Поиск по сайту


+12
Издание предназначено для детей старше 12-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Печенье (Советский ОБЩЕПИТ)


Free counters!



Советская жизнь, Советское кино, Творческие портреты - Наталия Ужвий (1959 г.)

(Советский Экран № 23 за 1959 г.)

Творческие портреты - Наталия Ужвий

Наталия Ужвий


К числу произведений искусства, которые будят высокие мысли, увлекают, вызывают желание подражать, вдохновляют на подвиг, принадлежит и кинофильм «Радуга», поставленный в 1943 году режиссером Марком Донским.

... Недавно на одном из собраний творческих работников в Киеве шел диспут о силе воздействия искусства на людей. Много выступало писателей, актеров, режиссеров, критиков и музыковедов. Страсти кипели. И вот слово взял оператор-хроникер, прошедший всю войну с кинокамерой в руках.

— Я вам хочу рассказать один случай, свидетелем которого был,— начал он.— Произошло это в Восточной Пруссии, в конце 1944 года. Батальон три дня атаковал сильно укрепленную фашистами высоту. Конец войны был близок, это ощущалось во всем. И, что греха таить, не очень-то хотелось рисковать. После стольких испытаний все мечтали о дне, когда совсем замолчат пушки.
Вечерело. К утру ожидали авиацию и готовились к решительному штурму. Вместе с боеприпасами и продовольствием приехала к бойцам кинопередвижка. В лесочке натянули экран и начали показывать «Радугу». Фильм смотрели люди, опаленные огнем боев, видевшие много крови, страданий и горя. И нужно было наблюдать лица солдат, потрясенных увиденным!

На рассвете высота была взята.

Наталия Ужвий

Евдокия ("Выборгская сторона", 1938 г.)

Кинофильм «Радуга» явился большим событием, можно даже сказать, целой эпохой в творческой жизни Наталии Михайловны Ужвий. К этому фильму артистка пришла уже зрелым и опытным мастером театра и кино.

— И все-таки, приступая к работе над образом своей современницы и землячки Олсны Ко-стюк, я очень волновалась,— вспоминает она.— Было приятно и легко работать под руководством такого замечательного режиссера, как Марк Донской. Мы трудились с воодушевлением, потому что вносили этим трудом свою лепту. в общее дело победы. Фильм снимался летом в Ашхабаде, куда эвакуировалась Киевская киностудия. За тысячи километров от Украины приходили к нам страшные известия о зверствах фашистских изуверов на нашей земле. Я была далеко от родного края. Но фильм, в котором снималась, рассказывал о моих братьях и сестрах, которые еще томились в фашистской неволе. И душой я была с моей Украиной. Я почти не «играла», я жила в образе.

В роли Олены Костюк Наталия Ужвий поднялась до творческих высот, достигнутых лучшими трагедийными актрисами мирового кинематографа. Эта роль принесла ей особенно широкую известность и популярность среди миллионов кинозрителей.

Известный французский историк и теоретик кино Жорж Садуль в одной из своих работ называет фильм «Радуга» потрясающим. «Радуга»,— пишет он,— это хроника жизни одной оккупированной деревни, рисующая нам ужась. войны; не скрыты в ней и проявления человеческой низости. Нельзя забыть в этом фильме лица двух детей, утаптывающих землю на могиле брата, похороненного потихоньку от немцев».

Наталия Михайловна Ужвий пришла работать в кино в первые послереволюционные годы. Ее творческая биография тесно связана с историей советского киноискусства. В конце 20-х — начале 30-х годов она исполнила роли Галины Домбровской (в фильме «ПКП»), Марины («Тарас Трясила»), Ульяны («Кармелюк»), Горпины («Я люблю»), Стефы («Назар Стодо-ля») и другие.

Н. Ужвий — актриса, обладающая тем, что называется спецификой кинематографа: скупым выразительным жестом, богатой мимикой, яркой интонацией и удивительно проникновенным взглядом. Ее глаза подчас говорят зрителям во сто крат больше, чем многочисленные реплики. Они умеют передавать любое настроение, всю, до тончайших нюансов, сложность переживаний героини.

Большое творческое удовлетворение принесла артистке работа над ролью Евдокии в одном из лучших советских фильмов — «Выборгская сторона». Кропотливо и вдохновенно лепила она образ солдатки — темной, забитой женщины, которую всякого рода авантюристы пытались вовлечь в свои антиреволюциониые вылазки.

Ужвий в этом фильме словно обращается к своим личным воспоминаниям о нелегком детстве, о трудной юности. Грязные, мрачные пригороды, нищета рабочих кварталов, измученные голодом и тяжелым трудом обитатели подвалов — все это сама видела и пережила когда-то Наталия Ужвий, и это помогло ей понять и выразить облик бедной, измученной Евдокии. В сцене суда артистка мастерски показала прозрение своей героини.

... Вот первый пролетарский суд Выборгской стороны оглашает приговор. В глазах подсудимой — Евдокии появляется проблеск сознания: «... переселить из сырого подвала в нормальное помещение,— читает судья,— реквизировав для этого...». Евдокия — Ужвий растерянно смотрит на людей, окруживших ее: «Люди, пожалейте... не обманывайте... всю жизнь обманывали.!. »

Наталия Ужвий

Горпина ("Я люблю", 1934 г.)

В горле пересохло, голос дрожит, в глазах слезы... Но вот лицо солдатки посветлело, яснее стали глаза. Суть приговора дошла до ее сознания...

Роль Евдокии Козловой принесла актрисе настоящий успех в кино.

Ужвий принадлежит к категории тех актрис, для которых искусство кинематографа так же понятно, как искусство театра.

— Кино и театр,— говорит она,— одинаково близки мне, они дополняют друг друга. Сложное и необычайно тонкое искусство кинематографа, не терпящее ни малейшей фальши, научило меня чувствовать до мельчайших деталей создаваемые образы, очищать их от ненужных нагромождений, добиваться исключительной четкости движений, интонации, большой выразительности взгляда. И, наоборот, работа в театре помогает мне найти правильное решение образа в кино, его, как говорится, основное зерно.

Замечательная способность Ужвий создавать психологически сложные образы ярко раскрылась в исполнении актрисой роли Анны Задорожной — героини пьесы Ив. Франко «Украденное счастье» в одноименных спектакле и кинофильме. Нужно не только хорошо знать характер народа, его быт, взгляды и привычки, но и пламенно любить его — только так приходит истинное проникновение в национальный характер. Ужвий доказала это своей игрой.
В последние годы актриса создала образы простых, мужественных и героических женщин из народа: крепостная Ярыня, сестра знаменитого украинского Кобзаря («Тарас Шевченко»), простая крестьянка, человек большой души, мужественная и смелая женщина Марфа, рискующая жизнью ради спасения советского и чешского воинов («Без вести пропавший»), Анна Золотаренко — патриотка, связавшая свою судьбу с борьбой народа («Пламя гнева»), Варвара, ценой собственной жизни спасающая Богдана Хмельницкого («Триста лет тому...»), Наталия Ковшик — (работящий и веселый председатель сельсовета («Калиновая роща») и многие другие.

Наталия Ужвий

Олена ("Радуга", 1943 г.)

Наталия Михайловна Ужвий — артистка, для которой не существует маленьких, незначительных ролей. Она никогда не показывает незавершенных работ. Все они выставляются на суд зрителя, когда к ним, кажется, уже нельзя добавить ни одного штриха. Любая, даже эпизодическая ее роль — это законченное произведение искусства, полнокровный образ, отличающийся филигранной отделкой.

Свой огромный актерский опыт народная артистка Союза ССР Наталия Михайловна Ужвий передает молодежи — студентам студии при Киевском академическом драматическом театре имени Ив. Франко, в котором она работает уже много лет. Не один год Наталию Михайловну избирают председателем Украинского театрального общества. Не прекращается ее работа и в театре. Новые спектакли, новые роли...

Кинозрители с нетерпением ждут от любимой актрисы новых образов на экране.

В ответ на вопрос о ее творческих планах и пожеланиях Наталия Михайловна грустно улыбается:
— Жаль, что приходится повторять уже много раз сказанное. Почему у нас не ставятся фильмы специально на актера? Так, не сумели с достаточной полнотой запечатлеть на пленке актерское мастерство многих выдающихся художников сцены, в частности А. Бучмы...

Недавно была сделана такая, довольно редкая попытка создания фильма на актера. Я имею в виду «Сороку-воровку» с Зинаидой Кириенко в главной роли. Опыт был удачным. Таких фильмов должно быть больше.

Мне очень хотелось бы создать на экране образ женщины-матери из народа, много вынесшей на своих плечах и воспитавшей сыновей — строителей светлого коммунистического завтра.

Будем надеяться, что мечта актрисы осуществится.

Юрий Валуев

"Советский экран", № 23 за 1959 г.


 



НАВЕРХ


Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



На главную страницу раздела Советская жизнь


Интересное

Joan Blondell - открытки


У карты мира - Колумбия (1976 г.)


Новое на сайте

08.11. новости - Олег Борисов. Артист с большой буквы

05.11. новости - Выдающийся французский музыкант Джо Дассен

01.11. новости - Анатолий Кубацкий. Неповторимый герой советских сказок

30.10. новости - В день рождения знаменитого французского кинорежиссера Клода Лелуша

27.10. новости - Скончался легендарный российский актер Николай Караченцов

23.10. новости - Выдающийся композитор и дирижер Юрий Саульский

20.10. новости - Актрисе театра и кино Жанне Болотовой 77 лет

16.10. новости - Любимый актер советской эпохи Савелий Крамаров

12.10. новости - На советские экраны вышел легендарный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»

08.10. новости - Ушла великая Монсеррат Кабалье

03.10. новости - Ушел из жизни легенда французского шансона Шарль Азнавур

02.10. новости - Вера Васильева - настоящий символ вдохновения на театральной сцене

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2018. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки.