Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях

советские новогодние открытки 1984-го года

Наука, Космос, Выдающиеся изобретатели и научные деятели СССР и России, НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БАСОВ

НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БАСОВ

советский и российский физик, академик

НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БАСОВ

Советский физик и академик Николай Геннадьевич Басов родился 14 декабря 1922-го года в городе Усмань и за свою плодотворнейшую научную деятельность удостоился множества наград. Разработки ученого в области квантовой электроники трудно переоценить, ведь именно они легли в основу появления лазера, без которого сегодня трудно представить себе мир.

Так, лауреат Ленинской и Нобелевской премий Николай Басов, помимо всего прочего, вместе с другим ученым-физиком Прохоровым А.М. занимался разработкой первого квантового генератора (мазера) на пучке молекул аммиака. Более того, ему удалось обосновать принципиально новые методы генерирования электромагнитных колебаний. Неспроста Басова с гордостью называют родоначальником исследований по лазерному термоядерному синтезу, ведь именно он положил основу выявлению новых типов полупроводниковых лазеров, а также выдвинул идеи новых применений лазеров в оптоэлектронике, такие как создание оптических логических элементов. Его гению принадлежат физические основы создания квантовых стандартов частоты, над которыми ученый работал много лет.

Николай Геннадьевич неоднократно выступал инициатором многих исследований по нелинейной оптике, что также позволило широко продвинуть эту область.

Многочисленные публицистические работы сделали советского физика настоящей «глыбой» просвещения. Ведь только подумать: кроме кропотливых научных разработок Николай Басов долгое время был главным редактором журналов «Наука», «Квантовая электроника» и «Природа», а также председателем общества «Знание», целью которого было возрождение системы всесоюзного образования, которое в тот момент только начинало свое восстановления после нескольких лет разрушительной войны.

НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БАСОВ

Вот что рассказывал об этом удивительном человеке воронежский журналист Владислав Васильевич Аникеев, однажды бравший интервью у ученого: «Серьезный, но не чопорный… Сдержан. Скромен до застенчивости. Слушает – каждое слово впитывает. Любит пошутить, оценить юмор ситуации. Хохочет басовито, словно оправдывая фамилию. Так и взрывается смехом. И еще есть в нём одна особенность. Я не встречал её у других. Во всяком случае, выраженную так отчетливо. Вот сидит, улыбается, слушает, молчит. А сам – это даже ощущаешь – как бы заряжается упругой внутренней энергией. Темнеют и становятся глубокими-глубокими глаза. Шире шаги по комнате. Из угла в угол. А потом – быстрая, как молния, фраза-афоризм. Сказал – словно разрядился. И снова сидит, молчит – набирает силу. Уже потом, когда в институте ребята Басова включили квантовый генератор и стеклянная трубка начала краснеть, краснеть, будто готовясь к очень трудной работе, а потом «выстрелила» тоненьким лучом, я стал мучительно вспоминать: «Где же я видел подобное?» И вдруг осенило. «Ну да. Конечно же Басов. Он сам, как лазер».

Басов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Золотой медалью им. М.В. Ломоносова, пятью орденами Ленина, Командорским крестом ордена «За заслуги», а также дважды ему присуждалось высокое звание Героя социалистического труда.

Не стало выдающегося ученого 1 июля 2001-го года.

Афанасий Кочетков. Жизненный путь от увлечения геологией до актерского искусства