Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Ирония судьбы, или с легким паром! или один из самых новогодних фильмов для семейного застолья


У карты мира - Колумбия (1976 г.)




КНДР, КИМ ИР СЕН-речи, выступления, интервью: интервью от 06.10.1972

6 октября 1972 года

ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЯПОНСКОГО ПОЛИТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «СЭКАЙ»

 

Я благодарен Вам за визит в нашу страну. Выражаю также благодарность Вашему директору за послание в мой адрес. Прошу передать ему мой привет.
Остановлюсь на ряде вопросов, с которыми Вы обращались ко мне.

Вы спросили, когда создались идеи чучхе и когда они утвердились?

Об этом я расскажу Вам в общих чертах, как я уже рассказывал корреспондентам «Майнити симбун».

Я разделяю Ваше мнение о том, что саму историю КНДР следует назвать историей идей чучхе.

В нашей стране стало возможным всесторонне осуществлять идеи чучхе с тех пор, как народ взял власть в свои руки. С того времени, можно сказать, в нашей стране началась борьба за осуществление идей чучхе во всех сферах.

Впрочем, если говорить об источнике идей чучхе, то мы приобрели их в процессе длительной революционной борьбы, преодолевая бесчисленные трудности.

Чтобы объяснить причины того, что у меня возникли идеи чучхе, я должен сказать о двух моментах, с которыми мне пришлось столкнуться в годы становления моего характера. Из того, что я видел и почувствовал в тот период, особенно в мои ученические годы, было два момента, которые явились, по-моему, наиболее отрицательными.

Один из них состоял в том, что коммунисты и националисты, которые называли себя участниками корейского национально-освободительного движения, собирались по нескольку человек из верхушки и занимались бесполезными разговорами и грызней, отрываясь от масс и на практике не призывая их к революционному движению. Революционное движение может увенчаться победой только при организации и мобилизации всех народных масс, но эти люди в отрыве от них лишь боролись между собой за гегемонию и, каждый выдавая себя за лидера, устраивали «теоретические» дискуссии. Их «теория» была не теорией для развития революции, а софистикой, не имевшей ничего общего с делом революции. И я стал думать, что нельзя революции довести до победы, если, подобно этим людям, заниматься без конца дискуссиями и не организовать массового движения, и начал критически относиться к подобным явлениям.

Хозяином в революционной борьбе являются народные массы, и только тогда, когда они поднимутся, можно одержать в ней победу. Но эта небольшая кучка верхушки, оторванная от народных масс, занималась без толку пустой болтовней. Мы не могли не задумываться над этим со всей серьезностью. Надо идти в гущу масс, пробуждать их и добиваться того, чтобы они сами как хозяева развернули революционную борьбу. И вопрос не может быть решен бесполезными разговорами нескольких деятелей из верхушки. Так мы стали подчеркивать чучхе и то, что ключ к решению всяких вопросов в руках народных масс.

Другой момент, с которым я столкнулся, заключался в том, что в то время было много фракций в рядах корейского коммунистического движения, порожденных, по-видимому, либо мистическим отношением к коммунистическому движению, либо грызней за гегемонию, либо низкопоклонством. В нашей стране было тогда множество фракций, в том числе «Эмэльпха», «Хваёпха», «Пукпхунхвепха» и др. Эти фракции наперебой обращались к Коминтерну, стремясь получить его санкцию. Стоило надлежащим образом развернуть коммунистическое движение, как можно было получить признание. Но они вместо того, чтобы развертывать революционное движение, стремились получить санкцию Коминтерна, организовав каждая свою группировку либо в три, либо в пять человек. Каждая группа утверждала, что только она является ортодоксальной и подлинно марксистской. В результате Корейская компартия в 1928 году была исключена из Коминтерна и, в конце концов, была распущена. Мы считали это позором для корейской нации. Ведь если вести должным образом революционное движение, можно получить признание, и нет надобности обращаться к другим за санкцией. Разве обязательно нужна чья-то санкция, чтобы существовала компартия? Нет необходимости получить санкцию других, чтобы развертывать революционное движение. Люди ведут революционное движение, когда они этого хотят. Надо только вести его правильно, а то, что есть или нет чьей-то санкции, не имеет никакого значения. Хорошо будешь вести революцию, получишь признание других, и вообще незачем суетиться из-за санкции.

Так, наблюдая эти два явления — наличие сугубо фракционной борьбы и оторванность верхушки от народных масс внутри корейского национально-освободительного и коммунистического движения, мы ясно поняли, что революции таким путем вести нельзя. Мы глубоко осознали, что необходимо идти в толщу народных масс и бороться, опираясь на них, что свои вопросы мы должны решать сами, что дело не в чьей-либо санкции, а только в том, чтобы самим как следует вести борьбу.

Вышеуказанные два момента дали сильный толчок развитию моих революционных идей. С тех пор мы стали подчеркивать, что народные массы являются хозяевами в революции и потому надо идти в их гущу, что если революцию в своей стране проводить самим, неся на себе ответственность, самостоятельно, не домогаясь чьей-либо санкции, то можно получить, естественно, сочувствие и признание, а также помощь со стороны других стран. Это, можно сказать, и есть отправной момент в зарождении наших идей чучхе.

Как я уже говорил во время беседы с корреспондентами «Майнити симбун», в ходе длительной революционной борьбы у нас утвердилась уверенность в том, что сила народных масс — ключ к решению всех вопросов. Мы развернули революционную борьбу, основываясь на той точке зрения, что все вопросы необходимо решать, опираясь на силу народных масс, что революция есть борьба народных масс за собственное освобождение и, следовательно, они сами должны подняться, сплотившись воедино.

Вместе с тем мы стали думать и о том, что все выдвигаемые нами вопросы должны соответствовать подготовленности масс.

Мы организовали в 1936 году Лигу возрождения Родины и обнародовали ее программу, состоящую из 10 пунктов. Не буду останавливаться на содержании этой программы. Мы выдвинули тогда программу массовой сплоченности, нацеленную на единство и сплочение всей нации, на сплочение всех народных масс, выдвинули программу образования антиимпериалистического и антифеодального единого фронта против империалистов и национальных предателей. Это был в то время самый подходящий лозунг для нашего народа. И после освобождения мы приняли ряд мероприятий на основе этой линии.

Мы поставили в качестве основной проблемы вовлечение как можно больших людей в революционное движение и в строительство Родины. В первый период после освобождения мы организовали Коммунистическую партию и комсомол. Однако в то время в нашей стране рабочий класс был незначителен по численности, да и в его рядах было мало людей, вооруженных коммунистической идеологией. В таких условиях была не исключена возможность расколоть массы и молодежь на различные группировки, если бы мы подняли лозунг о Коммунистической партии и Коммунистическом союзе молодежи. Поэтому после создания Коммунистической партии мы, разобравшись в положении, решили, что это не соответствует подготовленности масс, и сразу же реорганизовали ее в Трудовую партию. Одновременно мы по собственной инициативе реорганизовали Коммунистический союз молодежи в Демократический союз молодежи, охватывающий различные слои молодежи.

Революционное движение и строительство Родины нельзя осуществить силами лишь нескольких коммунистов. В них должны участвовать многочисленные юноши и девушки, многочисленные прогрессивно настроенные люди. Поэтому мы отказались от узколобых позиций и переустроили организации сообразно требованиям реальной действительности.

После основания Корейской Народно-Демократической Республики мы с еще большей серьезностью подчеркивали необходимость решать все вопросы самостоятельно.

В нашей стране сложилось совершенно иное положение, чем в других странах. По окончании второй мировой войны в Азии наша страна была единственной, где народ взял власть в свои руки. Тогда Китай находился на пути революционной борьбы. Положение в нашей стране в корне отличалось также от положения в европейских странах. Мы имеем и характерные черты как люди Востока, как корейская нация. Так что мы не могли механически копировать европейское. Конечно, нужно было изучать европейское, чтобы учитывать в определенной мере опыт стран Европы, но нельзя было механически копировать его. Наша страна была отсталой страной, где долгое время проводили прогнившую политику феодальные правители, а потом продолжалось 36-летнее колониальное господство. Чтобы вывести нашу страну из отсталого положения, нужно было осуществить линию и политику, отвечающие корейской действительности. Поэтому мы должны были решать все вопросы творчески. Этого требовала объективная действительность. Другими словами, реальность требовала от нас придерживаться самостоятельной и творческой позиции. Исходя из этого, мы еще глубже убедились в том, что надо проводить во всех областях политику, отвечающую реальной действительности нашей страны и требованиям нашего народа.

Следующий Ваш вопрос — что явилось самым большим препятствием на пути становления идей чучхе. Это очень интересный вопрос. И в этом, думаю, есть два момента.

Самое важное в утверждении идей чучхе — хорошая работа с людьми. Потому что человек решает все. Успех в борьбе за перестройку общества и преобразование природы во многом зависит, в конце концов, от работы с людьми.

Работа с людьми имеет очень важное значение. Я неизменно говорю, что и партийная работа, и работа массовых организаций является работой с людьми. И успех хозяйственной деятельности зависит от хорошей работы с людьми. Но у нас вместо того, чтобы воспитывать людей, терпеливо разъяснять им и таким образом наладить хорошую работу с ними, зачастую эту работу проводили административными методами, а такая тенденция оказалась для нас самой большой помехой.

Неправильно вести работу с людьми на основе административных методов. Административные методы работы — это бюрократические методы работы. Ни в коем случае нельзя делать революцию административными методами. Мы все еще не сумели полностью покончить с этим.

В партии мы неизменно боремся за превращение партийной работы в работу с людьми, но тем не менее все еще кое-где наблюдаются явления подмены работы с людьми приказами, резолюциями, собраниями. В этом, я думаю, заключается один из главных недостатков, которые мы должны ликвидировать. Сейчас мы прилагаем усилия к преодолению этого недостатка.

В утверждении идей чучхе самое важное значение отводится преобразованию идеологии человека. Это нельзя осуществить административными методами. Когда отдают подчиненным приказы в административном порядке, то они делают вид, что принимают их, а на самом же деле наоборот. Если отданные приказы не по душе людям, они только внешне одобряют их, но сердцем не воспринимают. Мы ратуем за то, чтобы покончить с административными методами. Мы добиваемся того, чтобы и в хозяйственной и в государственной деятельности, во всех делах ставили во главу угла политическую работу и потом уже давали соответствующие задачи.

То же самое можно сказать о работе с кадрами. После того, как расставлены кадры, нужно их воспитывать. Только так можно страховать кадры от ошибок. Неправильно, если, расставив кадры, совсем не занимаются воспитанием и снимают их с занимаемой должности после того, как они допустили ошибку. Приверженцы такой практики — это те, кто не умеет и неспособен вести работу с людьми.

Другое главное препятствие в утверждении идей чучхе — это идеи низкопоклонства. В нашей стране низкопоклонство, эта старая идеология, уходит своими корнями в далекое прошлое. Низкопоклонники утверждают: все у нас плохое, ничего хорошего у нас нет, а все заграничное хорошее. Вот как эти нигилисты относятся ко всему своему.

Поскольку и у других есть и хорошее и плохое, разумеется, можно у них учиться хорошему. Мы выступаем против низкопоклонства, но не напускаем на себя шовинизм.

Хорошее у других надо перенимать, а плохое — отбрасывать. Перенимая хорошее, необходимо выбирать такое, что подходит тебе по вкусу. Нельзя же насильно глотать то, что тебе не по вкусу. В прошлом некоторые корейцы были очень сильно заражены низкопоклонством, и борьба за его искоренение сопровождалась огромными трудностями.

В свое время в нашей стране низкопоклонство почти достигло своего предела. Расскажу Вам об одном эпизоде из явлений низкопоклонства, имевших место в области литературы и искусства.

Это было, когда в нашей стране низкопоклонство и догматизм выявились более резко. Во время войны мне довелось посетить раненых Н-ского военного госпиталя. На стене госпиталя висела картина. Это был сибирский пейзаж: снег, сосновый бор, медведи. Я спросил солдат, чья это картина. Они ответили, что не знают. Их внимание привлекли просто медведи в лесу. А много ли медведей в лесах нашей страны, спрашиваю я. Медведи-то кое-где у нас есть, говорят они, но это не типичный зверь в Корее.

А которая картина, опять спрашиваю я солдат, понравилась бы вам больше: эта или картина с изображением чудных гор Кымгансан нашей страны. Солдаты сказали, что предпочитают последнюю. Тогда я обратился к начальнику политического отдела той части: солдаты говорят, что картина с Кымгансаном лучше, чем эта, так почему же вместо того, чтобы повесить Кымгансан, вы взяли такую картину? Его ответ поразил меня еще сильнее. Пошел, говорит, в магазин, а там продавали только эту вещь, вот я и купил — иного выхода не было.

Из этой беседы мы получили сильный толчок и убедились, что все это последствия низкопоклонства. И мы сразу приступили к проверке области искусства. В ходе проверки выяснилось, что чуть ли не каждый художник рисовал европейские картины.

В то время в области музыки очень редко встречались корейские народные инструменты. Кое-где употреблялись такие инструменты, но они были совершенно старинного образца. Некоторые деятели искусства утверждали, что народная музыка является старинной, а европейская — современной. Так они классифицировали музыку. И мне пришлось собрать деятелей искусства и расспрашивать: в старину наши предки создали свою музыку, но почему вы, современные люди, не можете этого сделать, почему к современной музыке относится только европейская, неужели не может существовать современная народная музыка, на какой основе современной музыкой должна стать именно европейская, почему корейская народная музыка должна стать старинной, а европейская — современной, почему мы, корейцы, неспособны создать современную музыку, отвечающую нашему национальному вкусу. На мои расспросы они не могли дать ответов.

Затем я обратился к деятелям искусства: вы то и дело употребляете термин «реализм», а что это значит? На самом деле они недопоняли смысла слова «реализм», они только знали этот термин. Поэтому я советовал им, что нельзя все заглатывать целиком. Тогда я сформулировал: в нашей стране социалистический реализм означает облечь социалистическое содержание в национальную форму.

Нельзя, говорил я собравшимся, всякую всячину назвать социалистическим реализмом. Зачем исполнять музыку, недоступную корейцам? Вы поете только и итальянские и другие европейские песни. Конечно, я не возражаю, но много ли корейцев, их любящих? Вы не создаете искусства для народных масс. Какой толк от искусства ради искусства? Искусство призвано служить народу. Искусство должно вызывать у народа любовь, радость, понимание, одобрение, но народ говорит: непонятно. Нельзя также допускать архаистики, под предлогом развития национальной музыки исполняя только старых времен музыку, ведь ее не любит современная молодежь. Это, естественно, приводит к преклонению перед Европой. С этим нам нельзя мириться ни в коем случае!

Так, вместо того чтобы служить своей нации, своему народу, они думали, что все заграничное хорошо и будет в порядке, если ввозить его без разбору, — вот в чем была большая беда.

В нашей стране низкопоклонство имело хождение и в области строительства, и в области управления промышленностью, и в области просвещения.

Как видите, в свое время в нашей стране низкопоклонство обильно выражалось в различных областях, и его преодоление представляло весьма трудную проблему. Против низкопоклонства мы вели борьбу долгое время.

Как выше сказано, в нашей стране трудности в утверждении идей чучхе заключаются в основном в двух планах. Во-первых, — в низкопоклонстве, во-вторых, — в административных методах работы с людьми. Это можно преодолеть, мне думается, через длительную борьбу.

Мы и сейчас прилагаем усилия для ликвидации их. Я бы сказал, так надо и впредь. Мы не говорим, что теперь они полностью преодолены. Вот почему сегодня мы неизменно подчеркиваем необходимость превращать как партийную работу, так и работу организаций трудящихся в работу с людьми, отказавшись от административных методов. Вместе с тем мы подчеркиваем: все, без исключения, должны служить своей Родине и своему народу, нельзя нигилистически относиться к своему собственному, рассуждая, что у тебя нет ничего хорошего, и одобряя, обожая все иностранное. Одним словом, мы хотим выкорчевать идеи неверия в свои силы и опоры на других. Это не национал-коммунизм. Когда успешно ведутся революция и строительство в каждом национальном звене, тогда и в международном масштабе революция и строительство могут увенчаться успехами. Не правда ли? И Маркс, и Энгельс, и Ленин говорили, что марксизм не есть догма, его нужно применять творчески.

Далее. Вы говорили, не означают ли идеи чучхе новую философию о связях между национальными задачами и задачами интернациональной солидарности. Это слишком преувеличенная оценка.

Тот, кто истинный марксист, я думаю, тот должен стоять на самостоятельной и творческой позиции. Я лишь подчеркнул это.

Я не собираюсь долго говорить об этом. О вопросах, связанных с содержанием идей чучхе, уже много сказано мною. О них я пространно рассказывал и во время интервью с японскими корреспондентами «Майнити симбун» и «Иомиури симбун», и я думаю, что Вы тоже ознакомились с ними. Поэтому я не стану говорить больше, чтобы избежать повторения.

До этого Вы слушали о вопросах, возникших в ходе претворения в жизнь идей чучхе. Кроме них, конечно, есть еще немало вопросов, но сегодня я концентрированно рассказал Вам основное. На этом закончим разговор на тему идей чучхе.

Теперь отвечу на Ваш вопрос о просвещении.

Вопросу о просвещении мы придаем более серьезное значение, чем другим вопросам. Только что я сказал, что важное в утверждении наших идей чучхе — хорошая работа с людьми. А чтобы хорошо вести работу с людьми, необходимо в первую очередь наладить дело просвещения.

Просвещение — начало работы с людьми. Вот почему наша партия и правительство с самого начала уделяли огромное внимание на образование.
Чтобы вывести нашу страну из отсталого положения и добиться ее быстрого прогресса, мы должны были дать всему народу образование. Тем более, сама цель строительства социализма и коммунизма требует хорошо вести дело просвещения. Социализм и коммунизм мы строим в конце концов для того, чтобы дать всем счастливую жизнь, а для реализации этой цели важно повышать не только уровень материальной жизни всех людей, но и их идейно-культурный уровень.

Цель революции заключается в том, чтобы дать всем людям счастливую жизнь. Для этого каждый человек должен работать хорошо, а чтобы хорошо работать, нужно иметь сознательность.

Культивирование в человеке сознательности следует начать с просвещения. Ясно, какая огромная сила проявилась бы, когда каждый человек работает сознательно. Если все будут принимать сознательное участие и в строительстве и в борьбе за революцию, тогда развяжется великая сила и, я думаю, все люди еще скорее заживут счастливой жизнью.

Не дай народу надлежащего образования, могут возникать люди, не берегущие, разрушающие, разъедающие государственное и общественное добро. Тогда сколько ни производи продукции, от этого не выйдет никакого толку. Иные предпочитают тунеядство, а так нельзя обеспечить всем людям хорошую жизнь.

Наша партия настаивает на том, что, идя к коммунизму, необходимо овладеть материальной крепостью и крепостью идеологической. Будет ошибка, если пытаться занимать только материальную крепость, отодвигая в сторону идеологическую. Без взятия идеологической крепости невозможно овладеть и материальной. Вот почему мы выдвинули лозунг «учиться всей страной, учиться всей партией, учиться всем народом», и под этим лозунгом учатся все люди.

В нашей стране люди, которым за сорок, посещают среднюю школу для трудящихся и осваивают знания в объеме средней школы, а люди, не достигшие сорокалетнего возраста, получают обязательное среднее образование, так что все они имеют знания в объеме средней школы и больше.

Для воспитания людей сами кадры должны показать личный пример. Мы ввели для кадров систему ежедневного двухчасового занятия. Кроме того, по субботам после полудня они занимаются учебой, установлена также система для кадров, чтобы они ежегодно проходили одномесячные курсы. Это имеет целью перевоспитание кадров. Здесь кадры учатся, еще более повышая свой идейный, культурный и технический уровень.

Весьма важно воспитание детей и молодежи. В воспитании детей и молодежи ныне мы ввели всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование. Корейская пословица гласит: «За десять лет меняются даже горы и реки». Если хорошо воспитывать в течение десяти лет, то за это время, думаю, все новое поколение сможет заложить себе фундамент революционного мировоззрения.

Обязательное обучение в нашей стране отличается от обязательного обучения в капиталистических странах. Мы обучаем всех учащихся бесплатно, а за период обучения не заставляем их заниматься физическим трудом. Труд детей в возрасте до 16 лет запрещается государственным законом. Если они занимаются трудом, то это сажают цветы по обочине дороги, пересаживают деревца в горах и не больше. Это скорее не труд, а делается для того, чтобы в школьниках культивировалась любовь к труду. Дети, организовав озеленительную, санитарную и другие гвардии, ликвидируют мух, чистят окна, убирают классные комнаты. Все это мы поощряем, чтобы привить школьникам любовь к труду.

Сегодня в детсадах, в начальных и полных средних школах, в высших техникумах нашей страны обучаются за счет государства около б миллионов человек. Поэтому немало бремени лежит на государстве. Пусть сейчас так, зато перспектива хорошая. Через 10 лет будет добрый результат.

В старом обществе интеллигенцию относили к социальной прослойке. И сегодня в капиталистическом обществе, разумеется, ее называют так. Однако в будущем, может быть, отомрет интеллигенция как прослойка. Если все люди в будущем станут интеллигентами, то не будет существовать в отдельности интеллигенция как прослойка. Сегодня в нашей стране насчитывается 500 тысяч инженерно-технических работников и других специалистов. Мы поставили лозунг — в шестилетии увеличить их число на 500 тысяч, создав тем самым миллионную армию инженерно-технических работников и специалистов. Это задача, намеченная V съездом нашей партии.

Сейчас партийные организации всех ступеней с полной отдачей сил ведут борьбу за достижение этой цели. Мы наряду со стационарными вузами в массовом масштабе увеличиваем заводские втузы, в которых занятия проводятся в две смены: днем и вечером. Таким образом мы добиваемся создания армии интеллигенции. Если представлять в перспективном свете, то почти все люди получат высшее образование и тогда не станет интеллигенции как особой социальной прослойки. В прошлом интеллигенцию называли колеблющейся прослойкой, прослойкой, склоняющейся то в одну, то в другую сторону, но впредь этого не будет.

Введенный нами 10-летний всеобуч — это обязательное полное среднее образование. Мы хотим через него дать всем завершенные знания в объеме средней школы.

С этого года мы приступили к введению всеобщего обязательного 10-летнего полного среднего образования. Мы намерены завершить его в течение пяти лет, охватывая в него ежегодно по 20% учащихся. Мы думаем, что это возможно. Конечно, есть разница между местностями. 10-летний всеобуч может быть завершен где за четыре года, где — за три, где — за два. Речь идет о завершении 10-летнего всеобуча в течение пяти лет в масштабе всей страны. Недавно мне довелось побывать в уезде Мундок. Ответственный секретарь уездного парткома говорил, что завершит его за два года. И я сказал, что возражения нет.

Когда через обязательное полное среднее образование все растущее поколение получит завершенные знания в объеме средней школы, ему легче будет продолжать учебу. Можно проходить самоучкой вузовские программы или поступить в вузы. В условиях получения фундаментального образования, думаю, не очень трудно будет усвоение специальных знаний на следующем этапе.

Затем Вы спросили, практикуется ли у нас воспитание талантов, то есть специальное воспитание одаренных детей. Сейчас мы практикуем и такое воспитание. Вообще я против теории воспитания талантов. Ведь нельзя же относиться к людям таким образом, что ты талант, а ты нет.

Однако на самом деле и нельзя сказать, что вообще нет человека с выдающимися способностями к какой-либо области. Не знаю, видели ли Вы во Дворце пионеров и школьников девочку, играющую на ксилофоне. Это, я бы сказал, девочка с редким дарованием. Ей лет 12 — 13, но она блестяще играет на ксилофоне. Так, фактически есть человек с выдающимися способностями к определенной области. Мы не оставляем таких людей вне внимания. Детей с блестящим дарованием мы обучаем в специальных учебных заведениях.

В нашей стране существует, например, институт естественных наук. Другие же высшие учебные заведения принимают преимущественно лиц с рекомендациями, приобретших по окончании средней школы трудовой стаж или проходивших военную службу, но в институт естественных наук поступают прямо из средней школы. Видите, есть и такая система. Она функционирует и в других областях, в том числе искусства. Бывают случаи, когда учителя рекомендуют: такой-то, такой-то ученик обладает большим талантом, поэтому мы хотим дать ему специальное образование, нежели направить на работу или в армию, так выгоднее будет государству. Такие дети прямо поступают в вузы.

И общественные организации имеют свои учебные заведения. Женсоюз имеет в деревне школы для матерей. Их посещают как образованные, так и необразованные женщины. Школы для матерей мы создали для того, чтобы дать женщинам необходимые им знания, например, вопросы об освобождении женщин. И Союз социалистической трудовой молодежи имеет свои учебные заведения. Повсюду в широком масштабе ведется воспитание взрослых. Вот почему государству приходится направлять огромные средства в область просвещения. Почти все государственные средства мы расходуем на просвещение.

Сейчас мы изучаем социалистическую педагогику. В социалистической педагогике важнее всего воспитание в людях трудолюбия, что является основным вопросом в строительстве социализма. Чтобы хорошо работать, надо учиться и повышать техническую квалификацию. В социалистическом обществе все богатства принадлежат народу, поэтому важно также воспитывать всех людей так, чтобы они привыкли беречь общественное имущество. Таким образом, мы важное значение придаем вопросу воспитания у каждого человека, живущего в социалистическом обществе, любви к труду и бережного отношения к народному добру.

Важно также воспитывать людей так, чтобы они ставили жизнь в коллективе выше своей личной. Мы воспитываем народ в вышеуказанном направлении.
И в странах с длительной историей развития образования мы можем видеть лодырничанье, тунеядство, расхищение и расточение государственного добра и тому подобные явления. Чтобы ликвидировать такие явления, думаю, нужно воспитывать людей в духе любви к труду, любви к организации и коллективу, в духе бережного отношения к народному добру.

Мы выдвинули задачу по изучению социалистической педагогики, в основное содержание которой входят вышеуказанные и ряд других вопросов, и добиваемся постепенного претворения ее в жизнь. Вот я и немного сказал Вам, полагая, что мои товарищи читали Вам лекцию по этому вопросу.

В капиталистическом обществе нельзя ликвидировать полицейский режим. Полицейский режим призван поддерживать порядок. То есть, полиция занимается такими делами, как поимка воров, борьба против нарушения правил уличного движения, наблюдение за порубкой лесов, наложение различного вида штрафов и т. д. Чтобы в дальнейшем устранить такие явления, нужно повысить сознательность людей и добиться от всех строгого соблюдения общественных норм поведения.

В нашей стране нет лесничего. Но нет такого явления, как незаконная порубка. Это, думаю, объясняется тем, что наши люди сознательные.

Что будет, если умножение богатства сопровождается ростом количества полицейских? В нашей стране нет полиции. Для поддержания порядка работают сотрудники общественной безопасности, но и они в будущем должны перестать существовать. Надо, чтобы народ сам решил все дела. А для этого следует улучшить просвещение.

Вместе с тем важно усиливать организационную жизнь с тем, чтобы люди советовали друг другу и исправляли друг у друга недостатки. У нас в стране наблюдается улучшение во многих отношениях с введением социалистической педагогики.

Отвечу коротко на Ваш вопрос об экономическом развитии.

Как и Вы знаете, после войны нам пришлось встать на руинах и переживать большие трудности в хозяйственном строительстве, и пока еще нельзя сказать, что решены все вопросы.

Но можно сказать одно — теперь мы стоим на своих ногах. Здесь важное значение имеет то, что у нас налицо собственные национальные кадры. В прошлом у нас не было национальных кадров. А теперь подготовлены многочисленные национальные кадры во всех областях. В нашей стране выросли в большом количестве молодые кадры, закаленные в борьбе за строительство и отличающиеся поэтому творческой активностью. Думаю, что наличие множества таких национальных кадров служит залогом быстрого развития экономики в будущем, да и создало необходимые для этого условия.
Вы спросили, какова основная цель шестилетнего плана. Одним словом, она состоит в том, чтобы закрепить и еще более развить успехи индустриализации и осуществлять дальше автоматизацию, избавить людей от тяжелых работ и облегчить их труд. Для достижения этой цели сам наш народ должен проявлять больше творческой инициативы, но важно также перенять развитую технику других стран.

Вы спросили также, не находимся ли мы сейчас на этапе перехода от количества к качеству, а мы стремимся добиться и того, и другого.

Далее Вы спросили о проблеме общественного вреда, связанной с промышленным строительством. Мы тоже относимся к этому вопросу очень серьезно. В строительстве промышленности мы придерживаемся принципа — не нарушать насколько возможно окружающую обстановку.

Приведу пример. Говорят, что в горах Мёхянсан нашей страны залегло много золота. В свое время некоторые наши люди собирались добывать там золото, но государство запрещало это. Нельзя же портить эти чудесные горы за несколько тонн золота.

В нашей стране промышленность как всенародная собственность находится в руках государства и нет частного монополистического капитала. В этих условиях вполне можно принять меры, направленные на то, чтобы развитие промышленности не причинило населению вреда и не разрушило окружающую обстановку. Мы запрещаем строить в Пхеньяне крупные заводы. Так что в Пхеньяне немного таких заводов. Если и есть в Пхеньяне промышленные предприятия, то это такие, как текстильные, машиностроительные и другие, которые не вредят жителям. На этих предприятиях могут работать женщины. Поэтому в Пхеньяне никогда не нарушается окружающая обстановка.

В Хамхыне же немножко сосредоточена промышленность. И там жителям может быть причинен в известной мере вред, в связи с чем мы решили перенести жилые дома на подножия гор.

Предвидя это, мы уже давно рассредоточили заводы. Эта проблема встала сегодня не впервые. И сразу после освобождения страны, и после перемирия, когда началось восстановление индустрии, мы взяли курс на то, чтобы промышленные предприятия не вредили населению и не нарушали окружающую обстановку. По плану мы так разместили производительные силы страны. Согласно такому курсу мы рассредоточили заводы, построили их в определенных участках, в результате чего у нас в стране нет общественного вреда.

На этом закончу разговор насчет экономической проблемы, поскольку она Вам хорошо известна.

Далее. Вы спросили, как мы расцениваем развитие положения в Азии в текущем году. А оно, по нашему мнению, развивается в хорошем направлении.
В текущем году еще более усилилась и борьба японского народа. Благодаря активизации его борьбы было выдворено реакционное правительство Сато и образовалось правительство Танака. Это, считаю, плод борьбы японского народа.

Мы высоко оцениваем борьбу японского народа и полностью поддерживаем ее. Мы полагаем, что борьба японского народа имеет значение не только в том, что она заставила кабинет Сато уйти в отставку. Эта борьба также имеет весьма большое значение для того, чтобы добиться от японского правительства идти по пути самостоятельности. Это, по-моему, очень хорошо.
Недавно проводились китайско-японские переговоры и было опубликовано совместное заявление обеих стран. Мы считаем, что это хорошо. На мой взгляд, осуществление нормализации государственных отношений между Китаем и Японией явится огромным вкладом в дело мира в Азии.

Японский народ активно развернул и борьбу за установление дружественных отношений с корейским народом. В результате теперь между нашими странами начались взаимные поездки, в ходе этого еще более углубляется взаимопонимание, наблюдается перспектива дальнейшего развития экономического обмена. Считаю, и это изменило положение в пользу народов и внесло вклад в разрядку напряженности.

Насчет вьетнамской войны я уже рассказал корреспондентам «Майнити симбун», поэтому пока что нечего добавить.

Можно сказать, что в общем в текущем году положение в Азии развивалось благоприятно для азиатских народов и что американские империалисты потерпели жестокое поражение в Азии.

Американские империалисты лишились возможности своевольно распоряжаться Японией. Конечно, между Соединенными Штатами и Японией остается зависимое союзническое отношение, но Япония стремится отвести от себя контроль со стороны американских империалистов.

Они, кроме того, вынуждены были отказаться от политики изоляции Китая, в результате чего еще более повысился международный престиж последнего.

Все это, я думаю, приносит азиатским народам хороший результат, а не наоборот.

Американские империалисты усиленной бомбардировкой и всевозможными методами попробовали угрожать Вьетнаму, а вьетнамский народ не только не стал на колени, но и с удвоенной, утроенной энергией развертывает борьбу. Это говорит, что американским империалистам ничто не помогает.

В Азии должны хозяйничать азиаты, а не американские империалисты. Надо изгнать силы империализма США со всех концов Азии, где только они гнездятся. Для этого, конечно, в дальнейшем необходимо развернуть мощную борьбу. Сейчас я могу ясно сказать вот что: высока сознательность и боевой дух азиатских народов, они не хотят быть под господством американского империализма.

Одним словом, в будущем положение в Азии, думаю, будет развиваться так, чтобы азиаты жили в мире и согласии, развиваться еще более благоприятно для народов Азии, борющихся за освобождение и свободу, за национальную независимость и мир.

Следующий Ваш вопрос — проблема объединения Кореи. И насчет этого вопроса мне нечего добавить к тому, что говорил во время интервью с корреспондентами «Майнити симбун».

Совместное заявление Севера и Юга опубликовано, конечно, на основе трех принципов, предложенных нами. Но опубликование этого документа не привело к разрешению всех вопросов. Открытие запертых дверей, первые встречи соотечественников и обмен приветом, определение принципов для дальнейшего обсуждения — вот и все, что сделано обеими сторонами. Сейчас южнокорейские воротилы, несмотря на то, что завязали переговоры между Югом и Севером, занимаются всякими несправедливыми актами. Говоря, что есть опасность «нападения на Юг» с нашей стороны, они объявили «чрезвычайное положение» и не снимают его и после обнародования Совместного заявления Севера и Юга, предусматривающего разрешить вопросы мирным путем. Они не только не снимают «чрезвычайное положение», но даже разглагольствуют, что, мол, нельзя верить в слова коммунистов, надо посмотреть, саботируя тем самым выполнение статей Совместного заявления.

Они говорят, что не могут верить в наши слова, тогда чего они хотят от нас? Чтобы мы разоружились и сдали оружие? Это слишком чрезмерное, требование. Мы тоже не требуем от них подобного. Раз они обещали разрешить вопросы мирным путем, то им следовало бы снимать «чрезвычайное положение», давать ряд реакций на обещание, но они заявляют, что, дескать, не могут снимать «чрезвычайное положение», так как нельзя верить в слова коммунистов, что не могут аннулировать «антикоммунистический закон», что не могут вести политическое совещание по мирному объединению, и без конца занимаются несправедливыми актами. Южнокорейские правители, опубликовав Совместное заявление, предусматривающее осуществить объединение без вмешательства внешних сил, утверждают, что ООН — не внешняя сила.

Сейчас американские империалисты стараются придумать предлог оставить свои войска в Южной Корее, а это является самой главной помехой решению вопроса объединения наглей страны. Они заявили, что приветствуют переговоры между Югом и Севером, но спустя несколько дней разглагольствовали, что продолжат снабжать оружием Южную Корею, что не уйдут из Южной Кореи. Объединению нашей страны препятствует не кто иной, как американские империалисты и их сателлит — силы реакции.

После опубликования Совместного заявления Севера и Юга многие люди возлагают надежды на объединение Родины. Но сейчас некоторые реакционеры, препятствуя осуществлению чаяния народа, болтают о невозможности мирного объединения, а иные говорят, что невозможна национальная консолидация между Югом и Севером.

Теперь дело в том, что внешние силы и их агентура мешают вести переговоры между Югом и Севером. Внешние силы — это американские империалисты, к ним могут относиться также круги некоторых реакционеров Японии. Главная же сила — американские империалисты. Они на словах одобряют переговоры между Югом и Севером, на деле же препятствуют.

Я думаю, что народам Азии и всего мира необходимо совместными усилиями оказать давление на американских империалистов. Почему американские империалисты, ратуя за улучшение отношений как с Китаем, так и с Советским Союзом, пытаются сохранить свою военную базу в Южной Корее — половине территории нашей страны? Они разглагольствуют, что находятся в Южной Корее для того, чтобы «заслонить» ее от возможного вторжения с нашей стороны, а раз мы заявили, что готовы осуществить объединение Родины мирным путем, то зачем они хотят оставаться там? В ООН они без всякого основания предложили отсрочить на год обсуждение корейского вопроса. Мы заявили: зачем отсрочить обсуждение корейского вопроса, раз южнокорейцы и северокорейцы начали переговоры, то необходимо ликвидировать все и всякие элементы, служащие помехой в объединении Кореи, с тем чтобы корейцы могли крепко сплотиться, так только и можно будет содействовать объединению Кореи. В таком духе был выдвинут проект предложения алжирской делегации, но из-за препятствия США он не был принят. На нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН многие страны с целью помогать нам поддерживали проект предложения алжирской делегации. Мы благодарны тем странам, которые приложили много усилий для поддержки нашей позиции.

В ООН южнокорейская делегация может развертывать свободную деятельность, тогда как наша делегация лишена возможности развертывать там свою деятельность.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН обсуждение корейского вопроса отсрочено на год, и столько же времени подвергнется препятствию объединение Кореи. Дело в том, что американские империалисты играют главную роль в этой обструкционной акции. Само собой разумеется, что в условиях дислокации в одной стране иностранных оккупационных войск невозможно осуществить свободное объединение. Американские империалисты болтают, что «защищают» Южную Корею от возможной агрессии с нашей стороны, но мы же хотим мирного объединения, тогда зачем, спрашивается, они добиваются дальнейшего пребывания в Южной Корее? Они догола обнаруживают агрессивные вожделения. Агрессивные вожделения — сущность империализма.

Не случайно, что мы, корейцы, активно выступаем против американского империализма. Когда американские империалисты препятствуют объединению нашей страны и продолжают оккупировать Южную Корею, как же мы можем относиться к ним позитивно?

Не будь препятствующих нам сил, то, я думаю, корейцы могли бы найти общий язык. Конечно, налицо различия в политических режимах Юга и Севера, кроме того, много проблем, но мы единая нация, поэтому можем найти общий язык и добиться национального единства. Как я говорил корреспондентам «Майнити симбун», мы предложили ввести конфедерацию при сохранении существующих политических режимов, если нельзя сейчас же осуществить объединение Кореи.

Я надеюсь, что народы Азии и Японии в том числе, сплотившись воедино, будут прилагать свои усилия для содействия объединению Кореи.

Нельзя насильно расчленить единую нацию надвое. Корейский народ — это единая нация, употребляющая один и тот же язык и письменность и имеющая многовековые традиции. Такую нацию нельзя насильно расколоть надвое. Сейчас мы страдаем, и от этого, конечно, душа болит. Мы будем, сплотившись воедино, упорно бороться за реализацию объединения страны.

Сегодня курс воротил Южной Кореи направлен на претворение в жизнь тактики проволочек. Они стремятся продлить свое существование хотя бы на день. Мы выдвинули три принципа объединения Родины, и они лишились предлога делать несправедливые действия. Вот почему они сейчас пытаются отсрочить обсуждение корейского вопроса в ООН, занимаются всевозможной болтовней. Хотя они в этом году добились отсрочки на год обсуждения корейского вопроса в ООН, но, я бы сказал, так долго не пройдет. Нельзя долго обманывать народ. История не простит обманщиков народа. Народ пробудится, и борьба будет нарастать еще больше.

По добытым нами данным, некоторые представители южнокорейской оппозиции заявили: мы одобряем Совместное заявление Юга и Севера, нужно принять конфедерацию, надо провести политическое совещание партий и общественных организаций Юга и Севера. Сегодня среди южнокорейского населения еще более усиливается тяга к объединению страны. Усиленные репрессии не позволяют южнокорейским газетам писать об этом. Добро бы работники слова Японии откликались на справедливые голоса южнокорейского населения и оппозиции. В Южной Корее идут различные разговоры из-за усиленных репрессий со стороны сил реакции, препятствующей объединению, и сложного внутреннего положения, но народ хорошо знает, что правильно, что неправильно.

В Южной Корее ничтожны силы, выступающие за вечное расчленение единой нации и раскол страны надвое, а большинство населения ратует за то, чтобы добиться объединения во что бы то ни стало. Поэтому надежды-то можно питать, хотя требуется определенное время. Южнокорейские правители первыми предложили прекратить клевету, но продолжали клеветать на нас. Поэтому мы об этом упомянули во время интервью с корреспондентами «Майнити симбун», и вот недавно от имени Ли Ху Рака было опубликовано «послание» к работникам слова, в котором была просьба отказаться от фраз, которые служили бы помехой объединению страны. Не знаю, фокус что ли это. Если это не ложь, то и мы намерены относиться к ним позитивно.

В прошлом между Югом и Севером не было никаких контактов, но теперь они осуществляются как через переговоры между организациями Красного Креста, так и через координационный комитет. Это прогресс по сравнению с прошлым. Думаю, что в ходе таких контактов мы можем найти общий язык.

Теперь разрешите мне кратко рассказать о корейско-японских отношениях.

Насчет этого вопроса уже рассказывал не раз, поэтому не буду говорить пространно. Думаю, что вопрос о корейско-японских отношениях будет разрешен тем лучше, чем быстрее сам народ Южной и Северной Кореи объединит страну.

Мы думаем, что за последний один год был достигнут большой прогресс в отношениях с японским народом. Сейчас отношения между нашими народами развиваются положительно.

Поскольку правительство Танака завязывает отношения с социалистическими государствами на основе пяти принципов мирного сосуществования, то мы не думаем, что впредь оно недружелюбно будет относиться к нашей стране. Кабинет Танака сейчас разрешает обмен лицами между нашими странами, а недавно принял наших ученых. Говорят, что Япония готова пригласить делегацию наших журналистов и что в будущем и наши специалисты могут поехать в Японию. Таким образом, кабинет Танака смягчает враждебную политику в отношении нашей страны, которую проводил в свое время кабинет Сато. Это, я думаю, очень хороший признак.

«Майнити симбун», «Асахи симбун» и другая печать Японии также упоминают о необходимости пересмотра корейско-японских отношений. В особенности постепенно углубляется понимание японским народом нашей страны.

Судя по всему этому, мы можем предполагать, что в дальнейшем отношения между нашими странами станут еще более тесными.

Мы считаем, что если японское правительство действительно стремится к миру в Азии, то оно должно по крайней мере проводить политику, не препятствующую объединению нашей страны, и мы надеемся, чтобы японское правительство поступило так. А для этого японское правительство должно отказаться от односторонней политики и проводить свободную от всякого агрессивного характера равную политику в отношении Юга и Севера Корейского полуострова. Таким образом, нужно содействовать объединению нашей страны.

Развивая торговые отношения между нашими странами, мы не думаем, что от этого наша страна превратится в сырьевой придаток Японии или рынок сбыта ее товаров. Мы уверены, что поскольку наша страна как независимое государство с самостоятельной экономикой располагает своим собственным промышленным фундаментом, она никогда не станет сырьевым придатком других стран или рынком сбыта их товаров.

Разумеется, мы можем продавать Японии некоторые виды сырья. От этого наша страна не превратится в сырьевой придаток Японии. Наша страна богата железной рудой, но разве можно называть ее сырьевым придатком Японии, видя, что мы продаем ей немного руды? Дело другое, когда речь идет о странах, лишенных независимости и самостоятельности. Они же могут стать сырьевыми придатками других стран. Но от нас этого не выйдет, ибо мы независимы и имеем самостоятельную экономику.

Это нас не спасает. Наоборот, мы думаем, что развитие торговли с Японией на принципах равноправия и взаимной выгоды соответствует интересам народов обеих стран и выгодно им. Если японские власти за торговлю, то и мы готовы торговать.

Мы не надеемся получить от Японии какую-нибудь большую пользу, ведя с ней экономический обмен. Но мы считаем, что на принципе взаимной выгоды можно вести без ограничения экономический обмен между Кореей и Японией.
Всякий обмен должен вестись на принципе равноправия и взаимной выгоды, а не агрессивным путем. Мы торгуем и с другими капиталистическими странами на принципе взаимной выгоды. Нам чужда мысль, что мы могли бы лишиться своей самостоятельности.

Совершенно противоположные явления наблюдаются в Южной Корее. Южная Корея ведет экономический обмен с Японией таким образом, что либо совместно с японцами эксплуатирует ввозимые заводы, либо предоставляет им право на их эксплуатацию. Надо сказать, это кабальный экономический обмен.

Мы не позволим себе подобного. Если мы хотим ввозить из Японии заводы, то заплатим за это. Наша позиция в том, чтобы вести экономический обмен с Японией на основе равноправия. Мы не позволяем японцам приобрести в нашей стране право на эксплуатацию промышленности или право собственности на нее, а также не имеем претензии заполучить от Японии долгосрочный кредит. Мы хотим вести торговлю на международном торговом принципе.

Вы спросили, что можем ли мы установить дипломатические отношения с Японией, несмотря на наличие «японо-южнокорейского договора». Мы никогда не заявляли, что хотим установить дипломатические отношения с Японией при сохранении «японо-южнокорейского договора». В этом «договоре» наиболее непристойной является статья 3. Там зафиксировано, что законное правительство на Корейском полуострове представляет «Корейская республика», а это вмешательство в нашу страну.

Во время пребывания в нашей стране мэра Минобе я заявил ему, что не могу признать «японо-южнокорейский договор». То, что японское правительство назвало «правительство Корейской республики» единственным законным «правительством» на Корейском полуострове, я бы сказал, исходит либо из проводимой Японией политики пресмыкательства перед США, либо из враждебной политики, которую проводит японская реакционная власть в отношении нашей страны. Вот почему при условии сохранения «японо-южнокорейского договора» нельзя надеяться, что Япония относится к нам равноправно. Я думаю, нужно что-нибудь предпринять — либо признать его недействительным, либо аннулировать.

Здесь много проблем. Например, если будет аннулирована «резолюция ООН», фиксирующая, что «Корейская республика» представляет единственное «правительство» на Корейском полуострове, то «японо-южнокорейский договор» будет само собой денонсирован. Потому что «японо-южнокорейский договор» основывается на «резолюции ООН».

Пока мы не предлагаем установить дипломатические отношения с японским правительством. Мы не склонны к дипломатии-попрошайничеству. Хочет японское правительство установить дипломатические отношения с нашей страной — пожалуйста, не хочет — не надо. Такова наша позиция. Конечно, еще лучше, если между нашими странами будут налажены дипломатические отношения.

Если Япония нормализует дипломатические отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой, то можно считать, что статья 3 «японо-южнокорейского договора» теряет силу. В этой связи выдвигается много проблем. Мы пока об этом официально не ставим японское правительство в известность. Мы намерены решить вопросы о корейско-японских отношениях, изучая дальнейший подход японского правительства к нашей стране.

Я рад, что, пользуясь Вашим пребыванием в нашей стране, имел возможность с Вами долго беседовать. Рад также, что мы с Вами обменялись мнениями.

 

Напечатано в Корейской Народно-Демократической Республике
Издательство литературы на иностранных языках. Корея, Пхеньян, 1972



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу раздела о КНДР


Интересное

Крым на открытках 1956 года


Жизнь и творчество Романа Балаяна


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

Документы для командировочных в уфе гостиничные чеки.

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru