Борис Мессерер. К 90-летию выдающегося театрального художника
Часто можно услышать, что у талантливых и гениальных родителей рождаются более посредственные дети, но в случае с советским театральным художником, сценографом и педагогом Борисом Мессерером все произошло совсем иначе. С детских лет он увлекался рисованием, уже тогда проявляя свои прекрасные способности, а со временем стал достойным продолжателем рода Мессереров и ярким представителем культуры России. К слову, родился Борис Асафович 15 марта 1933-го года и сегодня ему исполнилось 90 лет. Более полувека своей насыщенной творчеством жизни этот выдающийся человек посвятил созданию декораций для театральных, оперных и балетных постановок, причем, неповторимый авторский почерк художника легко читается в каждой из них. Сложно представить себе кого-то, имеющего более безупречный вкус. И, в чем признавался сам выдающийся художник, большее удовольствие ему доставляла работа над декорациями для балета. Вот что он любил говорить об этом: «Все-таки я люблю — конечно, своекорыстно — то, где художник больше виден. В балете он виден больше, чем в драматическом спектакле».
Вся творческая деятельность Бориса Мессерера была уникальной в своем смысле, разной, гениально продуманной, а подчинялась она одному единственному правилу, которое можно смело считать кредо художника. Из уст Мессерера это звучало так: «Я для себя положил с самого начала, что не буду зависеть от выбора режиссерского, я остаюсь самим собой: я рисую свои картины, я свободен». И он следовал ему всегда, когда создавал крошечные графические работы для книг или эскизы для гигантских занавесов московских кинотеатров, когда оформлял спектакли известных режиссеров Олега Ефремова, Валентина Плучека, Бориса Покровского, Марка Захарова, Анатолия Эфроса, Андрея Гончарова и т.д. «И думаю, что это правильно. Человек должен быть широкого профиля. И наши русские изумительные художники театра были многогранны всегда», — уверен Борис Асафович.
Многие его декорации с самого начала удивляли и радовали своей объемностью и пространственностью, а иногда это был такой осмысленный минимализм, который поражал воображение своей выразительностью. Невозможно припомнить такого известного театра, в котором бы не работал Борис Мессерер. Помимо плодотворного сотрудничества с «Современником», творчество Мессерера тесно связано с работой в Большом театре, академическом театре им. Евгения Вахтангова, Московском театре Сатиры, драматическом театре имени Пушкина, Государственном академическом театре имени Моссовета….
А ведь в молодые годы он и представить себе не мог, что сможет стать гениальным театральным художником, и даже поначалу на полном серьезе собирался стать архитектором: «Я немножко был растерян в юности, потому что в детстве я рисовал, а потом это не продолжилось по жизни. И когда надо было в конце школы решать, куда поступать, я побоялся идти в художественный вуз. Не уверен был, что выдержу там экзамены. А пошел в Архитектурный институт. Изумительный институт, изумительный. Очень высоко я его ценю».
Борис Асафивич Мессерер является талантливым творцом, что стал абсолютно достойным своего знаменитого рода, поскольку только творцу подвластен успешный поиск новых путей в искусстве.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!