Тарасов К.С.
У карты мира - Колумбия (1976г.)
Археологические исследования последних лет показывают, что поселения на территории современной Колумбии возникли с древнейших времен. К VI—V вв. до н. э. относятся наиболее древние из изученных культур, связывающих современную Колумбию с ее далеким прошлым: своеобразные и развитые культуры тумако, сан-агустин, тьеррадентро и нариньо. Первая получила название по имени острова в одноименном заливе Тумако и носит черты удивительного синтеза культуры центральноамериканских майя и мо-чика — индейцев перуанского побережья. Древних мастеров тумако считают (и не без основания) одними из самых искусных гончаров всей древней Америки. Их подлинную славу составила керамика, изображающая людей и животных, многочисленные образцы которой были открыты всего лишь 30 лет назад, а ныне справедливо служат украшением музеев и частных коллекций стран Америки и Европы. Особенно обращают на себя внимание причудливые статуэтки полулюдей-полузверей (людей-ягуаров)— мотив, распространенный и у майя и у мочика. Возможно, что поселения индейцев тума, по имени которых и назван нынешний Тумако, были по существу самыми южными аванпостами-колониями городов-государств майя.
Много научных споров ведется вокруг так называемой сан-агустинской культуры (названной по городку Сан-Агустин) в верховьях реки Магдалены — этой жемчужины древнеиндейской культуры Колумбии. По данным радиоуглеродной датировки, культура сан-агустин сформировалась около V в. до н. э. и просуществовала в течение полутора тысяч лет. Великолепные, поражающие воображение мегалитические памятники этой культуры (святилища, барельефы, стелы, статуи и т. д.) встречаются во всей южной части горной Колумбии, а следы ее воздействия распространяются и за пределы названного района. Масштабы воздействия, уровень развития и ее датировка вызывают разногласия: считать ли культуру автохтонной (местной) или принесенной извне? Крайние точки зрения объявляют создателем культуры некий загадочный народ (поговаривают даже об арийцах Атлантиды или Лемурии), другие же считают культуру сан-агустин древнейшей «пракультурой» Америки, из которой развились культуры Анд и Средней Америки.
Известную аналогию с культурой сан-агустин имеет культура тьеррадентро, центр которой также расположен в горном узле Нудо-де-Пасто. Сильное впечатление оставляют ее подземные некрополи — подлинные шедевры древнеиндейской архитектуры и настенной живописи. Высоким уровнем развития и самобытностью отличаются и такие древнеиндейские культуры Колумбии, как чоко и калима (Тихоокеанскоепобережье), сину и тайрона (Прикарибская низменность), кимбайя и пи-хао (долина Магдалены), гуане и чибча-муиска (Восточная Кордильера) и другие.
Культура чибча-муисков возникла в межгорных бассейнах Восточной Кордильеры, а культура родственных им племен тайронов — в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Двойное название чибча-муисков объясняется тем, что слово «муиски» означает в переводе «люди», а «чибча» происходит от их главного божества — Чибча-Чума (что значит «опора чибча»). Как и у других развитых народов доколумбовой Америки, цивилизация чибча-муисков была земледельческой, в ее основе лежало террасное земледелие с применением искусственного орошения. Такие сельскохозяйственные культуры современной Колумбии, как маис, картофель, фасоль, томаты, тыква, хлопчатник, табак, кока, различные фрукты (среди них ананас, гуаява, чиримойя и др.), составляли основу сельского хозяйства чибча-муисков. Чибча-муиски добывали каменную соль, каменный уголь, который использовался для плавки драгоценных металлов, формовки соли, обогрева жилищ и храмов, золото, медь, драгоценные камни (изумруды). Как и другие высокоразвитые цивилизации Анд (в частности, инки), они имели обширные сведения в области астрономии, медицины, математики, были народом-строителем, поддерживали оживленные торговые отношения с другими народами не только Колумбии, но и Перу и даже Мексики. До сих пор на склонах Сьерры-Невады можно видеть развалины грандиозных систем террасного земледелия и искусственного орошения, каналов и акведуков, построенных тай-ронами.
Статуя божества культуры Сан-Агустин
Открытые в последние годы остатки мощных крепостей, больших дворцов, дорог и святилищ тайронов производят столь ошеломляющее впечатление, что многие исследователи считают их цивилизацию не менее развитой, чем более известные цивилизации инков Перу или ацтеков и майя Мексики. Чибча — единственный народ Америки, который к моменту испанского завоевания использовал золотые пластинки и в качестве меновой единицы. Большинство своих ювелирных изделий чибча изготовляли из томпако — сплава золота с медью. Часть золота чибча получали в обмен.
К приходу испанских завоевателей у чибча-муисков существовало около 20 государств, важнейшими из которых были расположенные в Восточной Кордильере Бака-та (от этого слова произошло нынешнее название столицы Колумбии), Ирака (илиСогамосо), Дуитама, Гуанета и Тайрона, индейское государство в горах Санта-Марта. Верхушку их общества составляли знать и жрецы, основную массу населения — свободные общинники. Религиозный центр чибча-муисков (храм Солнца) помещался в Согамосо, куда со всех уголков обширной страны чибча несли подношения. Население этих государств, по самой скромной оценке, составляло не менее 1,2 млн. человек, а вместе с другими индейскими племенами, жившими на побережье и в долине реки Магдалены (карибские племена), а также в восточных районах (араваки, уитото и др.), население тогдашней Колумбии превышало 2 млн. человек. А в современной Колумбии индейское население едва насчитывает 350 тыс. человек.
В апреле 1536 г. из Санта-Марты на поиски золотой страны — Эльдорадо, слухи о которой дошли до алчных конкистадоров, вышел большой отряд (800 человек) во главе с Гонсало Хименесом де Кесадой. Плохое знание местных условий чуть было не погубило завоевателей. Для нас весенние месяцы апрель и май — лучшее и волнующее время года, но на побережье в Колумбии именно в мае начинается сезон ливней, реки, текущие по низменности, обращенной к Карибскому морю, широко разливаются, образуя гигантские болота. Голод, болезни, непривычный климат и стрелы карибов заметно уменьшили численность завоевателей. Проблуждав более 10 месяцев, сильно поредевший отряд (осталось в живых 100 человек) вышел наконец к нынешнему городку Белее. Отсюда испанцы поднялись на плоскогорье восточной горной цепи Колумбии — Восточной Кордильеры. Хронисты-историки той эпохи описывают, как испанцы были потрясены открывшейся перед ними великолепной картиной: богатыми полями, роскошными садами, прекрасными дорогами и замечательными мостами, большими городами с величественными храмами и дворцами. И главное, в стране было много золота! Вот она, великая мечта всех завоевателей — Эльдорадо, «золотая страна»!
К моменту прихода испанцев индейские государства переживали период упадка, их раздирали внутренние социальные противоречия, острая борьба за власть среди элиты, и, подобно тому как это было при завоевании ацтекского государства в Мексике или инкского государства в Перу, испанцы с дьявольским искусством натравливали одни государства против других, завоевывая страну руками индейцев.
Через 20 лет под ударами конкистадоров пало последнее индейское государство, и Гонсало Кесада назвал разграбленную и залитую кровью древнюю страну Новой Гранадой. Завоевание сопровождалось массовым уничтожением населения и культурных ценностей, в огне погибли замечательные храмы, дворцы и города, безвозвратно погибли многие неповторимые памятники древних индейских цивилизаций. Рисуя портрет завоевателя Колумбии и основателя ее столицы Боготы Гонсало Хименеса де Кесады, многие пели ему асанну, называя благородным идальго ( и даже прообразом, с которого был написан Дон-Кихот). Дело в том, что в отличие от других завоевателей (например, Эрнана Кортеса или Франсиско Писарро) Гонсало де Кесада был не только грамотным, но и начитанным! По всем же другим качествам (жестокости, беспощадности и алчности) этот «Дон-Кихот» был их родным братом.
Больше того, даже после кровавых погромов Кортеса и Писарро индейцы Мексики и Перу смогли в конечном счете консолидироваться в народы. Иной была судьба чибча-муисков. Жалкие остатки когда-то великого народа были переселены в неудобные районы на юг Колумбии, загнаны там в резервации так называемой Тьерра-дентро (внутренняя земля)—ныне департаменты Уила, Каука и Нариньо. На плато Боготы и в других прежних местах их обитания удержались лишь два маленьких племени (тенебо и сутаго). Завоеватели всеми силами стремились заставить их забыть великое прошлое, превратить в рабов, обречь на духовное вырождение. Уже в XVIII в. язык чибча-муисков вышел из употребления. Нынешние потомки древних властителей Колумбии теперь говорят по-испански!
Тарасов Константин Сергеевич - КОЛУМБИЯ (У карты мира)
Москва. Издательство «Мысль», 1976 г..
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!