Сергей Зыков
Никогда прежде мне не приходилось бывать Вильрю, в Лотарингии. Однако, выйдя из ма-ины на главной площади городка и увидев : великолепное, современной архитектуры, здание муниципалитета, я остолбенел от удивления:
— Но ведь я уже видел этот вход, эту лестницу, эти мозаичные красочные панно!
— В кино, дорогой друг,— рассмеялся мой спутник Антуан Поркю.— «Во маек» смотрел? Так вот, картину снимали в Вильрю. «Отель-де-Вилль» был преображен в заводоуправление, и перед ним проходила демонстрация жителей, несших лозунг: «Клюзо хочет жить!»
Поркю был прав. Вспомнился кинофильм, поставленный Бернаром Полем по роману Роже Вайана. Не так-то просто во Франции сделать картину на тему классовой борьбы. Ни один продюсер не желал вкладывать деньги, ссылаясь на то, что фильм, дескать, не окупит себя. Группа прогрессивных писателей и деятелей кино, в их числе актрисы Марина Влади и Франсуаза Арну, собрали необходимые деньги.
На помощь пришли также муниципалитет Вильрю, местные профсоюзные и молодежные организации. Сюжет романа, хотя и повествующего о событиях, происшедших еще до войны, сохранил свою актуальность. Так же, как герои книги, текстильщики из городка с вымышленным названием Клюзо, горняки и металлурги Вильрю переживают тяжелую драму: хозяева закрывают нерентабельные, с их точки зрения, предприятия, обрекая людей на безработицу. Жители Вильрю с большой охотой откликнулись на призыв бесплатно сняться в массовых сценах, что существенно сократило расходы на постановку фильма. Рабочие, домохозяйки, школьники с воодушевлением изображали демонстрантов, участвовали в сценах стычек с жандармами, проводов на кладбище погибшего в одной из схваток героя фильма, молодого красавца рабочего, которого все называли Во маек. Участие в съемках не требовало от них особых усилий. Труженики Вильрю уже не раз точно так же выходили на улицы, протестуя против закрытия шахт и заводов.
В этот городок мы приехали из Лонгви, промышленного центра, находящегося на стыке границ Франции, Бельгии и Люксембурга. В пути Антуан Поркю, секретарь федерации компартии департамента Мёрт и Мозель, рассказал немало интересного.
— Мы едем знаменитой Долиной домн,— начал он, как только машина покинула центр Лонгви.— Смотрите, какой внушительный вид! Громады промышленных построек! Они растянулись на километры. Но половина труб, как видите, не дымит. Заводы закрыты... А теперь мы пересекаем пресловутую линию Мажино. Сколько миллиардов ушло на сооружение укреплений, которые гитлеровцы весной 1940 года попросту обошли через Бельгию. Заработали тогда дельцы, подрядчики.
За поворотом дороги открылось новое скопление прокопченных труб, домн, мартеновских печей. При въезде в Вильрю через улицу перекинут плакат с надписью: «Нет — закрытию завода «Мишелин»!» Прямо на мостовой белой краской выведены лозунги, призывающие к солидарности с народом Чили.
— Городок называют «красной цитаделью»,— объяснил Поркю.— В нем четырнадцать тысяч жителей. Им уже давно управляет рабочий муниципалитет. От выборов к выборам кандидаты компартии получают все больше голосов: в 1955 году — 55 процентов, шесть лет спустя — 64, а в 1971 году уже 68 с половиной процентов. На кантональных же выборах из десяти генеральных советников, избранных от округа, в который входит Вильрю, семеро — коммунисты. В том числе и ваш покорный слуга,— добавил он.
Великолепный «Отель-де-Вилль» — гордость «красной цитадели». На его открытии в 1965 году присутствовал Жак Дюкло. Здесь размещены городские службы и находится зрительный зал на 1500 мест. Не раз под его сводами гремели аплодисменты советским певцам и танцорам. В этом зале жители города восторженно чествовали Алексея Леонова. Советский космонавт был первым, кому муниципалитет присвоил звание по-етного гражданина Вильрю.
В 1971 году компания «Вандель-Сиделор», самая крупная в Лотарингии, объявила об очередном свертывании производства, угрожавшем лишить работы 12 тысяч горняков и металлургов. Новость взволновала весь край. Компартия выдвинула срочный план спасения Лотарингии от экономической смерти, предложив прежде всего национализацию добычи руды и металлургической промышленности. В тот день и час, когда депутаты-коммунисты вручили свой план премьер-министру во дворце Матиньон, он был оглашен и на рабочем митинге в «Отель-де-Вилль». С тех пор этот план получил в печати название «план Вильрю»...
Бессменный с 1959 года мэр города Арман Сюк-кони принял нас в своем просторном кабинете. Наше внимание привлекли развешанные на стенах красивые фарфоровые блюда. Мэр рассказал:
— Мы очень ценим этот замечательный подарок нашему городу от рабочих фабрики эмалей в Лонгви. Блюда ручной работы, они сделаны искусными мастерами. На них изображены плоды деятельности нашего муниципалитета: жилые дома, построенные для рабочих, школы, детские сады, ясли, дома отдыха — у нас их несколько, в том числе на Лазурном берегу и в Альпах. Ну а это здание вы, конечно, узнаете — наш муниципалитет...
Арману Сюккони за шестьдесят. Небольшого роста, худой, лицо аскета. Со здоровьем у него не совсем ладно: сказываются долгие годы борьбы и труда, суровые испытания, выпавшие на его долю, долю революционера, организатора масс. Но стоит всмотреться в темные живые глаза, разгорающиеся как угли, когда Арман Сюккони с увлечением говорит о волнующих его вопросах, чтобы понять, какая огромная внутренняя сила живет в этом человеке.
— Я не открою вам секрета,— говорит мэр,— сказав, что капиталистические монополии меньше всего на свете считаются с интересами трудящихся. Точно так же, как с интересами национальными. Наша Лотарингия, богатая своими недрами и обладающая развитой индустрией, испытывает это на себе. Короли стали и железа строят гигантские комбинаты на берегу моря — в Дюнкерке, в Фосе,— работающие на привозной, более богатой, чем наша, руде, на закупаемом за границей угле, пользуясь при этом многомиллиардными субсидиями государства. Это обещает им более высокие барыши, и ради них они обрекают на безработицу и эмиграцию потомственных горняков и сталеваров Лотарингии.
Но мы не можем с этим мириться,— продолжал наш собеседник.— Конечно, есть много устаревших предприятий. Однако их можно реконструировать. Можно и нужно рационально использовать огромные природные ресурсы нашего края, его высококвалифицированную рабочую силу в интересах Франции, ее экономической независимости. Мы это убедительно доказываем, борясь за жизнь и процветание нашего городка...
Обстановка в маленьком Вильрю типична для Лотарингии. Налево от мэрии на склоне горы, таящей в своих недрах миллионы тонн руды, «ру-дёшки», как ласково называют ее горняки,— громады цехов, опирающихся на фундаментальную опорную стенку. Это ныне закрытый комбинат «Д'Обрив» компании «Понт-а-Мусон». Направо— завод «Мишелин», построенный Ванделями. Потушены его домны и мартены, но продолжают действовать прокатные и некоторые другие цеха, где заняты 4 тысячи рабочих. Между ними, в глубине,— крупная агломерационная фабрика.
В полукилометре от нее — открытая разработка руды. Отвесный срез горы лениво «грызут» три мощных экскаватора. Увесистые куски руды грузят в старенькие самосвалы, так же неторопливо спускающиеся по петляющей дороге прямо к фабрике.
— Обогащенная руда,— поясняет Антуан Поркю,— идет главным образом за границу: люксембургские заводы охотно покупают ее. Но почему же, спрашивается, французские компании отказываются от нее?
Вильрю и соседние поселки выросли вокруг этих комбинатов, построенных там, где еще в средние века возникло кустарное производство металла. Руда, выходящая на поверхность, обширные леса, дававшие древесный уголь, шустрая речка — все было под рукой. А когда потребовался кокс, то также не возникло проблем — Мозельский угольный бассейн всего в сотне километров.
Закрытие рудника и комбината «Д'Обрив» нанесло жестокий удар по населению. Многие, потеряв работу, вынуждены были покинуть родные края. Другие устроились на люксембургские предприятия. Несколько тысяч квалифицированных рабочих — драгоценный капитал лотарингской металлургии — ежедневно пересекают границу, тратя на дорогу по четыре часа.
Ну а что будет, если и завод «Мишелин», обладающий уникальным рельсопрокатным станом и являющийся поставщиком французских железных дорог, окончательно перестанет действовать? Власти, правда, обещали построить новые предприятия. Но все осталось по-прежнему. Да, собственно, что могут сделать префекты и министерские чиновники, когда хозяева французской экономики — многонациональные монополии, заправляющие «Общим рынком», решили по-своему.
«Стальные короли» Франции не только строят и расширяют с помощью государства комбинаты на берегу моря. Они инвестируют крупные средства за рубежом. В новый завод в Диллинге, в Сааре западногерманские фирмы вложили 40 процентов капитала, а французские компании — 60 процентов.
Трудящиеся Вильрю борются против произвола монополий, протестуют против закрытия заводов. Они убеждены, что защищают не только свои, не только местные, лотарингские, но и национальные интересы. Вместе с ними — профсоюзы, рабочие муниципалитеты, члены генеральных советов и депутаты-коммунисты. Демократическая печать и значительная часть местных газет поддерживают их.
В Вильрю издается ежемесячный «Бюллетень связи: муниципалитет — население». В нем публикуются отчеты о митингах, демаршах народных избранников и профсоюзов, запросах в генеральном совете и парламенте по поводу состояния лотарингской промышленности. Рядом с ответами представителей компаний, пытающихся как-то оправдать свертывание ее, в бюллетене помещаются свидетельства экспертов, опровергающих эти «объяснения».
Убедительно звучат доводы в защиту лотарингской руды. Слов нет, она по содержанию железа беднее, чем, скажем, мавританская или бразильская. Но ее охотно покупают в Люксембурге, бельгийские и западногерманские фирмы стремятся приобрести разбазариваемые французскими компаниями рудники. Да и французские предприятия, продолжающие использовать лотаринг-скую руду, в том же Лонгви, приносят вполне приличную прибыль.
В бюллетене излагаются и обдуманные конструктивные меры. Вот одна из них: постройка в Вильрю на месте закрытого комбината «Д'Обрив» завода грузовых машин — филиала САКЬЕМ, входящего в группу национализированных заводов «Рено».
Предложение встретило поддержку в департаменте, но было отвергнуто в Париже. Ведь металлургические тресты всегда сопротивлялись созданию машиностроения в Лотарингии, боясь, что это повысит спрос на рабочую силу и приведет к необходимости увеличить оплату труда рудокопов и сталеваров. Свою позицию они не изменили и сегодня.
Осмотрев городок, мы вернулись в «Отель-де-Вилль» и снова зашли к Арману Сюккони,
— Ну как, познакомились с городком? — спросил он.— Видели потушенные домны и мартеновские печи? Ведь одна из них, на «Мишелине», построена лишь одиннадцать лет назад. Как восторженно писали тогда о ней буржуазные газеты! Последнее слово техники, передовой технологии! А сейчас, когда ее закрыли,— полнейшее молчание... Больно смотреть на запустение, когда всего в пяти километрах отсюда дымят трубы люксембургских предприятий, работающих на лотарингской руде.
— Мы не прекратим борьбы, рано или поздно она принесет свои плоды,— убежденно говорит мэр, прощаясь с нами.
Покидали мы городок в вечерний час. Улицы заполнились рабочими, закончившими смену, домохозяйками. Около мэрии люди толпились вокруг юношей и девушек, продававших брошюрки с портретом Альенде на обложке.
— Двадцать пять сантимов! В фонд солидарности с народом Чили! — кричали они.
Прохожие разбирали брошюрки, платя за них кто франк, кто два. Рабочая солидарность интернациональна. Как не помочь братьям по классу из далекой страны.
В квартале Гут-д'ор - Назад
Далее - Радости и заботы Жильбера Шварца
Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!