Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Создатель культового кинофильма Семнадцать мгновений весны Татьяна Лиознова


Евгений Коршунов - Страницы Ливанской Трагедии - Из книги Горячий треугольник, 1984 г.




ИНДИЯ, индийское ТВ


Е. Круглов

Индийское ТВ: трудный шаг в будущее

 

Несколько лет назад индийская пресса заговорила о начавшемся в стране телевизионном буме. О национальном телевидении и перспективах его развития пишут специалисты, высказываются политические деятели. Телевизионный бум стал как бы символом выхода Индии из вековой экономической и технической отсталости. За ним последовал видеобум, захвативший наиболее состоятельную часть населения. Технический прогресс, способствовавший, кроме всего прочего, решению некоторых проблем социально-экономического развития страны, побудил кое-кого серьезно заговорить о «прыжке Индии в XXI век». Телевизионный экран, вошедший в жилища многих индийцев, самим своим существованием свидетельствует если не о «прыжке», то о быстром продвижении вперед, какого еще не знала эта древняя земля...

А первые шаги индийского ТВ были робкими, неуверенными. В 1956 году на проходившей в Дели генеральной конференции ЮНЕСКО был предложен проект эксперимента, ставившего целью изучение роли телевидения как средства образования и повышения уровня жизни сельского населения. Индия согласилась стать своего рода базой для проверки выдвинутых в рамках ЮНЕСКО концепций, и в 1959 году Всеиндийское радио и ЮНЕСКО подписали соглашение о создании в Дели первой телевизионной станции. Пятнадцатого сентября того же года телестанцию торжественно открыл президент Индии Раджендра Прасад. В своей речи он выразил надежду, что «телевидение будет расширять кругозор людей и воспитывать их в духе научного мышления»*. Однако понадобилось еще шесть лет, прежде чем делийская телестанция начала вести регулярные передачи. Первая такая передача состоялась 15 августа 1965 года; посвящалась она празднованию в Индии Дня независимости. По нынешним меркам телевизионное вещание тогда было более чем скромным: ежедневным, но продолжительностью всего лишь час в день, причем за этот час нужно было дать и новости и образовательную программу.

Долгое время делийский телецентр оставался единственным в стране. Сконцентрировав на нем все свое внимание, руководители Всеиндийского радио, в ведении которого находилось и телевизионное вещание, накапливали опыт, приобретали оборудование, готовили кадры. Лишь осенью 1972 года был открыт второй телецентр — в Бомбее. В 1973 году телевизионные станции появились в Сринагаре, Амритсаре и Пуне, в 1975 году — в Калькутте, Мадрасе и Лакнау.

В последующий период индийское телевидение быстро растет. Ежегодно в больших и малых городах вводятся в строй свои телестанции. Особенно урожайным был 1984 год, когда телепередатчики появились в 125 городах. В 1988 году в стране работало 250 телестанций, из них около двух десятков — это самостоятельные телевизионные центры, обладающие возможностью готовить и транслировать собственные передачи.

Темпы развития индийского телевидения оказались столь бурными, что в прессе даже замелькало определение «телевизионный взрыв». Этот «взрыв» предсказывали специалисты, его готовили. Проблема быстрого охвата всей Индии телевещанием обсуждалась еще в то время, когда в стране действовал единственный телецентр и когда, казалось, не было ни средств, ни кадров для достижения заветной цели. В 1972 году журнал «Видура», комментируя смелые планы правительства в отношении телевидения, с тревогой спрашивал: «Готовы ли мы к телевизионному взрыву?»**. Вопрос не был праздным. Индии действительно предстояло решить массу сложных проблем — технических, организационных, творческих, — чтобы обеспечить развитие телевизионного вещания. Время показало, что с многими проблемами, от которых зависело будущее индийского ТВ, удалось успешно справиться.

Осенью 1971 года стал работать Делийский учебный центр по подготовке тележурналистов (через два года он был переведен в Пуну). Это был важный шаг, позволивший наладить систематическое обучение телевизионных кадров.

Постепенно решалась проблема производства собственных телевизоров. Инженеры Всеиндийского радио и ряд частных фирм разработали несколько марок телевизионных приемников. По мере увеличения числа действующих телестанций и расширения зрительской аудитории спрос на телевизоры возрастал. Если в 1971 году их было продано лишь 37,6 тысяч, то в 1979 году—уже 1,1 миллиона, а в 1985 году — 6,8 миллиона. Первые телевизоры стоили очень дорого и были доступны лишь состоятельным людям. Но рынок все больше насыщался, были уменьшены налог на продажу телевизоров и пошлины на ввозимые из-за границы телевизионные компоненты. Все это дало возможность снизить розничную цену на телеприемники.

Правда, нередко обсуждается резонный вопрос: нужно ли в Индии такое большое количество марок телевизоров? Ведь частные предприятия производят около трехсот моделей, отличающихся друг от друга количеством каналов, степенью модернизации технических систем, размером экрана, внешним видом и т. д. Некоторые специалисты предлагают число производимых марок резко сократить.

Развитие телевидения в Индии с самого начала шло в расчете на широкое использование космической связи. Индийские ученые понимали, что современное телевещание немыслимо без спутников, и уже в 1962 году началась кропотливая работа над созданием космических аппаратов. Но прошло немало времени, прежде чем удалось наладить запуск собственных спутников. В 1965 году, воспользовавшись «Программой развития», предложенной ООН, Индия запустила первый экспериментальный спутник телевизионной связи. В 1975—1981 годах вышли на орбиту три индийских спутника, запущенных Советским Союзом. Наконец, в мае 1981 года был запущен еще один спутник — на этот раз с помощью изготовленной индийскими учеными ракеты-носителя. Но просуществовал он недолго — всего восемь дней. Неудача заставила специалистов активизировать работу над совершенствованием ракетной техники. В июне того же года ракетой «Ариана» Европейского космического агентства был выведен на орбиту индийский геостационарный спутник. С его помощью впервые транслировалась по всей телевизионной сети страны речь премьер-министра Индиры Ганди, с которой она обратилась к народу.

Новый этап индийского спутникового телевидения начался в 1982 году, когда стала функционировать система ИНСАТ. В соответствии с программой она должна была состоять из двух геостационарных спутников и наземных станций. Оба спутника были рассчитаны на семь лет работы. Однако первый из них, запущенный американцами весной 1982 года, через пять месяцев вышел из строя. Второй был запущен лишь осенью следующего года.

Телевизионный бум, охвативший Индию, будит воображение индийцев, они мечтают о том недалеком будущем, когда их родина достигнет уровня стран с высокоразвитыми коммуникационными системами. А ведь в свое время Индире Ганди приходилось с высоких трибун убеждать некоторых скептиков в том, что Индия не может идти вперед без развития телевидения. «Я знаю, — говорила она, — как стремительно развивается телевидение в мире, и, если мы не возьмемся за него у себя в Индии, мы так и останемся далеко позади. Трудно сказать, что является потребностью, а что — роскошью и расточительством. Ясно, что потребностью, без которой не может жить никто, мы называем пищу, одежду, жилище, условия для сохранения здоровья и получения образования. Но следует ли считать телевидение лишь средством развлечения? Ведь с помощью телевидения мы можем многое сделать для развития сельского хозяйства и образования, можем получать информацию о том, как живут другие люди, каковы их проблемы...»***.

Благодаря заинтересованности значительной части индийской общественности и высшего руководства страны, включая премьер-министра, Индия нашла возможности для быстрого развития своей телесети. С этой целью были мобилизованы лучшие научные силы, выделены значительные финансовые средства; в решении проблем, связанных с телевидением, принимали участие парламент и законодательные собрания штатов, политические партии и организации, различные министерства; действовали специально созданные комиссии и рабочие группы.

Обсуждение проблем телевидения привело к предоставлению ему независимого статуса: с апреля 1976 года ТВ страны отделилось от Всеиндийского радио и получило название Дурдаршан (так звучит слово «телевидение» на хинди).

В 1983 году был разработан специальный план развития телевидения страны, рассчитанный на то, чтобы уже к концу следующего года расширить потенциальную зрительскую аудиторию по крайней мере до 70 процентов индийского населения. Но надежды эти не оправдались. Даже к концу 1985 года телевидением была охвачена лишь территория с населением 396 миллионов человек (то есть 52,4 процента населения страны). Правда, и это — серьезное продвижение вперед, если учесть, что в 1983 году потенциальная телевизионная аудитория составляла лишь 192 миллиона человек. Число реальных телезрителей в Индии, разумеется, значительно меньше, но и оно быстро растет: с 5,1 миллиона в 1975 году до 60 миллионов спустя десять лет. К концу 1990 года индийское телевидение, по планам, должно охватить территорию, где проживает 80 процентов населения. Для этого модернизируются существующие телецентры и строятся новые. Индийские газеты пишут, что к 2000 году телевидение придет во все районы, во все города и села страны.

Специалисты, анализирующие стремительный рост телевещания в Индии, признают, что далеко не все в этой области так уж гладко и радужно. Хорошо известно, например, что индийское ТВ в основном привязано к городу, является в значительной мере городским феноменом. И не только потому, что телецентры и ретрансляторы расположены, как правило, в городах, но и потому, что среди горожан больше состоятельных людей, способных приобрести телеприемники. Несмотря на все попытки властей обеспечить доступ к телепрограммам как можно большему числу людей, телевидение страны было и отчасти остается дорогим (а значит, элитарным) зрелищем. И чем меньше достаток в семье, тем меньше у ее членов возможностей войти в привилегированную среду телезрителей.

В конце семидесятых годов был проведен анализ телевизионной аудитории в индийских городах. Оказалось, что среди горожан с ежемесячным доходом до 250 рупий телевизор имели лишь 3,1 процента, с доходом до 500 рупий — 7,3 процента, с доходом до 1000 рупий — 16,5 процента, с доходом сверх этой суммы — 31,2 процента****. Цифры удручающие. Недаром тогда же, в июне 1978 года, министру информации и радиовещания, открывавшему очередной телепередатчик, группа студентов задала вопрос: «А какова польза от телевидения для бедняков и обездоленных?»*****

За минувшее десятилетие многое изменилось. Заметно доступнее стали телевизоры, выросла популярность передач. Но принцип распространения телеприемников среди групп населения с различным доходом остался, пожалуй, прежним. Можно лишь добавить, что в городах, где высока доля интеллигенции, студенчества и бюрократически-управленческого аппарата, процент телезрителей за последнее время значительно вырос.

Однако главная проблема, стоящая перед телевидением страны, — приобщение к нему гигантских масс сельского населения. Известно, что 70 процентов индийцев проживают в сельской местности. Охватить столь массовую аудиторию телевизионным вещанием — задача не из легких. Трудность заключается в том, что по уровню жизни, числу грамотных, по количеству получаемых социальных благ крестьянство отставало и по-прежнему отстает от городского населения. Несмотря на то, что телевидение в стране существует вот уже третье десятилетие, в доме индийского крестьянина телевизор и сейчас — большая редкость. К тому же, по данным 1985 года, из общего количества деревень (их в Индии насчитывается 576 тысяч) около 40 процентов не имеют электричества. Да и электрифицированные районы, как правило, пользуются электроэнергией не круглые сутки, а иногда лишь по 5—6 часов в день, и эти часы не всегда совпадают с временем телепередач.

Тем не менее с первых же лет развития индийского телевидения в его программах учитывалось существование пока еще небольшой сельской аудитории, со своими интересами и заботами, со специфическими условиями жизни и труда. В январе 1967 года на телеэкранах появилась предназначенная для крестьян передача «Криши даршан», пользующаяся популярностью до сих пор. Как и раньше, эта получасовая программа выходит пять раз в неделю. В 1975—1976 годах делийский телецентр с помощью американского спутника вел экспериментальный цикл передач для села, ставивший целью повышение сельскохозяйственных знаний среди крестьян, пропаганду планирования семьи и т. д. В эксперименте, который продолжался около года, участвовали 2400 деревень, расположенных в шести штатах страны. В каждой из этих деревень был установлен для коллективного просмотра телевизор, который принимал передачи через ретранслятор или непосредственно со спутника. Как считают специалисты, эксперимент подтвердил целесообразность создания телепрограмм для сельского населения. Запуск в 1982— 1983 годах спутников системы ИНСАТ дал возможность не только продолжить, но и расширить телевизионное вещание для села.

Растет число деревень, в которых устанавливаются коммунальные телевизоры.

Стремление с помощью передач для сельской аудитории под-ять социальный, политический и образовательный уровень пестьян встречает положительную реакцию во всех слоях индийского общества. Однако в печати и на различных форумах нередко раздаются и критические нотки. Они касаются прежде всего формы передач, их языка и стиля, которые не всегда соответствуют поставленным задачам. Так, еще в период телевизионного эксперимента 1975—1976 годов многие зрители жаловались на трудности восприятия программ. Позднее создатели передач старались полнее учесть особенности сельской аудитории, но и сегодня эти передачи далеки от совершенства. Как отмечают специалисты, «недостаток многих передач для села (например, «Криши даршан») состоит в том, что они готовятся в городских студиях, к тому же с участием горожан, одетых, правда, в деревенскую одежду. Эти передачи отражают городской взгляд на сельские проблемы и потому теряют доверие зрителя»******. В целом аудитория телепрограмм, адресованных селу, пока все-таки невелика, особенно вблизи крупных городов (в «глубинке» их смотрят несколько больше).

