Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда грузинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


Jayne Mansfield - открытки




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.),К полетам на боевое применение (Пляхтур Л.)

К полетам на боевое применение (Пляхтур Л.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

Обучение курсантов элементам воздушного боя, стрельбе, бомбометанию но наземным целям и перехвату — это завершающий этап их становления как боевых летчиков. Поэтому полетам на боевое применение инструкторы-летчики уделяют самое серьезное внимание. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с подготовкой курсантов к полету на земле и с их действиями в воздухе.

Основная цель наземной подготовки — дать курсантам конкретные знания и привить твердые навыки, необходимые для выполнения определенных летных упражнений.

Глубокое осмысливание обучающимися разбираемых вопросов во многом зависит от инструктора, его педагогического мастерства, умения построить занятия. При наземной подготовке, особенно в начальный период, на мой взгляд, наряду с устным изложением, показом порядка действий, тренажем и розыгрышем полета одно из главных мест должна занимать беседа. Во время бесед, как показывает опыт, гораздо лучше закрепляются теоретические знания; кроме того, можно точно определить, что усвоено хорошо, что плохо, наметить конкретные меры по устранению недостатков.

Вот один из примеров. Курсант Даценко, имевший отличную технику пилотирования, выполнял самостоятельный полет. Занимая исходное положение для атаки с имитацией пуска ракет, он допустил резкие движения рулями управления. Это вызвало тряску. Нос самолета опустился, и непроизвольно увеличился крен. Курсант потерял из виду цель. Опасаясь сближения с нею, убрал обороты, выпустил тормозные щитки и отдал ручку управления по диагонали от себя. На выводе самолет потерял высоту. В результате курсапт не выполнил задания.

Разбирая этот случай с новой группой, я детально объяснил и теоретически обосновал причины подобной ситуации, подробно остановился на действиях Даценко в полете. Курсанты принимали активное участие в разборе, высказывали свое мнение о действиях летчика при выводе самолета из создавшегося положения.

Особое место в плане наземной подготовки я отвожу рассказам о грамотных действиях курсантов в сложной обстановке. На этих примерах воспитывается выдержка, самообладание, решительность действий при особых случаях в полете.

Если учесть значительный объем вопросов, которые необходимо разобрать при наземной подготовке, занятия лучше всего проводить в классе подготовки к полетам, на самолете и тренажной аппаратуре. Такое обучение помогает курсантам быстрее приобретать навыки и теоретические знания.

Несколько слов о тренажах. Мы их организуем вначале на самолете, а затем на тренажерах, стремясь, чтобы учеба была целенаправленной и проводилась в том темпе, который присущ реальному полету.

Для летной группы обычно выделяется самолет и аэродромный источник питания. Тренаж начинается так. Курсанты осматривают самолет и вооружение, проверяют подвеску ракет и зарядку самописка спецбумагой.

После этого один из курсантов осматривает кабину, проверяет установку кассеты ФКП и садится в самолет. Остальные располагаются на стремянках около кабины. Сидящий в ней курсант рассказывает о порядке проверки, подготовке к работе и эксплуатации в воздухе прицела, радиодальномера, ФКП и о мерах безопасности при использовании вооружения самолета.

Далее он рассказывает о порядке распределения и переключения внимания по этапам полета, а затем тренируется в работе с оборудованием кабины. Инструктор, давая вводные, учит принимать грамотные решения в особых случаях полета, соблюдать меры безопасности. Если в ответах допускаются неточности, инструктор спрашивает других курсантов группы, а при необходимости уточняет или дополняет их ответы сам.

После окончания тренажа инструктор оценивает действия каждого, намечает пути устранения недостатков и дает индивидуальные задания на самостоятельную подготовку.

Важно, чтобы курсанты научились определять дальность до цели по видимой величине ее силуэта в сетке прицела. Мы тренируем обучающихся так. Модель самолета масштаба 1:100, укрепленную на стержне, выносим перед подключенным к аэродромному питанию самолетом на расстояние от сетки прицела соответственно на 10 или 6 м.

Курсант определяет расстояние до цели в момент начала стрельбы или выхода из атаки при дальности соответственно 1000 иди 600 м.

В дальнейшем такие тренажи с курсантами проводятся систематически: в нелетные дни, в дни срывов полетов, на предполетной подготовке.

После того как обучающиеся научились работать с прицелом, оборудованием кабины и вооружением, приступаем к тренировкам на тренажерах, чтобы привить навыки в стрельбе по движущейся цели.

При подготовке к тренировкам на специальной аппаратуре необходимо составить план, отражающий последовательность решения вопросов и конкретную цель, которая должна быть достигнута в результате тренажа. Методика тренажей остается такой же, как на самолете.

После занятий на конкретных примерах нужно показать, к каким последствиям могли бы привести ошибки, допущенные курсантами при -выполнении элементов полета, и как предупредить их повторение в дальнейшем.

Практика показывает, что для закрепления знаний и привития навыков вполне достаточно 8—10 тренировок на каждом из тренажеров.

Теперь о предварительной подготовке. Ее содержание может быть самым различным. Оно зависит от многих факторов: периода обучения, уровня подготовки и индивидуальных особенностей курсантов, результатов прошедших полетов и содержания предстоящих, от метеорологических условий и т. д. Все элементы должны находить отражение в плане. Тогда инструктор получит возможность подходить к организации предварительной подготовки творчески, с учетом конкретно сложившихся условий каждого летного дня.

Предварительную подготовку курсантов мы проводим по следующей схеме.

Схема

Подготовка инструктора к занятиям, особенно когда полеты планируются два дня подряд, фактически начинается на старте. Но мере выполнения плановой таблицы можно судить о задачах группы и характере предстоящих полетов. Тогда легче намечать мероприятия, направленные на улучшение качества полетов и устранение замеченных недостатков.

Во всех случаях инструктор должен стремиться не затягивать разбора на предварительной подготовке, а больше времени предоставлять курсантам для самостоятельной работы, тем более что при полетах на боевое применение довольно много времени тратится на детальный анализ результатов фотострельбы и имитацию пуска ракет.

Одна из форм контроля готовности к полетам — проверочная беседа. Ее рекомендуется проводить по заранее подобранным вопросам, которые бы отражали особенности предстоящих полетов. В конце предварительной подготовки инструктор ставит задачу на доработку неясных вопросов.

Следующий этап — предполетная подготовка. Она охватывает большой круг вопросов.

Инструктор проводит тренаж курсантов на тех самолетах, на которых будут выполняться задания. Это очень важная деталь, так как оборудование кабин на разных сериях самолетов расположено по-разному. Курсанты, летящие первыми, кроме того, осматривают самолет, устанавливают кассеты ФКП, одним словом, проводят предполетный осмотр. Затем совместно разбираются особенности старта, порядок входа в крут и выхода из него, метеоусловия в данную летную смену, повторяются правила использования РТС своего и запасных аэродромов.

В заключение инструктор дает конкретные указания о порядке ведения осмотрительности, построения маневра и соблюдения мер безопасности.

Обучение курсантов воздушному бою начинается с вывозных полетов, которые выполняются в той последовательности, какая будет при первых самостоятельных вылетах. Методом показа внимание курсанта нацеливается на запоминание исходного положения перед атакой по заданным интервалу и углу визирования. Показывается выполнение атаки в горизонтальной плоскости. Тактично руководя действиями курсанта, инструктор постепенно предоставляет ему возможность самому выполнить атаку в горизонтальной плоскости. При этом особое внимание обращает на работу РУД. Это очень важно для обеспечения заданной скорости сближения с целью. Если он замечает неправильные действия курсанта, то показывает еще раз, а затем снова предоставляет ему самостоятельность. В такой же последовательности курсант обучается выполнению атак сверху и снизу.

Из опыта обучения известно, что наиболее часто повторяющейся ошибкой в полетах на боевое применение является фотострельба с большой дальности. Причины, вызывающие ее, могут быть разными — несоответствие заданным интервала, угла визирования на цель и скорости перед вводом в атаку, неправильная работа рычагом управления двигателем и др. Инструктор должен быть особенно внимательным при определении истинных причин ошибок, допускаемых курсантами.

