Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный между Финляндией и Советским Союзом 25 лет назад, широко освещался в течение юбилейного года. Это является естественным, необходимым и правильным. У нас особенно акцентировалось внимание на большом значении и важности Договора для Финляндии и ее внешней политики как в течение этих 25 лет, так и в будущем.
Я не буду следовать традиционным выступлениям, посвященным Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а остановлюсь также на этапах, предшествовавших заключению Договора. Обзор начну с 1937 года. Хочу показать, с какой исключительной последовательностью Советский Союз, безопасность которого оказалась под серьезной угрозой вследствие милитаристской политики гитлеровской Германии, стремился в соответствии со своей оборонительной внешней политикой к урегулированию соседских отношений с Финляндией договорным путем.
Политическая обстановка в Европе в 30-х годах после прихода Гитлера к власти непрерывно обострялась. Это было фоном, на котором состоялся обмен мнениями во время визита в Москву в начале февраля 1937 года министра иностранных дел Холсти.Хол-сти уверял советских руководителей, что Финляндия хочет жить в мире со своим восточным соседом. Министр обороны Советского Союза Ворошилов ответил, что это еще не обеспечит сохранения мира на севере Европы и поэтому Советский Союз должен был бы получить по крайней мере какую-то информацию о том, как поступит Финляндия в случае, если третья власть, не спросив у нее на это разрешения, использует территорию Финляндии против Советского Союза. На этот вопрос не последовало ответа ни от Хол-сти в Москве, ни от правительства Финляндии позднее.
Положение в Европе все быстрее развивалось в сторону кризисной ситуации. Первым этапом осуществления захватнической политики Гитлером был аншлюс Австрии 12 марта 1938 года. После этого у Гитлера была открыта дорога для уничтожения независимости Чехословакии.
Поскольку правительство Финляндии не дало ответа на вопрос Ворошилова, полномочный представитель Советского правительства 14 апреля 1938 года связался с министром иностранных дел Холсти. Этот представитель предложил Финляндии заключить двустороннее соглашение об обороне на случай, если Германия нападет на Советский Союз через территорию Финляндии. Однако предполагалось просить финнов наметить контуры договора. Переговоры с руководителями финляндского правительства длились до апреля 1939 года. Во время последних встреч министру иностранных дел Эркко было заявлено, что Советскому Союзу крайне важно получить гарантии подлинного нейтралитета Финляндии. И тогда со своей стороны Советский Союз даст гарантии собственных миролюбивых намерений по отношению к Финляндии и обеспечит независимость страны.
Переговоры, в которых с финской стороны участвовали премьер-министр Каяндер и министры Холсти, Таннер и Эркко, велись столь секретно, что комиссия по иностранным делам ничего о них не знала. Переговоры были прерваны вследствие того, что Финляндия не проявила интереса к ним.
Характерным является рассказ тогдашнего секретаря премьер-министра, магистра Арво Инкиля, о встрече премьер-министра с представителем Советского Союза. Полномочный представитель, как было обусловлено, секретно прибыл к премьер-министру и начал беседу словами: «Премьер-министр пригласил меня», на что Каяндер ответил: «Я не приглашал Вас». Тогда советский представитель сказал: «В таком случае мне здесь нечего делать» — и ушел. Когда позднее представитель еще раз пытался встретиться с премьер-министром, Каяндер не согласился принять его и предложил представителю Советского Союза изложить свое дело секретарю.
Пока проходили эти переговоры, Гитлер продолжал свою политику агрессии. В октябре 1938 года Чехословакии пришлось уступить Германии Судетскую область. 15 марта 1939 года немецкие танки лавиной обрушились на Чехословакию. Страну оккупировали. В начале сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Разразилась вторая мировая война.
5 октября 1939 года правительство Советского Союза предложило Финляндии «в связи с изменением международной обстановки вследствие войны» начать переговоры относительно «конкретных политических вопросов». Переговоры начались 12 октября в Москве.
Ю. К. Паасикиви, возглавлявший финскую делегацию, рассказал в своих мемуарах о ходе переговоров. Когда в конце зимы 1948 года в Финляндии шла подготовка к переговорам по заключению Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, бывших начальников генерального штаба генерала Оскара Энкеля и генерала А. Е. Хейнриха попросили составить справку о предложенном договоре. В этой справке от 3 марта 1948 года в наиболее ясной форме, чем в каком-либо другом известном мне документе, описывается главная суть переговоров, имевших место в октябре 1939 года. По этому поводу в справке сказано следующее:
«После прибытия делегации Финляндии в Москву в октябре 1939 года Сталин спросил, готова ли делегация к переговорам о возможном заключении договора об оборонительном союзе между Советским Союзом и Финляндией. Когда делегация на это ответила, что правительство Финляндии, заранее обсудившее возможность возникновения в Москве такого вопроса, не уполномочило нашу делегацию вести переговоры о подобном соглашении, Сталин заявил, что в этом случае Советский Союз вынужден предложить обмен некоторыми территориями, имея прежде всего в виду обеспечение безопасности Ленинграда. Таким образом, идея об оборонительном союзе была высказана тогда впервые в переговорах между Советским Союзом и Финляндией и вновь была выдвинута именно в качестве альтернативы требуемым в противном случае территориальным уступкам».
Как известно, Финляндия и Советский Союз не достигли единогласия во время переговоров осенью 1939 года. В результате началась зимняя война.
Мысль о договоре между Финляндией и Советским Союзом возникла после двух войн, осенью 1944 года, спустя несколько месяцев после заключения перемирия. Председатель Союзной контрольной комиссии генерал-полковник Жданов интересовался мнением тогдашнего президента Республики Маннергейма о заключении договора о сотрудничестве наподобие договора, заключенного с Чехословакией в 1943 году. Позднее, в мае 1945 года, генерал-полковник Жданов вновь поднял этот вопрос в беседе с тогдашним премьер-министром Паасикиви.
Это предварительное зондирование, в ходе которого Советское правительство подняло вопрос и неоднократно возвращалось к нему, окончилось безрезультатно; затем президент Паасикиви сделал особо важное заявление в своем интервью печатному органу общества «Финляндия—Советский Союз» в феврале 1947 года, то есть более чем за год до заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В этом интервью Паасикиви сказал:
«Народ Финляндии желает строить свое будущее на фундаменте, заложенном Мирным договором, и избегать вовлечения в будущие военные конфликты. Народ Финляндии хочет жить в мире со всеми, у него нет врагов. Однако в случае военного нападения на Финляндию или через ее территорию на Советский Союз Финляндия будет обороняться всеми возможными средствами. Если все же ее сил на это не хватит, то помощь следует искать у Советского Союза».
Исходная позиция президента Паасикиви была вполне реалистична и ясна. Особенно ясно она изложена в написанном самим Паасикиви докладе, представленном от имени правительства парламентской комиссии по вопросам внешней политики 15 марта 1948 года. Со ссылкой на вышеупомянутое заявление в докладе говорится: «Вышеуказанное заявление, сделанное президентом Паасикиви в его интервью, имело целью констатировать, что: 1) Финляндия в будущем никогда не будет воевать против Советского Союза; 2) Финляндия желает остаться в стороне от всех возможных противоречий; 3) в случае нападения на Финляндию или через территорию Финляндии на Советский Союз Финляндия будет защищать свою территорию и 4) в том случае, если оборонительные силы Финляндии окажутся недостаточными, Советский Союз примет участие в ее защите».
В Москве, естественно, весьма серьезно отнеслись к заявлению Паасикиви. Это выявилось во время визита государственной делегации в Москву в ноябре 1947 года, а также позднее, во время переговоров о заключении договора.
Советский Союз официально вернулся к вопросу 22 февраля 1948 года, когда Председатель Совета Министров И. В. Сталин предложил провести переговоры с целью заключения договора.
Когда было оглашено сообщение о внесенном советской стороной предложении относительно заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, значительная часть народа Финляндии сначала восприняла переговоры с сомнением и тревогой. Это прежде всего объясняется новизной идеи, а также тем, что война потрясла умы. Президент Паасикиви запросил мнение всех парламентских групп относительно предложения Советского Союза. Все партии, кроме ДСНФ, обусловливали проведение переговоров жесткими условиями, а многие вообще отвергли переговоры. Теперь даже трудно сказать, было ли большинство парламента «за» или «против» переговоров. Насколько сильна была оппозиция договору, в частности, иллюстрирует следующий факт: в Государственном совете 3 апреля 1948 года обсуждались последние инструкции для правительственной делегации, но президент Паасикиви дал инструкции, противоречащие позиции большинства Государственного совета. Когда же 6 апреля примерно в соответствии с этими инструкциями был подписан Договор и правительство представило его парламенту для ратификации, то в Государственном совете это прошло единодушно, а в парламенте против ратификации проголосовало только одиннадцать депутатов.
Так между Финляндией и Советским Союзом был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Прошло свыше одиннадцати лет с того момента, когда советской стороной впервые была выдвинута идея о двустороннем оборонительном соглашении с Финляндией. Крайне напряженная международная обстановка, господствовавшая в Европе вследствие милитаристской политики Гитлера, давала Советскому Союзу вескую причину предложить договор. В ходе переговоров, длившихся до начала 1939 года, со стороны Советского Союза было предложено несколько различных альтернатив решения вопроса относительно получения от Финляндии желаемых гарантий на случай нападения Германии на Советский Союз через территорию Финляндии. Во всех случаях красной нитью проходила идея об ограниченном оборонительном соглашении, причем финской стороне предоставлялась возможность разработать и предложить форму этого соглашения. Советский Союз надеялся на серьезные переговоры и был готов выслушать предложения и контрпредложения финнов. Однако ни того, ни другого не последовало.
Если рассмотреть сейчас, в свете Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, начавшиеся в апреле 1938 года переговоры между государственными руководителями Финляндии и представителем Советского Союза, то можно отметить, что почти все элементы ныне действующего Договора в той или иной форме обсуждались в ходе упомянутых переговоров. На начальной стадии переговоров совместные мероприятия по безопасности не предполагали территориальных уступок, но в 1948 году позади уже были две войны и порожденные ими реальные факты.
Одной из основных задач исторических исследований является выявление мотивов, скрывающихся за определенным событием или группой событий. Что касается Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, то правомерно спросить, почему он был заключен и почему именно в 1948 году. Один из ответов можно найти в Преамбуле Договора, где указывается, что целью Договора является развитие дружественных отношений между Финляндией и Советским Союзом. Но это было бы весьма поверхностным ответом, поскольку речь идет о договоре между Финляндией и Советским Союзом, явившемся исторически поворотным пунктом, а также о весьма значительном событии в международной политике. Поворотным пунктом он является в том смысле, что Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи положил конец отношениям, носившим отпечаток недоверия и враждебности. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи является неколебимой основой искренней и честной политики дружбы. Из этих рассуждений ясно видны те жизненно важные причины, которые повлияли на рождение Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
При поисках ответа на вопрос, почему Договор заключили именно в 1948 году, очень хотелось бы сказать (и это не потому, что мы, как говорится, крепки задним умом), что Договор необходимо было заключить в 1948 году, поскольку он не был заключен в более благоприятной для Финляндии обстановке, заблаговременно до второй мировой войны. Но Договор 1948 года зарождался на другом международном фоне. Именно в то время возникла напряженность в большой политике, начался период так называемой холодной войны. Целью Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в международном плане было препятствовать распространению военного психоза и в интересах обеих стран укрепить предпосылки мира именно на севере Европы. Этой цели содействовало также и то, что Договор эффективно предотвращал возможные спекуляции за границей о политике Финляндии.
Говоря об этапах, предшествовавших Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, я высказал некоторые соображения, которые, если изучать вопрос непредвзято, с учетом более широких исторических связей, могут стать основой нового понимания одного из наиболее решающих этапов нашей недавней истории. Нельзя отвергать поиски и новое понимание вопроса лишь по той причине, что оно не соответствует ранее господствовавшим понятиям и толкованию.
Однако правильный анализ прошлого необходим не только для истории. Такой анализ важен, полезен и даже поучителен именно потому, что на его основе можно делать выводы на будущее. Мне представляется очевидным, что новое восприятие вопроса укрепляет также наше доверие к основывающемуся на взаимопонимании сотрудничеству между Финляндией и Советским Союзом.
