орудий. А вот другой лафет — с длинным вращающимся треугольным валом, на каждой стороне которого по одиннадцати стволов. Принцип действия такой: пока из пушек, смонтированных на одной стороне вала, ведут огонь, находящиеся на другой стороне остывают, а на третьей — заряжаются. Тут же движущаяся артиллерийская башня. В сущности, это схема будущего танка. В броне (деревянной)— отверстия для орудий и смотровые щели. Башня передвигается с помощью системы рычагов и педалей, приводимых в действие экипажем «танка». Что же касается расчетов и форм самолета и вертолета, макеты которых мы тоже видим в музее, рядом с макетом парашюта, то они, по признанию ученых, безукоризненны.

Конструктор сознает и с огорчением пишет в своих записях и экспликациях, что в его распоряжении нет необходимого источника энергии. Нет двигателя, нет мотора, способного двигать артиллерийскую башню или вращать пропеллеры летательных аппаратов.

Право, автомобильные фирмы и корпорации, наживающиеся на выпуске автомашин, должны были бы поставить Леонардо да Винчи памятник из чистого золота. Это был бы самый малый знак признания его заслуг. Ведь чем только они не обязаны ему! Сколько механизмов и целых узлов, используемых ныне в автостроении, продумал и рассчитал Леонардо. Система планетарного сцепления, легшая в основу дифференциалов, без которых немыслим ни один автомобиль. Коробка скоростей с набором шестерен различных масштабов. Шариковые подшипники. Поднимающийся и опускающийся конус, позволяющий плавно подключать и отключать сцепление. И даже сконструированное Леонардо портативное приспособление для подъема тяжестей. Ведь именно на его принципе действия были созданы домкраты, которые автомобилисты возят ныне в багажниках своих машин...

Один макет за другим: устройство для механической погрузки и разгрузки судов, колеса с плицами для движения кораблей, печатный станок, нашедший применение уже в те времена, тачка со счетчиком для измерения расстояния... Особенно много различных систем насосов, проектов разнообразных шлюзов и устройств для орошения полей и садов. Право, не было границ фантазии изобретателя, построившего даже машину для охлаждения температуры в замке: воздух, поступавший по трубам в здание, предварительно прогонялся насосами через барабан, поливаемый водой из прохладного источника.

Леонардо да Винчи жил в Кло-Люсе, окруженный своими учениками — живописцами, скульпторами. Он принимал много посетителей — художников, ученых, врачей, оставивших воспоминания об этих встречах. Мастер щедро делился с собеседниками своими знаниями, идеями, проектами. Он учит миниатюриста Жана Перреаля способу наносить краски на папирус. С математиком Якобусом обсуждает методы солнечных измерений. Кардиналу Луиджи д'Арагону показывает свои труды по анатомии, снабженные великолепными рисунками.

Дом Леонардо. Под нежным небом долины Луары, в стороне от шумных кварталов и дорог. Из окна спальни видна часть сада, речка Амасс под сенью многовековых деревьев. Зеленая полянка перед входом, голубятня, прилепившаяся к древней, наполовину скрытой листвой стене. Все это было примерно так и при жизни великого художника и ученого. Не было тогда только туристов и экскурсантов, летом и зимой приходящих ныне сюда почтить его память и познакомиться с творчеством человека, чей светлый гений на столетия опередил его время.

 

Идеальный город Жюля Верна - Назад

Далее - Послесловие

 

 

Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.



НАВЕРХ


Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



На главную страницу раздела о Франции


Интересное

Лесли Карон. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


советские новогодние открытки 1978-го года


Новое на сайте

24.09. открывая советское кино - Кочующий фронт, фильм 1971 г. - статья Риты Шевченко

20.09. новости - Софи Лорен. Истинное воплощение харизматичности и чувственности

19.09. открывая советское кино - Человек, которого я люблю, фильм 1966 г. - статья Риты Шевченко

17.09. новости - Владимир Басов. Самый необыкновенный режиссер

16.09. открывая советское кино - Урок жизни, фильм 1955 г. - статья Риты Шевченко

12.09. новости - Неподражаемая Татьяна Доронина

11.09. открывая советское кино - Улица без конца, фильм 1972 г. - статья Риты Шевченко

10.09. открывая советское кино - Солдатка, фильм 1959 г. - статья Риты Шевченко, новости - Звезда советского кино Надежда Румянцева

09.09. пластинки - АЛЛА ПУГАЧЕВА. Песни с пластинки «Зеркало души» и АЛЛА ПУГАЧЕВА. «Арлекино» и другие…

07.09. открывая советское кино - Середина жизни, фильм 1976 г. - статья Риты Шевченко

06.09. пластинки - ВИА "ЦВЕТЫ"

05.09. новости - Ушел из жизни голос целой эпохи - Иосиф Кобзон

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2018. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки.