Жизнь Владислава Дворжецкого была несправедливо короткой, но, в то же время, удивительно насыщенной и творческой. Ему хватило всего одной кинокартины, чтобы из обычного провинциального паренька стать настоящим профессиональным актером, которому искренне доверяют самые маститые режиссеры. А ведь именно доверие и является той невидимой движущей силой и тонкой нитью, которая связывает эти две разные, и одновременно такие похожие профессии. Актерская биография Дворжецкого вмещает в себя всего 8 лет упорной работы в кинематографе, но за этот небольшой период он сумел сделать то, на что у многих других уходит гораздо больше времени. А началась его творческая карьера вместе с выходом на большие экраны фильма режиссеров Алова и Наумова «Бег», в котором он безукоризненно исполнил роль Хлудова. И даже если бы «Бег» была единственной работой в жизни актера, то всенародная слава, которую подарила ему эта кинолента, была бы ничуть не тусклее. Однако, судьба благоволила Владиславу Вацлавовичу на актерском поприще и даровала ему возможность воплотить и многие другие образы в таких киноработах, как «За облаками небо», «Капитан Немо», «Возврата нет», «Земля Санникова» и даже в эпизодах к знаменитому «Солярису» и «Легенде о Тиле».
Владислав Дворжецкий до самых своих последних дней вел личный дневник, где подробно рассказывал не только обо всем, что с ним происходило, но и делился своими сокровенными мыслями, воспоминаниями. Одна из таких ценных записей, датируемых 9 октября 1977-го года, посвящена книгам. И стоит ее обязательно прочитать, чтобы постараться в полной мере понять глубину чувств актера и представить себе, с какой серьезностью он относился к самым, казалось бы, мелочам.
«…Книги должны звучать. Можно написать: шумел лес… А как он шумел. Разве об этом напишешь? Нет, не напишешь. А может, попытаешься написать, что в этом шуме слышалось «что то» или «кто то», но не будет сам шум, лишь информация о нем. И только на одно перечисление слагаемых этого шума можно извести целые тома книг. Я шел по аллее, а за моей спиной слышался скрип качелей. Этот скрип был похож на оклик, произнесенный со страхом, что его услышат, и с надеждой на то, чтобы услышали. Он был похож на робкое «Эй!» Как будто неслышно догоняли тебя и, сдерживая дыхание, удивились: «Эй!» И легко прикоснулись: «Эй!..».
Человечество должно научиться переводить написанное в мир звуков, в мир зримых звуков. Потому что трудно бывает объяснить, что ты видел и слышал. И всё равно останется опасность быть непонятым. Перекликающаяся стайка синиц может не вызвать у твоего приятеля того же настроения, и ты напрасно будешь заглядывать ему в глаза. Ища сочувствия своей душе».
Также по-особенному трепетно и, в то же время, ревностно Дворжецкий относился и к делу своей жизни – к миру кино, воплощая своих героев с полной самоотдачей, словно проживая всем своим существом их жизнь. И, если посмотреть на все его работы, то это действительно оказывается так. К сожалению, сейчас такого кино уже не увидишь…
Последними картинами, в которых сыграл Владислав Дворжецкий, стали телефильмы «Встреча на далеком меридиане» и «Однокашники». А 28 мая 1978-го года актера не стало.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!