В. И. Громов, Л. А. Файнштейн "Памятные места Ленинградской области". 1959 г.
Город областного подчинения, административный центр Ломоносовского района, близ ст. Ораниенбаум; от Ленинграда до ст. Ораниенбаум — 40 км
Возникновение города относится к первой четверти XVIII в.
Земли на южном берегу Финского залива от Петергофа до Ямбурга (ныне г. Кингисепп) Петр I подарил А. Д. Меншикову. В числе многих поселений, пожалованных «светлейшему князю», была и небольшая рыбачья деревушка, стоявшая на высокой гряде, спускавшейся террасами к морю. Меншиков решил устроить здесь свою летнюю резиденцию, назвав ее Ораниенбаумом, что в переводе на русский язык означает «померанцевое дерево». Некоторые историки такое странное, на первый взгляд, название объясняют тем, что в парке Меншикова стояло много померанцевых деревьев в кадках.

Ломоносов. Нижний пруд у Большого дворца.
В 1712—1720 гг. в Ораниенбауме по проекту архитекторов Г. Шеделя и Д. Фонтана был выстроен для князя Меншикова дворец (ныне известный как Большой дворец). Близ него на пустынных, заросших ольхой и камышом берегах Финского залива руками крепостных был разбит парк с фонтанами, статуями, оранжереями, зверинцем и прорыт канал длиной около 500 м. По преданию, в постройке канала участвовало более 9000 крепостных крестьян, проделавших эту огромную работу в три дня.
Ораниенбаумский дворец расположен на гребне кряжа, спускающегося террасами к широкой поляне. В архитектуре здания отразились характерные черты стиля петровского барокко. Двухэтажный корпус с высокой куполообразной крышей — композиционный центр ансамбля. Он соединен плавными дугами одноэтажных флигелей с высокими восьмигранными павильонами, декорированными сдвоенными колоннами. К павильонам примыкают с юга две длинные одноэтажные галереи. В XVIII в. дворец не раз перестраивался. Наиболее крупные работы проводились здесь под руководством архитектора Антонио Ринальди в 70-х годах.
В сентябре 1727 г. Меншиков был арестован и сослан в Сибирь. Ораниенбаум вместе с окружающими его селениями, усадьбами и землями отошел в казну. Так закончился здесь первый период строительства.
Следующий этап развития и благоустройства города относится к 1740—1750 гг., когда Ораниенбаум стал владением Петра III. В этот период в восточной части Верхнего парка строится так называемый Петерштадт (т. е. петровский городок, или крепость), где архитектор Ринальди в 1758—1762 гг. возводит небольшой двухэтажный дворец. Своеобразная архитектура здания дает представление о ранних работах зодчего.
Главный фасад дворца обращен к заливу. Ажурные решетки высоких окон верхнего этажа, небольшие выступы, напоминающие пилястры, ниши со скульптурой — таково декоративное убранство его стен. Замечательный вид открывается из окон дворца: за Кронштадтом, в синей дымке тумана, темнеет северный берег Финского залива, справа в панораме Ленинграда выделяются блестящий купол Исаакиевского собора и шпиль Петропавловской крепости.
Частично разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец Петра III восстановлен в 1952 г. Теперь здесь открыта постоянная выставка китайского декоративно-прикладного искусства XVIII—XX вв. Более 400 экспонатов, представленных на выставке, демонстрируют высокое мастерство китайского народа.

Ломоносов. Дворец Петра III.
В 1762—1768 гг. в Ораниенбауме по проекту архитектора Ринальди был построен Китайский дворец. Название его объясняется отделкой нескольких комнат в распространенном тогда «китайском стиле». Внешняя архитектура дворца, сдержанная и четкая, выполнена в стиле позднего барокко, сочетающего изысканность и грациозность форм с элементами классицизма. Одноэтажное здание (со стороны южного фасада в XIX в. пристроены антресоли) стоит на невысокой гранитной панели, обнесенной легкой металлической решеткой с тонким орнаментом. Из многих комнат имеются выходы в парк (более 20 дверей).
Архитектура дворца органически связана с природой: один из фасадов обрамляют широколиственные дубы и благоухающие липы, вблизи, словно вставленное в зеленую оправу, — зеркало небольшого овального пруда.
В декоративной отделке внутренних помещений здания участвовали многие русские мастера, в том числе «лакирного дела мастер» Федор Власов с учениками Я. Герасимовым, И. Ивановым и Н. Верещагиным, известный художник-декоратор Федор Данилов. Об их талантливости свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрагменты росписей.

Ломоносов Китайский дворец.
Тончайшую художественную лепку с позолотой на стенах и потолках комнат выполнили крепостные Савва Трофимов, Иван Соколов и Иван Трофимов. Затейливые рисунки паркета набраны из тонких пластин клена, березы, дуба, груши, яблони, розового и красного дерева, персидского ореха. Столяры-художники Кузьмин, Зиновьев, Горшков и другие украсили своей искусной работой не только полы, но и стены многих дворцовых помещений. Из редких древесных пород в Большом Китайском кабинете они создали панно, запечатлевшее различные сцены из китайской жизни.
В Китайском дворце трудились также крупные итальянские мастера. Стены его залов украшают «живописные обои» — холсты с росписями, выполненными известными мастерами декоративной живописи Серафино Бароцци и Стефано Торелли. Большая часть плафонов дворца написана художниками Венецианской академии Джованни Батиста Тьеполо, Джакомо Гварана и другими.

Ломоносов. Китайский дворец. Сиреневая гостиная.
Залы Китайского дворца-музея открыты для обозрения. Десятки тысяч людей посещают ежегодно этот замечательный архитектурно-художественный памятник, где находятся ценные произведения декоративной живописи XVIII в., коллекции русского и западноевропейского фарфора, мебели, тканей, художественные изделия китайских и японских мастеров.
К западу от Большого дворца расположен павильон «Катальная горка». Такие горки с деревянными скатами относятся к оригинальным, чисто русским постройкам XVIII в. Тогда это было одно из главных развлечений на русских народных гуляниях.
«Катальная горка» в Ораниенбауме была построена в 1762—1774 гг. архитектором Ринальди, использовавшим в этом сооружении традиции русской национальной архитектуры и строительный опыт своих предшественников. Здание сохранилось до наших дней. Оформление его свидетельствует о смене стилистических направлений в русской архитектуре 1760-х гг., когда пышные барочные формы декоративной отделки уступили место более сдержанным и строгим, характерным для нового стиля классицизма. От балкона второго этажа здания когда-то шли волнистые скаты длиной 500 м, по обеим сторонам их находились галереи в виде колоннад, перекрытых плоскими крышами. Колоннада закруглялась в центре, образуя полуовальный портал.
В середине XIX в. скаты горки и колоннада пришли в ветхость и были разобраны.
В «Катальной горке» в последние годы проведены большие реставрационные работы: воссоздана уникальная роспись стен, приведен в порядок пол из искусственного мрамора, украшенный цветными узорами. Павильон теперь полностью восстановлен.
Интересными памятниками русской культуры XVIII в. являются парки Ломоносова.

Ломоносов. Павильон «Катальная горка».
Один из них был заложен в 1712 г. на нижней террасе к северу от Большого дворца и впоследствии получил название Нижнего. В его регулярной планировке преобладали геометрические формы, был строго выдержан принцип симметрии. Нижний парк отошел впоследствии в зону городской застройки и потерял былое значение.
Во второй половине XVIII в., когда возводились Петерштадт, Китайский дворец и «Катальная горка», начали строительство Верхнего парка. В его планировке сказались два совершенно различных принципа — регулярный и пейзажный. Так, участок между Китайским дворцом и павильоном «Каменный зал» до сих пор сохранил геометрическую разбивку аллей, а обширная территория на берегах р. Карость в первой половине XIX в. была превращена в замечательный пейзажный парк. Свободно и густо посаженные могучие деревья, дающие прохладную тень даже в самые жаркие дни, извилистые и причудливые аллеи и дорожки, пруды, внезапно открывающиеся взору большие зеленые поляны — всё здесь полно естественности, правдиво воспроизводит ландшафты самой природы. Ныне площадь парка достигает 160 га, а протяженность его аллей и дорог — 22 км.
Бывшие владельцы этих мест — царствующие особы России-—всё внимание, естественно, уделяли строительству дворцов и парков, благоустройство же самого города их не волновало. По воспоминаниям современников, Ораниенбаум в конце XVIII в. имел лишь одну улицу — в «два ряда домов по скату возвышенной плоскости у берега залива». В городе было тогда только два каменных дома: церковь и трактир. Мало что здесь изменилось и в XIX в. Местная газета, издававшаяся в 60-е годы, писала: «...тихий и сонный город немного оживает во время дачного сезона... Благоприятно отражается это на клячах ораниенбаумских извозчиков — они уже не столь тощи и по привычной грязи ходят веселее...» Таким был старый Ораниенбаум.
Но в этом небольшом и тихом городе жили и работали многие замечательные люди, выдающиеся деятели русской науки и культуры.
Весной 1829 г. сюда приезжал А. С. Пушкин. Сестра поэта, Ольга Сергеевна Павлищева, сообщает в одном из писем: «...Александр, не спросясь, сделал мне сюрприз: он съездил в Ораниенбаум На днях и заранее нанял там для нас дачу на лето... Дача, говорит, прехорошенькая, на самом берегу моря.»
Лето 1829 г. Пушкин находился на Кавказе, а Ольгу Сергеевну, по его просьбе, часто навещал поэт А. А. Дельвиг — лицейский товарищ Пушкина.
На восточной окраине Ораниенбаума, среди высоких стройных сосен, на горе, почти отвесно спускающейся к Ленинградскому шоссе, расположено несколько двухэтажных деревянных домов с украшенными резьбой фасадами. Это постройки бывшего имения Богумиловка, принадлежавшего во второй половине XIX в. А. Еракову (современный адрес: Богумиловская ул., дома № 4, 8 и 10).

Ломоносов. В Верхнем парке.
Инженер путей сообщения А. Н. Ераков сотрудничал в журнале «Отечественные записки». Он был близким другом Н. А. Некрасова и мужем его сестры А. А. Буткевич. Сам поэт нередко приезжал сюда вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным. Так, в записке, помеченной 1868 г. и адресованной цензору Лазаревскому, Некрасов пишет: «...не зайдете ли ко мне часу в 9-м, поехали бы вместе к Еракову. Салтыков тоже двинется с нами».
Живописное расположение усадьбы так понравилось Щедрину, что летом 1882 г. он снял дачу (постройка до наших дней не сохранилась), участок которой примыкал к усадьбе Еракова. «Дача, по здешнему, хорошая: с порядочным парком, садом»,— писал Щедрин И. С. Тургеневу. Здесь великий сатирик работал над окончанием «Современной идиллии», опубликованной в «Отечественных записках» в сентябре 1882 г.
В ораниенбаумском Китайском дворце летом 1855 и 1856 гг. жил В. Ф. Одоевский — известный писатель и музыкальный деятель. В 1856 г. во дворце часто гостил поэт П. А. Вяземский, а спустя тридцать лет в Ораниенбауме проводил летние месяцы поэт А. Н. Плещеев. Дом, где жил Плещеев, сохранился до наших дней (ул. Свердлова, № 26).
Великий русский хирург и анатом Н. И. Пирогов из осажденного Севастополя писал жене: «Смотреть на неприятельский лагерь так же удобно, как мы смотрели в Ораниенбауме на английский флот». Пирогов жил в Ораниенбауме летом 1854 г., в начале Крымской войны, когда в водах Финского залива появилась соединенная англофранцузская эскадра, безуспешно пытавшаяся прорваться к Петербургу. Летом 1855 г. Пирогов приезжал сюда с театра военных действий; жил он здесь и в следующем году.
Гостем Ораниенбаума в 1860 г. был выдающийся музыкальный и художественный критик В. В. Стасов. Письма Стасова из Ораниенбаума свидетельствуют о том, что ему очень нравился этот приморский городок. «...По каким бы Вы местам ни ездили и ни ходили, — пишет он М. А. Балакиреву,— мне все-таки до бесконечности жаль, что Вы не видите Ораниенбаума. Что за места — просто прелесть! Сколько видов на море...»
Не раз посещал Ораниенбаум великий русский композитор М. П. Мусоргский. В 1880-е гг. здесь находилась дача, принадлежавшая певице Д. М. Леоновой — близкому другу композитора. На ее даче часто устраивались концерты, где Мусоргский выступал как солист и аккомпаниатор.

Ломоносов. Дом, где бывали М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов.
Интересная страница в истории русского драматического искусства напоминает об Ораниенбаумском театре, принадлежавшем в конце XIX в. А. Ф. Сазонову — брату известного петербургского артиста Н. Ф. Сазонова. Здание театра находилось вблизи вокзала на месте нынешнего сквера. На здешней сцене выступали многие выдающиеся петербургские и московские артисты. Замечательный актер В. Н. Давыдов, работавший в театре в 1880 г., пишет в своих воспоминаниях: «Здесь играли в то лето Федотова, Ермолова, Горев, Ленский, маститый Самарин, молодой Варламов... Отношение актеров к делу было изумительным — они репетировали так тщательно и с таким наслаждением отдавались работе, что можно было подумать, что они готовятся к премьере Московского Малого театра». В спектаклях участвовали М. Г. Савина и актриса А. И. Шуберт — любимая ученица М. С. Щепкина, воспринявшая его заветы сценического реализма.
Постановки Сазоновской труппы восторженно принимались зрителями, несмотря на то что театр был очень плохо обеспечен декорациями и костюмами.
Театр просуществовал до начала нашего века; здание его пришло в ветхость и в 1905 г. было разобрано.
Со второй половины XIX в. и до 1917 г. в Ораниенбауме находилась школа командных кадров русской армии, где проводилась научно-исследовательская и конструкторская работа в области стрелкового дела. Из стен школы вышло немало замечательных конструкторов оружия. Начальником школы ряд лет был выдающийся русский ученый в области стрелкового дела Н. М. Филатов. До наших дней сохранился дом (ул. Красных партизан, № 13), где он жил и работал с 1904 по 1918 г.

Ломоносов. В этом доме жил и работал Н. М. Филатов.
В мастерской школы в 1901—1906 гг. проходил военную службу и позже работал знаменитый оружейный конструктор Герой Социалистического Труда В. А. Дегтярев. В 1916 г. Дегтярев изготовил здесь первые образцы автоматической винтовки системы В. Г. Федорова. Дом № 18-а по пр. Володарского, где в 1914—1915 гг. жил В. А. Дегтярев, отмечен мемориальной доской. Работал здесь и Ф. В. Токарев — ныне Герой Социалистического Труда, создатель известного образца ручного пулемета и других видов оружия.
Среди самых славных страниц в истории города — события вечно живой летописи революции.

Ломоносов. Дом, где жил В. Л. Дегтярев.
В феврале 1917 г. солдаты ораниенбаумского гарнизона принимали активное участие в боях за свержение самодержавия. Пехотинцы и пулеметчики Ораниенбаума, возглавляемые подпольной большевистской организацией, перешли на сторону революции. Большая роль в этих событиях принадлежала рабочему Путиловского завода революционеру Ивану Газа, в то время служившему рядовым в Ораниенбаумской школе оружейных мастеров (при Стрелковой школе).

Ломоносов. В этом доме в 1917 г. помещался штаб Красной гвардии, руководивший обороной города от контрреволюционных войск.
28 февраля 1917 г. войсковые части Ораниенбаума двинулись в Петроград, чтобы поддержать выступление столичного пролетариата против царизма. Ветеран труда, рабочий Кировского завода В. В. Васильев вспоминает:
«Утром 28 февраля Вася Алексеев (1) сообщил, что от Ораниенбаума двигаются войсковые части, вставшие на сторону рабочих. Я и еще человек 50 подростков бросились навстречу. По дороге к нам присоединились взрослые рабочие. Толпа всё росла. У Шереметевской дачи мы увидели вдали огромную колонну. Над ней развивался красный флаг. Это были части ораниенбаумского гарнизона — пехотинцы, пулеметчики, автомобилисты. Впереди шли Иван Газа в солдатской шинели и Иван Егоров. (2) Духовой оркестр играл «Марсельезу». Пу-тиловцы кричали: «Братьям-солдатам — ура!»

Ломоносов. В этом здании в 1917 г. находится первый местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Из солдатских рядов в ответ: «Восставшим рабочим — ура!»
Началось братание. Рабочие с солдатами обнимаются, целуются».
На грузовике солдаты привезли винтовки, пулеметы. Путиловцы начали вооружаться, создавать свои боевые дружины. Вместе с рабочими ораниенбаумские солдаты ворвались на Путиловский завод, разоружили и перебили засевших там полицейских охранников. Громя полицейские участки, революционные отряды продвигались всё дальше в центр города. Здесь они приняли участие в боях за важные стратегические пункты Петрограда — Балтийский и Варшавский вокзалы.
В дни Великой Октябрьской социалистической революции солдаты ораниенбаумского гарнизона с оружием в руках выступили против власти капитала, за первую в мире подлинно народную власть.
Напоминает об этом времени д. № 7 по ул. Ленина, где в 1917 г. формировались отряды Красной гвардии и где находился штаб, руководивший обороной города. Ныне в здании, отмеченном мемориальной доской, помещается Ломоносовский райком КПСС.
Памятная доска установлена также на здании исполкома Ломоносовского районного Совета депутатов трудящихся (пр. Юного Ленинца, № 69). Здесь помещался первый Ораниенбаумский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Ораниенбаум — Ломоносов вошел в летопись героической борьбы советского народа за свободу и независимость нашей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
В июне 1919 г. белогвардейцам с помощью контрреволюционного заговора удалось захватить форт «Красная Горка», расположенный в западных окрестностях Ораниенбаума на берегу Финского залива. Грозная опасность нависла над Петроградом и Кронштадтом. В эти дни Ораниенбаум стал центром по организации разгрома вражеского мятежа. Сюда прибывали батальоны моряков Балтийского флота, вооруженные отряды питерских рабочих, бронепоезда, построенные на заводах Петрограда.
Для наступления на мятежный форт с суши 13 июня 1919 г. в Ораниенбауме была создана береговая группа войск. Штаб ее помещался на Пароходной ул. в деревянном двухэтажном доме под № 5. Здесь поздно вечером 14 июня 1919 г. состоялось совещание представителей сухопутных и морских частей, выработавшее план разгрома мятежников «Красной Горки». В работе совещания принимал участие И. В. Сталин, командированный в Петроград Центральным Комитетом партии для организации обороны города.

Ломоносов. В 1919 г. здесь был штаб, руководивший подавлением контрреволюционного мятежа на форту «Красная Горка».
Совещание приняло решение о штурме мятежного форта совместными действиями с моря и суши. В результате стремительного броска береговой группы советских войск, поддержанных сокрушительным огнем кораблей Балтийского флота, «Красная Горка» была взята менее чем через сутки после начала наступления в ночь на 16 июня. Это послужило началом разгрома белогвардейских банд Юденича.
Моряки-балтийцы, павшие в боях с мятежниками, похоронены в братской могиле на Привокзальной площади города.
Когда Юденич вновь пошел на Петроград в октябре 1919 г., белогвардейские части были удержаны на подступах к Ораниенбауму, что облегчило их разгром в районе Пулкова и Детского Села (ныне г. Пушкин).
В марте 1921 г. из района Ораниенбаума по льду Финского залива было начато наступление на Кронштадт, охваченный контрреволюционным мятежом. Эта боевая операция была успешно проведена при непосредственном руководящем участии делегатов X съезда партии, среди которых были К. Е. Ворошилов и Я. Ф. Фабрициус.
Прошло два десятилетия, и вновь враг решился испробовать несокрушимую силу социалистического государства.
Фашистская армия вышла на ближайшие подступы к Ленинграду — гитлеровцы стояли у подножья Пулковских высот и были на седьмой трамвайной остановке от Кировского завода. Героические защитники Ленинграда, поддерживаемые огнем кораблей Балтийского флота и фортов Кронштадта, удерживали в своих руках оставшийся в тылу врага небольшой клочок земли, расположенный по берегу Финского залива от р. Воронки (в 15 км к юго-западу от Ломоносова) до Старого Петергофа. Это был знаменитый «Ораниенбаумский пятачок». Чего только не предпринимали фашисты для уничтожения этого плацдарма! Яростные бомбежки с воздуха, ежедневные артиллерийские обстрелы, массированные атаки танков и пехоты... Но тщетно. Стояли насмерть воины, оборонявшие «малую землю», как называли «пятачок» бойцы ораниенбаумской группировки советских войск.
В середине января 1944 г. защитники Ораниенбаума прорвали вражеские укрепления в районе селений Гостилицы и Порожки. Почти одновременно перешли в наступление советские дивизии с Пулковских высот, а вслед за тем пришла в движение вся линия советского фронта от Финского залива до оз. Ильмень.
19 января у селений Русско-Высоцкое и Ропша советские войска замкнули кольцо вокруг девяти гитлеровских дивизий, стоявших на южном берегу Финского залива, а вскоре была освобождена от врага и вся территория Ленинградской области.
Командиром краснознаменной Ропшинской стрелковой дивизии, которая остановила наступление гитлеровцев в районе Ораниенбаума и более двух лет держала стойкую оборону на «Ораниенбаумском пятачке», был генерал-майор А. Ф. Сафронов, погибший 20 марта 1944 г. в боях под Нарвой. Могила генерала Сафронова, отмеченная гранитным памятником, находится в гор. Ломоносове на Привокзальной площади.

Ломоносов. Памятник М. В. Ломоносову.
Сразу после снятия блокады в Ораниенбауме начались работы по ликвидации разрушений, причиненных варварскими обстрелами и бомбежками немецко-фашистских захватчиков. Ныне здесь совершенно исчезли следы войны. Город растет. С каждым годом появляются новые дома, благоустраиваются улицы. В восточной части раскинулись жилые поселки для рабочих кирпичного завода и других предприятий. Реконструирована центральная улица — пр. Юного Ленинца. Украшает Ломоносов восстановленное здание вокзала. Близ него в 1955 г. сооружен памятник великому русскому ученому, имя которого с февраля 1948 г. носит город.

Ломоносов. Проспект Юного ленинца.
Ломоносов — центр одного из передовых сельскохозяйственных районов. На его территории расположено 17 колхозов, 14 совхозов, 17 подсобных хозяйств, Красносельская машинно-мелиоративная станция. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, овощеводстве и картофелеводстве.
С каждым годом увеличивается поток туристов, приезжающих в Ломоносов отдохнуть и полюбоваться его замечательным архитектурным ансамблем, познакомиться с памятниками истории города и окрестностей.
(1) В. А. Алексеев (1896—1919) — один из организаторов комсомола в Петрограде, активный участник Великого Октября.
(2) И. Е. Егоров (1888—1918):—в 1917 г. член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Его именем в Ленинграде назван б. Тарасов пер. и вагоностроительный завод.

Виктор Иванович Громов и Любовь Александровна Файнштейн "Памятные места Ленинградской области". Лениздат, 1959.
Оформление художника О.И. Маслакова.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!