Вспоминается такой случай. Курсант Симешсо утверждал, что соблюдал меры безопасности, ведя фотострельбу с очень больших дальностей. Детальный же разбор и анализ его полетов показал, что на самом деле курсант боялся сближения с целью до заданных дальностей. С ним провели дополнительные занятия, тренажи с моделью самолета, дали несколько контрольных полетов. Вначале курсанту показали, как выполнять атаки без фотострельбы для отработки сближения с целью до заданных дальностей без приборного контроля (УД-1 заклеен). По мере сближения с целью внимание обучающегося акцентировалось на фактической дальности до цели подсказом по СНУ. После нескольких показов курсант самостоятельно выполнял атаки и по мере сближения с целью докладывал но СПУ примерную дальность до нее. Инструктор контролировал и уточнял дальность, если курсант определял ее неточно. Тренировки помогли. В последующих самостоятельных полетах Сименко вел фотострельбу с положенных дальностей.

Первые самостоятельные полеты курсантов выполняются по схеме, которая перед вылетом была строго разыграна на земле. Инструктор не должен усложнять или произвольно изменять последовательность выполнения задания.

Основное внимание инструктор в период самостоятельной тренировки курсантов уделяет безопасности полета и прочному закреплению навыков выполнения атак и ведения фотострельбы, полученных в вывозных полетах. Являясь руководителем воздушного боя, наблюдая за действиями подопечных, инструктор по радио оказывает им необходимую помощь. Если какой-либо курсант допускает ошибки, его действия более тщательно анализируются на земле и при необходимости проводится дополнительный тренаж. Самостоятельные полеты должны планироваться с таким расчетом, чтобы перед последующим полетом инструктор, хотя бы по предварительным данным, мог судить о результатах предыдущей фотострельбы.

Основной метод отработки элементов воздушного боя — вылет курсантов на самолет-цель, пилотируемый инструктором или старшим командиром. В начальный период летчик, пилотирующий самолет-цель, информирует обучаемых о направлении поиска в зоне ожидания подсказок по радио. В дальнейшем по мере приобретения курсантами навыков необходимость в этом отпадает.

Наиболее распространенная ошибка курсантов при атаках с имитацией пуска ракет в стратосфере — потеря цели. Причина кроется прежде всего в затруднении поиска цели.

Чтобы создать более благоприятные условия в первых атаках под ракурсом 0/4, исходное положение занимается на отставании за счет выпуска воздушных тормозов и с принижением, затем на догоне выполняется атака. Курсанты видят цель не через лобовое остекление, а несколько выше, что исключает ее потерю. Для повторной атаки делается отворот с креном 30° на угол 20 —30°. Контроль за полетами пары осуществляется с КП, что позволяет в случае потери цели определить местоположение самолетов и обеспечить безопасность полета.

Когда курсанты приступают к обучению полетам на перехват воздушных целей, они уже имеют хорошую общую подготовку. Однако, учитывая важность обучения перехватам, мы стремимся подготовку к ним проводить более целенаправленно.

Каждого курсанта летной группы перед вылетом на перехват контролирует командир звена или штурман эскадрильи. Курсант при себе обязательно должен иметь карту с маршрутом полета самолета-цели и нанесенной на ней тактической обстановкой, а также схему полета на перехват и атаки цели.

Гам процесс обучения перехватам особых трудностей не представляет, так как в предшествующих полетах курсанты обучены поиску воздушных целей и занятию исходного положения перед атакой. Но отдельные курсанты, обращая все внимание на поиск цели, не выдерживают заданного режима, запаздывают с выполнением команд, подаваемых с КП.

Для отработки четкого взаимодействия между перехватчиком и штурманом наведения инструктор должен широко применять тренажер.

При обучении перехватам нужно следить за тем, чтобы курсанты после обнаружения цели атаковали ее как можно быстрее и не тратили времени на излишнее маневрирование.

Майор Пляхтур Л.

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

Кристель Боденштейн. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


Юрий Рытхэу. Жизненный путь от амбициозного юноши до известного писателя


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru