Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Julie Ege - открытки




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.), Воздушный бой в современных условиях (Кожедуб И.)

Воздушный бой в современных условиях (Кожедуб И.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

Каждый раз, когда я сажусь в кабину современного истребителя, оснащенного ракетами, в сердце рождается гордость за нашу любимую Родину, благодарность славной Коммунистической партии за ту заботу, которой окружены мы, воины Страны Советов. Советский народ — строитель коммунизма — дал нам в руки самую современную боевую технику, оружие невиданной силы. Авиаторы вместе с воинами других родов войск с гордостью говорят: «Нам есть что защищать и есть чем защищать».

Вся история советской авиации— это история борьбы за скорость, высоту и дальность полета. Возможности самолетов резко возросли в послевоенный период. Современные самолеты могут летать со сверхзвуковой скоростью и подниматься на большие высоты. Революция в военном деле, естественно, привела к изменению тактики ВВС, внесла свои коррективы в организацию Военно-Воздушных Сил, значительно повлияла на характер воздушного боя.

Воздушный бой и в новых, изменившихся условиях по-прежнему остался главным в действиях истребителей по борьбе с авиацией противника в воздухе, как бы суммирующим усилия летчика и всех специалистов, помогающих ему в решении боевой задачи — уничтожении самолетов противника. Но его характер изменился вместе с ростом скорости, высоты полета и вооружения.

Известно, что послевоенный период развития истребительной авиации, как и всех Военно-Воздушных Сил, можно разделить как бы на три этапа. Первый из них 1945 — 1953 годы. Он характеризуется обобщением большого опыта Великой Отечественной войны и широким внедрением реактивной техники. Уже в 1947 году началось массовое переучивание летчиков-истребителей на самолетах МИГ-9 и ЯК-15, а чуть позднее — на МИГ-15, ЛА-15 и МИГ-17.

Опыт боевой учебы показал, что реактивные истребители можно использовать и в одиночном и в групповом боях. Рост скорости полета и оснащение самолетов более скорострельными авиационными пушками значительно изменили характер воздушного боя. Если в годы войны дальность открытия наиболее эффективного огня из пулеметов не превышала 150—200 м, то теперь появилась возможность поражать самолет противника на гораздо большем удалении.

Расширились и пространственные рамки воздушного боя. Он уже велся не только на средних высотах, как это было в годы войны, а в стратосфере. Однако основу успеха воздушного боя все еще составляли отточенная до совершенства техника пилотирования на всех высотах, постоянная и круговая осмотрительность, смелость и решительность в действиях летчика.

Опыт управления авиацией с земли, накопленный в годы войны, находил все более широкое применение. Для обнаружения и наведения стали использоваться наземные радиолокационные станции, командные пункты и пункты наведения. И все-таки основным в обнаружении и сближении с целью оставалось визуальное наблюдение. В большинстве случаев земля выводила истребитель только в район поиска.

На втором этапе развития Военно-Воздушных Сил (1954—1959 гг.) на вооружение были приняты сверхзвуковые истребители, оснащенные радиолокационными прицелами и ракетами класса «воздух — воздух». Дальность пуска ракет по сравнению с дальностью стрельбы даже из крупнокалиберных авиационных пушек выросла в несколько раз. Появилась реальная возможность поражать цели, не видя их невооруженным глазом. Характер воздушного боя существенным образом изменился.

В чем это проявилось? Прежде всего в значительном возрастании роли взаимодействия командного пункта с летчиком-истребителем. На данном этапе практически успех воздушного боя, а точнее сближения и обнаружения цели, стал зависеть от умения командного пункта определить параметры полета цели и истребителя, выбрать наиболее выгодный в данной обстановке тактический прием, наметить точку встречи.

Рост скоростей полета поставил под сомнение возможность повторной атаки. Значит, от летчика, его способности правильно построить маневр, провести прицеливание и пуск, добиться победы с первой атаки зависел успех всего воздушного боя.

Третий этап, который продолжается до сих пор, начался в 1960 году. Он характеризуется дальнейшим совершенствованием боевых качеств авиационной техники и ракетного вооружения, все более широким внедрением разнообразных систем управления. Теперь самолеты истребительной авиации, оснащенные ракетами класса «воздух — воздух», способны осуществлять автономный перехват воздушных целей на больших удалениях от охраняемых объектов. Значительно повысились и роль автоматизированного управления и значение первой атаки.

Но, как показывает практика, и сверхзвуковые истребители могут успешно вести одиночный и групповой воздушные бои, которые опять же сохраняют все свои основные элементы.

Таким образом, современный воздушный бой — это прежде всего перехват воздушной цели, выполняемый истребителем с помощью автоматизированной системы управления. Здесь также важны — внезапность действий, точность огня, что является важнейшим условием успешного завершения боевого задания.

За последние годы очень большое внимание уделяется развитию радиотехнических средств управления. Это вполне закономерный процесс. Широкое применение радиоэлектроники значительно повышает надежность наведения и перехвата. Но умение вести воздушный бой в любых условиях остается главным в обучении летчиков-истребителей.

Остаются в силе и требования отличной групповой слетанности в каждой паре, в каждом звене и подразделении, а также взаимодействия и взаимовыручки. В годы войны говорили: пара — основная боевая единица, звено—основа боевого порядка. Все это верно и в наши дни. Предавать забвению фронтовой опыт ни в коем случае нельзя. Только надо учитывать изменения, которые произошли. К определению боевого порядка и организации воздушного боя нужно подходить диалектически, с учетом и прошлого и настоящего. Только при этом можно надеяться на успех.

Современный воздушный бой требует не только использования радиотехнических средств, но и повышенной осмотрительности, умения любого летчика действовать самостоятельно с учетом сложившейся обстановки. Однако это не значит, что в случае потери ведущего ведомый обретает абсолютную самостоятельность. И в этом случае он должен помнить об общем замысле командира, принимать меры к тому, чтобы занять свое место в общем боевом порядке.

Надо уметь видеть в бою, знать, куда и зачем идешь, чувствовать атмосферу боя, его темп, метко вести огонь. Без этого невозможно добиться победы ни в одиночном, ни в групповом воздушном бою.

Групповые воздушные бои, как правило, будут сопровождаться резкими эволюциями, большими перегрузками. Собственно также было и в годы Великой Отечественной войны. Групповой воздушный бой выигрывал тот, кто был более организован, лучше владел тактическим и огневым мастерством, отличался физической выносливостью, кто мог и при больших перегрузках правильно строить маневр, молниеносно и смело атаковать, метко стрелять. Об этом должны помнить и те, кто готовится стать воздушным бойцом, и те, кому Родина вручила грозные сверхзвуковые ракетоносцы. Высокие морально-боевые качества, готовность к подвигу надо воспитывать в себе изо дня в день.

В групповых воздушных боях особое значение приобретает умение летчика применять в комплексе ракетное и пушечное вооружение. Здесь да, впрочем, и на других этапах только правильной оценкой обстановки не обойтись. Нужны твердые и глубокие знания боевой техники и ее возможностей, навык быстрого переключения внимания с одной системы на другую.

Как уже отмечалось, воздушный бой — главный вид боевой деятельности летчика-истребителя. Но и в этом главном есть свое главное — атака. Ведь как бы скрытно ни действовал летчик, как бы он ни хитрил при сближении, победы не будет, если он не сумеет совершить стремительную атаку и не закончит ее метким и дерзким ударом.

От чего зависит успех атаки? Прежде всего от совершенной техники пилотирования. Чем лучше владеет летчик самолетом во всем диапазоне скоростей и высот полета, тем больше у него возможности победить врага в воздушном бою. Не меньшую роль играет и знание тактики противника, сильных и слабых сторон его техники. Без этого тоже немыслим успешный воздушный бой.

Отличным пилотом, знатоком тактики и мастерского удара зарекомендовал себя на фронте Герой Советского Союза В. Лихачев. Прошли годы, но не померкла слава ветерана. Его пилотаж на воздушном параде в Домодедове отличался незаурядным мастерством, если хотите, дерзостью. Ветеран был награжден еще одним орденом Красного Знамени.

Дерзость летчика. В мирные дни мы об этом неоправданно мало говорим, а следовательно, и не вырабатываем у летчиков этого замечательного качества воздушного бойца. Между тем дерзость в сочетании с мастерством и есть тот сплав, который помогает летчику успешно завершить воздушный бой — произвести атаку.

Много примеров разумной дерзости и инициативы проявили авиаторы на учении «Днепр». Этот опыт необходимо всемерно внедрять в практику обучения и воспитания.

В настоящее время происходит объективный процесс взаимопроникновения современной авиационной и ракетной техники. В управлении авиацией все шире применяются радиоэлектроника и счетнорешающие устройства, на вооружение поступают различные ракеты. Но какой бы совершенной ни была техника, решающая роль в современном воздушном бою, как и в годы войны, принадлежит летчику, познавшему законы вооруженной борьбы, умеющему взять от техники все без остатка. Священный долг каждого авиационного командира — воспитывать летчика-истребителя смелым и умелым воздушным бойцом, беспредельно преданным делу Коммунистической партии и Советскому правительству, до глубины души ненавидящим врагов родины Октября.

В авиационные части приходят молодые летчики-инженеры. Это высокоэрудированные, хорошо подготовленные специалисты. Уровень их теоретических знаний значительно выше, чем был у выпускников военных училищ 50-х годов, но нужно помнить, что их жизненный опыт еще невелик. Об испытаниях, которые выпали на долю летчиков-фронтовиков, они знают только по книгам и рассказам ветеранов. Нужно, чтобы обучение молодежи проводилось в условиях, максимально приближенных к реальным, боевым. И не надо бояться разумной инициативы, дерзости молодежи. Пусть они будут. В сочетании с мудростью старших это поможет летчикам-инженерам стать мужественными и стойкими воздушными бойцами.

В дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР Н-ской авиационной части был вручен орден Красного Знамени. В ней проходят службу многие летчики-инженеры. Они жадно перенимают опыт таких признанных мастеров воздушного боя, как майоры С. Цветков и В. Беляев, чей ратный труд недавно отмечен орденами Красной Звезды.

Современный воздушный бой — серьезное испытание моральных и физических сил летчика. И без высокой морально-психологической подготовки летчика, как и без умения владеть своим оружием, нельзя достичь победы в воздухе.

Советские летчики идут в едином боевом строю с танкистами, моряками, ракетчиками, представителями различных родов войск. Они зорко следят за происками империалистов, бдительно охраняют мирный труд советского народа, строящего коммунистическое общество, и по приказу Родины готовы нанести сокрушительный удар по любому агрессору, если он посягнет на честь, свободу и независимость социалистического Отечества.

Генерал-лейтенант авиации Кожедуб И., трижды Герой Советского Союза, военный летчик первого класса

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

советские женщины - Ирина БОНДАРЕВА


советские новогодние открытки 1978-го года


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru