«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)
Тяжелый турбовинтовой самолет, пилотируемый летчиком Н. Водолазовым, возвратился на аэродром после очередного задания. Самолет уже коснулся полосы, но вдруг на пробеге его повело в сторону. Летчик тут же исправил отклонение. Все обошлось благополучно.
И все же случай этот не остался незамеченным. О нем говорилось в выпущенной на старте листовке-«молнии». Не будем приводить сейчас тех конкретных и, безусловно, полезных рекомендаций, которые там были изложены. Важно другое — как своевременно и остро реагируют в части на малейший промах в летной учебе любого авиатора — будь то летчик, техник или специалист обслуживающего подразделения.
Ошибка летчика подробно анализировалась на разборе. В чем была ее причина? Все оказалось очень просто. Н. Водолазов садился с уже слегка заторможенной левой тележкой шасси. Почему? Да потому, что его ноги занимали неправильное положение на педалях в момент приземления. Разбирая ошибку, командир напомнил о самоконтроле за пилотированием, о том, как следует распределять усилия при пользовании рычагами и агрегатами управления, чтобы не допустить подобных промахов на посадке.
Такое пристальное внимание даже, казалось бы, к незначительным эпизодам, связанным с безопасностью полета, в части не случайно. В результате большой и кропотливой работы, проделанной командиром, штабом, партийной организацией, напряженного труда личного состава часть уже длительное время работает без летных происшествий.
Здесь каждый без исключения случай, который хоть и не поставил, но мог поставить под угрозу безопасность полета или снизить надежность в работе авиатехники, оперативно и тщательно анализируется. В части установлен твердый порядок и последовательность изучения поступающей информации от вышестоящего штаба с анализом особых случаев полета, налажен обмен опытом безаварийной работы в каждом подразделении.
А как с этим обстояло раньше? Те же документы, связанные с глубоким и зачастую непростым анализом причин той или иной предпосылки, иногда наспех прочитывались, и этим все ограничивалось. Такой метод изучения документов и рекомендаций, изложенных в них, естественно, не приносил желаемых результатов. Да и сами занятия проходили без особого интереса.
Теперь документы, связанные с изучением опыта безаварийной летной работы, по мере их поступления используются на разборе полетов. При этом многие положения документов и рекомендаций являются как бы наглядным подтверждением того, к чему могут привести те или иные конкретные ошибки летчиков, штурманов и других членов экипажа, допущенные на земле и в воздухе.
Разборы полетов в части, как правило, проводятся на другой день. Это связано с тем, что им предшествует большая работа. Руководитель полетов, начальники служб получают возможность изучить материалы средств объективного наземного контроля, подготовить схемы, таблицы, номограммы, наконец, побеседовать с отдельными летчиками, штурманами и другими членами экипажей, уточняя их действия в той или иной обстановке. Такие хорошо подготовленные и продуманные раэборы стали в части настоящей школой боевой выучки авиаторов.
Для изучения документов организуются также плановые занятия, проводимые командиром в конце каждого месяца. Командир дает указания, по какому именно разделу доклада подготовить схемы, справочные материалы, наглядные пособия. Кроме того, он определяет, кому из руководящего состава следует быть готовым выступить по тому или иному вопросу аэродинамики или непосредственно по анализируемой предпосылке. Изучение причин каждой предпосылки, указанной в информационных бюллетенях и анализах, тесно увязывается с теми недостатками в работе, которые могли стать источниками опасных ситуаций. Особое место отводится скрупулезному анализу таких случаев, которые происходят по вино личного состава.
В разработке эффективных мер по предотвращению предпосылок большую помощь командиру и штабу оказывает методический совет. В состав его входят наиболее подготовленные и опытные офицеры из числа руководящего состава. Разработки совета (графические планы полета, бюллетени и др.) широко используются при постановке задач на полеты и в процессе предварительной подготовки.
Благодаря хорошей методической подготовке командиров экипажей по самолетовождению и десантированию в истекшем году все задания выполнялись без нарушений режима полета и таких неприятных случаев, как выброска парашютистов (грузов) вне заданных площадок десантирования, не наблюдалось опасных сближений и обгонов самолетов. В части не было ни одного случая потери ориентировки. И это не случайно: каждый авиатор досконально изучил штурманское дело.
При организации штурманской подготовки основное внимание уделяется обучению членов экипожа комплексному использованию навигационного и радиотехнического оборудования для самолетовождения и десантирования, внедрению в жизнь методики использования радиоэлектронного комплекса современного воздушного корабля для межсамолетной навигации. Как уже говорилось, бюллетени, выпускаемые методическим советом, основываются не только на тех случаях усложнения воздушной обстановки, которые произошли у себя, но и тех наиболее характерных предпосылках, сведения о которых поступили от соседей.
Так, членов методического совета одно время насторожили ошибки отдельных экипажей в работе с курсовой системой. Для профилактики методический совет рекомендовал провести в каждой эскадрилье специальные занятия с летным составом по методике использования автономных навигационных систем в ортодромической система координат. Были разработаны памятки экипажу по использованию КС. На дополнительных практических занятиях и тренировках штурманы закрепляли навыки в обращении с аппаратурой, распределении внимания при сличении показаний нескольких компасов, в быстром определении точного условного (ортодромического) курса, навыки выполнения коррекций навигационной системы и действий при переходе от одного опорного меридиана к другому.
Полезность подобных занятий и тренировок подтверждалась летной практикой. Когда экипаж В. Юзефовича попал на маршруте вдали от базы в сложную обстановку, это не застало никого врасплох. Штурман В. Заря быстро определил причину неполадок в работе навигационной системы и включил блок дублирующего гироагрегата. Экипаж выполнил задание. Успешно действовал в аналогичной обстановке и штурман И. Зайцев, который тут же в воздухе устранил неисправность курсовой системы.
Твердо зная правила работы с новой навигационной аппаратурой, умея в любой момент определять место самолета относительно заданной линии пути, экипажи не допускают уклонений от маршрута полета и тем более потери ориентировки. .
При полетах в «потоке одиночных самолетов», требующих большого психофизиологического напряжения и осмотрительности каждого члена экипажа, было обращено внимание на выполнение разворотов над поворотными пунктами. Дело в том, что этот маневр особенно важен при выполнении полетов во время учений, когда длительное время приходится соблюдать радиомолчание. Опыт показал, что без дополнительных тренировок определить момент начала разворота впереди идущего самолета только по отметке на радиолокафюнном экране не всегда удается. Поэтому в части разработали специальную методику для расчета времени выдерживания, по истечении которого подается команда о начале разворота.
Конечно, при отработке заданий в воздухе не всегда все шло гладко. А однажды сразу три экипажа при десантировании грузов действовали не совсем четко и согласованно.
Методический совет, проанализировав эти случаи, установил, что штурманы допускали ошибки в определении точки начала выброски с помощью автономных средств прицеливания, то есть без обозначения точки начала выброски. Некоторые из них, пользуясь картой, нарушали методику прицеливания. Так, С. Ногтей, получив от руководителя выброски координаты точки, нанес их на карту с ошибкой по направлению.
Было обращено большое внимание на закрепление навыков визуальной ориентировки. Экипажи стали тщательнее готовить и использовать для выхода на характерные ориентиры и в точку начала выброски бортовой прицел. Кроме того, была усовершенствована методика засечек точности десантирования экипажей. При десантировании с площадки убирались все специальные технические средства (автомашины, радиостанции и пр.), которые могли бы быть использованы с воздуха как дополнительные ориентиры. Точность десантирования значительно повысилась.
Активно работает в части и секция ИАС методического совета. Свое основное внимание она сосредоточила на предупреждении отказов авиатехники, на максимальном повышении ее эксплуатационной надежности. Вот наглядный пример. На некоторых самолетах не была проверена работа заслонок системы отбора воздуха, идущего на обогрев ВНА. Это приводило к преждевременному выходу из строя электромеханизмов управления, что снижало безопасность полета.
Не очередном заседании методического совета этот еопрос был главным. В своем выступлении инженер части по авиационному оборудованию А. Силаев высказал мысль, что рационализаторы могли бы изготовить прибор для замера величины тока, потребляемого электромеханизмом. Это позволило бы заранее предсказать возможные неполадки в механизме управления заслонкой. И такой прибор был создан. Автор его — офицер В. Лищук. Благодаря новому прибору появилась возможность принимать меры по предупреждению подобных дефектов.
В работе ИАС части значительное место занимает разработка наиболее рациональных приемов в подготовке и эксплуатации современной авиационной техники.
Отдельные борттехники подчас запускали двигатели при изменении внешних условий с двух, а то и более попыток, неправильно распределяли внимание при запуске, не учитывали особенностей пусковых характеристик двигателя. На секции методического совета наиболее опытным инженерам В. Барышникову и Д. Бузову предложили составить памятку — методическое пособие по запуску авиадвигателей в различную погоду. Это пособие особенно пригодилось при обучении молодых авиаторов, впервые начавших выполнять обязанности бортовых техников.
Немало смекалки проявили рационализаторы и при усовершенствовании средств объективного контроля, без которых немыслим в наши дни нормальный процесс руководства полетами. Были улучшены, например, характеристики теодолита (он применяется для определения точности выхода экипажа в точку начала выброски). На теодолите установили специальную коллиматорную приставку, которая упрощает работу операторов при отслеживании самолета и сокращает сам процесс засечек.
Боеготовность и безаварийная летная работа — всегда в центра внимания партийных организаций.
В свое время острой критике подверглись авиаторы, которые не вели должной борьбы за выполнение требований документов, регламентирующих летную работу. Коммунисты отметили недостатки в организации предполетной подготовки и отдыха летного состава перед полетами. На ряд упущений в обеспечении полетов указывалось на партийном собрании. Выполняя решение партийного собрания, партком и первичные парторганизации проделали большую работу. Критические замечания и предложения коммунистов разбирались со всем личным составом.
Авиаторы, по вине которых были допущены предпосылки, заслушивались на заседаниях партийного бюро. Партком изучил работу командира и партийного бюро отличного подразделения, возглавляемого офицером В. Викторовым. Затем опыт этого подразделения был изучен и обсужден на семинаре командиров и секретарей первичных организаций. Офицер В. Викторов умяло опирается на партийную и комсомольскую организации и направляет их деятельность на решение задач латной подготовки и безопасности полетов. Партийная организация подразделения строит свою работу с учетом конкретных решаемых задач. Например, когда молодые экипажи приступили к выполнению заданий в сложных метеоусловиях, партийная организация обратила внимание коммунистов на более тщательную отработку взаимодействия и слетанности экипажей, особенно при посадке на незнакомом аэродроме.
В отрядах, группах, экипажах подразделения пропагандируется опыт лучших летчиков, штурманов, авиационных специалистов. Очень заботливо оформлен и постоянно обновляется стенд-диаграмма итогов выполнения обязательств, взятых авиаторами в честь приближающегося ленинского юбилея. Систематически выпускаются фотобюллетени, боевые листки и листки славы, посвященные отличившимся авиаторам.
Вот, например, как строилась работа командира подразделения и партийного бюро а один из недавних летных дней.
После постановки задачи (полеты для некоторых экипажей были не совсем обычными) секретарь партбюро штурман В. Заря провел детальный инструктаж секретарей первичных партийных организаций, рассказал им об особенностях предстоящих полетов, указал на положительный опыт и недостатки в партийной работе в предыдущих полетах, определил задания членом бюро. Опытному летчику коммунисту П. Юрченко поручили провести беседу с молодыми летчиками об особенностях пилотирования на малых аысотах, а коммунисту Н. Комарову — со штурманами о самолетовождении над безориентирной местностью.
Перед выполнением задания все экипажи взяли на себя социалистические обязательства. Итогам латного дня были посвящены боевые листки и фото-бюллетени.
Целенаправленная работа партийной организации, нетерпимость к недостаткам, конкретность проводимых профилактических мероприятий благотворно сказываются на боевой учебе авиаторов. Опыт работы части показывает, как можно и должно организовать учебу ааиаторов баз предпосылок к летным происшествиям.
Авторы — Сомов С., Любимов В.
«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!