К 105-летию советского художника кино Бориса Дуленкова
Просматривая очередной фильм в уютной семейной обстановке, мало кто задумывается о том, какой поистине титанический труд был вложен в данную ленту. И это не только работа режиссера, актерского состава, операторов, сценаристов… но и огромный вклад художников, благодаря которым фильм так приятно и эстетично смотреть. От мастерства и вкуса художника кино зависит очень многое, ведь именно он привносит в работу те элементы, которые со временем становятся визитной карточкой картины, делая ее узнаваемой и уникальной. Именно таким художником был Борис Дмитриевич Дуленков, который родился 8 июня 1918-го года – 105 лет назад. Он трудился над такими культовыми советскими лентами, как «Доживем до понедельника», «Тихий Дон», «Семнадцать мгновений весны», «Им покоряется небо», «Карнавал» и многими другими. И к каждой работе у Бориса Дуленкова был свой уникальный подход, о чем он сам однажды поведал на примере кинофильма «Тихий Дон»: ««Тихий Дон» был моим университетом. Я свято запомнил, что самое главное для художника кино — уметь полностью воспринимать и безответно выражать задачу, поставленную автором и режиссером картины. Но, однако, художник должен внести и свой вклад, пытаться (как и композитор) находить колорит, если хотите — звучание картины. Это уже не просто соединение прагматических, надобных для постановки предметов, а нечто большее».
Окончив областное художественное училище в Москве, а затем и художественный факультет ВГИКа, Борис Дмитриевич некоторое время работал художником-постановщиком на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Его талант покорил многих режиссеров, с которыми художнику довелось работать вместе.
Так, советский режиссер Татьяна Лиознова однажды рассказала об этом опыте: «Передо мной листы размером 60 X 90; 60 X 75, листы, забранные в простой деревянный багет, и листы, никак не окантованные, листы, выполненные и в масле, и в темпере, и гуашью, некоторые из них приобретены Художественным фондом СССР, Дирекцией выставок, и жизнь у них будет долгая. Листы эти — эскизы декораций заслуженного художника РСфСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Бориса Дуленкова к фильмам, над которыми ему довелось работать».
Борис Дуленков участвовал в работах над 35 замечательными советскими кинофильмами, а если учесть тот факт, что некоторые были многосерийными, то количество лент значительно больше. А ведь многие из этих работ вошли в золотой фонд советского кино, в чем немалая заслуга талантливого художника. «…Чем больше живешь и работаешь, тем яснее и пронзительнее ощущаешь, что есть, есть вехи в жизни художника. Встречи с чем-то серьезным, заставляющим напрячься и как бы проверить самого себя. Немалую роль в таких случаях играет общение с талантливыми крупными режиссерами-постановщиками, операторами, актерами…» - был уверен Борис Дмитриевич.
За свой неоценимый в клад в советское киноискусство Дуленков удостоился множества наград. Так, в 1969-м году он получил звание Заслуженного художника РСФСР, а годом позднее ему вручили Государственную премию Советского Союза за киноленту «Доживем до понедельника». Легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» также принес художнику Госпремию России имени Васильевых. А еще Борис Дмитриевич удостоен Ордена Октябрьской революции. В 1982-м году ему присуждено звание Народного художника РСФСР.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!