Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Нонна Мордюкова. Завтра, доченька, ты пойдешь в школу


Николай Черкасов. Артист, чье лицо запечатлено на ордене




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советский экран (журнал №15 за 1973 год), Заглянем в зрительный зал (Хлоплянкина Т.)

Заглянем в зрительный зал (Хлоплянкина Т.)

 

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

Зрительный зал был заполнен наполовину..

Хотя по всему городу Мишкольцу были расклеены афиши, сообщающие об очередном кинофестивале короткометражных, документальных, научно-популярных, мультипликационных лент, зрительный зал почти ни разу целиком не заполнялся. Но те люди, которые все же посещали просмотры,  реагировали на то, что происходило на экране, очень активно и в удачных местах смеялись или апло­дировали так, что зал казался полным.

Эти два впечатления — чуткость зрительного зала и его незаполненность — как-то все время тревожили своей противоречивостью. В ней надо разобраться подробнее. Поэтому не стоит, мне думается, рассказывать обо всей обширной фестивальной программе, включавшей 23 телефильма и 61 кинолент.

Выбрав из такого пестрого калейдоскопа фестивальных лент только документальную продукцию и те научно-популярные картины, кото­рые тяготеют к документалистике, остановлюсь на одной теме — на свое­образных отношениях, сложивших между кинозрителем и этими видами кинематографа. Мишкольцский фести­валь дает здесь интересную пищу для размышлений.

Микрофон и кинокамера

Была на фестивале две картины, очень четко определившие разные направления, по которым идет сегодня документальный кинематограф. Посвящены эти картины одной и той же, весьма актуальной сегодня теме защиты природы, но сделаны абсолютно по-разному.

Авторы фильма «Репортаж по общественному делу (П. Шифер, Т. Андор, М. Гере, М. Риго) пытаются выяснить, почему так исправно загрязняет воздух маленький заводик, расположенный в самом сердце будапештских кварталов. Дымит труба. А могла бы и  не дымить, если переоборудовать котельную. Об этом говорят с экрана и рабочие и жители района. А вот у главного инженера свои резоны. План завод выполняет. А штраф, который приходится платить, не так уж велик. Так стоит ли вообще затевать реконструкцию?

Этот кинорепортаж сродни острым, публицистическим статьях о виновниках отравления рек, воздуха, часто появляющимся в последнее время и в нашей прессе. Чем они конкретнее, тем больше пользы способны принести.

Фильм Г. Витеза, Ф. Немени, И Дьердя, Е. Паллош, Л. Матоша «Прекрасный новый мир» тоже начинается с дымов. Дымы разные — белые, как туман, нежно-розовые, серые, ядовито-желтые. Настоящая симфония — или реквием? — дымов! Ржавой копотью покрыты листья, в масляных разводах река. Но что это та завод, что за река — мы не знаем. Где они расположены? Где-то на земном шаре. Авторы обходятся без текста. Он не нужен фильму, как не нужен яркому, выразительному плакату.

Оба фильма по-настоящему гражданственны. Но идут к своей цели разными путями. Это лишний раз доказывает, как широки возможности современной документалистики. К сожалению, сами документалисты об этом часто забивают. Во всяком случае, девизом нынешнего кинофестиваля в Мишкольце мог бы стать только микрофон.

Лучше сто раз услышать?

В течение пяти дней сменялись на экране фильмы, темы, жанры. Но неизменным оставался один и тот же кадр. Экран. Чье-то лицо, шевелящиеся губы. Затылок репортера. И на первом плане — микрофон.

Раньше говорили: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эту старую истину документалисты, пожалуй, хотят перефразировать: «Лучше сто раз услышать, чем один раз увидеть».

…4 ноября 1944 года в 14 часов 10 минут сильный взрыв потряс Будапешт: взлетел в воздух заминированный фашистами мост Маргит.

Как рассказать об этом событии? Взрыв моста. разумеется, никто не снимал.

Но ведь остались люди — живые свидетели драмы. Мы слушаем их взволнованный рассказ и поражаемся: как много судеб оборвал или пересек этот взрыв! Кто-то потерял из мосту близкого человека. а кто-то как раз в этот день и час собрался за Дунай, да дела задержали. И вот эта случайность, сохранившая жизнь, до сих пор, спустя почти 30 лет, волнует и тревожит рассказчика. Зависимость конкретных судеб, биографий от тупой, нерассуждающей силы фашизма — вот мысль, которая буквально пронизывает фильм «Суббота 14 часов 10 минут» [авторы Г. Ола, Т. Банок, Ю. Требич), получивший на фестивале областной приз Мишкольца.

…Однажды осенью, как всегда, пришли в школу первоклассники. Они забавно морщили лобики, отвечая урок, норовили выбежать из класса.

А кинооператор все это снимал на пленку.

Спустя 8 лет пленку показали тем же самым ребятам и их родителям. Только белобрысая тихоня теперь стала длинноногой красавицей, а растерянный малыш превратился в серьезного юношу. Быстро растут дети! Быстро растут и их проблемы. Теперь ребят волнует вопрос кем быть, как соотнести свою личность с интересами класса, коллектива. Их рассказ интересен и по существу и самим фактом обращения к одним и тем же героям на разных этапах их жизни.

Фильм «Спустя восемь лет» (авторы И. Дьердь, Ф. Немени, Г. Витез, Э. Дьердь) — также в числе призеров фестиваля.

Можно назвать еще несколько картин, где обращение к методу киноинтервью оправданно. Но все-таки очень часто он используется формально. Не потому, что он целесообразнее. А потому, что привычнее.

О чем бы ни рассказывали фильмы — о средневековом герое, пожилой актрисе или фоторепортере — сделаны они по одному и тому же принципу; вопрос — ответ. Но в серии интервью должен быть какой-то отбор, своя драматургия.

О труде фоторепортера можно рассказать словами. Но не чужды ли они самой специфике этой профессии? Ведь в фильме талантливо показано, как фоторепортер словно бы разлагает плавное движение балерины на несколько мгновений и выбирает из этих мгновений одно-единственное, самое выразительное. (Фильм так и называется «Тот определенный момент») Нужны ли здесь интервью? Если и нужны, то не в таком количестве. Они растягивают «тот определенный момент» на долгие сорок минут, ослабляя ненужными словесными подробностями, его выразительность.

Думается это проблема не только венгерской документалистики.

Мы помним время, когда микрофоном во время съемок пользовались не так уж часто. Сначала рождалось изображение. Потом — слово. Дикторский текст.

Микрофон расширил возможности документального экрана. Появились фильмы-расследования, фильмы-дискуссии, фильмы-монологи. Во всех этих случаях обращение к жанру интервью абсолютно целесообразно. Но всякое открытие рождает армию последователей, которые пользуются новым приемом формально, бездумно. Словно бы вдруг прорвалась какая-то запруда. Поток слов хлынул на экран. Это влечет за собой и еще одну болезнь — непомерную затянутость картин. А между тем есть какой-то предел в восприятии документального фильма. Известен ли он? Много раз приходилось читать, как крупнейшие режиссеры игрового кино. прежде чем выпустить фильм в окончательном варианте, проверяли его на публике и при доработке учитывали реакцию зала, падение или, наоборот, кульминацию зрительского интереса. Документальному кино тем более необходимо бороться за зрителя.

Зрительный зал был заполнен лишь наполовину..

Вот с этого первого фестивального впечатления я начала разговор о Мишкольце. Да, документальный и научно-популярный кинематограф далеко не все делает для того, чтобы расширить свою аудиторию. Мишкольцский фестиваль еще раз это подтвердил.

Но теперь пора пристальней вглядеться в этот хоть и неполный, но чутко реагировавший на экранные впечатления зал. Кто они, эти люди? Может быть, студенты или молодые рабочие. Почти у каждого в руках — программки, номера фестивальных газет. Судя по реакции, это не случайная публика, а те, в ком уже пробужден интерес к документальному и научно-популярному
фильмам.

В скучных местах они не покидают зал, дожидаясь мгновения, когда их любовь к этому виду кинематографа получит новый толчок, новое яркое впечатление. И какой поразительный контакт возникает в эти моменты между экраном и зрительным залом, какая чуткая тишина, какое взаимопонимание, доказывающее, что документальному фильму доступно передать на экране тончайшие нюансы человеческого настроения, размышлять вместе со зрителем о красоте, о добре, о долгой и сложной жизни человеческой!

Жизнь человеческая

«Уважайте старух» — так называется фильм З. Хусарика, П. Янкуры, И Жугана, Ф. Сечени, З. Енеи, получивший на фестивале приз Мишкольца.

Этот рассказ о старых крестьянках, чей жизненный путь дважды пересекли большие воины, пора-
жает каким-то особым колоритом, словно бы вобравшим в себя желтый цвет осенних листьев и белизну снега на черной земле, поражает монтажом, повторяющим медленность старческих движений и вдруг внезапно обрывающимся далеким воспоминанием, старой фотографией на пустой стене, кадрами военной кинохроники.

Фильм еще раз доказывает, что печаль, которая рождена любовью к человеку, всегда светла. Его настроение доходит до зрителя без потерь, потому что мастерство авторов совершенно, а образы ярки, точны и лаконичны.

Да, экранное мгновение может передать всю сложность, неповторимость человеческой жизни. Многие фильмы фестиваля оставили радостное ощущение встречи с интересными, своеобразными людьми. Это и цыганский художник Балаш (фильм «Я, Янош Балаш») и старый крестьянин Йожеф Сереш (фильм «Поэзия»). По этим фильмам можно судить, как усложнились задачи, решаемые сегодня документальным кинематографом.

Со зрителем, любящим документальное кино, экран способен вести сегодня разговор на самом высоком уровне и в самых разных аспектах и жанрах — от публицистики до поэзии. Против длиннот, невыразительных, скучных лент, и документальных и игровых, должны ополчиться кинематографисты всех «подразделений». Разве безлюдье незанятых кресел не обидно?

Автор — Хлоплянкина Т.

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

У карты мира - Колумбия (1976 г.)


советские новогодние открытки 1977-го года


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru