Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
В альпийских горах, которые разделяют несколько соседних государств Западной Европы, идет прокладка высоковольтной линии. Здесь трудятся специалисты разных стран, в том числе и Советского Союза. Из-за грозы произошел обрыв, и на место аварии срочно вылетает экипаж советского вертолета «МИ-6″…
Так начинается фильм режиссера Эльера Ишмухамедова и сценариста Одельши Агишева «Обретение», который сейчас снимается на киностудии «Узбекфильм».
Рустам, главный герой картины, работает за рубежом впервые. Он воочию убеждается в том, что рай, о котором много говорит западная пропаганда, — миф. Те несколько судеб, которые пройдут перед глазами Рустама и отразятся на его жизни, сделают его более зрелым духовно.
Я попросила О. Агишева и Э. Ишмухамедова рассказать об их третьей совместной работе.
— Как возник замысел этого фильма!
О. АГИШЕВ. После ленты «Влюбленные» мы вновь задумали снять фильм о молодом поколении. Наметили два или три сюжета. Но Эльеру для того, чтобы идея полностью захватила его, нужен зримый образ, эмоциональный толчок, который бы разбудил его фантазию. Помню, как однажды он пришел ко мне и сказал: «Хочу снять фильм о любви. Сквер, огоньки кафе, которые пробиваются сквозь тяжелую листву, вечерний карнавал, музыка и смех, и мальчик, который любит и не может признаться в своем чувстве…» Многое после изменилось, но так родился фильм «Нежность».
То же произошло и теперь. Эльер приехал из заграничной поездки и рассказал о случее, который меня тоже взволновал…
Э. ИШМУХАМЕДОВ. Мы были тогда с делегацией советских кинематографистов в Новой Зеландии. Там я и узнал зту трагическую историю: двое стариков, муж и жена, покончили жизнь самоубийством. Этр были обеспеченные люди, благополучно прожившие жизнь. Они уехали из России сразу же после революции, на чужбине у них родились и выросли дети и внуки, был у них богатый дом. Но вот в город, где жила это семья, приехал из Советского Союза танцевальный ансамбль, кажется, «Березка». Вернувшись с концерта, старики… приняли яд. Я думаю, они впервые за всю свою жизнь так остро почувствовали, что Родину нельзя заменить ничем.
О. АГИШЕВ. Эта история легла в основу сюжета. Но наша лента не об эмигрантах и не об эмиграции. Главные герои фильма — те, кто сегодня живет и трудится в Узбекистане. Мы хотим рассказать о людях разного возраста, профессий, судеб и в первую очередь о молодежи.
«Обретение» — это продолжение наших первых лент. Только не думайте, что это продолжение прямое. Все герои новые. Но есть здесь связь внутренняя. Это рассказ о том же поколении, которое стало на несколько лет старше. Мы расскажем, как неосознанное чувство любви к Родине превращается в сознательный патриотизм, как человек становится активным гражданином своей страны.
Э. ИШМУХАМЕДОВ. Это как бы сверхзадача нашего фильма: чувство, зародившееся и окрепшее в Рустаме, должно стать чувством зрителя.
О. АГИШЕВ. Эльер детство провел в кишлаке и сейчас там часто бывает. Мне кажется, что он лучше всех знает его жизнь, его людей. Кстати, хочу рассказать об одном забавном случае.
Когда мы разрабатывали характер Деда Рустама, Эльер мне много рассказывал о тех людях, которых он хорошо знает, о своем деде. Серкевой-ота, дед Рустама, — старый дехканин, всю жизнь отдавший земле, человек волевой, до старости лет сохранивший силу духа, чувство юмора, с крутым, ершистым, но справедливым характером. И вот я придумал такой эпизод.
После долгой командировки Рустам приезжает навестить деда. Увидев его, радостно приветствует: «Здравствуй, ота!» А тот сердито кричит: «Эй, кто там в доме, дайте мне скорее ножницы!» Рустам, спасаясь от деда, убегает, а Серкевой-ота, пытаясь его догнать, кричит: «Я тебе сейчас волосы отрежу, ишь какие отрастил!»
Эльер этот эпизод одобрил: «Это хорошо, точно уловил характер». Спустя некоторое время мы приехали в кишлак Паркент на выбор натуры. Эльер попросил: «Ребята, давайте зайдем к моему деду, вот обрадуется». Подошли к дому, Эльер, увидев деда, кидается к нему в объятия: «Здравствуй, ота!» А дед его грозно кричит: «Эй, кто там в доме, дайте скорее ножницы!»
— У Рустама не совсем привычная профессия, почему вы выбрали именно ее?
Э. ИШМУХАМЕДОВ. В том, что наш герой стал вертолетчиком, нет случайности. Нам хотелось, чтобы Рустам владел современной профессией. Почему так? Наша республика в прошлом была на положении колонии. Я где-то читал выступление одного английского социолога, который считает, что колониальные народы способны хорошо разбираться только в производстве сырья. Конечно, в Узбекистане до сих пор прекрасно знают, как выращивать виноград и дыни. И слава Богу, нам этого забывать нельзя. Но сейчас узбеки не только поставляют на международный рынок первоклассные хлопок и шелк, но и работают на заводах, стройках, учатся в институтах. Узбекские ученые блестяще проявили себя в ряде областей науки: медицине, математике, физике. Это одна из современных черт нашего народа, и мы хотим отразить ее в нашем фильме.
— Кто занят в нем?
Э. ИШМУХАМЕДОВ. В фильме заняты Т. Нигматуллин, А. Юнусова, Ш. Бурханов, Б. Кыдыкеева, X. Уморов и другие. Оператор Г. Кериж, композитор Ш. Каллош.
Автор — Сологуб В.
Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!