Сергей Зыков
Километрах в двадцати от Парижа, там, где Сена, прокладывая себе через возвышенности путь к морю, делает еще одну крутую петлю, на склоне покрытого лесом холма приютился маленький городок Буживаль. Обычный французский городок с древней церквушкой — колокольня в романском стиле XII века. Несколько кафе и ресторанов, а поодаль — окруженные парками особняки.
Во второй половине прошлого века, прельщенные красотой здешней природы, парижские художники, писатели, музыканты избрали Буживаль местом своих встреч. Коро, Месонье, Ренуар и другие художники часто проводили здесь лето. Многие годы тут жил композитор Визе, а Мопассан увековечил в своих рассказах веселые воскресные танцульки, которые устраивались на острове Гренульер, что в переводе означает «лягушатник», куда съезжались любители гребли...
Буживалю, зажатому между Сеной и возвышенностью Сель-де-Сен-Клу, некуда расти, ему негде строить отели, способные привлечь туристов. Тысячи парижан, устремляющихся в конце недели за город в поисках чистого воздуха, предпочитают соседний Сен-Жермен-ан-Лэ и другие места.
В Буживале на улице Тургенева находится усадьба «Ле фрэн» («Ясени»), некогда принадлежавшая семейству Виардо. Здесь многие годы жил великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Не раз справлялся я в Париже о судьбе его домика, и меня уверяли, что он уже давно не существует. Не раз тщетно пытался посетить и саму усадьбу. Суровая сторожиха заявляла, что это «частная собственность» и что ей не велено никого сюда пускать. Приходилось ограничиться лишь фотографированием мемориальной доски.
В 1968 году предстоящий юбилей писателя заставил меня возобновить попытки. С благословения мэрии и при активном содействии художника и скульптора Жоржа Реньо, возглавляющего местный «синдикат инициативы», мне удалось, наконец, проникнуть в усадьбу.
Был ясный осенний вечер. Туман постепенно поднимался от реки, обволакивая разросшийся парк, разбитый на крутом склоне. Дорога привела нас к белой вилле с широкой площадкой перед входом. Нижний этаж — три соединенные между собой парадные комнаты, откуда открывается чудесный вид, по утверждению тогдашнего владельца, г-на Сабатье, он сохранился точно в таком виде, в каком он был во времена Тургенева.
Чуть в стороне, справа от виллы узкий трехэтажный дом с остроконечной крышей и балконами над входом, едва видимый сквозь листву обступивших его деревьев. Это и есть тургеневское «шале», подробное описание которого содержится во множестве опубликованных и неопубликованных писем писателя и его друзей. Он сохранился, старый дом, но в каком ужасном виде!
Черепица сползает с крыши. Из-под слоя серой, наполовину сошедшей краски, выступают красные кирпичи фундамента. Запыленные стекла окон. Внутри полное запустение. Какие-то ящики, кучи мусора, паутина. Лестницами пользоваться нельзя — могут обвалиться. Господин Сабатье, сопровождавший нас, сконфуженно пожимает плечами:
— Что делать! Прошло столько лет. Дом ни разу не ремонтировался. Во время оккупации здесь жили фашисты. Они сломали и сожгли остатки мебели, в том числе большой стол, который, как говорили, Тургенев привез из России. Восстановление постройки требует больших затрат, а я недостаточно богат. Поместье большое, приходится платить множество налогов.
«Буживаль — мое настоящее гнездо,— говорил И. С. Тургенев, как свидетельствует И. М. Гревс в своей книге «История одной любви», изданной в Москве в 1927 году.— Мне не суждено было создать собственное семейство, и я прикрепился, вошел в состав чужой семьи...»
Любовь к Полине Виардо, знаменитой певице, пленившей Тургенева еще при первой встрече в 1843 году в Петербурге, продолжавшаяся до конца жизни писателя, заставила его многие годы прожить во Франции. Заметим, что Полина Виардо восхищала многих выдающихся людей того времени. Глинка, Антон Рубинштейн, Лист, Берлиоз, Гейне, Делакруа — кто только не оставил о ней восторженных отзывов; Жорж Санд избрала ее прототипом для «Консуэло».
Внизу в «шале» находились гостиная и столовая, на втором этаже — кабинет и картинная галерея, на третьем — спальня. Из кабинета и спальни, а также с балконов он мог любоваться расстилавшимся внизу парком, Сеной, зеленым островком. Высокие ели, ясени, каштаны, клены, липы и даже редкие березы — ныне они очень выросли, представали перед его глазами. Но могли ли они заменить ему русскую природу? Очевидно, нет. Иван Сергеевич редкий год не ездил в Петербург, Москву, в Спасское.
Тургенев писал, что ему хорошо работается в его буживальском «гнезде». Сохранилось множество свидетельств об обстановке, в которой он трудился. Очень интересны замечания французского ученого Андре Мазона,— он первый получил доступ к богатейшему тургеневскому архиву, долго находившемуся в руках дочерей и внуков Полины Виардо. (Теперь наконец все сохранившиеся рукописи и документы переданы в Национальную библиотеку Франции.)
Как пишет Мазон в своей книге «Парижские рукописи Ивана Тургенева», вышедшей во Франции в 1930 году, изучая архив писателя и воспоминания его современников, он пришел к заключению, что, в отличие от Бальзака или Достоевского, работавших напряженно, в тяжелой обстановке, Тургенев писал спокойно, как человек, привыкший к постоянной работе, любящий порядок и размеренную жизнь. Он не знал спешки, его не преследовали кредиторы, ему не надо было платить карточные долги, и если иногда запаздывали денежные переводы из деревни, это его не очень волновало.
На хранимых в Национальной библиотеке рукописях и черновиках И. С. Тургенева, в том числе «Дворянского гнезда», «Накануне», «Дыма», сохранились интересные пометки писателя. На тетрадях — где и когда куплены, каково их качество. «Перо пишет отлично, хотя бумага немного мягка», «Какова бумага? Очень хороша, да охоты писать нет». Заглавные листы украшены выписанными автором крупными буквами названиями произведений. Встречаются записи, не имеющие прямого отношения к тексту. Например, перечень друзей, «с которыми я поссорился». Дальше столбиком выписаны имена: Кра-евский, Некрасов, Гончаров, Катков, Л. Н. Толстой, Фет, князь Вяземский.
Буживальский период жизни Тургенева — последний и, кажется, наиболее спокойный. Иван Сергеевич почитает себя стариком — ему было 53 года, когда он обосновался в своем «шале», а Полине Виардо — 50. Утром и днем он работает, гуляет, вечера проводит на вилле Виардо, где устраиваются музыкальные вечера, где всегда много гостей. Он поддерживает старую дружбу с Жорж Санд, часто встречается с Флобером, Эд-моном Гонкуром, Теофилем Готье, Альфонсом Додэ, Как писал последний, они в 1874—76 годах регулярно устраивали обеды «пятерых освистанных авторов»: Флобер был освистан за «Кандидата», Золя — за «Розовый бутон», Гонкур — за «Генриетту Марешаль», а сам Додэ — за «Арлези-анку». «Что касается Тургенева, то он дал нам честное слово, что был за что-то освистан в России...»
В Буживале И. С. Тургенева посещают так же, как и в Париже, многие русские, в том числе политические эмигранты. Он постоянно занимается делами «нигилистов», кого-то куда-то устраивает, кому-то пишет рекомендательное письмо, чаще всего помогает деньгами.
С каждым годом здоровье писателя ухудшается. В начале 1883 года он вынужден лечь в больницу, где его оперирует известный хирург П. Сегон. Но улучшения нет, Тургенева мучают страшные боли, все чаще приходится прибегать к морфию. Переехав ранней весной в Буживаль, Тургенев теперь редко встает с постели. Но еще пытается работать. Диктуя Полине Виардо по-французски, заканчивает очерк «Пожар на море». Продолжает переписку с русскими и французскими друзьями. 27-м июня (9-м июля) датировано его последнее письмо Льву Николаевичу Толстому. В начале августа, также диктуя Виардо, завершает свой последний рассказ, носящий символическое название «Конец». 22 августа (3 сентября) Тургенев скончался. Месяц спустя многочисленные друзья провожают на Северном вокзале в Париже гроб с его телом в Петербург...
Много лет провел Тургенев во Франции. И трудно перечислить все места, связанные с его жизнью в Париже и других городах страны. Но что осталось сегодня? Дома на улице Дуэ, где он прожил дольше всего, не существует. Не узнать зданий на Риволи и улице Аркад, где он также снимал квартиры. Уже давно разрушен до основания замок времен Франциска I в Куртавелене, принадлежавший некогда Виардо, куда часто ездил молодой Тургенев, где вместе с Гуно участвовал даже в любительском представлении «Свадьбы Фигаро». Полуразрушенное «шале» в усадьбе «Ле фрэн» в Буживале — единственное здание, связанное с памятью о его жизни во Франции.
*
В связи со 150-летием со дня рождения великого писателя муниципальный совет Буживаля заинтересовался возможностью превращения тургеневского «шале» в музей и поручил специальной комиссии изучить вопрос. Комиссия установила, что реставрация здания практически невозможна. Что же касается владельца, то, одолеваемый кредиторами и судебными исполнителями, он решил продать часть территории, примыкающей к дороге. На месте ворот выросла бензоколонка.
Прошло еще некоторое время, и Жорж Реньо сообщил мне о предстоящей продаже усадьбы «Ле фрэн» с аукциона в суде Версаля. Оказалось, что господин Сабатье окончательно погряз в долгах и на его имущество наложена опека.
В день торгов я поехал в Версаль. Торги, однако, не состоялись. Один из владельцев крупной торговой фирмы ФНАК, господин Еддель, заботясь о сохранении исторической усадьбы, одолжил необходимую сумму господину Сабатье с условием, что последний в течение года приведет свои дела в порядок. Но незадачливому хозяину усадьбы это не удалось. В конце концов она была приобретена, очевидно не без хлопот со стороны Едделя, представительницей очень богатой династии промышленников Шней-дер. Новая хозяйка, решившая превратить усадьбу в летнюю дачу, заверяла, что сохранит в целости все, что осталось от «Ле фрэн».
Девяносто третий фильм Жана Габена - Назад
Далее - Здесь жил Анатоль Франс
Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!