из справочника "Страны мира, 1985 г."
Государство на западе Европы. Территория — 551,6 тыс. км2. Население— ок. 55 млн. (январь 1985 г.), св. 93%—французы. Столица— Париж (2,2 млн. жит.; так наз. Большой Париж, включая пригороды,— более 9,6 млн. жителей). В адм. плане Франция разделена на 96 департаментов, в т. ч. Париж на правах отдельного департамента. В стране насчитывается ок. 2 млн. рабочих-иммигрантов, вместе с семьями—ок. 4 млн. (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы и др.). Гос. язык — французский. Подавляющее большинство верующих — католики.
Франция — одна из наиболее крупных и развитых стран капитализма. Она играет активную роль на международной арене.
В последние годы французские руководители проводили курс на дальнейшую активизацию международных связей Франции, на сохранение и развитие общеевропейского сотрудничества и в то же время на более тесное взаимодействие с др. западными странами, в частности в рамках Североатлантического союза.
Между СССР и Францией сложилась и продолжает развиваться обширная система связей, к-рые строятся на базе таких основополагающих документов, как Протокол о политических консультациях (1970 г.), Принципы сотрудничества между СССР и Францией (1971 г.), а также Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией (1975 г.). В июле 1976 г. было подписано соглашение о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия. В июне 1977 г. были подписаны Совместное заявление о разрядке международной напряженности, Советско-французская декларация о нераспространении ядерного оружия, а также ряд соглашений, направленных на развитие и углубление сотрудничества между СССР и Францией в политической, торг.-пром. и научно-технической областях. В апреле 1979 г. были подписаны Программа дальнейшего развития сотрудничества между Советским Союзом и Францией в пользу разрядки и мира, Долгосрочная программа углубления экономического, промышленного и технического сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой на период 1980—1990 гг. Заключена серия соглашений в различных областях двустороннего сотрудничества. Важным вкладом в развитие советско-французского диалога в интересах мира и разрядки была советско-французская встреча на высшем уровне в Варшаве в мае 1980 г.
Президент Ф. Миттеран и французское правительство заявили о своем намерении сохранять и развивать франко-советское сотрудничество, соблюдать советско-французские соглашения. В феврале 1983 г. была подписана программа углубления советско-французского сотрудничества в области науки и техники на период 1983—93 гг.
В июне 1984 г. в ходе офиц. визита в СССР президента Франции Ф. Миттерана состоялись советско-французские переговоры на высшем уровне. Были рассмотрены актуальные международные вопросы, представляющие обоюдный интерес, а также вопросы дальнейшего развития отношений и углубления взаимовыгодного сотрудничества между СССР и Францией. Было выражено стремление сделать все возможное, чтобы отвести от человечества угрозу ядерной войны, отмечено важнейшее значение предотвращения переноса гонки вооружений в космос, необходимость запрещения и ликвидации химического оружия.
С обеих сторон была подчеркнута важность продолжения общеевропейского процесса, отмечена близость позиций обеих стран по нек-рым важным международным проблемам.
Переговоры выявили возможность дальнейшего сближения взглядов обеих стран, выработки параллельных или совместных действий на международной арене в интересах мира и безопасности.
Была отмечена полезность механизма политических консультаций и выражена обоюдная готовность к их продолжению на регулярной основе.
В беседе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Президентом Франции Ф. Миттераном (март 1985 г.) была отмечена активизация советско-французских отношений в последнее время, с обеих сторон высказано желание продолжать и углублять политический диалог между СССР и Францией. 10—13.111 1985 г. состоялся визит в СССР министра внешних сношений Франции Р. Дюма, к-рый был принят М. С. Горбачевым.
Ярким примером взаимовыгодного научно-технического сотрудничества СССР и Франции было успешное проведение полета советско-французского экипажа на космическом корабле «Союз Т-6» и орбитальной станции «Салют-7» в июне 1982 г., а также осуществление др. совместных экспериментов по освоению космоса в мирных целях.
Франция отказалась следовать за авантюристическим курсом США, направленным на то, чтобы помешать развитию общеевропейского сотрудничества и экономических и научно-технических связей с СССР. В то же время в обстановке обострения международной напряженности, вызываемого действиями США и НАТО, и активизации сторонников атлантизма в самой Франции противоречивость французской внешней политики усиливается. В ней появились новые проявления атлантизма, что, в частности, выразилось в поддержке правящими кругами Франции начавшегося в конце 1983 г. размещения в нек-рых странах Западной Европы — членах военной организации НАТО новых американских ядерных ракет.
Франция — член ЕЭС, Евратома, Западноевропейского союза и нек-рых др. экономических и политических союзов капиталистических стран. С 1949 г.— член НАТО; выйдя в 1966 г. из его военной организации, Франция продолжает развивать с ней сотрудничество. Франция располагает собственным ядерным оружием и произвела испытания, дающие возможность приступить к произ-ву нейтронного оружия. Имеет 158 носителей ядерного оружия (1985 г.). Франция продолжает испытания ядерного оружия в Полинезии.
Франция — буржуазная республика. В ее состав кроме метрополии входят также 5 заморских департаментов и 5 заморских территорий.
С 1958 г. в стране существует политический режим Пятой республики, характеризующийся концентрацией политической власти в руках главы государства — президента республики, избираемого на 7 лет, и ограничением прав парламента. В апреле —мае 1981 г. состоялись очередные президентские выборы, на к-рых президентом был избран Франсуа Миттеран, получивший 51,7% голосов.
На досрочных парламентских выборах, состоявшихся в июне 1981 г. в связи с роспуском президентом Миттераном Национального собрания, левые партии получили ок. 55% голосов, что обеспечило им абсолютное большинство мест (329 из 491) в Национальном собрании. За ФСП и левых радикалов голосовало 37,66% избирателей, за компартию —16,19%. Правые партии бывш. правительственной коалиции собрали ок. 40% голосов, в т. ч. ОПР — 20,97% и СФД — 19,14%.
В стране возникла новая политическая ситуация. Впервые за годы Пятой республики президентом стал представитель социалистической партии, к-рому во втором туре голосования оказали поддержку компартия и др. демократические организации. Правые партии, входившие в годы правления президента Жискар д’Эстэна в состав правительственной коалиции, перешли в оппозицию. Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из 2 палат— Национального собрания и Сената. Правительство формально ответственно перед парламентом, но фактически подчиняется прежде всего президенту. После президентских и парламентских выборов 1981 г. впервые за период с 1947 г. в правительство вошли 4 представителя компартии.
За первые 2 года своей деятельности правительство левых сил, возглавляемое в 1981—84 гг. П. Моруа, предприняло ряд социально-экономических реформ, важнейшими из к-рых являлись: национализация ряда крупных банков и пром, монополий, «децентрализация», т. е. нек-рое расширение полномочий местных выборных органов власти, принятие законов о правах трудящихся и их профсоюзов на предп-тиях, повышение минимальной зарплаты, пенсий и семейных пособий, предоставление пенсий с 60 лет, меры по улучшению профессиональной подготовки молодежи, амнистия жертв антирабочих репрессий, отмена чрезвычайных трибуналов и смертной казни и нек-рые др. Французские коммунисты оценили эти меры как позитивные, идущие в нужном направлении, но недостаточно полные и непоследовательные. Осуществление этих реформ, не выходящих за рамки социал-демократического реформизма, вызвало тем не менее ожесточенное сопротивление крупного нац. и международного капитала.
В июле 1984 г. после выборов в Европейский парламент правительство П. Моруа вышло в отставку. Новым премьер-министром назначен социалист Л. Фабиус. Важнейшими причинами падения кабинета П. Моруа явились сужение массовой базы правящего большинства, недовольство трудящихся политикой «жесткой экономии», осуществление к-рой привело к снижению жизненного уровня трудящихся, росту безработицы и свертыванию произ-ва в ряде отраслей пром-сти.
Новое правительство состоит практически только из социалистов. ФКП приняла решение не участвовать в новом правительстве. Правительство продолжает политику «жесткой экономии», к-рая приводит к дальнейшему росту безработицы и снижению уровня жизни широких народных масс.
Осн. политические партии: Французская социалистическая партия (ФСП) — образована в 1971 г. на базе объединения партии СФИО (Французская секция рабочего Интернационала), существовавшей с 1905 г., и ряда небольших либерально-демократических группировок; левая партия, ставшая после президентских и парламентских выборов 1981 г. осн. партией правительственного большинства. Первый секретарь ФСП — Л. Жоспэн.
Объединение в поддержку Республики (ОПР)—создано 5.XII 1976 г. на базе голлистской партии Союз демократов за Республику (ЮДР), возникшей в 1958 г. Влиятельная буржуазная партия, отражающая интересы средней и крупной буржуазии. Находится в оппозиции правительству. Председатель ОПР.— Ж. Ширак, быв. премьер-министр, мэр Парижа. В феврале 1978 г. ряд центристских партий и группировок создали при поддержке быв. президента республики Жискар д’Эстэна Союз за французскую демократию (СФД). Республиканская партия — создана в мае 1977 г. в результате преобразования Национальной федерации независимых республиканцев. Немногочисленная партия, выражает интересы крупной буржуазии и высших гос. чиновников. Партия радикалов и радикал-социалистов — небольшая группировка правых радикалов. Центр социальных демократов — правоцентристская буржуазная партия, образовавшаяся в мае 1976 г. в результате слияния партий Демократический центр и Центр демократии и прогресса. Национальный центр независимых и крестьян — небольшая буржуазная группировка правоцентристского характера. В результате поражения буржуазноконсервативных сил па президентских и парламентских выборах 1981 г. все эти правые партии перешли в оппозицию.
Движение левых радикалов (ДЛР)—небольшая мелкобуржуазная группировка. Образовалась в 1972 г. в результате раскола партии радикалов и выхода из нее левого крыла. Объединенная социалистическая партия (ОСП)—небольшая группировка левацкого характера. Создана в 1960 г. на основе отколовшейся от Социалистической партии группы.
Французская коммунистическая партия (ФКП) — партия рабочего класса, создана в 1920 г. Одна из наиболее крупных компартий капиталистических стран, самая многочисленная и наиболее ор ганизованная партия Франции. Борется за интересы трудящихся, за демократические перемены и социализм, за мир и укрепление франко-советской дружбы. 6—10.11 1985 г. состоялся XXV съезд ФКП, посвященный актуальным проблемам дальнейшей борьбы за жизненные интересы трудящихся, за создание «нового объединения большинства народа», за восстановление и укрепление влияния партии и ее связей с массами. На съезде был дан анализ новой политической обстановки, экономического и социального кризиса, разъясняется принятая съездом программа борьбы за выход из него. Одним из важнейших направлений в своей деятельности коммунисты считают борьбу за мир, за прекращение гонки вооружений, за дружбу между народами, за независимую внешнюю политику Франции. Генеральным секретарем ФКП вновь избран Ж. Марше. Центральный орган — газета «Юманите», теоретический и политический орган — ежемесячный журнал «Кайе дю коммюнисм».
28—29.IV 1980 г. по инициативе ФКП и ПОРП в Париже проведена встреча коммунистических и рабочих партий Европы за мир и разоружение, к-рая способствовала активизации борьбы народных масс континента против серьезной опасности, нависшей над Европой в связи с решением НАТО о размещении в Западной Европе нового американского ракетно-ядерного оружия.
Между КПСС и ФКП с давних пор развиваются отношения братской дружбы и солидарности. 8—12.1 1980 г. в Москве состоялись переговоры между делегацией КПСС и делегацией ФКП на высшем уровне. В итоге переговоров было принято совместное коммюнике, отразившее общность позиций КПСС и ФКП по коренным проблемам современности: борьба за мир и разрядку, за разоружение, против империализма и гонки вооружений, против осуществления решения НАТО о размещении в Западной Европе нового американского ядерного оружия, за социальный прогресс. Было подтверждено взаимное стремление КПСС и ФКП укреплять сотрудничество между ними на основе принципов интернациональной солидарности, независимости, равноправия и невмешательства.
Желание обеих партий укреплять дружбу и братскую солидарность между КПСС и ФКП в интересах борьбы за общие цели было подтверждено в ходе переговоров между делегацией КПСС и делегацией ФКП на высшем уровне, состоявшихся 12.VII 1983 г. в Москве. Переговоры, посвященные актуальным проблемам борьбы за мир, против ядерной угрозы, за разоружение, против агрессивных происков империализма, завершились принятием Совместного заявления, отразившего общность позиций обеих партий по ключевым международным проблемам. КПСС и ФКП выразили уверенность в том, что отношения между обоими народами и странами могут получить дальнейшее развитие на основе уже достигнутых важных результатов.
Наиболее крупные профсоюзные объединения: Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) —входит в ВФП; Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ) —входит в ВКТ; Федерация национального образования (ФИО); Всеобщая конфедерация кадров (ВКК); Французская конфедерация христианских трудящихся (ФКХТ); «Форс увриер».
Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, располагающая значительными запасами железной руды, каменного угля, урановых руд, бокситов, калийных солей. По размеру ВНП и по объему пром, произ-ва занимает 4-е место в капиталистическом мире (после США, Японии, ФРГ) (1985 г.).
Особенность французской экономики — высокая степень развития гос.-монополистического капитализма. В первые послевоенные годы были национализированы угольная пром-сть, жел. дороги и частично авиатранспорт, электро- и газоэнергетика, нек-рые банки, часть автомобильной и авиационной пром-сти, атомная пром-сть, а также предп-тия связи (почта, телеграф и телефон). Президент Миттеран п правительство левых сил осуществили в 1982 г. национализацию 36 крупнейших банков и 2 финансовых компаний, а также 9 крупных пром, монополий. На расширенный гос. сектор приходится более 1/3 всех производственных инвестиций. Однако решающая роль в экономике по-прежнему принадлежит крупному частному капиталу в лице мощных финансово-пром, групп и международных монополий.
Значительными позициями располагает иностр, капитал — американский, западногерманский, швейцарский, особенно в машиностроении, химической и пищевой пром-сти, в торговле. Высокого уровня развития достигла концентрация произ-ва и капитала в ведущих отраслях пром-сти, банковско-кредитной системе и др. областях экономики, что ведет к разорению многих мелких и средних предп-тий. Осн. отрасли индустрии: машиностроительная, химическая, радиоэлектронная, информатика, атомная энергетика, электротехническая, авиационная, судостроение, металлургическая, горнодобывающая, текстильная, швейная, пищевая.
В 1980—84 гг. французская экономика продолжала находиться в состоянии кризиса и депрессии. В отдельных отраслях пром-сти, особенно в металлургической, горнодобывающей, судостроительной, химической, текстильной, в строит-ве, наблюдался спад. Продолжались закрытие предп-тий и массовые увольнения трудящихся. В 1984 г. обанкротилось более 25 тыс. предп-тий, особенно в области торговли и сервиса.
По-прежнему острый характер сохраняют социальные проблемы. В 1984 г. число безработных увеличилось на 300 тыс. и достигло 2,5 млн. чел. Остаются высокими темпы инфляции (в 1984 г. ок. 7%). За 1981—82 гг. правительство вынуждено было трижды провести девальвацию франка. Ожесточенное сопротивление социально-экономической политике правительства оказывает крупный нац. и международный капитал. Предприниматели не увеличивают производственных инвестиций, организуют утечку капиталов за границу, отказываются осуществлять новые законы о расширении прав трудящихся и их профсоюзов на предп-тиях.
В 1983 г. произ-во осн. видов пром, продукции практически не выросло; было произведено (млн. т): стали— 17,6, чугуна — 13,9, цемента — 28; добыто (млн. т): каменного угля — 18, нефти—1,7 (переработка— 80,5 млн. т), железной руды—16, бокситов — 1,8; выплавлено (тыс. т): меди (рафинированной)—47,3, алюминия (первичного) — 390, свинца (рафинированного)—208; произведено электроэнергии 279 млрд. кВт • ч; выпущено 2,9 млн. легковых автомобилей. Энергоснабжение Франции на 65% зависит от внешних источников, прежде всего от импортной нефти. Продолжается стро-ит-во атомных электростанций, обеспечивающих ок. 15% энергоресурсов.
Франция располагает многоотраслевым сел. хоз-вом. Господствуют крупные капиталистические предп-тия, хотя численно преобладают мелкие и средние хоз-ва. В последние годы ежегодно разоряется 20—30 тыс. мелких крестьянских хоз-в. В сел. хоз-ве занято ок. 10% самодеятельного населения.
В 1984 г. во Франции было произведено (млн. т): пшеницы — 32, кукурузы—10, ячменя — 11, мяса — ок. 4,5, молока — 32,5, а также 66 млн. гл вина.
Жел. дороги — ок. 40 тыс. км (из них более 25%—электрифицировано), шос. дороги с твердым покрытием — ок. 1,3 млн. км (в т. ч. ок. 7 тыс. км — автострады). Автопарк — более 22 млн. машин, из них 20 млн.— легковые. Общий тоннаж морского торг, флота—10 млн. бр.-рег. т. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Марсель, Гавр, Дюнкерк, Нант, Бордо, Руан. Длина воздушных линий французских авиакомпаний — ок. 650 тыс. км. Ден. единица — франк. 100 фр. = 9,08 руб. (январь 1985 г.).
По внешнеторг, обороту Франция занимает 4-е место в капиталистическом мире, 2/3 экспорта приходится на готовую продукцию и полуфабрикаты. Глав. торг, партнеры: страны «Общего рынка» (ок. 50% всего оборота), Япония и США. Дефицит внешней торговли в 1984 г. был равен ок. 20 млрд, фр., в основном в торговле с США, Японией и ФРГ. В 1980—84 гг. товарооборот между СССР и Францией составил ок. 20 млрд, руб., т. е. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 1975—79 гг. В январе 1982 г. подписано соглашение о поставках СССР во Францию ежегодно 8 млрд, м3 природного газа начиная с 1986 г. сроком на 25 лет и о поставках французского оборудования для газопровода. В 1983 г. заключены соглашения об участии Франции в освоении Астраханского газоконденсатного месторождения и нек-рые др.
В стране сохраняются многие нерешенные социально-экономические проблемы; правительственная политика «жесткой экономии» и давление крупной буржуазии вызывают дальнейшее обострение классовых противоречий. Продолжаются забастовки рабочих и служащих, выступления трудящихся в защиту своих жизненных интересов, против безработицы, инфляции, дороговизны, за глубокие демократические перемены, за независимую внешнюю политику. В 1984 г. состоялись массовые выступления шахтеров, металлургов, трудящихся автомобильных з-дов и др. слоев населения против проводимой правительством политики сокращения произ-ва и роста безработицы. Компартия поддержала эти выступления трудящихся и потребовала удовлетворения требований трудящихся. Обострению обстановки способствует также политическая борьба в связи с выборами в Национальное собрание в марте 1986 г.
Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 1985.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!