Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях


Королева комедии Тамара Носова




Пластинки, авторская песня, Александр Вертинский

Александр Вертинский

Аленушка, Чужие города, Над розовым морем, Прощальный ужин, Мадам, уже падают листья, Доченьки, В степи молдаванской, Матросы, В синем и далеком океане, Темнеет дорога, Песенка о жене, Пани Ирена, Дорогой длинною, Марлен

Александр Вертинский

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "АЛЕНУШКА"

Слова П. Шубина

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ЧУЖИЕ ГОРОДА"

Слова Р. Блох и А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "НАД РОЗОВЫМ МОРЕМ"

Слова Г. Иванова

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПРОЩАЛЬНЫЙ УЖИН"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАДАМ, УЖЕ ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ДОЧЕНЬКИ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "В СТЕПИ МОЛДАВАНСКОЙ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАТРОСЫ"

Слова Б. Даева

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "В СИНЕМ И ДАЛЕКОМ ОКЕАНЕ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ТЕМНЕЕТ ДОРОГА"

Слова А. Ахматовой

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПЕСЕНКА О ЖЕНЕ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПАНИ ИРЕНА"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ"

Слова К. Подревского

Музыка Б. Фомина

М. Брохес (ф-но)

Инструментальный ансамбль

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАРЛЕН"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

 

 

Первые громкие успехи Александра Вертинского относятся к 1913— 1914 годам. Юноша, пытавшийся стать драматическим актером, пробовавший писать стихотворения и рассказы и даже печатавший свои литературные опыты в киевских газетах и журналах, вдруг начал выступать в концертах с песенками собственного сочинения и быстро прославился. Никто не думал тогда, что успех Вертинского окажется длительным. Но постепенно его песенки завоевывали все большую популярность. Перед началом первой мировой войны и в годы войны Вертинский давал уже сольные концерты и гастролировал в крупнейших городах России. Слава его ширилась. Настроения, которыми окрашены были «ариетки» Вертинского, оказывались созвучными настроениям его аудитории.

Вертинский был совершенно чужд казенному патриотическому воодушевлению и бодряческому духу, которым пытались заразить своих читателей тогдашние верноподданнические газеты. Его песни звучали меланхолично, томно и мечтательно. Подлинной находкой молодого певца явилась необычная форма «ариетки»: маленькие песенки обладали сюжетной законченностью новеллы, сжато и выразительно рассказывали о судьбах сбившихся с пути девушек, о их ненадежных и случайных спутниках, о жестокости больших городов и неизбежности гибели. Мотивы обреченности, покорности судьбе сливались с мечтами о какой-то иной, незнаемой, далекой и красивой жизни. Безрадостной и серой современности противопоставлялась пышная и многоцветная экзотика: «лиловые негры», попугаи, «плачущие по-французски», маленькие креольчики, роскошные яхты и «притоны Сан-Франциско» пленяли воображение слушателей. Пленяла их и манера Вертинского. Он тогда выступал в костюме Пьеро, с набеленным лицом, резко подведенными бровями и умел быть одновременно и грустным, и ироничным, и мечтательным, и насмешливым. Писатель Юрий Олеша впоследствии вспоминал: «Это было оригинально и производило чарующее впечатление».

После Октября Вертинский эмигрировал. Это была трагическая ошибка, и очень скоро Вертинский ее осознал. Чувство отрешенности от Родины стало мучительным. Тоска по России, покинутой и недоступной, придала искусству Вертинского небывалую прежде силу, выразительность и глубину. Проникнутые ностальгией песни «Чужие города», «В степи молдаванской», «Молись, кунак» — едва ли не самые лучшие в обширном репертуаре Вертинского. Он превращал в песни стихи известных русских поэтов — А. Блока («Буйный ветер играет терновником», «В голубой далекой спаленке»), А. Ахматовой («Темнеет дорога приморского сада», «Сероглазый король»), Г. Иванова («Над розовым морем вставала луна»), И. Ан-ненского («Среди миров, в мерцании светил»), С. Есенина («В том краю, где желтая крапива»), охотно исполнял цыганские романсы («Дорогой длинною», «Ах, душа моя, мы с тобой не пара»). Что бы ни пел Вертинский, он оставался самим собой, не подчиняясь ни сильной индивидуальности избранного автора, ни традициям того или иного песенного жанра. В каждом из этих миров он находил свой уголок, свои темы, свои краски. Чаще всего он пел свои собственные песни — такие, как «Танго «Магнолия», «Прощальный ужин», «Мадам, уже падают листья». Он давал концерты в Париже и в Варшаве, в Нью-Йорке и в Шанхае. Он пел в концертных залах, во всевозможных кабаре, а в трудные времена — ив ресторанах. Русская эмигрантская публика обычно встречала Вертинского восторженно. Но уже в 1935 году он впервые исполнил песню, которую вся эмиграция восприняла как оскорбление:

Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несем в чужие страны
Чувство русское тоски…
И пора уже сознаться,
Что напрасен дальний путь…

Подавляющее большинство эмигрантов тогда еще в этом сознаваться не хотело. Слова Вертинского о покинутой Родине, которая «цветет и зреет, возрожденная в огне, и простит и пожалеет и о вас, и обо мне», были восприняты как предательские. К тому же стало известно, что певец обращался к советским дипломатическим представителям с просьбой разрешить ему возвращение в СССР. Белоэмигрантские газеты объявили Вертинского «большевистским наемником», писали, что он «продался красным». Но Вертинского это не смутило. В годы Великой Отечественной войны он с гордостью и восхищением воспевал героизм советских солдат, а в 1943 году ему разрешено было вернуться на Родину.

Начался новый, вероятно, самый счастливый период концертной деятельности Вертинского. С изумлением он убедился в том, что Родина его не забыла, что пока он вел горестную, скитальческую жизнь за рубежом, его песни в старых граммофонных записях продолжали звучать. Пришло время новой славы Вертинского, время концертов в переполненных залах, нового удивительного знакомства с отечеством: нередко ему доводилось выступать в огромных городах, которых не было на карте в тот год, когда он покидал Россию. Новый мир, ранее ему неизвестный, восторженно принимал певца. По собственным словам, он ощутил себя «птицей, что устала петь в чужом краю и, вернувшись, вдруг узнала родину свою».

Даже самых искушенных слушателей Вертинский восхищал законченностью отделки каждой песни, виртуозностью и элегантной лаконичностью ее интонационной и пластической партитуры. Ныне сохранился в записях только голос Вертинского, и навсегда исчезло его уникальное пластическое мастерство. Голос теперь как бы отделился от фигуры артиста, высокой, гибкой, от его длинных выразительных рук, от его лица — надменного или нежного, саркастического или трагического. Сегодняшние слушатели должны будут поверить нам на слово, что вся внешняя форма выступлений Вертинского являла собой воплощение и своего рода квинтэссенцию артистичности, что он умел одним движением руки — резким и быстрым — вдруг показать всего человека, рукой «сыграть» гнев, презрение, гордость, покорность судьбе. Но тем не менее искусство Вертинского живет и будет жить в модуляциях голоса — насмешливого или надменного, капризного или холодного, льющегося легко и плавно и вдруг переходящего в резко скандированный речитатив, то нежного, то ироничного, то простодушно-веселого, бравого, удалого, но всегда, неизменно блестяще отшлифованного, восхищающего высокой поэтичностью фразировки и почти неправдоподобной легкостью самых рискованных контрастов и переходов. В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства — весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

К. РУДНИЦКИЙ

 

Внимание. Для проигрывания пластинки необходимо устновить на Вашем компьютере или устройстве специальный плагин. Если записи не видны в Вашем браузере - попробуйте использовать другой браузер.

 

Пластинка из коллекции пластинок Дмитрия Ластова



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Пластинки


Интересное

Поэт отчуждения и некоммуникабельности Микеланджело Антониони


Отец в семье - сборник статей


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru