«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)
ЛЕНИН! КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ЧАС, МИНУТА ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО ВОЖДЯ НАПОЛНЕНЫ ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ, ГЕРОИКОЙ, БЕЗЗАВЕТНЫМ СЛУЖЕНИЕМ РОДИНЕ, ДЕЛУ ТРУДЯЩИХСЯ ВСЕГО МИРА. ВОТ ПОЧЕМУ МЫ С РАДОСТЬЮ ВСТРЕЧАЕМ КАЖДЫЙ НОВЫЙ ФАКТ, ДЕТАЛЬ, ШТРИХ ЕГО БИОГРАФИИ, ДОРОЖИМ КАЖДЫМ НОВЫМ ЛЕНИНСКИМ ДОКУМЕНТОМ, ВОСПОМИНАНИЕМ О ЛЮБИМОМ ИЛЬИЧЕ.
СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАВШИХ В. И. ЛЕНИНА, ОБРАЩАВШИХСЯ К НЕМУ ПО ВОПРОСАМ УКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ИЛИ ВЫПОЛНЯВШИХ ЕГО ЛИЧНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ФРОНТАХ БОРЬБЫ ПРОТИВ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВРАГОВ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ. НЕМАЛО ВОИНОВ-АВИАТОРОВ, ПРОСЛАВЛЕННЫХ КРАСВОЕНЛЕТОВ, ТАЛАНТЛИВЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМАНДИРОВ: М. СТРОЕВ, А. ТУМАНСКИИ, Я. ГУЛЯЕВ. Н. СОКОЛОВ-СОКОЛЕНОК, В. ЮНГМЕЙСТЕР, А. СЕРГЕЕВ, Ж. АККЕРМАН. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. РЯЗАНЦЕВ И ДРУГИЕ.
ИТАК, СЛОВО ВЕТЕРАНАМ НАШЕЙ АВИАЦИИ, ТЕМ, КОМУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ ИЛЬИЧА, КТО НАВСЕГДА В СЕРДЦЕ СВОЕМ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ЕГО СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. НИЖЕ ПУБЛИКУЕТСЯ РАССКАЗ СТАРЕЙШЕГО СОВЕТСКОГО ЛЕТЧИКА А. К. ТУМАНСКОГО.
Встреча с Владимиром Ильич ем Лениным произошла для меня совершенно неожиданно. Вот как это случилось.
В конце ноября 1917 года ревком Западного фронта поручил мне сформировать небольшую авиагруппу из летчиков, преданных Советской власти, и направиться в Гомель в распоряжение 1-го Минского революционного отряда, которым командовал Р. Берзин.
Авиагруппа была создана. Мы перелетели в Гомель и сразу же активно включились в боевую работу. Но через некоторое время кончился весь наш запас авиабомб. Об этом я доложил товарищу Берзину.
— Надо немедленно ехать в Петроград к товарищу Ленину, — выслушав меня, сказал Берзин.
— Только он может помочь нам…
В день отъезда командир отряда дал мне вместе с требованием на бомбы письмо к В. И. Ленину и приказал вручить его только лично.
В Смольном было многолюдно. Сюда тянулись все, кто хотел отдать себя полностью и безраздельно в распоряжение Советской власти. С трудом я пробился к входу и показал письмо часовому. Он вызвал начальника караула, который, осмотрев пакет, повел меня по гулким коридорам Смольного. Возле одной из комнат он передал пакет какому-то товарищу. С ним мы пошли дальше. Остановились у дверей, где стоял вооруженный матрос. Сопровождавший товарищ попросил меня подождать, а сам удалился. Через несколько минут он вышел и сказал, что письмо передал Владимиру Ильичу и что тот скоро выйдет.
Ожидая выхода Ленина, очень разволновался. Мне вдруг стало жарко. Я расстегнул бекешу и снял фуражку, хотя в комнате было прохладно. Затем, вспомнив, что нужно рапортовать, надел снова фуражку.
Сопровождавший меня товарищ, заметив, что со мной творится, с доброй усмешкой хлопнул меня по плечу и сказал:
— Ну чего разволновался? Вот выйдет наш Ильич, увидишь его и сразу успокоишься. Правду тебе говорю!
Когда Владимир Ильич быстро вошел к нам, я хотел отрапортовать ему по всем правилам. Он взял мою руку, отвел ее от козырька, пожал и как-то особенно приветливо поздоровался. Страх мой исчез совершенно, и я заговорил с ним совсем спокойно.
Что сразу же поразило меня в Ленине? Необычайно большой чистый лоб и глаза — глаза, смотрящие прямо в душу, все видящие в человеке и постоянно меняющие свое выражение. Но особенно поразило меня то, что я увидел в Ленине простого, совсем простого и очень близкого мне человека. Хотелось быть с ним и разговаривать долго, долго.
Я начал рассказывать о положении на фронте. Владимир Ильич ни разу не прервал меня, ни единым жестом или выражением не показал мне, что он торопится. Внимательно выслушав меня, Владимир Ильич начал задавать вопросы.
Прежде всего он спросил, какие у нас неотложные нужды. Я рассказал, что мы остались без бомб, что очень трудно работать: приходится летать на малых высотах, чтобы опознать противника по форме, так как польские легионеры носили на рукавах угольники, которые можно было разглядеть только с 50 и не выше чем со 100 метров. Карт нет. Для ориентировки приходится читать на станциях вывески с их названиями.
Владимир Ильич опросил, насколько опасно летать так низко. Я ответил, что пока еще никого из нас не сбили, но пулевые пробоины мы иногда привозим. Когда я сказал, что на всякий случай летчики стали подкладывать под сиденья сковородки, Владимир Ильич рассмеялся и сказал, что придумали мы это оригинально, но что, конечно, это не выход из положения. Я сказал еще, что риск таких полетов на небольших высотах снижается тем, что появление самолета на малой высоте бывает почти всегда внезапным. Противник теряется и не успевает вовремя открыть огонь, да и моральный и боевой эффект всегда бывает значительно большим, особенно если полет сопровождается пулеметным обстрелом.
Затем Владимир Ильич стал подробно расспрашивать, на каких самолетах мы летаем, много ли у нас наших русских самолетов и каково их качество. Я отвечал Владимиру Ильичу, что больше -всего у нас на фронте французских самолетов; в последний же год появились и английские. Из самолетов отечественной конструкции или постройки я перечислил: «вуазен» завода Щетинина, «вуазен» конструктора Иванова, «фармая», «морчет» и «декан». Первые четыре я похвалил, а в отношения «декана» заметил, что он очень неустойчив в полете.
— Стало быть, мы умеем и уже можем сами строить неплохие самолеты, — резюмировал Владимир Ильич.
Далее Владимир Ильич спросил, знаком ли я с воздушным кораблем «Илья Муромец». Я ответил, что видел его только один раз в воздухе, но слышал много очень хороших отзывов о нем, как о могучей боевой машине. Владимир Ильич стал подробно расспрашивать меня о нем и интересовался его данными: какой радиус действия, бомбовая нагрузка, огневые средства и почему они сравнительно мало летали во время войны. Я рассказал все, что знал о «муромцах»: «муромцы» берут с собой 10—15 пудов бомб, летают почти всегда очень высоко, до 4000 метров. На корабле предусмотрен сферический обстрел, он почти не имеет мертвых конусов, и поэтому нападать на него боятся.
После чисто авиационных вопросов Владимир Ильич стал меня расспрашивать, как мы приняли на фронте Октябрьскую революцию. Когда я расоказал, как мы в отряде разделились на «правых» и «левых» (направо шагнули те, кто был за большевиков), он рассмеялся и заметил, обращаясь к моему провожатому:
— Вот видите, как наши люди быстро и без колебаний решают нежнейший вопрос своей совести и самой жизни. И разве не доказывает это еще лишний раз, что наша революция давно созрела в умах и сердцах людей…
Во время разговора Владимир Ильич несколько раз оглядывал меня, и я заметил, что его взгляд задержался на моей груди. Я сообразил, что, наверное, из-под расстегнутой бекеши виден золотой Георгий с бантом (первой степени), который я по молодости нацепил, отправляясь в Смольный. Тут же он опросил:
— Вы, кажется, офицер?
Я объяснил, что при Керенском за боевые заслуги был произведен в прапорщики, а всю войну провоевал в «нижних чинах». И вот тогда Владимир Ильич сказал фразу, которая запомнилась мне на всю жизнь:
— Это очень хорошо, что вы сразу перешли на сторону Советской власти. Нам очень нужны честные и преданные специалисты, а скоро их потребуется много…
Я ответил, что встретил революцию с радостью и буду работать честно. Рассказал, как пришлось быть свидетелем и участником демонстрации в 1905 г. в Минске, которую так жестоко расстреляли по приказу Курлова. О казни студента Пулихова…
Прощаясь, Ленин сказал, чтобы завтра утром я зашел к товарищу Крыленко (в то время Крыленко был Верховным Главнокомандующим или, как сокращенно говорили, «главковерх») и получил у него наряд на бомбы.
Владимир Ильич протянул мне руку, поблагодарил за беседу и попросил передать от него привет товарищу Берзину и моим товарищам авиаторам.
Я шел к себе в гостиницу и все время думал о том, с какой убежденностью говорил Ильич: «Стало быть, мы умеем и уже можем сами строить неплохие самолеты»… «Нам очень нужны честные и преданные специалисты, а скоро их потребуется много…»
Как далеко видел Ильич!
Автор — Туманский А.
«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!