Проблема содержания и качества телепередач касается, конечно, не только вещания для села. В последние годы она все чаще обсуждается на страницах индийских газет и журналов. Настоятельно ставится вопрос о том, насколько сегодняшние телепрограммы способствуют социальному прогрессу, с одной стороны, и удовлетворению интересов зрителей — с другой.

Три десятилетия назад, когда в Дели создавался первый экспериментальный телецентр, в стране господствовало мнение, что телевидение должно отвечать прежде всего образовательным, учебным целям. И первые годы телевизионное вещание было действительно ориентировано на ликвидацию неграмотности среди взрослых, распространение полезных знаний среди крестьян, помощь школе. Постепенно во многих школах появились телевизоры, учебные передачи стали чаще использоваться и в студенческих аудиториях. И все-таки образовательную функцию телевидения многие в Индии связывают прежде всего с политическим и экономическим воспитанием масс, с пропагандой принципов конституции и национального единства, с формированием гражданской позиции людей.

Как уже упоминалось, с начала постоянного телевизионного вещания, то есть с 1965 года, индийский телеэкран становится не только учебным, но и информационным. А спустя еще немного времени, когда объем передач несколько вырос, появились и развлекательные программы. С тех пор, на протяжении вот уже более чем двух десятилетий, образовательная, информационная и развлекательная функции сочетаются в практике Дурдаршана. Что касается времени, отводимого различным программам, то, как показывает анализ, чисто развлекательные жанры занимают сейчас около трети всего объема вещания, образовательные передачи — примерно 20—25 процентов, информационные — около 20 процентов (остальное время отводится «серьезным» развлечениям, публицистике и т. д.).

Информации на индийских телеэкранах уделяется большое внимание. Два раза в день идут «Последние новости» — о происходящем в стране и за рубежом. С 1984 года через спутник осуществляется прямая трансляция программы «События в мире». В том же году, став членом союза «Телевещание Азии», Дурдаршан начал вести информационные передачи непосредственно из азиатских и тихоокеанских стран. Существует еще специальная пятиминутная рубрика «Новости и взгляд», содержащая обзоры прессы. Местные телецентры готовят также информацию на языках отдельных регионов страны. Кроме регулярных информационных передач в эфир выходит большое количество специальных выпусков новостей, посвященных дебатам в парламенте, различным вопросам внутриполитической жизни, предвыборным кампаниям, визитам крупных политических деятелей (так было, например, во время пребывания в Дели М. С. Горбачева в ноябре 1986 и 1988 года) и т. д.

Несмотря на разнообразие форм подачи телевизионной информации и стремление руководителей телевидения как можно шире охватить события в стране и за рубежом, именно программы новостей подвергаются систематической критике на страницах газет и журналов, в научных публикациях. В августе 1985 года премьер-министр Р. Ганди направил письмо в министерство информации и радиовещения, в котором прямо указал, что «телевидение должно улучшить качество программ, особенно передач новостей»*******.

Недовольство нынешним состоянием информационных передач касается прежде всего структуры новостей, их географии, тематики, оперативности.
Индийское телевидение критикуют за то, что оно в своих информационных программах слишком привязано к Дели. Пе-ать отмечает, что в теленовостях чрезмерно много места отводится церемониальной стороне государственной деятельности. В частности, газета «Нэшнэл геральд» призвала должным образом оценить слова Р. Ганди, который неодобрительно отозвался о том, что его слишком часто показывают на экранах телевизоров********.

Для совершенствования информационных телепрограмм чрезвычайно важно расширение собственных источников информации. Пока в этом отношении Дурдаршан еще не обладает достаточной самостоятельностью. В частности, велика его зависимость от Всеиндийского радио и других организаций, поставляющих сообщения в текстовой форме. Слабая насыщенность видеоматериалами — один из упреков, часто высказываемых в адрес выпусков новостей индийского телевидения. В последнее время руководство Дурдаршана предпринимает некоторые шаги для выправления такого положения. Корреспондентов на местах снабжают видеотехникой. К сбору аудиовизуальной информации подключен ряд существующих в стране служб новостей. Но чтобы индийские информационные телепрограммы отвечали уровню предъявляемых требований, еще многое предстоит сделать.

Хотя телевидение в Индии рождалось прежде всего как средство просвещения и информации, но с годами зритель стал отдавать явное предпочтение развлекательным программам. Опрос, проведенный несколько лет назад в Дели и прилегающих к нему районах индийским Институтом массовой коммуникации, показал, что 52,3 процента аудитории смотрят главным образом развлекательные передачи, 6,8 процента основными для себя считают учебные программы и никто не ставит на первое по значимости место телеинформацию*********. Такая ситуация вызывает в Индии озабоченность у тех, кто заинтересован в эффективном использовании телевидения как орудия социального, экономического и культурного прогресса страны.

Создателям телепередач приходится учитывать, что многие индийцы покупают телевизор преимущественно для того, чтобы смотреть фильмы и танцы, слушать популярную музыку, иными словами — отдыхать. Поэтому некоторые информационные, а тем более познавательные передачи строятся в развлекательной форме, соседствуя в программе с «чистым развлечением».

В Индии, как и везде, повышенный интерес телевизионной аудитории вызывают игровые фильмы. Это, как правило, кинопродукция, причем большей частью — коммерческие ленты, сделанные по всем стандартам массовой культуры. Качество таких лент, конечно, оставляет желать много лучшего. «Удивительно,— писала не так давно в своем отчете правительственная Рабочая группа по телепрограммам, — как такие фильмы пропускает цензура, и еще более удивительно, что телевидение берет их для показа на своих экранах»**********. Рабочая группа предложила внести ряд ограничений в отбор и показ кинофильмов на телевидении, но не все ее рекомендации были приняты.

«Разовые» телефильмы — редкость в практике индийского вещания. Зато в телепрограммах восьмидесятых годов прочно утвердились серии и сериалы, которым принадлежит теперь около четверти всего эфирного времени. Выходя на экраны один-два раза в неделю (продолжительность каждого выпуска — не более получаса), многие из них продолжаются по нескольку месяцев и даже лет. Зрители свыкаются с героями этих передач, начинают воспринимать их как своих знакомых.

Особенно популярны семейные серии («Мы все люди», «Ну и жизнь!», «Мистер или миссис», «Семья» и другие). Конфликты в них, нередко окрашенные в мелодраматические или юмористические тона, привлекают аудиторию своей узнаваемостью. Например, в серии «Мы все люди» рассказывается история одной современной индийской семьи, где бабушка не хочет, чтобы внучка вышла замуж за представителя низшей касты, хотя у него и высшее образование. Но у молодых свои представления о жизни.
Если одни серии и сериалы, предлагаемые индийскому телезрителю, в большей или меньшей степени служат «полезным развлечением», то другие («Повеса Нарад», «Разрушение», «Адвокат Винод», «Цель действия», «Шнурок» — перечень можно было бы продолжить) вряд ли отличаются от низкопробной зарубежной кинопродукции и, по словам профессора М. Дуа, стимулируют «неблагоприятные, антисоциальные тенденции»***********.

В том, что многосерийные телефильмы такого рода находят дорогу на экран, пресса нередко обвиняет различные фирмы и учреждения, финансирующие их производство. Правда, нельзя не учитывать, что без спонсоров, вкладывающих деньги в создание передач, серии и сериалы попросту не могли бы в таком количестве, как сейчас, появиться в индийском телевидении.

С 1983 года, когда было разрешено финансирование телепрог-амм спонсорами, число заинтересованных фирм неуклонно астет. Ведь вложение денег в телепроизводство — это реклама, реклама — это прибыли. Название фирмы указывается в начале и в конце передачи, и его, если передача пользуется успехом, видят до 40 миллионов индийских телезрителей.

Сумма, выплачиваемая спонсорами телевидению, зависит от того, в какие часы идет финансируемая программа (поскольку от времени показа зависит масштаб потенциальной аудитории). Если фирма оплатила вперед 50, 100 или даже 200 выпусков серии, то телевидение вынуждено продолжать их съемку и демонстрацию, как бы ни снижалось качество очередных выпусков. Это серьезно сказывается на общем уровне индийской многосерийной телепродукции, вызывая справедливые нарекания специалистов, газетных обозревателей и, разумеется, зрителей. С начала восьмидесятых годов на телеэкранах страны стало появляться все больше зарубежных серий и сериалов, в основном американского и английского производства. В 1982/83 финансовом году на их покупку был израсходован миллион рупий, а в следующем финансовом году — уже 1,6 миллиона. Это немного по сравнению с суммой, которую телевидение платит за трансляцию индийских кинофильмов (около 15 миллионов рупий в год), но тенденция к усилению западного влияния в телеэфире страны обнаружилась достаточно четко. К тому же для зарубежной телепродукции стало отводиться лучшее просмотровое время.

С коммерческой точки зрения Дурдаршану значительно выгоднее приобрести зарубежный сериал, чем сделать свой: это обходится примерно в десять раз дешевле. Однако расширение экспорта западной телепродукции таит немалые опасности. Эта продукция (не только игровые сериалы, но и мультфильмы и программы поп-музыки и т. д.) не подвергается местной цензуре и потому фактически бесконтрольно проникает на телеэкраны. В значительной своей части она утверждает в сознании аудитории образ жизни и систему ценностей, которые чужды традициям индийской культуры. Особенно ощутимо отрицательное воздействие таких телепрограмм на молодежь. Это признают не только представители демократических кругов, но и самые разные деятели, имеющие отношение к средствам массовой информации. Точка зрения правительства и прогрессивной общественности возобладала, и в 1986 году Дурдаршан начал сворачивать закупки телевизионной продукции за рубежом, стремясь освободить национальный телеэкран от западного влияния.

Нужно сказать и еще об одном виде программ, который становится все более характерным для индийского телеэфира.

Когда-то, когда телевизионное вещание в стране только начиналось, нередко раздавались голоса, утверждавшие, что Индии широкое развитие телевидения не по карману. Тем не менее государство в интересах народных масс пошло на значительные расходы, которых потребовало телевизионное строительство. Но для его успешного продолжения нужно было все больше средств, а их не хватало. И тогда возникла идея внести в вещательную практику коммерческое начало. Это было трудное решение. До сих пор оно одобряется далеко не всеми, кто озабочен судьбами национального телевидения. В частности, против коммерциализации индийского телеэкрана выступила в 1984 году упомянутая выше Рабочая группа по телепрограммам. И тем не менее коммерческая реклама стала реальностью сегодняшнего телевизионного вещания в стране.

Впервые она появилась в программах делийского и бомбейского телецентров в январе 1976 года. А уже с лета следующего года рекламные ролики демонстрируются индийским телевидением повсеместно. Особенно быстро объем телерекламы стал расти после 1982 года, когда был запущен спутник ИНСАТ и на телеэкран пришел цвет. Соответственно сразу же резко увеличились доходы Дурдаршана от рекламного бизнеса: только за два года после запуска спутника они возросли почти в четыре раза. И эта тенденция роста продолжается.

Телереклама прерывает передачи по многу раз в день. Она назойлива, и это вызывает раздражение у многих зрителей. По данным опроса, проведенного Институтом массовой коммуникации в конце 1985 года, лишь 36,6 процента зрителей видят в телерекламе нужную информацию о новых товарах; 26,4 процента считают просмотр рекламных роликов пустой тратой времени; 24,2 процента утверждают, что телереклама не оказывает влияния на их покупательский выбор, а 4,4 процента вообще видят в ней лишь надувательство и обман************. Многие зрители высказывают пожелание, чтобы рекламные вставки появлялись в телепрограммах не столь часто. Но на практике пока все обстоит прямо противоположным образом. «Постоянный рост коммерческой рекламы на экранах Дурдаршана, — писал журнал «Каун-термедиа», — тревожит каждого, кто знаком с последствиями этого феномена в других странах»*************.

В своем развитии телевидение Индии сталкивалось и сталки-ается с многими трудностями. Причем есть среди них и такие, которые можно считать специфически индийскими. «Моя проблема, - заметил однажды в беседе с журналистами министр информации и радиовещания В. Гадгил, — состоит в том, что в Индии 23 штата, 9 союзных территорий, 14 языков, 164 диалекта, 19 агроклиматических зон, 23 субрегиональные и субрасовые группы и все они требуют времени и внимания на телевидении»**************. Министр прав: трудно удовлетворить запросы всех, по крайней мере на нынешнем этапе развития вещания в стране. Тем не менее в этом направлении делается немало. В том числе и для решения языковой проблемы.

В целях укрепления национального единства и повышения качества вещания в 1982 году с помощью спутниковой связи началась трансляция общенациональной телепрограммы. Эта программа, ретранслируемая местными станциями, шла попеременно на хинди и на английском языке. Несмотря на широкую рекламу, новое начинание вызвало серьезные возражения в ряде штатов страны, где хинди не является основным языком. Раздавались даже требования прекратить ведение этих передач. Развернулась острая дискуссия. Большинство ее участников высказались все-таки за сохранение программы и постепенное расширение ее путем включения передач на других языках.

А пока объем вещания увеличивается благодаря второму каналу, который вслед за делийским и бомбейским телецентрами в ближайшем будущем получат и другие крупные города страны. Правда, и тут не все идет гладко. Передачи новой программы ведутся из Дели, и это с неодобрением воспринимается в некоторых регионах. Так, в Калькутте весной 1987 года, то есть еще до открытия второго канала, прошли демонстрации с требованием передать этот канал в распоряжение правительства штата. Как бы то ни было, но сам накал страстей, которые кипят сегодня в Индии вокруг телевидения, свидетельствует о том, насколько прочно входит оно в жизнь страны.

В последние годы с телевидением все серьезнее соперничает видео. Видеобум, охвативший сначала крупные города, быстро распространяется по всей стране, и сейчас почти в каждом городе действуют просмотровые залы и кафе с видеоаппаратурой. Видеомагнитофоны устанавливаются в междугородных автобусах, в больницах, гостиницах. Расширяется сеть прокатных пунктов, где за небольшую плату можно получить на время видеокассеты. Видеомагнитофонов в стране пока насчитывается гораздо меньше, чем телевизоров, но число их быстро растет. По данным 1986 года, видеоаппаратурой более или менее регулярно пользовались около шести миллионов человек, из которых свыше четырех миллионов принадлежат к группам населения с высоким доходом. Те, кто победнее, не могут приобрести дорогостоящий видеомагнитофон или взять его напрокат и поэтому посещают места для коллективного просмотра видеопрограмм.
В условиях видеобума индийскому телевидению приходится усиливать заботу о качестве своих передач, чтобы вернуть зрителей, чрезмерно увлеченных новым аудиовизуальным средством, особенно молодых. Это важная задача, имеющая немалое социальное, политическое и культурное значение.

При всех сложностях своего развития телевидение Индии занимает все более прочные позиции в ряду средств массовой информации. Правда, печать успешно выдерживает соперничество с ним. Количество периодических изданий и их тиражи из года в год растут. Но растет, как уже говорилось, и аудитория телевидения. Радио остается основным источником информации и развлекательных передач для сельского населения и наименее обеспеченных слоев горожан. Зато радиоаудитория резко сокращается за счет тех, кто приобрел телевизор. Вероятно, это явление временное, порожденное продолжающимся телевизионным бумом.

Уже сегодня телевидение Индии помогает стране в ее продвижении вперед. Насколько успешно справится оно с задачами, стоящими перед ним, покажет будущее.

 

* Mass Media in India (1985). New Delhi, [1985], p. 3.

** «Vidura», New Delhi, 1972, № 2, p. 83.

*** «Communicator», New Delhi, 1984, № 3/4, p. 6.

****In: Yadava J. S. Communication and development for whom and for
what? Indian experience. — «The XV IAMCR Conference». New Delhi, 1986, p. 5.

***** «Vidura», 1983, № 5, p. 263.

****** Mass Media in India (1985), p. 6.

******* «Hindustan Times», New Delhi, 1985, Aug. 12.

******** In: «National Herald», 1986, Jan. 17.

********* In: Yadava J. S., Manral P. S. TV Serials and Video. — «The XV IAMCR Conference», New Delhi, 1986, pp. 20—21.

********** «Meinstream», 1984, Apr. 28, p. 19.

*********** «The Hindustan Times», 1985, Deec. 30, p. 9.

************ In: Yadava J. S., Manral P. S., p. 22.

************* «CounterMedia», Bombay, 1986, № 1, pp. 12—13.

************** «The Hindu», Madras, 1986, Aug. 29.

 

Из сборника: Телевидение вчера, сегодня, завтра. 89', М., Искусство, 1989.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу раздела о Индии


Интересное

Всенародный любимец Валентин Гафт. Памяти прекрасного актера


советские женщины - Т.В. ФЕДОРОВА


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru