Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские женщины - Галина НЕСТЕРОВА


Ленин. У руля Страны Советов - По воспоминаниям современников и документам




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советское фото (журнал №01 за 1961 год), Первые итоги (Дыко Лидия)


Первые итоги (Дыко Лидия)

 

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

В дни учебной сессии Всесоюзного заочного лектория по журналистике и фоторепортажу при Центральном доме журналиста Москва принимала у себя более 400 фотокорреспондентов и рабселькоров — фотолюбителей со всех концов страны. Их можно было встретить на лекциях в доме журналиста, на творческих семинарах и встречах с московскими фотомастерами в Доме культуры «Правды», в Третьяковской галерее, на Выставке достижений народного хозяйства. Дорог был каждый час. Как можно больше узнать, как можно лучше отчитаться в знаниях, полученных в течение учебного полугодии, — таковы были основные задачи каждого слушателя лектория.

С большим интересом и вниманием фотожурналисты прослушали содержательную лекцию кандидата философских наук А. Зися «Природа искусства фотографии». Писатель Е. Рябчиков по-настоящему увлек аудиторию ярким рассказом о значении партийности и идейности в фотографическом искусстве и в первую очередь в фотопублицистике. О том, как нужно работать с иллюстрацией в журнале и газете, рассказали главный художник журнала «Советский Союз» А. Житомирский и член редколлегии журнала «Огонек» И. Долгополов. Г. Волчек посвятил свою лекцию проблемам фоторепортажа, В. Соболев — основным этапам истории журналистики.

Важное место было отведено в учебном плане сессии лекциям по фототехнике. Перед слушателями выступили кандидаты технических наук П. Ногин, Е. Иофис, Г. Симонов и другие. Кандидат искусствоведения Л. Дыко посвятила свою лекцию композиции фотоснимков.

Если ко всему этому прибавить, что слушатели встретились с конструкторами заводов, изготовляющих фотоаппаратуру и оптику, получили возможность не только узнать о перспективах советского фотоаппаратостроения, но и высказать свои серьезные претензии, то станет ясным, что учебная сессия была организована в основном правильно и продуманно.

Однако, по мнению абсолютного большинстве слушателей, самыми интересными и самыми полезными для них были встречи с московскими мастерами фоторепортажа, которые в дружеских беседах делились своим опытом, разбирали достоинства и недостатки снимков, привезенных с собой учащимися. От всей души участники сессии благодарили за учебу и помощь фотомастеров А. Гаранина, Я. Халипа, С. Гурария, Г. Вайля, А. Штеренберrа, В. Тарасовича, С. Фридлянда, А. Новикова, В. Шаровского, М. Ганкина, В. Савостьянова, Г. Зельму и многих других.

Большинство слушателей продемонстрировало во время зачетной сессии хорошие, прочные знания и главное, по мнению многих преподавателей и лекторов, огромное желание совершенствоваться в своем мастерстве.

Слушатели лектория встретились с председателем Союза журналистов СССР главным редактором газеты «Правда» П. Сатюковым.

Среди работ слушателей заочного лектория немало таких снимков, в которых актуальная тема современности нашла свое выражение в четкой изобразительной форме. Эти фотографии привлекают внимание зрителя, убеждают его, доставляют эстетическое наслаждение.

Например, и не читая названия, мы отчетливо воспринимаем тему фото, открывающего наш обзор, — «Дыхание большого завода». Здесь автор для раскрытия содержания невольно нашел очень точный сюжетный материал, но и правильно использовал изобразительные средства. Верхняя точка съемки позволила показать в кадре огромное пространство, на котором раскинулись цеха и агрегаты завода-гиганта. Его можно охватить глазом разве что с высоты птичьего полета!

Не переднем плане мы видим стройную колоннаду дымящихся труб. Это также правильный композиционный прием: существенно важный для раскрытия темы элемент композиции, будучи помещен на передний план, сразу же привлекает внимание зрителя. Верно выбрано здесь и освещение. Задне-боковой солнечный свет прекрасно прорабатывает дым и пар, окутывающие завод, и словно делает ощутимым его горячее дыхание.

Но всегда ли авторы так доходчиво и выразительно раскрывают зрителю тему снимка, всегда ли они так точно отбирают сюжетный материал?

Какова, например, тема фото 2? Кто эти изображенные не снимке люди? Строители прекрасных зданий, виднеющихся в глубине кадра? Студенты? Друзья, собравшиеся не воскресную прогулку? Придется обратиться к развернутой текстовке, сопровождающей снимок. Прочтем ее: «Рабочий день окончен. Хорошо потрудились эти молодые люди. Радостно светятся их лица. Да и как же не радоваться? Коллективу механического участка, где они работают, присвоено почетное звание коммунистического. В этом есть доля и их труда, их старания».

Почему же автору снимке понадобилась эта расширенная эмоциональная текстовка? Да потому что он почувствовал — сама фотография ничего не говорит зрителю. Автор оказался неплохим литератором, но, увы, слабым фоторепортером! Изображение связано с темой такими тонкими мигами, что замысел автора трудно понять: к снимку можно дать любой другой текст.

Неумение найти в жизни конкретный сюжетный материал, в котором тема раскрывается полно и убедительно, обнаруживается довольно часто. По существу, это одна из главных причин появления большого количества шаблонных, статичных снимков, где потеряна не только динамике, но и правда жизни.

Взгляните на фото 10. Как неестественны позы людей, какие напряженные улыбки на их лицах! И все это потому, что автор не нашел материала в самой действительности, а попытался подогнать жизнь под свой композиционный замысел, искусственно построить кадр. Так нарушается одни из важнейших принципов социалистического реализма — требование правдивости, исторической конкретности изображения.

От тик инсценировок, от так называемых постановок следует решительно освободиться в боевом, оперативном и документально правдивом жанре фоторепортажа.

Есть в снимках слушателей и другие погрешности. Так, в ряде случаев обнаруживается неумение авторов сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте изображения, отделить необходимое от случайного. Перед нами, например, снимок Э. Кадр перегружен материалом, акцента на главном объекте изображения нег, главное и второстепенное передано с совершенно одинаковой степенью четкости. Снимок получился таким пестрым, что его просто трудно рассматривать.

Посмотрите теперь, несколько уверенно решает свою тему автор снимка 6. Весна. Здесь — все ясно и определенно. Акцент — на ярких приметах весны. Их повсюду встречает взор: на первом плане — талый снег и воде, в которой по-весеннему весело сверкает солнце; все искрится, блестит, всюду светло, влажно, словом, перед нами — истинная весна света и воды, как назвал бы ее М. М. Пришвин. И оттого, что материал отобран скупо, экономно, оттого, что глубина пространства затягивается мягкой дымкой, а передний план передан четко, рисунок снимке лаконичен и прост. Здесь нет и следа той пестроты, которая так мешала зрителю в предыдущем снимке.

Встречаются и другие композиционные ошибки в работах слушателей лектория. Правильно ли скомпоновано фото 4? Композиция его состоит всего из трех элементов: спортсмена на первом плане, купола раскрывшегося парашюта и фигурки другого парашютиста в глубине. Но если мы мысленно прочертим вертикальную ось снимка, то увидим, что все три элемента сосредоточены по правую сторону от нее. В то же время слева от оси образуется большое «свободное» пространство. Так нарушается одни из важных принципов композиционного построения снимка -принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возникает желание кадрировать снимок. Один из возможных вариантов кадрировки показан черными линиями. Он, пожалуй, более точен, чем предложенный автором.

Давным-давно стали известны в фотографии выразительные возможности света — активнейшего изобразительного средстве фотографического искусства. Посмотрите, как рельефно и пластично изображение на Фото 8! Оно стало таким потому, что объемы выразительно очерчены задне-боковым солнечным светом, а тени смягчены достаточным количеством рассеянного света.

Но вот перед нами фото 9, где, скажем прямо, выразительные возможности света не использованы. Автор фотографировал при передне-боковом освещении объекта. А при таком направлении падения основного светового потока все поле кадра чаще всего получает совершенно одинаковую освещенность, и начинает казаться, что съемка велась в пасмурную погоду, при общем рассеянном свете! Подобное впечатление возникает потому, что светотень здесь практически отсутствует; ведь все тени от предметов или падают назад и скрываются за самими предметами, или так незначительны и коротки, что решающего значения для светового рисунка изображения не приобретают. Фотограф не сумел, следовательно, оценить рисунок света на объекте и выбрать из всего многообразия эффектов освещения самый выразительный, самый живописный применительно к данной теме и к данной натуре.

Итак, мы — за активное использование изобразительных средств фотографии, ибо с их помощью содержание снимка может быть раскрыто особенно полно, изложено особенно доходчиво. Однако всегда следует помнить, что средства — это всего лишь средства, что их применение обусловлено содержанием снимка, что в этом смысле они зависимы и только тогда достигают своей цели, когда используются вполне осмысленно и органично сливаются с содержанием.

Так, при съемке Фото 7 были использованы нижняя точка и некоторый «завал» изображения (наклон вертикальных линий). Оба эти приема здесь вполне оправданы: они усиливают впечатление высоты, на которой работают верхолазы, и приближают фотоизображение к действительности. Именно так и видит человек этих высотников, если, запрокинув голову, смотрит вверх, стоя на земле, у опорной мечты электрической линии.

Но вот при построении кадра фото 1 диагональная композиция использована формально. Известно, что такая композиция может подчеркнуть динамику происходящего действия, способствует передаче движения, и в этом смысле она совершенно правильно применена при съемке фото 5. Но в снимке 1 отчетливо виден чисто механический прием: диагональное построение не было заложено ни в теме, ни в объекте, ни в процессе съемки. Оно родилось значительно позже, во время печати! Поворот рамки — и готова диагональная композиция? Быстро и… плохо! Этот бросающийся в глаза разный наклон выдает технику создания снимка, ибо вместе с фигурой параллельно диагонали прямоугольника кадра вошли и все имеющиеся в нем вертикальные линии!

Все эти недостатки в творчестве фоторепортеров надо изживать. Слушатели лектория получили ряд практических заданий, над которыми они должны будут работать в течение следующего учебного года. И будем надеяться, что уровень мастерства начнет возрастать от задания к заданию! Надо настойчиво бороться за высокое мастерство в фоторепортаже!

Кандидат искусствоведения Дыко Л.

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

В день рождения Ирины Муравьевой


Лев Прыгунов - актер, который каждую свою роль делал яркой и запоминающейся


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru