Поиск по сайту


+12
Издание предназначено для детей старше 12-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Революционная куба (Фотографии Кубы 1963 г.)


Free counters!

По материалам: http://www.terek-live.ru/bozhovich-terek-priehal-chtoby-nabrat-odno-ochko.html.

Советская эстрада, Клавдия Ивановна Шульженко (фотографии)

Клавдия Ивановна Шульженко

К 105-летию со дня рождения

 

Клавдия Шульженко

 

1906 — 1984


Для немало повидавшего на своем веку знаменитого Колонного зала тот вечер был необычным: 10 апреля 1976 года отмечался семидесятилетний юбилей Клавдии Ивановны Шуль-женко. Двадцать песен, сложная программа, идущая в сопровождении то эстрадно-симфонического оркестра, то инструментального ансамбля, то пианиста,— это вызывало восхищение (какой же надо обладать смелостью, чтобы решиться на такой шаг!) и настороженность (справится ли актриса, несколько лет не выступавшая с сольными концертами?).

И вот на эстраду выходит стройная женщина в строгом, элегантном, светло-сером платье. Она улыбается, и зал взрывается аплодисментами — зрители, стоя, приветствуют любимую актрису. Кажется, овации не будет конца: аплодирует партер, ложи и балкон, аплодирует оркестр, билетеры, забыв, что они здесь «по долгу службы». Овация длится одну, две, три минуты. Позже, когда концерт будет записан, выяснится, что аплодисменты занимают в нем едва ли не столько же места, что и сами песни, а условия производства грампластинок потребуют сократить восторженную реакцию зала до минимума. «Напрасно вы это делаете,— заметит находившийся в аппаратной И. С. Козловский,— такие аплодисменты дорого стоят — их надо заслужить!»

Юбилейный концерт стал своеобразным фильмом, который создала актриса. Перед слушателями словно прошли кадры уникальной ленты. За рассказом Шульженко «о времени и о себе» встала история страны, народа, с кем жила одной жизнью, думала и чувствовала, как он.

Первая песня —«Подъезд» А. Лепина на стихи Ф. Лаубе, рожденная в 60-е годы, прозвучала как биография современника. Певица рассказала о судьбе героя, который много видел, ездил, возвращался «на минутку» в родной дом и снова отправлялся в путь, но, казалось, она говорила о себе: как полвека назад вступила на трудную стезю эстрадной певицы и сколько бы ни возвращалась к родному порогу, песня, ставшая ее призванием, снова звала в дорогу, на встречу со зрителем, которому отдавала все свое сердце, весь свой талант.

«Давай закурим» М. Табачникова, И. Френкеля и «Последний бой» М. Ножкина. Первая — 1943 года, вторая — на тридцать лет моложе, но обе связаны военной темой, верность которой Шульженко сохранила на всю жизнь. М. Ножкин создал песню для многосерийной эпопеи «Освобождение». На эстраде «Последний бой» впервые прозвучал в исполнении Шульженко, сумевшей достоверно и просто рассказать о мыслях и чувствах солдата перед «последним боем, трудным самым». Так глубоко раскрыть содержание мог только человек, сам перенесший тяготы войны.

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?»— эта песня одна из шести, составивших цикл «Сказ о солдате» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова. Шульженко, первая и единственная исполнительница всего цикла, взволнованно поведала о воине, вернувшемся к мирному труду, о солдатской дружбе тех, кто плечом к плечу прошел сквозь огненные годы войны.

И так каждая песня, как кадры неснятого фильма.

Долгие годы певица называла новые программы «Песни о любви». Также она могла назвать и юбилейный концерт, потому что ее песни о любви — это рассказ о родной земле, солдатской верности, о первых робких чувствах и любви безоглядной, выстраданной, о разлуках и надеждах...

Программа концерта позволила певице продемонстрировать все богатство ее лирического дарования. В трактовке Шульженко «Вальс о вальсе» Э. Колмановского и Е. Евтушенко поражает удивительным соединением иронии и восторга, грусти и радости. Обстоятельства сложились так, что певица исполнила песню после того, как она прозвучала в других интерпретациях, но ее трактовка стала эталоном. «Талант этой замечательной артистки таков, что раз спев песню, она делает ее своей, «шульженковской»,— сказал Э. Колма-новский.— Мы авторы песен не можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря исполнению Клавдии Ивановны «Вальс о вальсе» получил столь долгую и счастливую жизнь».

Искусству Шульженко подвластны все песенные жанры: лирический монолог, баллада, шуточные куплеты, романс — старинный и современный. Романс в творчестве певицы занимает особое место. Есть общая черта, характерная и для старинной «Вишневой шали» и для современных романсов: «Не жалею» Б. Фомина и П. Германа, «Руки» И. Жака и В. Лебедева-Кумача, «А снег повалится» Г. Пономаренко и Е. Евтушенко. Актриса рассказывает в них о больших чувствах и настоящей любви. Лирическая героиня Шульженко может действовать «рассудку вопреки», но никогда не жалеть об этом, ибо в ней живет постоянная вера в то, что встреча с настоящим чувством не проходит бесследно. Исповедальная интонация, с которой Шульженко исполняет эти произведения, такт, присущий ей, улыбка, а то и легкая ирония придают ее новеллам о любви особое очарование и, снимая с них налет сентиментальности, раскрывает духовный мир современницы, ее мировосприятие и мироощущение.

Юбилейный концерт собрал песни, исполненные в разное время. Премьера «Записки» Н. Бродского и П. Германа отделена от премьеры «Трех вальсов» А. Цфасмана, Л. Давидович и В. Драгунского пятнадцатью годами, а от первого исполнения «Бабьего лета» Т. Марковой и И. Ка-хановского — двумя десятилетиями. Рядом с ними оказались и совсем новые произведения: «Когда-нибудь» Л. Лядовой и О. Милявского, «Размышление» С. Каминского и В. Бута. Такое соединение невыгодных для исполнителя сопоставлений еще раз свидетельствовало о победе Шульженко над временем. Казалось, что каждую песню она поет впервые.

Актриса не стремилась воссоздать прежний рисунок, и потому новое прочтение хорошо знакомых слушателю произведений несло не радость узнавания, а радость открытия: в «легких» когда-то песнях появилась глубина, за непритязательными, запомнившимися строчками вставала гамма новых чувств — юмор и грусть, печаль и лихость. И главное, ничего «понарошку», все подлинно, все правда. Оттого-то так ярко прозвучали многие песни, долгие годы украшавшие репертуар Шульженко. Среди них «Молчание» И. Дунаевского и М. Матусовского, «Три вальса»— трехактный моноспектакль и «Старинный вальс» 3. Левиной и Л. Глазковой — блестящая миниатюра, в которой Шульженко с юмором и изяществом продемонстрировала смену настроений героини и непоследовательность ее поступков, вызывающих улыбку.

«Век нынешний и век минувший» встретились в программе юбилейного вечера, но это было не отступление в прошлое, а обращение к настоящему и в будущее народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко.

Г. Скороходов

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко. Харьков, 1928 г.

Первые концерты, в которых мне довелось участвовать в родном Харькове, убедили в том, что песня стала занимать все большее и большее место в моей жизни, постепенно вытесняя все остальные интересы. Поэтому, когда весной 1928 года мне предложили поехать в Ленинград испытать там свои силы на большой эстраде, я решилась и выбрала песню.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко — солистка мюзик-холла. Ленинград. 1929 г.

Ленинградский дебют означал для меня многое. Он укрепил мою уверенность в правильности выбранного пути. Я окончательно поняла, что песня — моя любовь.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко перед концертом в парке ЦДКА. Москва. 1938 г.

Я обращалась к произведениям, которые можно было бы назвать лирическими размышлениями, воспоминаниями, монологами. Это были как бы мысли вслух о глубоких человеческих чувствах. Именно в те годы родились ставшие популярными «Мама», «Записка», «Портрет», «Встречи» и другие. Во всех этих песнях я говорила о любви и хотела убедить слушателей, как бесконечно разнообразна может быть она.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко — лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. 1939 г.
К. К. Шульженко среди музыкантов Ленинградского джаз-оркестра. В центре — дирижер А. Семенов. 1940 г.

Волновалась ужасно. Объявили первую песню — зрители зааплодировали тепло и, как мне показалось, дружелюбно. Забыв о жюри, стала петь для тех, кто пришел на этот концерт, кто хотел, я это чувствовала, поддержать меня. Страх уходил с каждой строчкой песни... Как я была благодарна в тот вечер зрителям.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко. 1940 г.

В песнях, что я пела, не было места меланхолии... Я стремилась петь о больших, настоящих чувствах, о том человеческом состоянии, которое прекрасно определил поэт Эдмон Ростан: «Я люблю нас сегодня больше, чем вчера, и меньше, чем завтра».
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко среди слушателей фронтового концерта. 1941 г.
К. И. Шульженко поет для участников обороны Ленинграда. 1941 г.


За первый год наших выступлений мы дали 500 концертов, не было, кажется, воинской части, где бы не выступал наш ансамбль. Эта работа требовала полной отдачи душевных сил. И все забывали об усталости. Ибо понимали, что искусство тоже может сражаться с фашизмом.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко поет «Синий платочек». Кадр из фильма «Концерт фронту». 1942 г.


Где только не побывал наш автофургон, где и в каких условиях не приходилось выступать!.. Сколько песен я спела во время войны! Разве все вспомнить? Но одна песня стала не прости любимейшей в моем военном репертуаре, не только во всех концертах исполняемой — она .тала болью и радостью, моей совестью. Песня стала легендой. Это — «Синий платочек».
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко. 1940-е гг.

Каждая песня — новые поиски... Никто не вправе определить: эту песню поет только хор, эту — такой-то певец, а эту такая-то певица и больше никому ее не трогать! Но задумайтесь: почему у одного исполнителя песня живет и живет долго, а у другого — проходит никем не замеченной? Трактовки есть разные, но одна выразила душу произведения... а другая лишь скользнула по поверхности, так и не дойдя до сердца слушателей.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко. 1940-е гг.

Я произношу — Клавдия Шульженко — и чувствую глубокое волнение. Читаю в газете или журнале: Клавдия Ивановна Шульженко — и понимаю, что волнуюсь уже не один, потому что для многих Клавдия Шульженко — символ лирики, романтики, необыкновенного женского обаяния на эстраде. И символ мастерства!
Л. Утесов

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко исполняет песню Соловьева-Седого «Россия»
К. И. Шульженко на творческом вечере композитора А. Н. Цфасмана. 1956 г.

Песни, подобной «России», не было в моем репертуаре. Так уж получилось, что произведения, которые пела в сопровождении джаз-ансамбля, писались в танцевальных ритмах... Новая песня отличалась от них отсутствием ритмической сетки... К тому же и сама тема была нова на песенной эстраде... Песня волновала меня, и я верила, что, если сумею донести это волнение до зрители, она не оставит его равнодушным.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко. 1950-e гг.

Сколько спела песен — не знаю. Наверное, несколько сотен... В нашем деле количество не переходит в качество. Каждая песня — законченное самостоятельное произведение, и когда певец приступает к нему, разве он знает, какая судьба ожидает песню, найдет ли она путь к сердцу слушателя.
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко после концерта в Доме актера ВТО. Москва. 1960-е гг.
К. И. Шульженко и дрессировщица Ирина Бугримова. 1960-е гг.

Люблю петь для любой аудитории, считаю своим слушателя любой профессии. я прихожу к нему на откровенный разговор, на исповедь и всегда верю, что он услышит меня. и пою... для каждого слушателя в отдельности.
К. Шульженко
С восхищением наблюдая за выступлениями в цирке воздушных гимнастов, канатоходцев, жонглеров, дрессировщиков, я часто думаю о том, как много родственного в нашей работе. у нас, артистов эстрады, должен быть такой же строгий расчет, такое же точное «попадание:».
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко во время съемок на Центральном телевидении. 1960-е гг.

Пение под предварительно сделанную запись так распространено на телевидении. Я просто не могу петь «под собственный голоо — в таком случае превращаюсь из исполнителя в слушателя. Когда на телевизионном экране появляется певец, мне кажется, он дол-*°н продемонстрировать не просто вокальные данные, а исполнительство творчество. А это невозможно воспроизвести даже под собственную фонограмму — творчество всегда неповторимо!
К. Шульженко

 

Клавдия Шульженко

К. И. Шульженко на юбилейном концерте в Колонном зале Дома союзов. 10 апреля 1976 г.

Этот день никогда не забуду. Два месяца подготовки, два месяца работы, особенно напряженной в первую апрельскую неделю. Но когда после одной из последних репетиций, чуть ли не накануне концерта, я ехала по Москве и увидела огромную афишу с моим именем, почувствовала необычайное волнение, которое уже не покидало меня ни на минуту... Концерт, который мне предстояло спеть в Колонном зале Дома союзов, подводил итоги: 70 лет жизни, из которых 50 отданы песне.
К. Шульженко

Клавдия Шульженко

 

Издательство "Планета", 1986

Фото из архива Г. Скороходова

 

 

Фонотека советской эстрады - SovKult.ru



НАВЕРХ


Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



На главную страницу раздела Советская эстрада


Интересное

1001 день в Рио-де-Жанейро


советские новогодние открытки 1990-го года


Новое на сайте

24.09. открывая советское кино - Кочующий фронт, фильм 1971 г. - статья Риты Шевченко

20.09. новости - Софи Лорен. Истинное воплощение харизматичности и чувственности

19.09. открывая советское кино - Человек, которого я люблю, фильм 1966 г. - статья Риты Шевченко

17.09. новости - Владимир Басов. Самый необыкновенный режиссер

16.09. открывая советское кино - Урок жизни, фильм 1955 г. - статья Риты Шевченко

12.09. новости - Неподражаемая Татьяна Доронина

11.09. открывая советское кино - Улица без конца, фильм 1972 г. - статья Риты Шевченко

10.09. открывая советское кино - Солдатка, фильм 1959 г. - статья Риты Шевченко, новости - Звезда советского кино Надежда Румянцева

09.09. пластинки - АЛЛА ПУГАЧЕВА. Песни с пластинки «Зеркало души» и АЛЛА ПУГАЧЕВА. «Арлекино» и другие…

07.09. открывая советское кино - Середина жизни, фильм 1976 г. - статья Риты Шевченко

06.09. пластинки - ВИА "ЦВЕТЫ"

05.09. новости - Ушел из жизни голос целой эпохи - Иосиф Кобзон

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2018. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки.