Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


УРХО КАЛЕВА КЕККОНЕН - Президент Финляндской Республики


Анна Герман (фотографии)




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.), Главное — профилактика (Сомов С., Любимов В.)


Главное — профилактика (Сомов С., Любимов В.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)

Тяжелый турбовинтовой самолет, пилотируемый летчиком Н. Водолазовым, возвратился на аэродром после очередного задания. Самолет уже кос­нулся полосы, но вдруг на пробеге его повело в сторону. Летчик тут же испра­вил отклонение. Все обошлось благопо­лучно.

И все же случай этот не остался не­замеченным. О нем говорилось в вы­пущенной на старте листовке-«молнии». Не будем приводить сейчас тех конкрет­ных и, безусловно, полезных рекомен­даций, которые там были изложены. Важно другое — как своевременно и остро реагируют в части на малейший промах в летной учебе любого авиато­ра — будь то летчик, техник или спе­циалист обслуживающего подразделе­ния.

Ошибка летчика подробно анализиро­валась на разборе. В чем была ее при­чина? Все оказалось очень просто. Н. Во­долазов садился с уже слегка затор­моженной левой тележкой шасси. По­чему? Да потому, что его ноги занимали неправильное положение на педалях в момент приземления. Разбирая ошибку, командир напомнил о самоконтроле за пилотированием, о том, как следует рас­пределять усилия при пользовании ры­чагами и агрегатами управления, чтобы не допустить подобных промахов на по­садке.

Такое пристальное внимание даже, казалось бы, к незначительным эпизо­дам, связанным с безопасностью поле­та, в части не случайно. В результате большой и кропотливой работы, проделанной командиром, штабом, партийной организацией, напряженного труда лич­ного состава часть уже длительное время работает без летных проис­шествий.

Здесь каждый без исключения слу­чай, который хоть и не поставил, но мог поставить под угрозу безопасность полета или снизить надежность в работе авиатехники, оперативно и тщательно анализируется. В части установлен твер­дый порядок и последовательность изу­чения поступающей информации от вышестоящего штаба с анализом особых случаев полета, налажен обмен опытом безаварийной работы в каждом подраз­делении.

А как с этим обстояло раньше? Те же документы, связанные с глубоким и за­частую непростым анализом причин той или иной предпосылки, иногда наспех прочитывались, и этим все ограничива­лось. Такой метод изучения документов и рекомендаций, изложенных в них, естественно, не приносил желаемых ре­зультатов. Да и сами занятия проходили без особого интереса.

Теперь документы, связанные с изу­чением опыта безаварийной летной ра­боты, по мере их поступления исполь­зуются на разборе полетов. При этом многие положения документов и рекомендаций являются как бы нагляд­ным подтверждением того, к чему мо­гут привести те или иные конкретные ошибки летчиков, штурманов и других членов экипажа, допущенные на зем­ле и в воздухе.

Разборы полетов в части, как прави­ло, проводятся на другой день. Это свя­зано с тем, что им предшествует боль­шая работа. Руководитель полетов, на­чальники служб получают возможность изучить материалы средств объективно­го наземного контроля, подготовить схе­мы, таблицы, номограммы, наконец, по­беседовать с отдельными летчиками, штурманами и другими членами экипа­жей, уточняя их действия в той или иной обстановке. Такие хорошо подго­товленные и продуманные раэборы ста­ли в части настоящей школой боевой выучки авиаторов.

Для изучения документов организу­ются также плановые занятия, проводи­мые командиром в конце каждого ме­сяца. Командир дает указания, по ка­кому именно разделу доклада подгото­вить схемы, справочные материалы, на­глядные пособия. Кроме того, он опре­деляет, кому из руководящего состава следует быть готовым выступить по тому или иному вопросу аэродинамики или непосредственно по анализируемой предпосылке. Изучение причин каждой предпосылки, указанной в информаци­онных бюллетенях и анализах, тесно увя­зывается с теми недостатками в работе, которые могли стать источниками опас­ных ситуаций. Особое место отводится скрупулезному анализу таких случаев, которые происходят по вино личного состава.

В разработке эффективных мер по предотвращению предпосылок большую помощь командиру и штабу оказывает методический совет. В состав его входят наиболее подготовленные и опытные офицеры из числа руководящего сос­тава. Разработки совета (графические планы полета, бюллетени и др.) широко используются при постановке задач на полеты и в процессе предваритель­ной подготовки.

Благодаря хорошей методической подготовке командиров экипажей по самолетовождению и десантированию в истекшем году все задания выполнялись без нарушений режима полета и таких неприятных случаев, как выброска пара­шютистов (грузов) вне заданных пло­щадок десантирования, не наблюда­лось опасных сближений и обгонов са­молетов. В части не было ни одного слу­чая потери ориентировки. И это не слу­чайно: каждый авиатор досконально изучил штурманское дело.

При организации штурманской подго­товки основное внимание уделяется обучению членов экипожа комплексно­му использованию навигационного и ра­диотехнического оборудования для са­молетовождения и десантирования, внедрению в жизнь методики использо­вания радиоэлектронного комплекса со­временного воздушного корабля для межсамолетной навигации. Как уже го­ворилось, бюллетени, выпускаемые ме­тодическим советом, основываются не только на тех случаях усложнения воз­душной обстановки, которые произош­ли у себя, но и тех наиболее характер­ных предпосылках, сведения о которых поступили от соседей.

Так, членов методического совета од­но время насторожили ошибки отдель­ных экипажей в работе с курсовой сис­темой. Для профилактики методичес­кий совет рекомендовал провести в каждой эскадрилье специальные заня­тия с летным составом по методике использования автономных навигацион­ных систем в ортодромической система координат. Были разработаны памятки экипажу по использованию КС. На до­полнительных практических занятиях и тренировках штурманы закрепляли на­выки в обращении с аппаратурой, рас­пределении внимания при сличении по­казаний нескольких компасов, в быст­ром определении точного условного (ортодромического) курса, навыки вы­полнения коррекций навигационной сис­темы и действий при переходе от одно­го опорного меридиана к другому.

Полезность подобных занятий и тре­нировок подтверждалась летной прак­тикой. Когда экипаж В. Юзефовича попал на маршруте вдали от базы в сложную обстановку, это не застало никого врасплох. Штурман В. Заря бы­стро определил причину неполадок в работе навигационной системы и вклю­чил блок дублирующего гироагрегата. Экипаж выполнил задание. Успешно действовал в аналогичной обстановке и штурман И. Зайцев, который тут же в воздухе устранил неисправность курсо­вой системы.

Твердо зная правила работы с новой навигационной аппаратурой, умея в лю­бой момент определять место самоле­та относительно заданной линии пути, экипажи не допускают уклонений от маршрута полета и тем более потери ориентировки.    .

При полетах в «потоке одиночных са­молетов», требующих большого психо­физиологического напряжения и осмот­рительности каждого члена экипажа, было обращено внимание на выполнение разворотов над поворотными пункта­ми. Дело в том, что этот маневр особен­но важен при выполнении полетов во время учений, когда длительное время приходится соблюдать радиомолчание. Опыт показал, что без дополнительных тренировок определить момент начала разворота впереди идущего самолета только по отметке на радиолокафюнном экране не всегда удается. Поэтому в части разработали специальную мето­дику для расчета времени выдерживания, по истечении которого подается команда о начале разворота.

Конечно, при отработке заданий в воз­духе не всегда все шло гладко. А од­нажды сразу три экипажа при десан­тировании грузов действовали не сов­сем четко и согласованно.

Методический совет, проанализировав эти случаи, установил, что штурманы допускали ошибки в определении точки начала выброски с помощью автоном­ных средств прицеливания, то есть без обозначения точки начала выброски. Некоторые из них, пользуясь картой, нарушали методику прицеливания. Так, С. Ногтей, получив от руководителя вы­броски координаты точки, нанес их на карту с ошибкой по направлению.

Было обращено большое внимание на закрепление навыков визуальной ориен­тировки. Экипажи стали тщательнее го­товить и использовать для выхода на характерные ориентиры и в точку начала выброски бортовой прицел. Кроме того, была усовершенствована методика засечек точности десантирования эки­пажей. При десантировании с площадки убирались все специальные технические средства (автомашины, радиостанции и пр.), которые могли бы быть исполь­зованы с воздуха как дополнительные ориентиры. Точность десантирования значительно повысилась.

Активно работает в части и секция ИАС методического совета. Свое основ­ное внимание она сосредоточила на предупреждении отказов авиатехники, на максимальном повышении ее эксплу­атационной надежности. Вот наглядный пример. На некоторых самолетах не была проверена работа заслонок систе­мы отбора воздуха, идущего на обо­грев ВНА. Это приводило к преждевре­менному выходу из строя электромеханизмов управления, что снижало безо­пасность полета.

Не очередном заседании методичес­кого совета этот еопрос был главным. В своем выступлении инженер части по авиационному оборудованию А. Силаев высказал мысль, что рационализаторы могли бы изготовить прибор для заме­ра величины тока, потребляемого элек­тромеханизмом. Это позволило бы за­ранее предсказать возможные непо­ладки в механизме управления заслон­кой. И такой прибор был создан. Ав­тор его — офицер В. Лищук. Благодаря новому прибору появилась возмож­ность принимать меры по предупреж­дению подобных дефектов.

В работе ИАС части значительное ме­сто занимает разработка наиболее раци­ональных приемов в подготовке и экс­плуатации современной авиационной техники.

Отдельные борттехники подчас запус­кали двигатели при изменении внешних условий с двух, а то и более попыток, неправильно распределяли внимание при запуске, не учитывали особеннос­тей пусковых характеристик двигателя. На секции методического совета наибо­лее опытным инженерам В. Барышни­кову и Д. Бузову предложили составить памятку — методическое пособие по запуску авиадвигателей в различную по­году. Это пособие особенно пригоди­лось при обучении молодых авиаторов, впервые начавших выполнять обязанно­сти бортовых техников.

Немало смекалки проявили рациона­лизаторы и при усовершенствовании средств объективного контроля, без ко­торых немыслим в наши дни нормаль­ный процесс руководства полетами. Были улучшены, например, характерис­тики теодолита (он применяется для оп­ределения точности выхода экипажа в точку начала выброски). На теодолите установили специальную коллиматорную приставку, которая упрощает рабо­ту операторов при отслеживании само­лета и сокращает сам процесс засе­чек.

Боеготовность и безаварийная летная работа — всегда в центра внимания пар­тийных организаций.

В свое время острой критике подверг­лись авиаторы, которые не вели долж­ной борьбы за выполнение требований документов, регламентирующих летную работу. Коммунисты отметили недостат­ки в организации предполетной подго­товки и отдыха летного состава перед полетами. На ряд упущений в обеспече­нии полетов указывалось на партийном собрании. Выполняя решение партийно­го собрания, партком и первичные парт­организации проделали большую рабо­ту. Критические замечания и предложе­ния коммунистов разбирались со всем личным составом.

Авиаторы, по вине которых были до­пущены предпосылки, заслушивались на заседаниях партийного бюро. Парт­ком изучил работу командира и партий­ного бюро отличного подразделения, возглавляемого офицером В. Викторо­вым. Затем опыт этого подразделения был изучен и обсужден на семинаре командиров и секретарей первичных организаций. Офицер В. Викторов умяло опирается на партийную и комсомоль­скую организации и направляет их деятельность на решение задач латной под­готовки и безопасности полетов. Пар­тийная организация подразделения стро­ит свою работу с учетом конкретных решаемых задач. Например, когда мо­лодые экипажи приступили к выполне­нию заданий в сложных метеоусловиях, партийная организация обратила вни­мание коммунистов на более тщатель­ную отработку взаимодействия и сле­танности экипажей, особенно при по­садке на незнакомом аэродроме.

В отрядах, группах, экипажах подраз­деления пропагандируется опыт луч­ших летчиков, штурманов, авиационных специалистов. Очень заботливо оформ­лен и постоянно обновляется стенд-ди­аграмма итогов выполнения обяза­тельств, взятых авиаторами в честь при­ближающегося ленинского юбилея. Сис­тематически выпускаются фотобюллете­ни, боевые листки и листки славы, по­священные отличившимся авиаторам.

Вот, например, как строилась работа командира подразделения и партийного бюро а один из недавних летных дней.

После постановки задачи (полеты для некоторых экипажей были не совсем обычными) секретарь партбюро штур­ман В. Заря провел детальный инструк­таж секретарей первичных партийных организаций, рассказал им об особен­ностях предстоящих полетов, указал на положительный опыт и недостатки в партийной работе в предыдущих поле­тах, определил задания членом бюро. Опытному летчику коммунисту П. Юр­ченко поручили провести беседу с мо­лодыми летчиками об особенностях пи­лотирования на малых аысотах, а ком­мунисту Н. Комарову — со штурмана­ми о самолетовождении над безориентирной местностью.

Перед выполнением задания все эки­пажи взяли на себя социалистические обязательства. Итогам латного дня бы­ли посвящены боевые листки и фото-бюллетени.

Целенаправленная работа партийной организации, нетерпимость к недостат­кам, конкретность проводимых профи­лактических мероприятий благотворно сказываются на боевой учебе авиаторов. Опыт работы части показывает, как можно и должно организовать учебу ааиаторов баз предпосылок к летным происшествиям.

Авторы — Сомов С., Любимов В.

«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

Яркие театральные и кинообразы Сергея Станиславовича Бехтерева


Актерская судьба Евгения Урбанского


Новое на сайте

04.10. новости - Александр Яковлевич Михайлов. Талантливый актер и режиссер советского кино

03.10. разное - Погружение в мир веб-разработки: как курс HTML и CSS открывает новые горизонты

29.09. наука и космос - ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ

27.09. новости - Ираклий Андроников. Несколько слов о советском писателе и литературоведе и его бесценном творческом наследии

21.09. новости - Историческое страноведение - надежный путеводитель по стремительно изменяющемуся миру

15.09. новости - Георгий Менглет. Творческий путь, пройденный на сцене и оставивший след в сердцах зрителей

11.09. разное - Технические условия на примыкание автомобильных дорог Мосавтодор: особенности и требования

09.09. новости - Александр Довженко. Жизнь, посвященная искусству

04.09. новости - Смелые люди - первый советский фильм с конными трюками

29.08. новости - Владимир Герасимов. Голос, который знаком каждому, разное - Перевозка грузов из Турции с гарантией

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru