Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Отец в семье - сборник статей


ЭКСПО 70 - Осака




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.), «Загадки» радиосвязи (Вишенков С., Черных Н.)


«Загадки» радиосвязи (Вишенков С., Черных Н.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

«Все в порядке, замечаний нет», — это самая желанная фраза, которую ждут от возвратившегося из полета летчика те, кто готовит и выпускает самолет в воздух.

На этот раз Василий Иванович не услышал ее, а по выражению лица летчика сразу почувствовал что-то неладное.

— Командная связь работает с перерывами, — недовольно произнес летчик, вылезая из кабины. — Проверьте станцию.

Он снял шлемофон, забросил его за плечо и зашагал было прочь от самолета. Потом вдруг остановился, как будто вспомнив что-то, и сказал технику:

— Дефект надо устранить сегодня же, Завтра с утра полеты.

Настроение у Василия Ивановича было испорчено. Ведь радиооборудование самолета всегда было на высоте. И вот на гебе — «связь работает с перерывами». Неприятно, но ничего не поделаешь. Раз есть замечания, надо искать дефекты и устранять их.

До позднего вечера он хлопотал на самолете. Проверял станцию. Она работала безупречно, связь на всех каналах была устойчивая.

На рассвете начались полеты. Проводив самолет, пока он не исчез из виду, Василий Иванович направился к курилке, где уже собрались техники. Они, как обычно, чтобы скоротать время, делились воспоминаниями.

— И вот мы почти всю ночь на своем ЛИ-2 топаем в облаках вокруг Москвы, — услышал Василий Иванович. — Передаем на землю погоду. На рассвете разворачиваемся домой. Идем, идем… Давно уже должен быть Владимир, а внизу все леса и леса. Штурман, хотя и не спускает глаз с радиокомпаса, но никак не может определить, где находится самолет. Горючего осталось в баках, что кот наплакал, а мы все плутаем. Тут бортрадист стал связываться с Землей. И вот одна добрая душа передает: «Скажу, где вы, если завтра ко мне на свадьбу с подарочком приедете. Такой уж у нас уговор с невестой».

— Ладно, приедем, — отвечает наш бортрадист. — Давай скорее пеленг.

Он нам дает пеленг, потом выстукивает адрес. Оказывается, летим в обратном направлении: не по стрелке радиокомпаса, а по ее хвостику. Нашли мы свое место, развернулись и через полчаса были дома. К вечеру сложились на подарок, едем на свадьбу к своему спасителю. Прибываем на такси по адресу, а там, оказывается, гарнизонная гауптвахта…

Взрыв хохота покрывает последние слова рассказчика.

— Ну и сочинять ты здоров, Петро, — говорит Василий Иванович.

— Зачем сочинять? Всем известно: авиация — сложная организация. Проводничок один в радиокомпасе отпаялся, вот он и начал нас по лесам водить. Не найдешь на своей станции дефект, и ты можешь на такую «свадьбу» угодить.

— Пошли машины встречать, — перебивает рассказчика другой техник, услышав возникший вдалеке гул реактивных двигателей.

Самолеты один за другим заходят на посадку, заруливают на стоянки.

Василий Иванович нетерпеливо переминается с ноги на ногу, ждет, когда командир спустится на землю.

— Почему не устранили дефект? — спрашивает летчик техника.

— А нечего было устранять. Я несколько раз проверял. Связь работает нормально.

— Что же я, по-вашему, выдумываю, — начинает кипятиться летчик. Он еще очень молодой и к тому же излишне горячий. — Сегодня опять то же самое! Связь то есть, то нет. Не можете разобраться сами, доложите инженеру. Или я сам доложу…

Аэродром давно опустел, а Василий Иванович еще работает. Все попытки найти какой-либо дефект в радиостанции ни к чему не привели. Станция проверена не только на самолете, но и в лаборатории на специальных пультах и установках. Все блоки полностью исправны.

Перед следующим вылетом летчик сразу же спросил техника:

— Ну, что нашли?

— Станция исправна.

— Так вот, — раздраженным тоном произносит летчик, — пока не найдете дефект, я в полет не пойду! Ясно, чем это пахнет?

— Это-то мне ясно, — ответил Василий Иванович. — Неясно другое: почему у вас станция барахлит, а у меня нет. Может быть, неисправен шлемофон?

— Шлемофон? Да вы же его сами не давно проверяли!

В это время к стоянке подкатил газик. Из него вышел старший инженер по радиооборудованию Николай Александрович. Подойдя к самолету, он сказал:

— Что тут у вас происходит?

— Летчик отказывается вылетать, пока не будет найден дефект в командной станции, — доложил техник.

— И правильно делает. Летать без связи, все равно, что кататься ночью по шоссе на автомобиле без фар. Вместе проверьте станцию. Пусть покажет, как он с ней работает в полете. Потом мне доложите.

Инженер уехал, а Василий Иванович поудобней устроившись в кабине, снова начинает проверять радиостанцию. Подозвав летчика, он показывает ему, что станция исправна.

— Дай-ка я сяду, — смущенно говорит летчик. — А ты меня проверь: может быть, я в самом деле что-нибудь не так делаю?

Никаких ошибок в обращении с радиоаппаратурой летчик не допускает. Связь работает нормально.

— Странно, — еще больше смущаясь, говорит летчик. — Просто какие-то загадки радиосвязи.

Наконец, вырулив на старт, машина уходит в воздух.

Из полета летчик возвратился мрачнее тучи: в третий раз командная станция подвела его. Теперь он окончательно убежден, что есть какой-то скрытый дефект в аппаратуре.

На этот раз Василий Иванович зовет на помощь старшего инженера.

Николай Александрович много лет работает по доводке новых радиоустройств.

В его обязанности входит выявлять и устранять все до единой неисправности на опытных образцах перед запуском их в серийное производство. Одним словом, он специалист высокого класса. Сев в кабину самолета, инженер надевает шлемофон летчика и начинает проверять командную радиостанцию.

— Вроде бы все в порядке, — говорит он, оборачиваясь к Василию Ивановичу, и, словно поперхнувшись, обрывает фразу. Лицо его принимает несколько странное выражение.

— Интересно… — бормочет Николай Александрович и осторожно поворачивает голову в обратном направлении. И вдруг начинает энергично вращать ее влево — прямо — вправо, словно выполняя упражнения, предназначенные для укрепления шейных мышц и позвонков.

Через минуту-другую снимает шлемофон и говорит:

— Все ясно.

— Что ясно? — спрашивает техник.

— Позовите летчика, объясню.

Василий Иванович подзывает его.

— Ну что, убедились, что дело в технике? — не без иронии спрашивает он, подойдя к самолету.

— Убедился, — в тон ему отвечает инженер и, показав рукой в сторону столовой, говорит: — Взгляните вон туда. Что вы там видите?

Летчик оборачивается в указанном направлении. По аэродрому, оживленно беседуя, идет группа летчиков. Почти у всех шлемофоны висят на планшетах. Лишь один из них, убеждая в чем-то собеседника, размахивает шлемофоном, подобно спортсмену, раскручивающему молот, чтобы запустить его.

— Нормальная картина, — отвечает летчик — Ребята после полетов идут обедать.

— Нормальная? — переспрашивает инженер. — А так обращаться со шлемофоном тоже нормально?

— Не совсем, конечно, но, сами понимаете, иногда увлечешься…

— Такие увлечения и приводят к неприятным последствиям, — говорит Николай Александрович. — Думаю что неисправен ваш шлемофон.

— Вряд ли, — сомневается летчик.

— Не верите? Садитесь в кабину, проверим аппаратуру вместе.

Летчик занимает свое место в кабине, надевает шлемофон, подключается к радиостанции и, по просьбе инженера, повторяет комплекс шейных упражнений.

После этого он снимает шлемофон и говорит:

— Связь неустойчивая. То работает, то нет. Об этом я и говорил. При чем же здесь шлемофон?

— Посмотрим, — говорит инженер. — Может быть, и в самом деле он не причем. Дайте-ка нож!

Василий Иванович подает инженеру остро отточенный нож. Николай Александрович осторожно разрезает на шлемофонном проводе нитяную оплетку (так называемый бандаж), отделяет от жгута телефонные провода и начинает потихоньку тянуть к себе каждый из них. Первый провод не поддался; зато второй стал растягиваться, как резина.

Летчик и техник с напряженным вниманием следят за действиями инженера.

Инженер смотрит на летчика, потом осторожно начинает надрезать резиновую оболочку провода.

И тут летчик вспоминает, как его жена примеряла и красовалась в шлемофоне перед зеркалом, как ее подруга тоже примеряла шлемофон и как они, смеясь, вырывали его друг у друга. И по мере того как он все это вспоминает и сейчас убеждается в том, что телефонный провод оборван, его лицо, шея и уши заливаются розовой краской…

Вишенков С., Черных Н.

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

Ленин. У руля Страны Советов - По воспоминаниям современников и документам


Клавдия Шульженко. Фотографии


Новое на сайте

04.10. новости - Александр Яковлевич Михайлов. Талантливый актер и режиссер советского кино

03.10. разное - Погружение в мир веб-разработки: как курс HTML и CSS открывает новые горизонты

29.09. наука и космос - ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ

27.09. новости - Ираклий Андроников. Несколько слов о советском писателе и литературоведе и его бесценном творческом наследии

21.09. новости - Историческое страноведение - надежный путеводитель по стремительно изменяющемуся миру

15.09. новости - Георгий Менглет. Творческий путь, пройденный на сцене и оставивший след в сердцах зрителей

11.09. разное - Технические условия на примыкание автомобильных дорог Мосавтодор: особенности и требования

09.09. новости - Александр Довженко. Жизнь, посвященная искусству

04.09. новости - Смелые люди - первый советский фильм с конными трюками

29.08. новости - Владимир Герасимов. Голос, который знаком каждому, разное - Перевозка грузов из Турции с гарантией

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru