Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


У карты мира - Колумбия (1976 г.)


June Haver - открытки




ФРГ, Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года), Внутренние различия и города — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

Внутренние различия и города — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)

Федеративная Республика Германии состоит из 10 земель, однако деление на земли традиционно и сильно устарело, оно не может служить главной основой для рассмотрения внутренних различий страны. Дело прежде всего в том, что земли ФРГ весьма различны по размеру территории и численности населения: например, крупнейшая из них — Бавария в 175 раз больше города-земли Бремена. Границы земель, как правило, не означают каких-то естественных или экономических рубежей, наоборот, зачастую они явно архаичны и мешают развитию. Не умещается, например, в границы города-земли Гамбургская агломерация: города-спутники Гамбурга на юге заходят в пределы Нижней Саксонии, а на севере растут на земле Шлезвиг-Гольштейна.

До сих пор сохраняются большие контрасты в уровне экономического развития отдельных земель и районов, и как следствие этого остаются большие различия в уровне жизни их населения. Некоторые западногерманские авторы справедливо говорят, что скорее происходит обострение этих различий, нежели их сглаживание. Это прежде всего различия между быстро растущими городскими агломерациями и опустевающими сельскими районами, откуда прежде всего уходит молодежь. Подсчитано, что примерно 70% территории ФРГ относится к областям, откуда уходит население; особенно интен

стоит блок ХДС/ХСС, а северные земли и земли-города имеют перевес протестантского населения; здесь находятся старые промышленные и пролетарские районы и центры (Рур, Гамбург и т. д.) и у власти стоят социал-демократические правительства. Любая перекройка деления имела бы и политические последствия, изменила бы нынешнее соотношение сил.

Таким образом, очевидно, что не имеет смысла рассматривать районные различия по формальным границам земель. И советские, и большинство западногерманских авторов делят страну на четыре крупных экономических района: Север, Рейнско-Вестфальский район, Юго-Запад и Юг (иногда его называют Юго- Восток). Основой их различий являются особая специализация хозяйства и специфические проблемы развития.

Например, «молодой» динамичный Юго-Запад отличается тем, что здесь преобладают новые и новейшие отрасли индустрии, связанные с научно-технической революцией, сооружены цепь АЭС, несколько крупных комбинатов нефтепереработки и нефтехимии, новые предприятия электроники, научно-промышленные комплексы. Старых кризисных производств нигде, кроме Саара, в этом районе нет. Поэтому здесь даже в годы спада относительно устойчиво хозяйство, сравнительно невысока безработица, в агломерации Юго-Запада продолжается приток населения из других районов.

Совершенно иная специфика Рейнско-Вестфальского района. Он отличается устаревшей моноиндустриальной структурой и огромной зависимостью от угледобычи и металлургии, что делает его хозяйство особо уязвимым и вызывает необходимость привлечения новых отраслей. Перенаселенность, высшая степень урбанизации, плотная застройка и огромные масштабы загрязнения окружающей среды в этом типично «техногенном» районе затрудняют новое строительство, требуют неотложных мер по улучшению условий жизни населения.

Проблемы же хозяйства Севера связаны совсем с другими факторами: доставкой импортного сырья и путями ее улучшения, строительством новых глубоководных портов и углублением подходов к старым, развитием новых приморско-промышленных комплексов, морскими разработками газа в Северном море и т. д.

Север включает всю низменную северную часть ФРГ, занимая примерно 2/3 страны. Это территория двух земель — Шлезвиг-Гольштейна и Нижней Саксонии, а также двух земель-городов — Гамбурга и Бремена.

Север отличается прежде всего тем, что это «океанские ворота» ФРГ, широкий выход страны к Северному и Балтийскому морям, тянущаяся на много сот километров полоса побережья. На территории района проходит важный морской путь между этими морями — Кильский канал. Реки Эльба, Везер и Эмс — стержни экономической жизни Севера и его важнейшие пути, связывающие с морем внутренние районы страны. Речные пути дополнены Среднегерманским каналом, который соединяет бассейны Эльбы, Везера и Эмса и открывает путь на запад — к Руру и на восток — за границу, к центрам ГДР. Наконец, Ютландский полуостров служит «мостом» между Центральной Европой и Скандинавскими странами. Через старинный торговый порт Фленсбург проходит «европейская автострада» № 3, ведущая от Гамбурга к Копенгагену и далее в Южную Швецию. Холмистый восток Шлезвиг-Гольштейна и остров Фемарн пересекает так называемая линия птичьего полета — кратчайший железнодорожный путь от Гамбурга на Копенгаген. С морем, торговлей и важнейшими магистралями связано прошлое и настоящее района, вся сеть его городов, «рисунок» его промышленности, и, наконец, современные его проблемы.

При взгляде на физико-географическую карту Европы может показаться, что Север в природном отношении однообразная низменность. Однако это не так. Ландшафты Шлезвиг-Гольштейна меняются от западного побережья к балтийскому: марши с сочнозелеными прямоугольниками лугов и полей сменяются к востоку более возвышенными тестами, которые переходят в холмы, поросшие сосновым лесом. Южнее, в Нижней Саксонии, эта смена ландшафтов идет в основном с севера на юг, однако и здесь заметны различия «запад — восток». У голландской границы можно увидеть и польдеры, и ветряные мельницы, и красочные поля тюльпанов. Много болот и озер. А южнее Гамбурга своеобразным пятном выделяется Люнебургская пустошь — заросшие вереском холмы и болотистые пространства. В западной части пустоши, там, где находится ее главная «вершина» — гора Вильзедерберг, достигающая 169 м, преобладают сосновые леса. Этот район объявлен природным заповедником и стал излюбленным местом туристов. Наконец, еще южнее, около Ганновера и канала, там, где выделяется «остров» плодородных черноземовидных почв, идут сплошные распаханные пространства, бесконечные поля пшеницы и сахарной свеклы.

Однако экономическая роль Севера определяется сегодня не сельским хозяйством, пусть и весьма продуктивным. Решающую роль играет индустрия, портовое хозяйство и морская торговля. В районе как бы две цепочки центров экономической жизни: одна, северная — это города-порты; другая, южная — города, «нанизанные» на трассу Среднегерманского канала. Северная цепочка связана с импортом сырья и внешней торговлей. Ее основные отрасли — портовое хозяйство, нефтепереработка и цветная металлургия, пищевая промышленность на импортном сырье, судостроение и судоремонт, рыболовный флот и рыбоконсервная промышленность. Центры Севера — Гамбург, Бремен и другие порты притягивают и сухопутные виды транспорта — железные дороги, автострады, трубопроводы. К ним примыкают полосы интенсивного пригородного сельского хозяйства: сады, огороды, молочные фермы.

Другая цепочка промышленных городов сложилась на юге, в основном на базе местных полезных ископаемых (железной руды, калийной соли, нефти и газа) и переработки сельскохозяйственного сырья, которое дает область с черноземовидными почвами. В послевоенные годы расширился и комплекс производств, связанных с автомобилестроением Вольфсбурга, в результате чего и в других городах появились его заводы-филиалы, резиновая и электротехническая промышленность.

Связь с морем, зависимость от импорта сырья и экспорта готовой продукции характерны для всего Севера, в том числе и его глубинных районов: резиновая промышленность Ганновера выросла на импортном сырье, Вольфсбург зависит от экспорта автомобилей. Между тем крупнейший порт района Гамбург не был соединен с этими центрами водными путями.

Только в 1975 г. был открыт канал Север — Юг, связавший Гамбург и Эльбу со Среднегерманским каналом, районом под Эльбой Ганновера.

Одна из проблем Севера заключается в том, что его порты расположены в эстуариях рек, вдали от моря, и недоступны для крупнейших танкеров и рудовозов. Необходимо углубление подходов к ним (оно уже ведется) и строительство аванпортов у самого моря, на побережье и островах. Только в этом случае Север ФРГ сможет «притянуть» многие новые предприятия, базирующиеся на импортном сырье, получать его наиболее дешевым путем, выдержать растущую конкуренцию более крупных портов. Побережье становится зоной, куда многие предприятия «выталкиваются» из внутренних районов экологическими причинами; особенно это относится к атомным электростанциям, лучшей зоной для которых признаны Фризские острова у побережья ФРГ.

Проблема Севера заключается и в больших контрастах в экономическом развитии разных его частей, в уровне жизни населения. Здесь соседствуют города с разнообразной высокоразвитой индустрией, как, например, Гамбург, и местности с устарелой структурой хозяйства, высокой долей сельского населения, безработицы, с самой низкой заработной платой и в связи с этим теряющие работоспособное население, особенно молодежь, как Эмсланд на западе, район Штаде западнее Гамбурга и т. д.

Крупнейший городской, портовый и промышленный центр района и всей страны — Гамбург, расположенный на нижней Эльбе в 110 км от ее впадения в Северное море. В границах города-земли живет 1,7 млн. человек, фактически же Гамбургская агломерация выходит далеко за эти пределы и насчитывает более 2,6 млн. человек.

Вся длительная история города, а также его современное значение и проблемы связаны с морем. В IX в. у впадения р. Альстер в Эльбу была основана крепость Гаммабург (англосаксонское «лесная крепость») — ядро современного города. Уже в XII в. Фридрих Барбаросса предоставил городу привилегии в судоходстве и торговле, а в 1241 г. был заключен союз Гамбурга и Любека, который стал основой Ганзейского — крупного объединения торговых центров на Балтике и Северном море. В объединенной Германии Гамбург получил права свободного порта и вырос в один из крупнейших портов мира. Эти права свободного города отражаются и в сегодняшнем его положении в стране. Гамбург именуется свободным ганзейским городом-землей, его правительство называется сенатом, на флаге города красуется один из портовых символов — трехглавый купол церкви св. Михеля, видный с реки.

Центром современного Гамбурга служит портовый участок Эльбы — грандиозный лабиринт специализированных портов, причалов и складов, холодильников и нефтехранилищ, целый лес кранов. Историческим ядром порта была «свободная гавань», где суда и грузы не облагались никакими пошлинами. До сегодняшних дней Гамбург остается одним из крупнейших портов мира: его грузооборот превышает 50 млн. т, каждый год он принимает более 20 тыс. судов под флагами всех стран мира, через него проходит большая часть экспорта страны. Через Гамбург идет и значительная доля торговли ФРГ с Советским Союзом. Порт постоянно растет и расширяется, к нему подведены новые автострады, построен мост через Эльбу — крупнейший из 1350 мостов приморского города. Еще в 1911 г. был проложен туннель под Эльбой, по которому рабочие из северной, главной части города попадают на верфи и доки южной части. Тогда это считалось большим техническим достижением. В 1975 г. было завершено строительство второго крупного туннеля под Эльбой, по которому прошла шестиполосная европейская автострада Стокгольм — Лиссабон.

Но проблемы порта, его современных связей с хинтерландом и морем не решаются строительством автострад. Гораздо важнее водные пути; как уже говорилось, Гамбургский порт связан с сетью внутренних водных путей ФРГ каналом Север — Юг. Крупные океанские суда теперь достигают города, однако нижняя Эльба довольно мелководна, поэтому самые современные суда, особенно супертанкеры, не могут входить в Гамбургский порт. Требуются дорогостоящие дноуглубительные работы или создание аванпорта в устье Эльбы на острове Нейверк. Видимо, на островах Северного моря возникнет аванпорт Гамбурга, способный принимать самые большие суда.

С портом и импортом сырья связана вся индустрия города, ее даже называют «портовой». Это большие нефтеперерабатывающие комплексы «Эссо» и «Шелл», крупнейшие в стране медеплавильные заводы, пищевая и так называемая торговая промышленность, на предприятиях которой сортируется, чистится и обрабатывается «экзотическое» сырье — бананы, кофе, чай, табак, т. е. традиционные импортные товары Гамбурга. К числу важнейших предприятий порта относятся и судоверфи. «Ховальдтсверке-Дойче верфт» производит ныне крупные танкеры до 200 тыс. т, атомные суда и буровые платформы, при помощи которых ведется разведка нефти в Северном море. Около города находятся три атомные электростанции. Строительство четвертой АЭС вызвало «экологическую забастовку» в 1977 г.

Город называют Северной Венецией. На воде расположены его северные приэльбские кварталы, где высятся многочисленные церкви, а над ними — здания современных банков и монополий гамбургского Сити. С запада к этой деловой части города примыкает «квартал развлечений» Санкт Паули с ресторанами, ночными клубами, барами, со знаменитой в этом отношении улицей Репербан.

К северу от Эльбы вокруг искусственно созданного озера на Альстере размещается аристократический район с виллами, зданиями консульств, зелеными бульварами и яхтами на спокойной водной глади. Западнее раскинулся большой парк «Плантен унд блюмен». А восточнее, недалеко от Ломбардского моста через Альстер, в самом центре города, находится главный железнодорожный вокзал и жилые районы средних классов общества.

Севернее парка расположен университетский район. Гамбургский университет— один из крупнейших в ФРГ: в нем обучается более 20 тыс. студентов. Давние торговые связи Гамбурга с колониями выразились в том, что в университете сильны отделения востоковедения, африканистики, тропической медицины и т. д. Гамбург — крупный научный и культурный центр со многими высшими учебными заведениями и музеями. В XVII в. здесь был создан первый в Германии оперный театр, а веком позже — связанный с именем Лессинга первый национальный драматический театр. Одна из достопримечательностей города — знаменитый зоопарк на природе, созданный известным немецким естествоиспытателем К. Гагенбеком.

Совсем другую картину представляет южная часть Гамбурга, расположенная южнее Эльбы и на ее островах. Это типичный промышленный, заводской район, примыкающий к порту. 300 тыс. рабочих города — докеры, металлисты, судостроители, химики, печатники. Город хранит славные традиции революционной борьбы, память вождя германского пролетариата Эрнста Тельмана. На доме, где он жил, — мемориальная доска и всегда цветы: здесь Музей Э. Тельмана. В 1973 г. в Гамбурге состоялся III съезд Германской коммунистической партии.

Все остальные портовые города сильно уступают Гамбургу и по масштабам, и по разнообразию функций. Два «порта- близнеца» расположены в эстуарии Везера — Бремен и его аванпорт Бремерхафен. Они уступают Гамбургу по населению в 3 раза, а по грузообороту — вдвое. История Бремена, основанного еще при Кйролингах в 70 км от моря, напоминает гамбургскую. Уже в XI в. он имел торговые связи со всеми странами Севера, в XII в. — с городами Средиземного моря. В 1358 г. город стал членом Ганзейского союза, а в XIX—XX вв. его специализацией стала заморская торговля хлопком, джутом, рисом, кофе. Бремен раньше других городов начал торговлю морем с США, странами Латинской Америки и Азии. В начале XX в. был основан его аванпорт Бремерхафен в устье Везера, который сейчас входит в состав города- земли Бремен, насчитывающего более 700 тыс. жителей.

Традиции торгово-купеческого города наложили отпечаток и на внешний облик современного Бремена, вытянутого вдоль причалов по правому берегу Везера. Его исторический и деловой центр — Альтштадт отчасти сохранил средневековый характер. Новые административные здания соседствуют здесь с памятниками прошлого: собором XI в., городской ратушей XV в. и колонной Роланда перед ней, символизировавшей независимость вольного ганзейского города. От старых времен остались здесь еще «Шюттинг» — корпоративное здание купечества, где разместилась ныне Торговая палата земли Бремен, и множество готических церквей.

На юго-востоке и северо-западе города сосредоточены верфи и промышленные предприятия, в частности большие авиационные заводы. В Бремерхафене находится крупный металлургический комбинат с «Везерпортом», принимающим океанские рудовозы, а также база рыболовного флота.

Северо-западнее Бремена расположен молодой порт Вилъгелъмсхафен — единственный в ФРГ, доступный в настоящее время для самых крупных танкеров. Весь его грузооборот состоит из нефти, которая перекачивается отсюда по нефтепроводу на Кёльн. Еще западнее, в устье Эмса, расположен Эмден — «порт для Рура». Через него ввозят главным образом импортную руду для рурской металлургии, лес для рурских шахт и вывозят рурский уголь. Недавно здесь сооружен сборочный завод «Фольксва- генверк». Машины идут отсюда на экспорт за океан. Эмден принимает природный газ по подводному газопроводу из норвежских месторождений Северного моря.

Порты ФРГ на Балтике — Любек и Киль — живописные старинные города, имеющие давние традиции морской торговли. Еще в XIV в. Любекскую гавань называли «королевой Ганзы», «немецкими воротами» на Балтике. Как ни в одном другом западногерманском городе, здесь сохранился нетронутым средневековый центр, и, пожалуй, как нигде, он находится в красивейшей природной «оправе». Холмистый полуостров между р. Траве и ее притоком знаменит пятью церквами с семью шпилями, а вокруг них— сотни старинных зданий с красными черепичными крышами. В эту часть города вели несколько старых ворот; в массивных Голыптейнских воротах, сооруженных еще в XV в., разместился ныне музей истории города и всего Ганзейского союза. Море черепичных крыш опоясано садами и парками, отделяющими Любек прошлого от Любека современных кварталов и индустрии. Город и сейчас остается важнейшим портом ФРГ на Балтийском море.

По обоим берегам Кильской бухты при выходе Кильского канала к морю расположен Киль— военно-морская база и крупный центр судостроения. Он развивался как город-резиденция в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн еще с 1570 г. и сейчас остается административным центром этой земли. Известны также спортивные традиции города: с конца XIX в. здесь регулярно проводятся «кильские регаты», а в 1972 г. был построен новый комплекс для Олимпийских игр. Киль — университетский город; старинный университет Христиан-Альбрехта,            основанный в

1665 г., известен своим медицинским факультетом. Имеются и другие научные учреждения, в частности крупный Институт мирового хозяйства.

Старинное ядро города расположено на западном берегу Кильской бухты. В отличие от Любека здесь сохранилось меньше исторических зданий: замок, господствующий над старым городом, и церковь Николая XIII. С юга к старому городу примыкает здание ратуши, созданное уже в XIX в., а вблизи него, в зеленом районе, — современные административные здания. Восточнее Киля, вдоль побережья, тянется полоса курортов и пляжей, кемпингов и отелей. Некоторые из курортов имеют экзотические названия: «Бразилия», «Калифорния».

Как уже говорилось, другая, южная «цепочка» центров Северного района располагается по Среднегерманскому каналу. Самый крупный город здесь—Ганновер. Это важный транспортный узел на стыке двух природных районов— низменности и пояса гор. К нему сходится много путей, в том числе международных — железная дорога Москва — Варшава — Берлин — Кёльн — Париж, автострады, канал, авиалинии. С его узловым положением связаны и давние торговые функции. Ганновер — один из главных центров Зарубежной Европы по проведению международных ярмарок «Ханновермессе», в которых принимает участие и СССР. Здесь также регулярно проводятся выставки машиностроения. Ввоз через Ганновер сырья сделал его главным центром резиновой промышленности: заводы «Континенталь» производят 1/3 всех шин страны. Положение в центре богатой сельскохозяйственной зоны обусловило развитие в нем пищевой промышленности: мясной, сахарной, мукомольной. Есть в Ганновере и заводы, производящие тракторы и грузовики.

Ганновер — старинный город. Его известные архитектурные памятники — старая ратуша XV в. и дом Лейбница XVII в. — сильно пострадали во время войны. После войны многие кварталы Ганновера восстанавливали, сохраняя их прежний вид, однако город отличается вполне современной планировкой.

Ганновер — город науки и образования. Особенно известны Высшая техническая школа и Центр профессионального образования.

Восточнее, почти у границы с ГДР, расположена «автомобильная столица» ФРГ, центр концерна «Фольксвагенверк» — Вольфсбург. Это совсем молодой город, возникший в 30-х годах как поселок при заводе. Все работоспособное население города и окружающих городков занято на заводе, определяющем стиль и ритм городской жизни. На нем работает около половины жителей Вольфсбурга. «Фольксвагенверк» — частично государственное предприятие. По односторонности структуры Вольфсбург превосходит даже американские «автомобильные города». Внешний облик его отличается модернизмом — открытая планировка, светлые современные здания.

Другой, тоже молодой город — Зальцгиттер, насчитывающий 120 тыс. жителей, отличается тем, что его предприятия уже полностью представляют собой государственный комплекс. Это очень необычный город — город-рудник, город-деревня. Он занимает огромную площадь — более 200 кв. км, на которой разбросаны рудники, промышленные предприятия и жилые кварталы, а «пустоты» используются в сельском хозяйстве. Зальцгиттер занимает первое место в ФРГ по добыче железной руды. Добыча руды дополняется ее обогащением и металлургией полного цикла. На базе металлургии возник комплекс металлоемких производств — вагоностроения, оборудования для горнодобывающей и химической промышленности. Новым предприятием и здесь является филиал концерна «Фольксвагенверк».

Во многом своеобразен и этнический облик некоторых групп жителей равнинных районов Севера. В раннее средневековье здесь жили германские племена фризов, саксов, англов и ютов. Они-то и стали этнической основой современного населения этого района ФРГ.

Фризы вплоть до недавнего времени представляли собой обособленную этническую общность. Они говорили на своем фризском языке, родственном древнеанглийскому, и имели четкое национальное самосознание. Сейчас численность фризов в ФРГ сильно сократилась (по данным 1967 г., их насчитывалось всего 6 тыс.), так как большая часть их почти совсем ассимилирована окружающим населением. Только некоторые из старых культурных традиций фризов сохраняются еще в быту жителей приморских районов страны. Характерен, например, особый тип поселения — малодворные кучевые деревеньки, расположенные на искусственных холмах. В местах прежнего расселения фризов можно встретить еще фризский тип сельского дома, конструкция и планировка которого во многом напоминает нижненемецкий, но в отличие от него в центре постройки находится не гумно, а обширный и высокий сарай для сена. Старые фризские постройки теперь чаще используются как хозяйственные помещения, а жилой дом стоит обычно отдельно от них.

Народное платье фризов уже давно вышло из употребления, но у жителей бывших фризских областей осталась традиция украшать свой наряд металлическими подвесками, пряжками, цепочками филигранной работы.

Среди тех фризов ФРГ, которые еще сохраняют национальное самосознание, существует несколько культурно-национальных обществ, поддерживающих связь с фризами Нидерландов.

Сохраняют некоторые своеобразные черты культуры и другие жители Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. Многие из них и в наше время говорят в быту на нижненемецком диалекте — «платдейч», значительно отличающемся от немецкого литературного языка. На этом диалекте, близком к голландскому и фламандскому языкам, существует довольно большая,литература, часто на нем читают проповеди протестантские пастыри, а один из гамбургских театров ставит на нижненемецком диалекте спектакли.

Характерные черты культуры сельских жителей Севера ФРГ проявляются в типе построек (чаще это нижненемецкий дом), в пище (преобладают картофельные блюда), в некоторые обрядах и обычаях народа, в его фольклоре. Так, в их устном народном творчестве значительное место занимают песни и баллады о море — об упорной борьбе жителей приморской равнины с вторжениями моря, о тяжком труде моряков и рыбаков.

Рейнско-Вестфальский район — промышленное сердце страны, ее крупнейшая агломерация. Земля Северный Рейн-Вестфалия расположена на северо-западе ФРГ по Рейну и его притокам. Один из них — р. Рур — дал название ядру этого района — Рурскому бассейну. Большая часть района отличается равнинным характером: его север — Мюнстерланд и Кёльнская «бухта», глубоко вдающаяся на юг, в пояс среднегорья, имеют высоты до 100 м. На правобережье Рейна, напротив Бонна, тянется живописная цепь гор вулканического происхождения — Зибенгебирге, а на левобережье возвышаются отроги Эйфеля. Сельские и лесные земли располагаются только на окраине района. Леса занимают 1/4 его территории и сохранились лишь в горах. Здесь создано 13 природных парков, самый большой из которых — в Эйфеле.

Рейнско-Вестфальский район отличается наибольшей концентрацией городов и индустрии, чрезвычайной плотностью застройки и огромным загрязнением природной среды. Здесь, на 13% территории ФРГ, сосредоточена почти 1/3 ее населения и 1/3 промышленного потенциала. Плотность населения в среднем достигает 500 человек на 1 кв. км, причем 95% его живет в городах. Сельскохозяйственных земель мало, и они оттеснены на периферию. Это пролетарский район, одна из опор Германской коммунистической партии. Шахты и угольные разрезы района дают 4/5 каменного и бурого угля, в его мартеновских печах и конверторах выплавляются более 2/3 западногерманской стали, на заводах производят 9/10 доменного и прокатного оборудования. Район пронизан сетью водных путей (Рейн, его зарегулированные притоки и 6 каналов), железных дорог и автострад — это главный узел всей транспортной сети ФРГ. Отсюда во все концы страны расходятся линии электропередач; на тепловых и новых атомных станциях производится 1/2 всей электроэнергии в стране.

В Рейнско-Вестфальском районе сконцентрированы все виды загрязнения природной среды: многие реки превращены в сточные канавы, над шахтами и заводами Рура постоянно висит облако дыма и пыли, а сами здания заводов и дома закопчены сильнее, чем где-нибудь еще в стране. Буроугольные разрезы Кёльнского бассейна после выработки угля напоминают лунный ландшафт. И все это, несмотря на уже принятые серьезные меры по охране среды. Хотя здесь создана самая совершенная система многократного использования речной воды (целая цепочка водохранилищ в Руре), однако уже половина потребляемой воды добывается из-под земли. Приняты жесткие меры против загрязнения воздушного бассейна, ведется рекультивация и озеленение земель после добычи угля, однако загрязнение природной среды продолжает достигать высокой степени. Преобладает, как говорят, техногенный ландшафт.

Выдающаяся экономическая роль района объясняется богатством его недр и положением «на воде». Уголь Рурского бассейна стал основой всего промышленного комплекса (уголь — металлургия — тяжелая промышленность), сложившегося здесь в конце прошлого века. А главная водная магистраль — Рейн с системой каналов — стала его «кровеносной» системой. Более 4/5 всех грузов, доставляемых сюда водным транспортом, поступают непосредственно по воде, к домнам, фабрикам, цехам, что удешевляет перевозку. В отличие от Севера Рейнско-Вестфальский район сравнительно молодой, индустриальный. Он был крупнейшей военно-промышленной базой кайзеровской и гитлеровской Германии. Его монополии господствовали в стране, подавляли развитие других районов. Они наживались на гонке вооружений, создавали гигантские концерны, охватывающие десятки видов отраслей, — от добычи угля до производства машин и химикатов.

Но с середины 60-х годов район охвачен кризисом, здесь острее всего стоят проблемы безработицы и оттока населения. Дело в том, что обе основы промышленного комплекса — добыча угля и металлургия в условиях научно-технической революции оказались довольно неустойчивыми. Закрытие шахт, причем и крупных, рентабельных, вызвало массовую безработицу: за 10 лет «освободилось», как осторожно писала западногерманская печать, 220 тыс. рабочих.

Металлургические заводы перестраиваются, они испытывают конкуренцию новых, «приморских заводов», получающих руду наиболее дешевым путем. В районе появились новые предприятия и целые отрасли, в том числе нефтеперерабатывающие. В Бохуме «отцы города» предоставили американскому концерну «Дженерал моторе» самые льготные условия для их завода «Опель», возникли современные предприятия электротехники. Но пока это не компенсирует потерю рабочих мест в угольной промышленности. Структура района устарела, здесь еще слабо развиты отрасли, возникшие в результате научно-технического прогресса.

Особенно остро стоят эти проблемы в ядре района — Руре, где господствуют две старые отрасли — добыча угля и металлургия. Рурский бассейн — полоса на правобережье Рейна между реками Рур на юге и Липпе на севере, тянущаяся на 90 км от Дуйсбурга на западе до Дортмунда на востоке. Это скопление шахт, заводов и городов, сливающихся друг с другом. Плотность населения здесь превышает 1000 — 2500 человек на 1 кв. км, таблички с названиями разных городов на автостраде Руршнельвег стоят совершенно рядом. Число жителей этих городов достигло почти 6 млн. человек, и предполагается создать «объединенный город Рур». На всем пространстве от Дуйсбурга до Дортмунда не осталось ни одного свободного участка площадью более 100 га, и это затрудняет новое строительство, к тому же земля здесь стоит в 3 раза дороже, чем на Севере.

Структура района довольно сложна: к Рурскому ядру с юга примыкают крупные старинные рейнские города — Дюссельдорф, Кёльн, Бонн, а еще южнее, параллельно рурской цепи городов, идет полоса средних центров металлообработки. Вместе с Руром они образуют крупнейшую в ФРГ Рейнско-Рурскую агломерацию с 10 млн. человек.

В субботние и воскресные дни около % жителей агломерации устремляется в кемпинги, пансионаты, на дачи в сельские и лесные районы, которые находятся в часе езды от главных городов. Туристов привлекает на периферии не только природа, но и оставшиеся еще там тихие провинциальные городки со многими памятниками старины.

Промышленный Рур до последних лет не имел университетов, его молодежь ездила на учебу в старые университеты «окраинных» городов: Бонна, Кёльна, Мюнстера, Ахена (Технический университет), но в 60—70-х годах было создано четыре новых университета в самом Руре,

Города рурской цепочки довольно однообразны. Сплошная цепь домен, коксовых батарей, заводов тянется вдоль берега Рейна вблизи Дуйсбурга. Подобного «металлургического ландшафта» нет больше нигде в ФРГ. Около города выплавляется 1/3 западногерманского чугуна, 1/5 стали. Здесь самые крупные домны, электропечи, широкополосные прокатные станы, самые модернизированные заводы. Дуйсбург — «ворота Рура» на западе, причем главные его ворота.

Дуйсбург — крупнейший речной порт ФРГ и всей Зарубежной Европы, как бы Гамбург внутренних водных дорог со сложным лабиринтом причалов, складов и подъездных путей; его грузооборот — 38 млн. т. Это крупный, имеющий около полумиллиона жителей типично рурский город. Типично рурский потому, что цепь его металлургических заводов тянется на 15 км, а над городом постоянно висит облако дыма. Он типичен и потому, что в нем преобладает «рурский комплекс»: уголь — металлургия — тяжелое машиностроение. Здесь возник концерн Тиссена — крупнейший производитель металла в ФРГ.

Самый большой из всей цепи рурских городов, насчитывающий 700 тыс. жителей, — это Эссен, вотчина пушечного короля Круппа. В конце прошлого века 1/5 жителей города работала у Круппа, ему принадлежали 1/5 застроенной земли, дома, магазины, газеты. После войны старые отрасли индустрии заглохли: почти не добывается уголь, перенесена в другие центры металлургия. На первый план выдвинулись электротехника и машиностроение. Поэтому облик Эссена отличается от облика других рурских городов. Промышленность, притом новая, менее загрязняющая среду, сосредоточена на севере города, а юг занимают жилые кварталы и парки. В живописном парковом районе на берегу озера расположены роскошные виллы. Город довольно сильно перестроен, много новых современных зданий.

Немного дальше на восток расположен Бохум, имеющий 350 тыс. жителей. Раньше он был главным центром добычи угля, а сейчас здесь закрыты все шахты. В городе есть Музей горного дела, в известной мере в такой «музей угля» превратился и сам город. В старой его части преобладают кирпичные, довольно стандартные дома, там остались и два металлургических завода. Но сегодняшний профиль Бохума определяют новостройки, разместившиеся на окраине: крупный автомобильный завод «Опель» и целый Городок высотных зданий Рурского университета. За городом находится Центр космических исследований ФРГ, получивший большую известность. Образование и наука стали важнейшими сферами жизни.

На востоке Рура находится Дортмунд — второй по численности населения рурский город, насчитывающий 640 тыс. человек. Его телевизионную башню видно издалека с рурского шоссе. Дортмунд — старинный город, впервые упоминавшийся еще в IX в., а позже входивший в состав Ганзейского союза.

Поэтому в отличие от других рурских городов, строившихся в конце XIX в., здесь имеется старый центр — Альтштадт с рыночной площадью, ратушей, церквами, окруженный когда-то крепостным валом. И лишь в конце XIX в. вокруг центра появились шахты, металлургические, вагоностроительные заводы. Центральная часть стала обрастать шахтерскими и заводскими поселками, ставшими впоследствии городскими районами. В старом ядре осталась старейшая и знаменитая отрасль промышленности — крупнейшие в стране пивоваренные заводы.

Наиболее крупные и старые рейнские города примыкают к Руру с юга. Они отличны от него и по функциям, и по времени основания, и по внешнему облику. «Сейфом Рура» называют крупный старый город Дюссельдорф, насчитывающий 670 тыс. жителей. Он рос как финансово-торговый и управленческий центр, как «пригород» тяжелой индустрии Рура. Это важнейшее средоточие банков, резиденция западногерманских и иностранных монополий. В городе более 400 промышленных союзов и объединений, сотни контор. Улицу Кёнигсаллее (сокращенно — Кё) называют самой богатой улицей страны. Многоэтажные коробки деловых зданий, скоростная автострада, рассекающая городские кварталы, делают Дюссельдорф похожим на американские города. Дюссельдорф — административный центр земли Северный Рейн- Вестфалия. В отличие от рурских городов половина его населения занята в сфере обслуживания. Здесь разнообразнее и современнее рурской и состав промышленности: трубопрокат (известные заводы «Маннесмана»), тяжелое и транспортное машиностроение, химия (в городе находится ведущий по производству моющих средств центр группы «Персиль»). Дюссельдорф имеет крупную швейную промышленность и стал признанным центром моды в ФРГ. Город играл большую роль в истории немецкой культуры. Здесь в 1797 г. родился великий немецкий поэт, публицист и критик Генрих Гейне.

Еще южнее по Рейну расположен самый большой город всего Рейнско-Вестфальского района — Кельн с более чем миллионным населением. Это старинный торговый узел на пересечении Рейна и сухопутных дорог, основанный еще римлянами в I в. («Колония Агриппина»). Его называли тогда «маленьким Римом». Историческое ядро города — Альтштадт находится на левом берегу. Раньше оно было окружено крепостной стеной, а теперь здесь проходит кольцевая шоссейная дорога — Ринг. Над городом возвышается знаменитый памятник готики Кёльнский собор («Дом»), построенный на холме над Рейном. Собор строился шесть веков — с 1248 по 1880 г. Теперь это не только действующий собор, в котором проводится церковная служба, но и музей, где собраны коллекции картин, скульптур, драгоценностей. В Старом городе десятки старинных церквей, исторических зданий, ворота в римской крепостной стене, окружавшей город. Во время восстановления Кёльна после второй мировой войны добавились кое-где модернистские высотные здания концернов и банков, но в основном они находятся за пределами Ринга и на правом берегу Рейна (правление концерна «Форд», здание «Люфтганзы» и т. д.). Старая же часть остается островом церквей, музеев, театров, жилым районом. Кёльн — зеленый город: на одного жителя здесь приходится зеленых насаждений больше, чем где бы то ни было в ФРГ. Широкая полоса парков отделяет Альтштадт от окружающих районов.

В самом городе располагаются лишь старые отрасли индустрии, в частности парфюмерная; именно из Кёльна пошло название «одеколон» (кёльнская вода). Современные предприятия: фордовские автомобильные заводы, нефтехимия, крупная нефтепереработка — находятся в пригородах на правом берегу Рейна. Здесь же располагается и аэропорт Кёльн — Бонн. К западу от Кёльна находится один из главных центров электроэнергетики ФРГ — Нижнерейнский буроугольный бассейн, притягивающий сюда многие энергоемкие отрасли; здесь появилась основная химия, алюминиевая промышленность и т. д.

На крайнем юге района находится Бонн — столица ФРГ. Бонн — очень древний город: он был основан как римская крепость на Рейне более двух тысячелетий назад. До того, как Бонн стал столицей, это был тихий, провинциальный прирейнский город без промышленности и пролетариата, известный своим университетом, где учились Карл Маркс и Генрих Гейне. Население Бонна во много раз уступало крупнейшим городам страны: в 1949 г. в нем жило около 140 тыс. человек. В 1969 г. к Бонну были присоединены расположенные рядом городки, и столица перешагнула на правую сторону Рейна, стала Большим Бонном. Население ее достигло 300 тыс. человек.

Промышленность Бонна невелика — это химические предприятия и алюминиевый завод, а также обслуживающие организации. Главная функция города — столичная. Здесь находятся новое здание бундестага, которое называют «длинный Ойген» — по имени бывшего председателя бундестага, дворец Шаумбург — резиденция федерального канцлера, другие административные здания, виллы посольств.

Тихий Бонн перестраивается и внешне, становится столичным по облику. Строится правительственный парламентский комплекс на левом берегу, крытый пешеходный мост через Рейн, сооружается метро, растут города-спутники на правом берегу. В городе несколько театров, музеев и галерей. Бонн — родина Бетховена. Здесь проводятся международные музыкальные фестивали имени великого композитора, и крупнейший фестивальный зал называется «Бетховен-халле». В Бонне создан Центр астрономических исследований ФРГ с самой большой радиообсерваторией.

Но столица не стала ведущим культурным и научным центром страны. В ФРГ, где много региональных культурных центров, есть несколько, превосходящих Бонн. Боннский университет уступает Мюнхенскому, Гамбургскому и другим; в городе не выходит ни одной «надрегиональной» газеты.

Население высокоразвитого Рейнско-Вестфальского района сформировалось на основе сложного «сплава» германского племени франков с другими германскими же племенами — алеманнами, свевами и саксами. Особенно смешанный состав имеет население Рейнско-Рурского района, главного очага капиталистической индустриализаций страны. В капиталистическую эпоху сюда переселилось много немцев из разных областей Германии, здесь обосновалось также много мигрантов и из других стран.

Быстрый процесс урбанизации способствовал утрате многих специфических черт народной культуры. Правда, в сельских местностях жители говорят еще на средненемецком диалекте. Сохраняется характерный для этих областей круговой тип поселений, средненемецкий тип домов, правда в сильно модернизированной форме.

Самый сложный и разнообразный из районов ФРГ — Юго-Запад. В его состав входят четыре земли: Гессен, Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг и Саар, расположенные по Рейну и его притокам (Майну, Неккару „и Мозелю), протекающим через среднегорье ФРГ.

Части этого района контрастны и в природном, и в историческом, и в экономическом отношении. Живописная долина Рейна, петляющего среди отрогов Рейнских Сланцевых гор, — благодатный в природном отношении уголок страны с ровным мягким климатом и плодородными почвами. В долинах Рейна и его притока Мозеля сосредоточена большая часть виноградников страны. А вблизи этих долин расположены горные массивы с более суровыми природными условиями — лесами, горными реками. Здесь редко увидишь городки и деревни, средневековые замки.

В историческом отношении контрасты проявились в том, что до второй мировой войны Юго-Запад был почти захолустьем, а после войны стал наиболее динамичным районом. Раньше здесь преобладали отсталое сельское хозяйство, малоземелье, типичны были эмиграция за океан и отток населения в другие районы. Выходом из положения служило ремесленное производство, которое давно завоевало мировую известность: очень популярны шварцвальдские часы с кукушкой, ювелирные изделия Пфорцгейма, обувь Пирмазенса. А крупная промышленность «осела» лишь в самых больших центрах рейнской долины по Майну и Неккару.

После второй мировой войны экономика Юго-Запада стала быстро развиваться. По доле занятых в промышленности, по доходу на душу населения и особенно по развитию самых новых отраслей одна из его земель, Баден-Вюртемберг, обогнала даже Рейнско-Вестфальский район.

Отраслевая структура промышленности Юго-Запада больше всего изменена благодаря научно-технической революции. Юго-Запад — это мощная нефтепереработка Карлсруэ и нефтехимия Людвигсхафена. Это автомобилестроение Штутгарта, атомный центр и две электростанции в Карлсруэ, электроника и авиационная промышленность. Юго-Запад — это самые старинные университеты тихих городков Гейдельберга, Тюбингена, Фрейбурга и самые модернистские научно-исследовательские центры концернов.

Наконец, Юго-Запад — это оживленнейший транспортный перекресток. Здесь проложены новые пути к центрам «Общего рынка» (например, Мозельский канал, ведущий к Франции и Люксембургу), созданы улучшенные водные дороги и новые речные порты, здесь находится франкфуртский «крест автострад» и самый крупный узел международных авиалиний.

Но обновление коснулось отнюдь не всей территории района. Изменения произошли прежде всего в долине Рейна, которая превратилась в сплошную цепь городов, в южное крыло западногерманского мегалополиса, продолжающееся от Бонна через Франкфурт-на-Майне и Мангейм — Людвигсхафен к Штутгарту на Неккаре. Рейнская долина стала как бы фасадом района, монополии развитых здесь новых отраслей заняли ведущие места в западногерманской экономике. Это «Даймлер-Бенц» и «Сименс», «АЭГ- Телефункен» и химические концерны — наследники «ИГ-Фарбен». От их предприятий зависит иногда судьба целых городов. Так, вотчиной химического концерна БАСФ стал большой промышленный город Людвигсхафен, где концерн по сути единственный работодатель. В Майнце таким же главным предприятием стал завод американской компании ИБМ, производящий электронно- вычислительные машины.

Горные же районы Шварцвальда, Эйфеля и др. остались в основном захолустьем ФРГ. Конечно, и здесь прошли автобаны, которые пересекли горы, преодолели по эстакадам долины рек, и здесь появились символы научного прогресса: над хвойными лесами Эйфеля вознеслось модернистское сооружение — крупнейший радиотелескоп Зарубежной Европы. Однако развитие «фасада» коснулось их косвенно, многие деревни стали лишь местом жительства, а не работы. Их называют сейчас «рабочими деревнями». Бедные районы стали источником рабочей силы для разросшихся рейнских метрополий. В горном и лесном Шварцвальде и сейчас трудно найти работу, а в соседнем Штутгарте более У2 занятых на его заводах каждый день приезжает из сельской местности. Такие маятниковые поездки типичны для Франкфурта, Людвигсхафена, Карлсруэ и других городов «фасада».

Быстрого экономического роста Юго- Запада не произошло бы, если бы не было нищеты и разорения в деревне, если бы не было постоянного оттока в города и ежедневных трудовых поездок миллионов людей. К тому же заработная плата многих «рабочих-крестьян», сохранивших дом и хозяйство в сельской местности, ниже, чем в других районах.

Одна из крупнейших агломераций района — Рейнско-Майнская. Численность населения ее ядра — Франкфурта-на- Майне, лежащего в 30 км от впадения Майна в Рейн, — 670 тыс. человек. Всего же в агломерации живет 2,5 млн. человек. В нее входят как типично индустриальные пригороды — Рюсельгейм с головными заводами автомобильного концерна «Опель АГ», Хёхст с химическими предприятиями, Ханау со своим машиностроением и Оффенбах с кожевенно-обувными фабриками, так и самостоятельные города — Дармштадт, Висбаден.

Франкфурт называют городом банков, ярмарок и яблочного вина — «апфельвайна». В нем находятся штаб-квартиры трех из четырех крупнейших банков страны, а всего более 200 банков. Франкфуртские фондовая и валютная биржи — ведущие в ФРГ. Здесь же аккредитованы представительства многих иностранных банков.

Франкфурт — столица ярмарок; в городе проводятся известные книжные ярмарки, ярмарки мехов. Очень много в Франкфурте федеральных и земельных учреждений (хотя столица Гессена — Висбаден), есть редакции «надрегио- нальных» газет, например «Франкфуртер алльгемайне цейтунг». В этом городе родился великий немецкий поэт, один из основоположников немецкой литературы нового времени — Вольфганг Гёте. Во Франкфурте есть Музей Гёте.

После войны город был центром американской зоны, что оставило определенный отпечаток: в его старой, деловой части возник остров небоскребов, западные районы стали называться «Вестэнд»; во Франкфурте было сооружено самое высокое здание ФРГ, высотой 144 м. Типичен стал и американизированный образ жизни: многочисленные бары и увеселительные заведения, обилие иностранцев, рекорды по преступности. Франкфурт называют поэтому «фальшивым Манхэттеном и настоящим Чикаго».

Промышленные предприятия расположены западнее города около железнодорожного узла вдоль Майна, по которому доставляют сырье и отправляют готовую продукцию. Основная часть города находится севернее Майна, а на южном берегу разместились транспортные территории — «франкфуртский крест» автострад и третий в капиталистической Европе узел авиалиний. В конце 70-х годов Франкфуртский аэропорт пропускал более 25 млн. пассажиров в год; объединение банков строит новый аэропорт, который в 80-х годах будет принимать до 28—30 млн. пассажиров.

Южнее, у впадения в Рейн р. Неккар, расположен Рейнско-Неккарский промышленный узел, который имеет два ядра — Мангейм на правом берегу Рейна и Людвигсхафен — на левом. Общая численность населения агломерации превышает 1,3 млн. человек. На двух берегах Рейна находятся фактически слившиеся воедино и в то же время очень разные города. Мангейм — старинный торговый и промышленный центр с очень разнообразной экономикой. В последние десятилетия здесь возникли автомобильный завод «Даймлер-Бенц», нефтепереработка, производство турбин и трансформаторов.

Мангейм играл большую роль в культурной жизни страны. Здесь в XVIII в. сложилась мангеймская школа музыки, которая была предшественницей известной венской классической школы. В этом городе некоторое время жил и работал немецкий поэт и драматург Шиллер.

Людвигсхафен — типично индустриальный город химии, где на заводе БАСФ работает более 50 тыс. человек.

Город растянулся более чем на 20 км вдоль Рейна, получает миллионы тонн грузов по воде и нефтепродукты с завода в Мангейме. Это крупнейший потребитель нефти и электроэнергии (здесь строится большая АЭС), один из главных «загрязнителей» Рейна.

В стороне от Рейна, на Неккаре, расположена еще одна крупная агломерация Юго-Запада — Штутгарт с окружением, где живет около 2 млн. человек. Сам город расположен в котловине, городские кварталы поднимаются по ее склонам до уровня 500 м, а между ними разбиты сады и виноградники. В черте города есть несколько минеральных источников, возле которых возникли курортные учреждения. Старый Штутгарт был королевской резиденцией, и облик Альтштадта отчасти сохранил следы прошлого. На Двор- цЬвой площади находится королевский дворец, соборы и церкви, известный памятник Шиллеру. В центре Штутгарта выстроены также высотные здания, где размещаются монополии и административные учреждения столицы. Однако город в котловине с очень пересеченным рельефом и весьма плотной застройкой не имел свободных площадок для послевоенного строительства промышленных предприятий. Большинство самых известных штутгартских заводов размещается поэтому вне города. Головные заводы автомобильного концерна «Даймлер-Бенц» и электротехнического «Роберт Бош» находятся в пригородах. «Даймлер-Бенц» производит очень дорогие машины для самых состоятельных потребителей. Концерн выпускает также грузовые, специальные машины и авиационные двигатели. А завод «Роберт Бош» выпускает электрооборудование для автомашин.

Штутгарт является и важным культурным центром: в нем есть университет, театры и музеи, много известных книгоиздательств, выпускающих примерно 1/5 книг ФРГ. В государственных галереях Штутгарта и Карлсруэ собраны богатейшие коллекции живописи и скульптуры.

В западной пограничной части района расположен единственный в нем очаг добычи угля и металлургии — Саар. Природа этой земли типична для Юго-Запада — это межгорная котловина с большими лесными массивами, с рекой Саар, петляющей среди холмов. Но совершенно не похожа на Юго-Запад и более напоминает Рур индустриальная полоса на юге земли. Здесь, вдоль долины р. Саар, — шахты, терриконы, металлургические заводы, целая цепочка городов. Правда, города здесь меньше рурских, ведь гораздо скромнее в Сааре и запасы и добыча угля.

Проблемы Саара даже сложнее рурских. Здесь еще больше, чем в Руре, роль угля и металла, на шахтах и металлургических заводах работает каждый второй. Но в отличие от Рура район лишен возможности использовать руду, доставляемую морем, так как р. Саар невелика и недоступна для современных речных судов. Поэтому Саар вынужден использовать соседнюю лотарингскую руду; связаны с французским рынком и добыча угля, газа, производство металла, электроэнергии. Конкуренцию могут выдержать лишь предприятия, производящие относительно дешевую продукцию, и Саар уступает в этом плане другим районам. Проблемы района, вероятно, могут решиться лишь с созданием водной связи с Рейном и морем, однако строительство канала Саар—Рейн пока откладывается. «Компенсирующие» производства — нефтепереработка, автомобилестроение пока не могут возместить потери рабочих мест в угледобыче.

Столица земли — Саарбрюккен — город с населением 125 тыс. человек, промышленный и торговый центр. Главный же очаг саарской металлургии — Фёльклинген, типичный промышленный город, окруженный шахтами.

В некоторых изолированных районах Юга и Юго-Запада ФРГ еще сохраняется этнографическая специфика. В раннее средневековье эти области были заселены германскими племенами алеманнов, хеттов и свевов. На их основе в период феодализма сформировались этнические общности южных районов — гессенцы, швабы и др. Этнические особенности, местные традиции до сих пор проявляются в облике и характере местных жителей, в их материальной и духовной культуре, в традиционных способах ведения сельского хозяйства. Длительный период феодальной раздробленности Германии способствовал консервации этих местных традиций. Немалую роль в их сохранении играла и католическая церковь.

В Шварцвальде, например, встречаются деревни, где преобладает своеобразный алеманнский тип дома. Он представляет собой двухэтажную постройку из бревен. Для этого дома характерна очень высокая вальмовая крыша с далеко выступающими вперед балками стропил, образующими навес над огромным чердаком-сеновалом. На первом этаже постройки находятся стойла, кладовые и другие хозяйственные помещения, на втором — жилые комнаты. Небольшие балконы второго этажа на торцовой стороне дома, обильно увитые зеленью и яркими цветами, придают особую живописность этим старым постройкам.

В Шварцвальде и Гессене до сих пор сохраняются яркие народные костюмы, которые надевают сельские жители в праздничные дни. Своеобразен гессенский женский костюм. Он состоит из нескольких собранных в густые сборки коротких юбок ярких цветов, из-под которых выступает край белой рубахи. Поверх рубахи надевается узкий черный корсаж с рукавами до локтя, украшенный многоцветной вышивкой. Маленькая красная шапочка удерживается на голове при помощи широких лент, завязываемых под подбородком. Вообще народные костюмы жителей католических областей отличаются своей красочностью.

Католические семьи Юго-Запада в большей степени соблюдают старые традиции и обычаи, чем протестанты. Среди католиков до сих пор отмечаются Многие семейные обряды, религиозные и народные праздники. Свои церковные праздники католическое духовенство в целях воздействия на массы отмечает с особой торжественностью и пышностью, устраивая в эти дни длинные красочные процессии, которые проходят по улицам городов и селений под колокольный звон и пение.

Самый изолированный естественными рубежами, самый возвышенный и лесистый район ФРГ, богатый бурными горными реками с большими запасами гидроэнергии — это Юг. Он включает лишь одну, но зато самую большую по территории землю — Баварию. На крайнем юге по альпийским хребтам она граничит с Австрией, а на востоке по Баварскому и Верхнепфальцскому Лесу — с ЧССР. Бавария — юго-восточный «угол» ФРГ.

Пересекая массив Швабский Альб по дороге с Юго-Запада, вы попадаете из рейнского бассейна в дунайский. Долина Дуная — центр Баварии и ее основная житница с плодородными черноземовидными почвами, высокой распаханностью, посевами пшеницы, ячменя и с типично баварской культурой хмеля. Альпийские предгорья богаты пастбищами и давно стали крупным районом молочного животноводства. Кроме того, Баварские Альпы — известный район туризма и зимнего спорта.

Если границы других земель ФРГ почти не имеют никакого значения и, наоборот, зачастую разрезают территории, тесно связанные многими нитями, то границы Баварии отделяют очень своеобразный в природном, историческом и экономическом отношении район с особой политической обстановкой. Природная изоляция способствовала сохранению исторической обособленности, что задержало здесь развитие хозяйства. Бавария была особым королевством вплоть до 1918 г., некоторые крепостные повинности были отменены лишь в 20-х годах. Вплоть до 40—50-х годов нашего века она оставалась аграрно-индустриальным и очень бедным районом. В деревне господствовало кулацкое землевладение, в городе большую роль продолжало играть ремесленное производство; используя местное сырье, ремесленники занимались обработкой дерева, в частности производством игрушек и карандашей, изготовляли керамику и фарфор и т. д. Все это обусловливало большую роль мелкой буржуазии в городе и деревне. Экономическая отсталость усиливалась политикой католической церкви, боявшейся роста пролетариата. Бавария отличается особым влиянием католицизма: 70% ее населения — католики.

Своеобразная социальная структура населения, экономическая отсталость района способствовали его превращению в родину фашизма. И сегодня в Баварии позиции реакции сильнее, чем в других землях ФРГ; большинство ее населения голосует за ХСС — самую правую из политических партий страны. Особенно устойчивы позиции этой партии в сельской местности, в небольших городках с высокой долей мелких хозяев, и гораздо слабее они в пролетарском Мюнхене.

Бавария, как и Юго-Запад, довольно быстро развивалась в послевоенные годы. Сегодня она не страдает из-за удаленности от рурского угля. Через альпийские перевалы от портов Средиземного моря сюда проложены три нефтепровода, сходящиеся к дунайскому городу Инголь- штадту. Энергетической базой служат также гидростанции на Дунае и его альпийских притоках, особенно на р. Инн.

Однако они дают недостаточно электроэнергии для баварской индустрии, особенно зимой, когда расход воды в этих реках уменьшается и приходится импортировать «зимнюю энергию» с австрийских и швейцарских ГЭС. Это была одна из причин того, что первые промышленные атомные станции в стране были построены именно в Баварии и доля крупных АЭС здесь постепенно увеличивается.

Развитию района будет способствовать завершение строительства в 80-х годах канала Рейн—Майн—Дунай, который станет важным трансъевропейским путем, в результате чего окраинное положение Баварии изменится на транзитное.

Однако наиболее важный фактор развития района — это кадры рабочей силы, прошедшие школу ремесленного производства, а также научно-технические центры и учреждения, щедро финансируемые государством и военно-промышленным комплексом ФРГ. Именно это привлекло сюда многие предприятия современной военной промышленности: авиаракетной, танковой, электронной. На Баварию приходится сейчас большая часть всех военных заказов ФРГ. Монополии военно-промышленного комплекса стали новой опорой и финансовой базой самой реакционной политической силы — региональной баварской партии ХСС.

Но индустриальный рост отдельных центров не сделал Баварию «процветающей землей». Доля занятых в сельском хозяйстве Юга и сейчас вдвое выше, чем в среднем в ФРГ, больше распространено здесь и ремесленное производство, а средняя заработная плата гораздо ниже, чем в других районах. Особенно тяжело положение пограничных с ГДР и ЧССР восточных горных районов Баварии, которые были бедными и раньше и сильно пострадали от разрыва традиционных связей с этими странами. Восточная Бавария отличается самой высокой безработицей, уходом молодежи, «постарением» населения. Это наиболее крупная из бедствующих областей ФРГ.

Баварская столица Мюнхен с населением 1,3 млн. человек является крупнейшим городом Юга и вторым в ФРГ. Это как бы городской остров среди слабонаселенных альпийских предгорий, его называют иногда «миллионной деревней». Мюнхен развивался как резиденция и центр католицизма. На гербе города изображен монах, и само название его произошло от слова «мёнх» (монах).

Историческим ядром Мюнхена был небольшой монастырь вблизи р. Изар, около которого герцог Генрих Лев основал в 1158 г. город. Более 750 лет, вплоть до 1918 г., Мюнхен развивался как королевская резиденция, Эти функции сдерживали появление индустрии, но способствовали развитию культуры, украшению города, привлечению сюда известных ученых, художников, скульпторов. В Мюнхене сосредоточены королевские и курфщршеские дворцы, он славится своими великолепными архитектурными ансамблями, созданными местными и зарубежными зодчими. Его символ — Фрауенкирхе с двумя куполами-луковицами, созданная простым средневековым каменщиком. Старая часть города с узкими кривыми улицами находится на левом берегу р. Изар. Вокруг нее расположены широкие улицы нового города, созданного в основном в XIX в. Буржуазные кварталы этого города резко отличаются от перенаселенных рабочих кварталов на южной окраине.

Мюнхен — признанная культурная столица страны. Здесь находится Баварская национальная библиотека, имеющая самое большое число книг в ФРГ; 70 лет назад в ней работал В. И. Ленин. Мюнхенский университет, в котором учится 23 тыс. студентов, — крупнейший в ФРГ. В музеях города хранятся богатейшие художественные коллекции. Особенно известны Глиптотека (собрание скульптур) й картинные галереи — старая Пинакотека, в которой хранятся произведения Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и др., и новая Пинакотека, где представлены картины мастеров XIX—XX вв. Большие коллекции собраны также в Национальном баварском музее и в Этнографическом музее.

С городом связана деятельность многих известных ученых (Г. Ом, М. Планк, В. Рентген), знаменитых художников (Альбрехт Дюрер), писателей (Томас Манн), композиторов (Р. Штраус, В. Моцарт). Здесь в течение нескольких лет жил и работал композитор Р. Вагнер. На сцене Мюнхенского оперного театра состоялась премьера его оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», созданная по нюрнбергским хроникам XVII в. И поныне Оперный театр Мюнхена считается лучшим в ФРГ.

История и современная жизнь баварской столицы весьма противоречивы. В начале века здесь работал В. И. Ленин и находился штаб ленинской «Искры», в 1919 г. Мюнхен был столицей Баварской советской республики. Но уже в 20-х годах «пивным путчем» началась мрачная история нацизма, тесно связанная с Мюнхеном. В годы второй мировой войны студенты Ганс и София Шолль разбрасывали антифашистские листовки в местном университете, но рядом с городом дымили трубы Дахау— одного из самых страшных концлагерей Европы. Мюнхен одновременно консервативен и прогрессивен и сегодня.

Мюнхен — центр известного туристского района, окруженный многими курортами у альпийских озер Тегерн, Штарнберг, Аммер. В 1972 г. он был центром Олимпийских игр, здесь построили большой Олимпийский комплекс, проложили первую линию метрополитена. Вместе с тем столица туризма отличается особым загрязнением природной среды: в районе главного вокзала зараженность двуокисью серы достигает рурских масштабов, центр города по количеству осаждающейся пыли превосходит Лондон и Токио.

Город культуры, науки и туризма стал в последние годы и главной базой военно- промышленного комплекса, вторым после Гамбурга индустриальным центром ФРГ. Основой комплекса служат электротехническая промышленность и электроника, особо развившиеся после войны; ни в одном городе ФРГ они не играют такой роли, как в Мюнхене. Здесь находятся предприятия и научно-исследовательские центры концернов «Сименс», «Бош», «Грундиг». Тесно связаны с электроникой авиаракетйые заводы крупнейшего концерна «Мессершмитт — Бёльков-Блом» и «Дорнье», предприятия концерна «Краус-Маффей», выпускающие танки для бундесвера и других армий НАТО, главный производитель двигателей «Моторен-турбинен-унион». Мюнхен стал центром атомных исследований и атомной промышленности. Из традиционных предприятий особенно известны автомобильные заводы БМВ, заводы точной механики и оптики.

Город расположен на стыке важных сельскохозяйственных районов — дунайской долины с зерновым хозяйством и альпийских предгорий с их молочным животноводством. Мюнхен имеет развитую пищевую промышленность, его называют «столицей пива и сосисок».

Во многом другой была история выросшего на торговых путях Нюрнберга — второго по величине города Баварии. Вместе с пригородом Фюртом его население составляет 570 тыс. человек, а фактически город поглотил и расположенный к северу Эрланген. Он вырос на песчаной бедной земле, среди сосновых лесов и торфяных болот. Однако уже в XIV—XV вв. город выдвинулся благодаря положению на перекрестке путей из Италии в Северную Германию и от Дуная к Гей ну, которые стали особенно важны во время расцвета Венеции. Уже в те годы верхненемецкие города, и в частности Нюрнберг, были средоточием богатства и роскоши, говорили даже, что «рука Нюрнберга тянется через всю страну». В городе процветало ремесленное производство, культура, наука; здесь работал знаменитый Альбрехт Дюрер. Ремесленники Нюрнберга славились своими изделиями из золота и серебра, бархатными тканями, здесь были изобретены карманные часы. Нюрнберг снабжал Европу компасами и измерительными приборами. Старый город сосредоточивал много музеев, памятников готики, отражал былую славу Нюрнберга. Во время второй мировой войны он особенно сильно пострадал от налетов американской авиации.

Ныне старый город опоясан кольцом жилых кварталов и промышленных предприятий, выросших в эпоху капитализма, в частности после войны. Сложный путь от старинных ремесел прошла современная металлообработка; главную роль играют электротехническая промышленность и электроника. В Эрлангене недавно возник крупный научно-исследовательский центр концерна «Сименс». Традиционными отраслями Нюрнберга являются также деревообработка (карандашная промышленность со знаменитыми фабриками «Фабер», производство игрушек), полиграфическая и текстильная промышленность.

В гитлеровской Германии Нюрнберг был местом помпезных съездов фашистской партии. В 1946 г. во Дворце юстиции проходил процесс над главными военными преступниками.

Природная изолированность Баварии и ее историческая судьба способствовали тому, что здесь до наших дней сохраняются некоторые старые черты народной культуры. В период средневековья на основе различных германских племен здесь сложилась особая народность — баварцы, которые и сейчас отличаются по своему быту, чертам характера, многим обычаям и традициям от жителей других областей страны. До сих пор сохраняется, например, баварский диалект немецкого языка. Отличаются своеобразием баварские большие каменные и срубные дома альпийского типа; довольно стойко сохраняется еще народный костюм, имеющий много общих черт с тирольским костюмом Австрии.

Специфична народная кухня баварцев, в которой особенно распространены мучные кушанья — блюда из вареного теста, лапша. Широкой известностью пользуется знаменитое баварское пиво; % всех пивоваренных заводов ФРГ сосредоточено в Баварии, где они есть почти в каждом городке.

На народные обычаи наложила отпечаток господствующая здесь католическая церковь. Как и на Юго-Западе, во время многих народных праздников устраиваются пышные процессии ряженых, факельные шествия.

Много специфичного сохраняется еще в фольклоре баварцев, в их играх и танцах. Так, здесь издавна был распространен танец лендлер, один из предшественников знаменитого венского вальса.

Региональная структура ФРГ сильно изменилась после войны: усилилась экономика Юго-Запада и Юга, уменьшилась роль традиционного очага тяжелой индустрии — Рура. Наряду с внутренними связями появились новые внешние связи, обусловленные возросшим импортом сырья и вывозом готовой продукции. Изменение конфигурации страны выдвинуло на первый план пути меридионального направления: Рейн, систему скоростных железных дорог и автострад по рейнской долине, к ним добавилась и сеть нефте- и газопроводов. От Рура на севере до Мюнхена на юге протянулся западногерманский мегалополис — сплошная цепь городов и агломераций. Но рост не был всеобщим: в тени «экономического чуда» остались многие сельские районы, угольные и текстильные очаги, восточные пограничные области.

Прогнозы регионального развития ФРГ до 1985 г. говорят о дальнейшем уменьшении рабочих мест в Эмсланде, Сааре, восточных районах Баварии. Эти же области будут отличаться сильным оттоком населения. К районам, теряющим население, прибавится Эссен с окружением и восточная часть Гессена.

Таким образом, западногерманские экономисты предсказывают дальнейшее обострение районных контрастов, дальнейшую концентрацию населения в пределах мегалополиса, ухудшение «качества жизни» во многих районах страны.

Шевченко Л.М., Гроздова И.Н., Рогов Е.Ф.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Герб ФРГ


Интересное

РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Новое на сайте

19.10. разное - Как легко сдать сессию

15.10. новости - Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях, наука и космос - ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР

12.10. разное - Курсовая работа и как её сделать за три дня на хорошую оценку

06.10. новости - Жан Виго - человек, создавший всего несколько фильмов, на зато каких!, Неудержимый Ролан – человек-стихия

05.10. разное - Как выбрать тему курсовой работы студенту историку

27.09. новости - Иван Дыховичный - человек, который всегда умел удивлять зрителей, Александр Алов и его плодотворное сотрудничество с Владимиром Наумовым

20.09. новости - Галина Баринова - первая среди женщин-скрипачек, кто мог исполнить сразу три концерта, Художник-постановщик киностудии «Союздетфильм» Михаил Богданов

14.09. новости - Борис Химичев. Не мечтал об актерской карьере, но внес огромный вклад в мир советского кинематографа, Николай Черкасов. Артист, чье лицо запечатлено на ордене

08.09. новости - Людмила Целиковская - актриса, которую любили всем сердцем, Александр Белявский. Непревзойденный Фокс из культового фильма «Место встречи изменить нельзя»

02.09. разное - Особенности и преимущества микрокредитов

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru