Марк Семенович Донской не сразу нашел свое призвание в кинематографе, но, когда это все же случилось, его ожидал колоссальный успех. Будучи совсем юным, он пробовал свои силы в разных профессиях от спорта до психиатрии и юридического дела, но все было «не то». «Наконец решил, что мое призвание психиатрия, - рассказывал он, - но тут же наступило разочарование. Очевидно, этому способствовало мое увлечение футболом и легкой атлетикой. Но не может же человек заниматься только спортом? Я поступил на юридический факультет. На третьем курсе снова понял, что выбрал профессию не по душе, однако бросать юридический, как я поступил с медицинским, было стыдно. Решил окончить образование, подкрепив его музыкой и боксом. После юридического факультета я не знал, что же делать дальше. И имел неосторожность написать книжку новелл «Заключенные». Она имела успех. Тогда я написал пьесу «Заря свободы». Затем сценарий - «Последний оплот». С этим сценарием отправился в Москву завоевывать право на жизнь в кинематографе», - признавался режиссер спустя годы. Именно кино дало Донскому возможность ощутить в полной мере, что теперь он, наконец-то, нашел свое призвание.
Первые режиссерские киноработы Марка Семеновича были немыми. Ими стали киноленты «В большом городе» и «Цена человека», снятые совместно с режиссером Михаилом Авербахом. А после этого началась самостоятельная профессиональная деятельность этого талантливого человека, которую ознаменовали фильмы «Пижон», «Чужой берег» и «Огонь».
Однако большая известность пришла к Марку Донскому после того, как зрители увидели ленту «Песня о счастье», снятую в 1934-м году и повествующую о талантливой марийской молодежи, которая при советской власти получила возможность заниматься творческим трудом.
Множество своих работ Марк Семенович посвятил произведениям писателя Максима Горького, из-за чего последний первое время даже ощущал некоторое смущение, говоря: «А стоит ли при жизни памятники ставить?». Но режиссер был непреклонен, ответив: «Это будет не памятник. Я хочу сделать картину о том, как из недр народа вырастают прекрасные талантливые люди». Больше писатель не возражал, а мир смог лицезреть замечательные экранизации «Детство», «В людях» и «Мои университеты», которые высоко оценили не только зрители, но и строгие ко всему критики: «Экранизируя горьковские произведения, режиссер постигал искусство проникновения в сущность человеческих характеров, принципы искусства жизненной правды».
Много творил режиссер и в годы Великой Отечественной войны, сняв свои известные работы «Как закалялась сталь», «Радуга», «Непокоренные» в 1942-м, 1944-м и 1945-м годах соответственно. К слову, фильм «Радуга» был высоко оценен даже за рубежом, удостоившись кинопремии «Оскар», которую Марк Семенович по непонятным причинам так и не получил в свои руки.
Большим достижением Донского стала кинолента «Сельская учительница», снятая в 1947-м году, где в главной роли снялась актриса Вера Марецкая. Всего же фильмография режиссера насчитывает более 20 кинофильмов. Некоторые из них не были приняты в Советском Союзе, но они получили высокую оценку на различных престижных международных кинофестивалях.
Скончался Марк Семенович Донской в Москве 21 марта 1981-го года.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!