В творчестве советского режиссера Петра Тодоровского нельзя найти тех безумных экшенов или масштабных боевых сцен, к которым многие так привыкли сегодня, потому что его кино рисует нам жизнь такой, какая она есть. Жизнь обыкновенного человека, простая и, в то же время, наполненная глубоким смыслом, личной драмой, победами и разочарованиями. Наверное, именно поэтому киноленты, что снимал Петр Ефимович, и сегодня так близки и понятны каждому из нас. Пусть и сменились за эти годы несколько поколений, человек-то так и остался прежним, со своими радостями и горестями, со своим бескрайным внутренним миром, мечтами о будущей жизни. И очень много в его фильмографии картин о войне, хотя, тому есть масса причин, ведь совсем в юном возрасте он ушел на передовую и долгими фронтовыми дорогами дошел до самой Эльбы. Естественно, такое не могло пройти даром. Многое из увиденного Тодоровским в те страшные годы отпечаталось в его киноработах, да и разве могло оно получиться иначе? Навряд ли… К тому же, уже тогда он имел возможность плотно познакомиться с деятельностью военных операторов, и их мужество просто не могло не восхищать.
«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Вот эта короткая фраза от человека, который не понаслышке знает, что такое кино и как оно создается, говорит о многом. Точно также он подходил и к своей работе, с полной самоотдачей, забывая все ненужное и отсекая все, что могло бы помешать.
Вот что написал однажды известный киновед Андрей Плахов о Тодоровском: «Петр Тодоровский приложил руку — как оператор и режиссер — ко многим классическим фильмам 1950–60-х. Даже эпизод с участием Петра Тодоровского из картины Марлена Хуциева «Был месяц май» — памятная монетка в копилочку шестидесятнической мифологии. Тем не менее он никогда не ходил в первых и главных, всегда держался в тени. Слыл себе тихим лириком, скромным автором-исполнителем «городских романсов», богатых на задушевность, но не на изыски стиля и тем паче не на высоколобую интеллектуальность».
И именно эти неподкупная простота и душевность, которых сегодня так не хватает в современной киноиндустрии, заставляют пересматривать киноработы Петра Ефимовича Тодоровского снова и снова, вникать в их суть и наслаждаться. В наработке опыта и знаний выдающемуся режиссеру очень помогло взаимодействие с М. Хуциевым, Б. Окуджавой, З. Гердтом и другими выдающимися творческими личностями. Так родились потрясающие киноленты «Фокусник», «Городской романс», «В день праздника» и многие другие, что принесли ему всенародную славу.
Неистощимая жажда творчества жила в Тодоровском до самых последних дней, пока билось его сердце. А 24 мая 2013-го года режиссера не стало.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!