Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях
Заслуги Павла Григорьевича Чухрая были отмечены не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах, и это неудивительно: за свою активную творческую деятельность и глубокий, поистине серьезнейший подход к результатам своей работы кинорежиссер стал обладателем не одного десятка различных наград и премий. Причем, раскрывать свой потенциал в области киноиндустрии Чухрай твердо решил, еще учась в школе, поэтому сразу после ее окончания поступил на операторский факультет Всероссийского Государственного института Кинематографии, по классу Б. Волчека. Более того, последние годы своей школьной поры будущий кинорежиссер учился на вечернем отделении, чтобы иметь возможность посвящать время своей мечте, работая радиомонтажником и осветителем на киностудии, а получив диплом оператора юноша дополнительно получил еще один, экстерном отучившись на кинорежиссера. Так, короткометражный фильм «Вольному — воля» стал не только его успешной и признанной дипломной работой, но и полноценным дебютом на поприще советской киноиндустрии, открыв дорогу в мир разножанрового кино.
Первые картины Павла Чухрая отличались глубиной и уже тогда имели тот особый и так характерный для режиссера «почерк», хоть и не принесли их создателю всеобщую славу. Однако, после выхода на большие экраны социальной драмы «Клетка для канареек» имя Павла Григорьевича стало поистине знаменитым. Фильм повествовал об истории взросления двух подростков, раскрывая многие «подводные камни» этого непростого возрастного периода, и был основан на произведении Анатолия Сергеева «Случай на вокзале». Именно тогда Павел Чухрай получил свои первую награду, удостоившись Гран-при на международном кинофестивале в Чехословакии.
Его киноработа под названием «Вор» получила сразу две значимые награды: национальную кинематографическую премию «Ника» и номинацию на премию американской киноакадемии «Оскар». Вот как режиссер описал смысл киноленты через некоторое время после премьеры: «Мой вор в сто раз лучше, чем любой политик. В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит – и маму, и мальчика. Как его воспитывали? Так и он этого пацана тренирует…»
А вот еще одна цитата Чухрая, посвященная другой киноработе «Водитель для Веры»: «В конце 50-х годов в Севастопольской бухте по чьей-то халатности, которые у нас, к сожалению, в порядке вещей, перевернулся большой корабль. Внутри, как в железной кастрюле, остались моряки. Людей не смогли спасти. Этот случай послужил прототипом фильма. Все линии картины имеют реальную подоплеку – следствие над генералом, предательство его соратников, гибель семьи, крест на карьере ближайших помощников. Если имеешь представление, какие формы и оттенки в нашей стране принимает то или иное событие, несложно додумать частности и нюансы».
Всю свою творческую деятельность Павел Григорьевич Чухрай снимал такие фильмы, которые раскрывали глубинные проблемы общества, те, что волновали его больше всего прочего. И эти проблемы он доносил до своего зрителя понятным и доступным кинематографическим языком, что делали картины еще осмысленнее.
14 октября кинорежиссеру исполнилось 75 лет, и он по сей день полон новых творческих идей и задумок, которые продолжает воплощать в жизнь.
«Мне неинтересно делать кино про правых и виноватых, мне не нравится в искусстве черное и белое. Человек - сложное противоречивое создание. И мне хочется про это все время рассказывать», - уверен Павел Чухрай.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!