Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»
Неисчерпаемый вклад в сохранение героической летописи Великой Отечественной войны внес советский кинематограф, создав множество незабываемых фильмов, ставших неотъемлемой частью нашего культурного наследия и источником вдохновения для других поколений. Фильмов о войне снято много. Они прочно вошли в сокровищницу нашего национального культурного наследия. Эти фильмы сохраняют героическую картину великого народного подвига. Кинематографисты всех поколений обращались в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны. Так, в апреле 1945-го года на советские экраны вышел уникальный полнометражный игровой фильм «Иван Никулин – русский матрос», снятый в новом трехцветном формате. Этот фильм стал первым и последним цветным фильмом, выпущенным в Советском Союзе до эвакуации киностудий в годы Великой Отечественной войны.
Чтобы наладить ритмичную жизнь большого производственного организма, необходим был длительный восстановительный период – ремонт зданий, монтаж оборудования. Съемки «Ивана Никулина» проходили осенью 1944-м года во Владимире. В основу сценария легла повесть Леонида Соловьева о героической борьбе советского матроса против немецких оккупантов.
В фильме использовались новаторские приемы цветной кинематографии, которые позволили создать яркую и реалистичную картину происходящих событий. Художники и операторы получили широкие возможности для воплощения своих творческих замыслов в изобразительной трактовке сюжета.
«Темой для первого советского трехцветного фильма я уверенно выбрал повесть о героическом подвиге 25 краснофлотцев, — рассказывал впоследствии талантливый режиссер Игорь Савченко. — Конечно, легче было бы начинать освоение цвета со сказки или ревю, но мне кажется, что такое перспективное дело, как цветное кино, нужно начинать серьезно и на основной теме нашей жизни. Делая первую цветную картину, я, прежде всего, заставил себя и своих товарищей по работе забыть, что она первая. Мы условились ее делать так, как если бы нами уже было поставлено много «специально цветных» картин и словно нам уже надоело смотреть на яркие пятна на экране. Работая над фильмом «Иван Никулин», я слыхал много упреков от дружески относящихся ко мне людей: стоило ли, мол, затрачивать столько сил и энергии, чтобы в результате получить на экране черные бушлаты матросов? И, действительно, велик соблазн одеть персонажей в розовые и зеленые штаны, раскрасить декорации возможно яркими красками. Но, по моему глубокому убеждению, приход цвета в кино – это приход живописи, а настоящая живопись чаще всего пользовалась смешанными красками, а не чистыми. Ясно, что основной материал живописи – это не ткань, а, в первую очередь, характеры людей. Мне кажется, что эпизодов, решенных в яркой гамме, в картине должно быть немного. В «Иване Никулине» я позволил себе сделать их только три».
После окончания войны кинематографисты всех поколений обращались к теме Великой Отечественной войны, создавая фильмы, ставшие настоящими шедеврами. Эти фильмы, наряду с многочисленными другими, представили многогранную и глубокую картину войны, показав ее трагизм и героизм, боль и мужество советского народа.
Киноленты о Великой Отечественной войне не только сохраняют память о героическом прошлом, но и выполняют важную воспитательную функцию. Они призывают к миру, напоминают о цене свободы и воспитывают патриотизм у новых поколений. Кинематографическое наследие, посвященное Великой Отечественной войне, является неотъемлемой частью российской и мировой культуры.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!