Если бы парни... (Прошунина Д.)
Ровесник (журнал №1 за 1968 год)
Новогодний студенческий бал в самом большом в Софии зале «Болгария». Поют известные, популярные певцы. А потом ведущий объявляет: «Микрофон ваш. Кто хочет петь, читать стихи, пожалуйста». Вышел к микрофону и Бисер Киров, студент химико-технологического института. До этого он пел только дома и перед друзьями. Но именно с этого первого выступления начался его путь профессионального певца. Через несколько недель его пригласили в крупнейшую болгарскую фирму грамзаписи «Балкантон», прослушали и записали три пластинки. А на первом Международном фестивале молодежной песни в Сочи Бисер Киров занял третье место.
Сейчас столько фестивалей, и международных и национальных, что не хватит журнальной страницы только перечислить их. Но сочинский особенный: это фестиваль молодежной песни, и многие его участники впервые соревнуются в таком конкурсе. Но что же представляет сегодня молодежная песня? Какие особые черты и качества отличают ее от всех других?
Для многих скептиков молодежная песня — это только неумелое треньканье на гитаре, которое можно услышать во дворах больших домов и в электричках. Песни, в которых «лав» и «май дарлинг» чередуются с жалобами на несчастную любовь. Сочинский фестиваль был самым ярким и убедительным опровержением такого мнения.
Не случайно разговор о молодежной песне мы начали с рассказа о Бисере Кирове. Это певец, который собрал в себе многие черты современной молодежи, ее вкусы, пристрастия. Боль греческих патриотов, чью прекрасную родину топчет сапог новых фашистов, и счастье влюбленных он воспринимает как свою боль, как свое счастье. И запуск космического корабля, и война во Вьетнаме, и страдания инвалида войны, и радость человека, нашедшего друзей, — это его, личное дело. Именно в этом его лиричность. И такое пристрастное, заинтересованное отношение к людям и миру, может быть, самое главное свойство и сегодняшней молодежи социалистических стран и тех песен, которые молодые поют. Равнодушие, безразличие чужды тем, кто воспитан в новом обществе. Равнодушие, безразличие и, как их следствие, бездумные, мелкотемные песенки неприемлемы для таких певцов, как Бисер Киров. Именно в его исполнении прозвучала «Песнь свободы» греческого композитора Микиса Теодоракиса, награжденная специальным призом фестиваля.
Двадцатилетние шестидесятых годов хотят быть «со счастьем на «ты», как пел Яцек Лех, сын антифашиста, чудом спасшегося из Освенцима. Но они знают, что это счастье нужно отстоять и завоевать своими руками, и не только для себя, а для всех парней, которые живут сегодня на пяти континентах. И отсюда другая особенность поколения, которое родилось уже после второй мировой войны, — ответственность за все, что происходит на планете Земля. Это чувство ответственности звучит и в песне «Ударьте в литавры» чехословацкого композитора Петера Хеннига, которую исполнял Карел Блага, и в песне «Плакат» композитора А. Флярковского на слова Роберта Рождественского, которую пел Анатолий Королев.
И если в исполнении Бисера Кирова самое главное — это лирическое восприятие мира, то Анатолий Королев — это певец, ответственный за все, певец-публицист.
Анатолий Королев завоевал первое место на фестивале в Сочи. Но ему был присужден и еще один приз. Радиостанция «Юность» проводила плебисцит среди тех счастливцев, которым удалось попасть в театр на концерты Праздника молодежной песни. И больше всех голосов среди зрителей собрал Анатолий Королев. Все песни, которые он пел, — маленькие публицистические поэмы, воинственные в самом лучшем смысле этого слова. И именно они завоевали зрителя, именно они находят прямую дорогу к сердцам его сверстников.
Молодежная песня 1967-го, если сказать словами Маяковского, — это ласка и лозунг, и штык, и кнут. И может быть, именно поэтому большое значение имеет текст. Как сказал болгарский композитор Борис Карадимчев, мелодия и стихи сегодня вполне равноправны. Но иногда стихи настолько сильны, что задача композитора только поддержать их гармонией и ритмом, чтобы лучше донести до слушателя содержание.
Фестиваль показал, что появилось и новое направление в сегодняшней молодежной песне — политическое. Самым интересным его представителем на фестивале был Герхард Нееф, певец из ГДР, который занял второе место на фестивале и получил приз журнала «Ровесник» за исполнение песни об Октябрьской революции.
Герхард работает в районном сельскохозяйственном совете в городе Цвиккау и думает стать агрономом. Он член Социалистической единой партии Германии. Для него петь — это значит говорить о самых острых, самых насущных проблемах языком музыки. Для него петь — часть политической партийной работы. Но неправильно было бы думать, что вещи, которые он исполняет, — скучные музыкальные произведения, зарифмованные нотации и параграфы. Нет, такие песни, далекие от искусства, молодежь отвергает как подделку и халтуру. Как говорила композитор Александра Пахмутова: «Важно само искусство, талант композитора, поэта, исполнителя. Без этого у песни не будет успеха, ее не спасут самые чистые и благородные побуждения».
Те, кто поет, слушает, принимает или отвергает молодежную песню, хорошо образованны и произведение искусства от подделки всегда сумеют отличить. Поэтому композитор, который пишет для молодежи, должен быть очень талантливым, быть таким же страстным, горячим, непримиримым борцом со всем, что есть плохого на Земле, и также отдавать все свое вдохновение песне, как и большому симфоническому произведению. Только тогда его произведения станут необходимы молодым, как хлеб и воздух, войдут в каждый дом и на праздник и в трудные часы. Песни, которые поет Герхард Нееф, — «Песнь Октября», «Я несу знамя», «Красная роза» и другие, — написаны именно такими композиторами и поэтому пользуются огромной популярностью в ГДР.
С интересными политическими песнями выступили и представители Венгрии: самая молодая участница фестиваля Клементина Магай и двадцатилетний студент Петер Мате.
Песня Ференца Флами и Шандора Салкая «Две, одна, половина», которую пела Клементина, — лирический рассказ о любви вьетнамской девушки и венгерского юноши. И все же это политическая песня: так четко и прямо в ней выражена непримиримая позиция молодежи к грязной войне, развязанной американскими империалистами в Индокитае.
Клементина рассказывала, что сейчас в Венгрии самое страшное оскорбление среди молодежи — назвать кого-нибудь карьеристом. А повинна в этом сатирическая миниатюра о карьеристе, которая была исполнена на первом Всевенгерском фестивале политической песни.
В фестивале приняли участие юноши и девушки из девяти стран. И наверное, потому, что они выходили на сцену один за другим, мелодии Польши сменяли кубинские ритмы, монгольская песня чередовалась с румынской, очень наглядно прозвучали национальные особенности и каждого произведения и каждого исполнителя. Сейчас много говорят о том, что земной шар стал меньше, нет границ для радио, в пределах континента их нет для телевидения. Нивелируется все. Лица, одежда, вкусы, характеры. Не без помощи буржуазной пропаганды рождаются стереотипы улыбок, причесок, мышления. Уберечь человечество от стандартизации, казалось бы, призвано искусство. Но оно первым в буржуазном мире стало терять свои национальные особенности. Сколько мы все знаем книг, песен, фильмов, происхождение которых можно угадать разве лишь по фамилии автора.
Песни, исполненные на фестивале, были ярко национальны по форме, по манере исполнения. Разве можно забыть прекрасную песню о родине румынского композитора Джорджи Григориу в исполнении Дойны Бади (певица заняла третье место на фестивале и получила приз газеты «Советская культура» за вокально-художественную культуру исполнения) или спутать ее с «Песней крестьянина», которую пел кубинец Хорхе Луис Пачеко, он же автор слов и музыки?
Сочинский фестиваль стал как бы своеобразным зеркалом, в котором отразились различные черты и направления молодежной песни социалистических стран. Каждый новый участник — это и что-то новое в молодежной песне: один радует своим задором и темпераментом, например Маша Кодряну (СССР), другой — артистичностью и обаянием: Яцек Лех или Хелена Майданец (Польша), третий — юной непосредственностью и искренностью, как Богдана Карадочева (Болгария). Но была одна черта, свойственная и всем произведениям и всем исполнителям, — оптимизм.
Хорхе Луис Пачеко, молодой композитор и певец, определил истоки этого оптимизма словами: «Ведь все мы живем в социалистических странах. И хотя иногда нам бывает трудно, мы уверены в завтрашнем дне.
Мы знаем дорогу, по которой идем, знаем, куда идем и зачем». Атмосфера праздника оптимизма, искренности, серьезных раздумий присутствовала все шесть дней на сочинской встрече молодых исполнителей. Общее желание, чтобы такая встреча любителей хорошей песни стала традиционной.
Автор — Прошунина Д.
Ровесник (журнал №1 за 1968 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!