«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)
Как известно, сущность выравнивающего проявлении состоит и том, что проявление сильно экспонированных участков негатива задерживается вследствие быстрого истощения раствора и запаздывании смены его свежим в результате недостаточно быстрой диффузии. Вместе с тем в тенях, где для проявлении требуется меньшее количество проявителя, процесс проходит более полно.
Наиболее типичный вариант этого способа представляет так называемое «голодное» проявление, при котором смена проявителя в эмульсионном слое пленки вообще исключается.
Способ состоит в следующем. Экспонированную пленку погружают в проявитель и оставляют в нем и течение времени, достаточного для полного пропитывания эмульсионного слоя (приблизительно на 4-5 мин). Раствор должен быть предварительно охлажден до + 5ºС. При этой температуре проявление не происходит или же протекает в очень малой степени. По истечении указанного периода пленка вынимается из раствора и помещается эмульсионным слоем вверх на чистое стекло. Затем на эмульсионный слой накладывается второе стекло. Таким образом, пленка оказывается зажатой между двумя стеклами. Этот «препарат» далее может быть помещен в воду с нормальной (20º) или повышенной (40º) температурой или же оставлен на воздухе. В том и другом случае на него кладется груз 0,5 кг, для того чтобы обеспечить хороший контакт пленки со стеклами и исключить окисление проявителя кислородом воздуха.
Проявление проходит за счет раствора, пропитавшего слой. Вследствие ограниченного количества проявителя процесс протекает в условиях, резко отличающихся от обычных.
В сильно экспонированных участках проявитель быстро и полностью расходуется и проявление прекращается. В слабо экспонированных местах пленки (тенях изображения) расходуется меньшее количество состава, и поэтому процесс проходит значительно энергичнее по сравнению с проявлением светов. Более полное проявление теней, чем при обычном способе, означает практическое повышение светочувствительности, точнее говоря, более полное использование светочувствительности пленки. Процесс заканчивается сам по себе в результате израсходования проявителя, поэтому регулировать время проявления нет необходимости.
Пользуясь в своей практике методом «голодного» проявления, я, как правило, применяю последовательно два. три, четыре пропитывания с последующим проявлением. Это делается, исходя из того соображения, что при одном пропитывании количество проявителя, впитавшегося в слой, недостаточно для полной проработки теней. Кроме того, желательно сократить общее время проявления. В результате значительно повышается используемая величина светочувствительности, а также увеличивается фотографическая широта.
Таким образом было испытано большое число проявителей, в частности мелкозернистые Агфа-12 и Д-76, метолгидрохиноновые с углекислой и едкой щелочами.
Наилучшие результаты достигнуты с применением проявителя следующего состава: метола — 2 г, гидрохинона — 10 г, сульфита натрия безводного — 52 г, соды безводной — 40 г, бромистого калия — 4 г, воды — до 1 л. Если желательно уменьшить вуаль, то следует заменить бромистый калий бензотриазолом, взятым в количестве 0,5 г на 1 л.
Приводим результаты, полученные при опыте с указанным проявителем. В таблице даны относительные величины светочувствительности (принимая светочувствительность при обычном проявлении за 100).
Из приведенных данных видно, что при «голодном» проявлении с повторением пропитывания и проявления три раза достигается увеличение светочувствительности не менее чем вдвое; фотографическая широта также возрастает вдвое, что указывает на улучшение качества воспроизведении. Вуаль При «голодном» проявлении хотя и выше, чем при обычном, однако величина ее остается в допустимых пределах. Предлагаемый способ обработки негативных материалов отличается, конечно, относительной сложностью. Однако результаты его настолько интересны, что им несомненно воспользуются многие фотолюбители.
Абриталин В.
«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!