Человечество вступило в фазу урегулирования международных разногласий. Это обнадеживает. Проходящие в настоящее время в Хельсинки консультации по подготовке Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе являются выражением такого развития. И по многим другим направлениям наблюдается стремление к созданию лучших отношений между народами. Западная пресса теперь пользуется выражением: «Учиться жить вместе с Советами». Заключив в 1948 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и расширяя затем сотрудничество с Советским Союзом, Финляндия намного опередила другие страны на стезе политики международного согласия. Мы не предлагаем нашего Договора 1948 года в качестве образца другим народам, но предлагаем всем в качестве образца его результаты: основанное на доверии конструктивное сотрудничество между государствами с различным общественным строем. Это и есть подлинная «финляндизация». В таком его звучании это новое слово, придуманное в чужих закоулках с целью унижения Финляндии, мы даже рекомендуем для всеобщего употребления.
Благодаря нашей активной миролюбивой политике нейтралитета, основывающейся на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, мы действительно смогли в некоторых важных вопросах быть своего рода первопроходцами. Кроме вопроса о Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, следует в этой связи сказать о созыве в Хельсинки многосторонних консультаций по подготовке Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и о том, что Финляндия — первое несоциалистическое государство, которое признало Германскую Демократическую Республику.
К числу подобных вопросов относятся также Соглашение о научно-техническом сотрудничестве 1955 года, Соглашение об экономическом сотрудничестве 1967 года *, которые дополняются заключенным в апреле 1971 года Договором о развитии экономического, технического и промышленного сотрудничества. В свое время названные соглашения вызывали на Западе сомнения в отношении нашей внешней политики. Ныне многие западные государства заключили такие же соглашения с Советским Союзом. Ожидаются и новые соглашения. В свете этого развития наша «вина» заключается в том, что мы были первыми. Теперь мы опять первыми делаем новый шаг, заключая Соглашение о сотрудничестве между Финляндией и Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Анализируя развитие, происшедшее за годы действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, мы, финны, так же как и советские люди, можем констатировать, что Договор принес большую обоюдную пользу. В выполнении и толковании Договора не возникало затруднений. Межгосударственные отношения улучшились. В Финляндии научились ценить миролюбивую внешнюю политику Советского Союза. Расширились взаимные связи между гражданами обеих стран, и, в сущности, во всех областях сотрудничества отмечается положительное развитие. В Финляндии часто говорят о том, что Порккала была возвращена благодаря Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Но у нас нет никакого основания предаваться воле судеб. Напротив, сотрудничество необходимо неустанно развивать. С удовлетворением присоединяюсь к тому, что сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в июле 1970 года: «.. .возможности этого Договора в деле укрепления и развития советско-финляндской дружбы не только не исчерпаны, но, наоборот, далеко еще не раскрыты полностью.
На наш взгляд, существуют немалые возможности дальнейшего развития и углубления сотрудничества между нашими государствами на международной арене как в решении назревших проблем нашего континента, так и борьбе за утверждение права всех народов на свободное независимое развитие в условиях прочного мира» **.
Я хотел бы указать на одну особо важную область, в которой имеются исключительно благоприятные возможности расширения сотрудничества между нашими странами. Я имею в виду торговлю между Финляндией и Советским Союзом. Товарооборот между нашими странами с 1951 года количественно возрастал почти на 12,7 процента в год. Но доля Советского
Союза, включая страну происхождения товара, во внешней торговле Финляндии за последние годы явно уменьшилась. В 1954 году доля Советского Союза во внешней торговле Финляндии составляла 17,5 процента, теперь же она около 11 —12 процентов. Такой неудовлетворительный ход развития необходимо изменить. Это в наших интересах, и поэтому мы должны добиваться изменения в первую очередь собственными мерами. Желая развивать торговлю с зарубежными странами вообще и стремясь к наиболее полному и скорейшему устранению еще существующих в международных экономических отношениях элементов дискриминации, Финляндия весьма тщательно изучает вопрос о том, как она в новых условиях сможет обеспечить увеличение важной для нее торговли с Советским Союзом и расширить связанную с ней торговлю со странами — членами СЭВ.
Уважаемые слушатели!
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи уже действует четверть века. Сомнения, имевшие место в финском народе, в сущности, полностью исчезли. Во всех общественных кругах теперь положительно относятся к Договору. Особенно важное значение для нас, финнов, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи имеет как основной документ нашей миролюбивой политики нейтралитета.
* Имеется в виду Соглашение об образовании Постоянной межправительственной советско-финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству. — Прим. ред.
** Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. «Речи и статьи». М., Политиздат, 1972, т. 3, стр. 105.
По книге: Урхо Калева Кекконен. Финляндия и Советский Союз. М., 1975.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!