Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Одна из величайших певиц ХХ века Далида


Leslie Caron - открытки




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.),Сегодня — летчик-штурман, завтра — командир (Кудрявцев В.)

Сегодня — летчик-штурман, завтра — командир (Кудрявцев В.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

Командирская подготовка и современность… Интересный вопрос поднят на страницах журнала. Капитан Р. Рейно и другие товарищи в основном вели речь о планировании теоретических занятий, о соотношении полетов и наземной подготовки, о зачетной сессии.

Раздавались голоса и о научно обоснованном объеме знаний летчика (штурмана). Все это, безусловно, важно. Мне же хочется взять более узкую, но не менее важную тему. Я имею в виду обучение и воспитание летчиков-штурманов, их становление как командиров.

Большие и сложные задачи приходится решать летчику-штурману в вертолетной авиации. С его помощью мы, командиры экипажей, уверенно водим машины по маршрутам, точно выходим на незнакомые и необозначенные площадки днем и ночью, в сложных метеорологических условиях, производим десантирование войск и боевой техники. Именно поэтому самое пристальное внимание при подготовке летчиков-штурманов уделяется вертолето-вождению.

И это дает хорошие результаты. В нашей эскадрилье признанными мастерами своего дела стали офицеры Сивогривое, Савин, Чуприна и другие. С любым из них командиры экипажей готовы вылететь на самое сложное задание.

Но разговор пойдет о тех недостатках, которые мешают всем летчикам-штурманам стать признанными мастерами своего дела. Приведу один пример.

В наш экипаж на должность летчика-штурмана получил назначение лейтенант Бишев, выпускник вертолетного училища. Молодой, но знающий офицер, он в первых же полетах показал отличную технику пилотирования. Казалось бы, что еще — совершенствуй свое мастерство, но… На деле все получилось, мягко говоря, не совсем так. Через год с небольшим Бишев утратил многие навыки в технике пилотирования.

Почему это случилось? Может быть, виноват я, как командир экипажа? Попробуем разобраться.

После прохождения специальной программы Бишев стал летчиком-штурманом. Скажу прямо, что о таком помощнике я мечтал давно. Пролетали мы вместе больше года, побывали и в сложных ситуациях, но Бишеву я так и не сделал ни одного замечания. Штурман — что надо. И летчик отменный. В полете пилотирует прекрасно. Но вот посадка…

Навыки выполнения посадки, приобретенные в училище, но не подкрепленные систематической тренировкой в строевой части, стали утрачиваться. Особенно это проявилось при посадке на площадку ограниченных размеров. Бишев не мог правильно совместить темп снижения вертолета с необходимой поступательной скоростью. То он зависал на большой высоте, то подходил к земле с низко опущенной балкой.

В чем же корень зла? Ответа долго искать не потребовалось. Он крылся в самом принципе подготовки летчиков-штурманов.

Раньше планом летной подготовки предусматривалась тренировка летчнков-штурманов в течение определенного количества часов с места командира экипажа, т. е. с левого сиденья. Сейчас это положение по каким-то соображениям отменено, и тренировка в технике пилотирования летчиков-штурманов планируется только со своего рабочего кресла и за счет упражнений, которые отрабатывает командир. Таким образом, мне — командиру экипажа—дано право решать: когда, где и сколько дать своему помощнику управлять вертолетом в полете.

Казалось бы, все правильно. Летчики, периодически передавая управление друг друту, тренируются в тех условиях, в которых проходит полет. Но вся беда в том, что командир экипажа имеет право передать управление на всех этапах полета, кроме… взлета и посадки. Комментарии, как говорится, излишни. Выходит, случай с Бишевым закономерен.

Мне могут возразить: летчику-штурману разрешено наиболее сложные элементы техники пилотирования отрабатывать с инструктором. Согласен, это приносит пользу. Но сколько раз в году летает экипаж с инструктором? Раз-два и обчелся.

Такое положение ненормально. А почему бы летчикам-штурманам после освоения специальной программы и соответствующей проверки не давать допуск на взлет и посадку со своего рабочего места? От этого бы только повысилась боеспособность экипажа. Очевидно, необходимо решить вопрос и о полетах с левого сиденья.

Где взять время? Определенное количество часов можно было бы безболезненно изъять из плана налета командира экипажа. Бедь не секрет, что некоторые упражнения кочуют из года в год, не давая чего-нибудь нового для опытного летчика. Кроме того, командиру экипажа разрешено комплексировать упражнения с выполнением специальных задании. Вот и резерв, который можно использовать для полетов летчиков-штурманов с левого сиденья в районе аэродрома.

Правильная организация летного обучения летчиков-штурманов имеет далеко идущие последствия. Я уже писал, что при умении летчика-штурмана взлетать и садиться с правого сиденья повышается боеспособность экипажа. Но это только одна сторона дела. Вторая и не менее важная — воспитание чувства ответственности у молодого офицера.

Опыт показывает, что чем больше командир экипажа доверяет летчику-штур- ману в технике пилотирования, тем быстрее последний растет как командир-единоначальник, зреет как летчик. К сожалению, возможностей у нас для этого не так уж много.

Известную трудность в обучении летчиков-штурманов, на наш взгляд, ставит и положение о классификации. Для получения звания военного летчика второго класса летчику-штурману засчитывается половина налета с его рабочего места. Вторая половина налета на боевое применение должна быть выполнена самостоятельно. И тут снова вопрос упирается в планирование. Где же взять этот налет, если план для летчиков-штурманов предусматривает только полеты с правого сиденья.

Говоря о подготовке летчиков-штурманов, хочется затронуть еще один вопрос, который имеет отношение и к подготовке командиров экипажей. Речь идет о тренажере для отработки техники пилотирования вне видимости естественного горизонта. Для этой цели можно приспособить, что и сделано в соседнем гарнизоне, самолетный тренажер ТЛ-1. Рационализаторы вместо сектора газа установили ручку шаг-газа, несколько переоборудовали приборное хозяйство. Тренажер позволил имитировать полет на вертолете.

Кстати, об использовании тренажной аппаратуры. Практика показывает, что ее широкое применение для обучения летного состава не только помогает поддерживать достигнутый уровень подготовки, сохранять приобретенные навыки, но заметно уменьшает расход ресурса вертолетов при отработке вывозных полетов в закрытой кабине. Очевидно, здесь тоже нужен научный подход, глубокие исследования, которые бы помогли выработать конкретные рекомендации командиру, организующему обучение и воспитание летного состава.

Каждый год в наше подразделение приходят выпускники вертолетных училищ. Их специальная подготовка не вызывает нареканий. Они уверенно пилотируют, хорошо разбираются в теории. Правда, желает лучшего их подготовка как командиров-единоначальников, но это дело наживное. И здесь, как показывает практика, очень большое значение имеет органическое единство летного обучения с воспитанием у молодого офицера командирских качеств. Без широкой инициативы и самостоятельности, которые, к сожалению, очень ограничены, этот вопрос решить в подразделении очень трудно. Тут нужны другие, радикальные меры. И прежде всего в планировании полетов летчиков- штурманов с левого сиденья.

Капитан Кудрявцев В., военный летчик второго класса

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

Julie Ege - открытки


Металлургический завод в Фёльклингене - 1962 г. - фотографии


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru