Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Brigitte Bardot - открытки


Революционная куба (Фотографии Кубы 1963 г.)




Советская семья, Мать и дитя (1955 г.), Глава четвертая. ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА

Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский

Мать и дитя (Школа молодой матери) 1955 г.

Глава четвертая. ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА

Новорожденный - Кожа - Кости - Легкие - Сердце и кровеносные сосуды - Кровь - Пищеварение - Рот - Зубы - Желудок - Срыгивание - Кишечник - Печень - Кал - Почки - Нервная система - Вкус - Слух - Зрение - Обоняние - Осязание

Мать и дитяНоворожденным обычно называют ребенка с момента рождения до тех пор, пока у него не зажила пупочная ранка. Пока остаток пуповины не засох и не отпал, малейшее его загрязнение может привести к тяжелому, часто смертельному заболеванию ребенка.

Поэтому с пупком надо обращаться крайне осторожно; забинтовывать и разбинтовывать его может только акушерка или врач. Чаще всего на 5—6-й день остаток пуповины отпадает, а ранка заживает на 10—12-й день. Только после полного заживления пупочной ранки минует всякая опасность заражения через пупок.

Обычно врач или акушерка на основании веса, роста и некоторых других данных определяет, доношен или не доношен ребенок. Вес доношенного ребенка от 2500 граммов, а длина от 47 сантиметров и свыше.

После того как отпала пуповина, зажила пупочная ранка и восстановился первоначальный вес (в первые дни ребенок теряет в весе 150—300 граммов), ребенка вплоть до 1 года называют грудным или ребенком грудного возраста, точнее ясельного; возраст от 1 года до 3—4 лет носит название преддошкольного, а от 4 до 7 лет — дошкольного или возраста детского сада.

Каждый период жизни имеет свои особенности. Так, в период новорожденности ребенок приспособляется к совершенно новым для него условиям жизни и требует поэтому особенно тщательного ухода, обязательного вскармливания материнским молоком и т. д. В грудном возрасте отмечается наибольшая прибавка роста и веса, большая потребность в пище при незакончившемся еще развитии пищеварительных органов, что заставляет очень осторожно подбирать ребенку добавочное питание, если ему не хватает грудного молока. Недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, нарушение правил вскармливания и ухода за ребенком часто влекут за собой развитие рахита.

Кожа. Кожа у новорожденных и грудных детей по виду мало отличается от кожи взрослого, но она все же имеет некоторые особенности, которые при отсутствии необходимого ухода могут повести к различным заболеваниям. Поверхностный слой кожи, довольно прочный у взрослого, у ребенка тонок и нежен, поэтому кожа ребенка легко ранима. Грубое обтирание кожи или жесткий рубец на пеленках может быть причиной повреждения кожи и ее воспаления.

У только что родившегося ребенка вся поверхность кожи покрыта особой смазкой. В утробном периоде смазка предохраняет кожу ребенка от размокания, а при родах облегчает прохождение ребенка через родовые пути. После рождения ребенка эту смазку удаляют (не полностью) с помощью ваты, смоченной вазелиновым или растительным маслом; предварительно масло кипятят, чтобы уничтожить в нем микробов. Под кожей находится слой рыхлой ткани с большим или меньшим скоплением жира: это — подкожножировая клетчатка, от которой зависит округлость и упругость тела ребенка.

Кости. У детей в первые месяцы жизни многие кости очень мягки, так как клетки, из которых они состоят, не окостенели; только в дальнейшем они постепенно превращаются в настоящие кости.

Голова ребенка по сравнению с туловищем очень велика: длина ее составляет длины всего тела (у взрослого—1/8). Швы между отдельными костями головы широки и легко прощупываются. Эта неплотность швов имеет большое значение при родах: кости могут заходить одна за другую, благодаря чему размеры головы уменьшаются и роды проходят легче. Иногда голова у новорожденного бывает неправильной формы вследствие сдавления ее во время родов, но это обычно не имеет никакого значения: неправильности черепа в течение нескольких месяцев исчезают бесследно. Между лобными и теменными костями посередине головы можно нащупать четырехугольник, где совсем нет кости; это — большой родничок (рис. 14), который закрывается после окостенения и разрастания прилегающих костей, приблизительно к 18-му месяцу жизни. Между теменными костями и затылочной костью иногда можно еще нащупать треугольник, так называемый малый (затылочный) родничок, но чаще всего он ко времени рождения закрывается.

Позвоночник ребенка почти весь состоит еще из хрящей, сравнительно короток и согнут; он сохраняет то положение, в каком ребенок находился в матке. При лежании ребенка на ровной поверхности позвоночник выпрямляется.

Руки у новорожденного по отношению к длине его тела очень велики — концы пальцев почти достигают колен; ноги же, наоборот, в длину развиты мало.

Грудная клетка не уплощена, как у взрослого, а скорее бочкообразна, так как ребра расположены под прямым углом к позвоночнику; поэтому при дыхании грудная клетка у ребенка расширяется мало.

Легкие. Легкие состоят из мельчайших легочных пузырьков, в стенках которых находится густая разветвленная сеть тонких кровеносных сосудов — так называемых капилляров. Через эти легочные капилляры при каждом сокращении сердца протекают все новые и новые порции крови.

Расширение грудной клетки происходит благодаря сокращению соответствующих мышц, поднимающих ребра, и опусканию грудобрюшной преграды (диафрагма). При вдохе объем грудной клетки увеличивается, и воздух через дыхательные пути поступает в легкие, заполняя легочные пузырьки. При выдохе объем грудной клетки уменьшается, и воздух выходит из легких также через дыхательные пути.

В легких через очень тонкие стенки капилляров происходит обмен между вдыхаемым воздухом и протекающей в них кровью: воздух отдает в кровь свой кислород, забирая взамен из крови ненужную и даже вредную для организма углекислоту. Кровь, снабженная кислородом, расходится по всем тканям и органам и, отдавая им кислород, способствует тем сложным химическим процессам, которые происходят в организме.

Потому-то заболевания легких и дыхательных путей так тяжело отзываются на здоровье.

Мать и дитя

Ребенок дышит неглубоко и неровно; за частым дыханием может наступить продолжительная остановка, вслед за чем опять начинается частое дыхание. Малейшее возбуждение вызывает у ребенка учащение дыхания. Эта особенность связана прежде всего с возрастным недоразвитием центральной нервной системы, т. е. головного и спинного мозга. Надо отметить при этом способность маленького ребенка очень долго и сильно кричать. Во сне ребенок иногда дышит очень тихо, так что мать даже начинает беспокоиться, дышит ли он, не умер ли. Дыхательные пути — нос, носоглотка, гортань, дыхательное горло и бронхи — у детей грудного возраста очень узки: заболевания этих органов быстро ведут к дальнейшему сужению их и к затруднению дыхания. Если принять во внимание форму грудной клетки, податливость ее костей и слабость дыхательных мышц у маленьких детей, станет понятно1, насколько опасны для них заболевания дыхательных путей. Даже простой насморк у маленьких детей является тяжелым заболеванием, так как при заложенном носе дети не могут сосать, быстро худеют и слабеют. У 40% всех детей, умирающих на первом году жизни, причиной смерти является воспаление легких.

Особенности дыхательного аппарата ребенка заставляют его при недостатке кислорода дышать не глубже, а только чаще (появление одышки). Ребенок постоянно нуждается в чистом, свежем воздухе. Потребность в кислороде у ребенка настолько велика, что он за сутки пропускает через легкие больше воздуха, чем взрослый. Пыль, попадающая в дыхательные пути ребенка, быстро осаждается на слизистой оболочке и вызывает ее раздражение и воспаление. Поэтому нужно как можно чаще проветривать комнату, в которой находится ребенок, выносить его на прогулку.

Сердце и кровеносные сосуды. Деятельность сердца и кровеносных сосудов у маленьких детей тоже имеет некоторые особенности. У здорового маленького ребенка нередко наблюдается неправильная деятельность сердца, которая у взрослых бывает только при заболеваниях. Иногда при затруднениях дыхания и крике у ребенка раннего возраста появляется синева губ и около рта, проходящая, когда ребенок успокоится. Несмотря на такие неправильности, о работе сердца приходится заботиться меньше всего. Даже врожденные пороки сердца часто не мешают ребенку жить и развиваться.

Кровь. Количество крови у детей раннего возраста по отношению к весу тела больше, чем у взрослого. Особенностью детского возраста является неустойчивость состава крови: он быстро изменяется под влиянием заболеваний, но зато и быстро восстанавливается при выздоровлении. Неблагоприятные условия жизни, например, недостаток свежего воздуха, плохое питание, жара, вызывающая сильное потение ребенка, быстро и резко отражаются на составе крови.

Пищеварение. Органы пищеварения у детей грудного возраста имеют много особенностей по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми старше одного года. Не говоря уже о размерах органов, у грудных детей самый род пищи и способ ее приема (сосание) придают пищеварению особый характер.

Рот. Полость рта у ребенка невелика, что зависит от плоского твердого неба, недоразвития челюстей и отсутствия зубов. Слизистая оболочка рта очень богата кровеносными сосудами, но слизи выделяет немного. Слюнные железы в первые три месяца также дают мало слюны, ввиду чего в этом возрасте полость рта относительно суха. Слизь и слюна еще не нужны ребенку, получающему только жидкую пищу, которую не надо жевать и смачивать слюной перед проглатыванием.

У грудных детей слизистая оболочка рта легко воспаляется, если мать не обмывает грудь перед кормлением, дает ребенку невымытую соску; в случаях заболевания сосание становится очень затрудненным, ребенок кричит, питание его нарушается, он худеет.

Зубы. Прорезывание зубов у грудного ребенка обычно начинается в 6—9 месяцев. Если первые зубы прорезываются позже 9—10 месяцев, это говорит о каком-то нарушении в состоянии здоровья ребенка. Сильное запаздывание или прорезывание зубов не в обычном порядке (например, прорезывание малых коренных зубов до того, как вышли все резцы) указывает на рахит или другие заболевания. Первыми обычно появляются средние резцы на нижней челюсти; за ними через 1 1/2—2 месяца прорезываются четыре верхних резца, а потом боковые нижние резцы. К одному году у ребенка должно быть 6—8 зубов. Остальные молочные зубы прорезываются на втором году жизни в таком порядке: к 13—16 месяцам — четыре малых коренных; к 18—20 месяцам — четыре клыка, а к концу второго или в начале третьего года — еще четыре малых коренных (рис. 15 и 15а). Чтобы определить, сколько зубов должно быть у ребенка после одного года, надо из числа месяцев его жизни вычесть 6, например, ребенку 1 год 7 месяцев, т. е. 19 месяцев, значит должно быть 19—6, т. е. 13 зубов.

Мать и дитя

Прорезывание зубов обычно происходит без всяких болезненных явлений. Повышение температуры, понос, кашель и т. д. нельзя приписывать прорезыванию зубов — это вредный предрассудок. Мы называем его вредным потому, что, относя эти явления «к зубам», родители часто не замечают развития серьезного заболевания, которое, конечно, никакого отношения к прорезыванию зубов не имеет. Если во время прорезывания зубов у ребенка начинается воспаление полости рта, то это бывает от плохого ухода, а нс «от зубов», которые прорезываются непрерывно в течение по крайней мере полутора лет. За это время может быть много всяких заболеваний, и зубы тут совершенно не при чем.

Мать и дитя

Это так называемые «молочные зубы», которые с 5—6 лет начинают выпадать и заменяться постоянными. Тем не менее, если они портятся, их надо лечить и регулярно показывать зубному врачу.

Желудок. Желудок новорожденного и ребенка в возрасте 3 месяцев отличается не только малыми размерами, но и слабым развитием мышц; недостаточно развит также и нервный аппарат, ведающий его движениями и отделением желудочного сока.

Срыгивание. Недостаточное развитие желудка и нервной сцстемы является причиной срыгивания молока, частого в первые месяцы жизни: ребенок без всякого, повидимому, усилия, без напряжения живота выбрасывает обратно часть проглоченного молока после кормления. В отличие от рвоты срыгивание происходит без всяких предвестников, т. е. без тошноты, побледнения лица и т. д. Как до срыгивания, так и после него ребенок остается веселым, он просто как бы «сливает» излишнее количество молока. Чаще всего это происходит при укачивании, а также когда ребенка пеленают или кладут на живот вскоре после кормления.

Если ребенок срыгивает только лишнее молоко, то это, может быть, и неплохо, но бывает, что частым срыгиванием он лишает себя необходимой пищи. Поэтому при частом срыгивании надо тщательно следить за весом ребенка и советоваться с врачом консультации. У ребенка старше 3 месяцев срыгивание обычно становится реже и, наконец, совсем прекращается.

Как долго пища остается в желудке? Грудное молоко, принятое в нормальном количестве, переходит из желудка в кишки через 2—2 1/2 часа, а коровье — через 3—3 1/2 часа. Вода и отвары остаются в желудке очень недолго.

Кишечник. Особенностью кишечника является, во-первых, слабое развитие мышечного слоя в его стенках, вследствие чего он легко раздувается газами, а во-вторых, довольно большая длина его по сравнению с ростом ребенка. Длина кишок у грудного ребенка превышает его рост почти в 7 раз, а у взрослого — только в 4 раза. У грудных детей количество пищи, поступающей в кишечник, в 3 с лишним раза больше, чем у взрослого, если рассчитывать это количество на 1 килограмм веса тела.

Печень. Такой же сравнительно большой величиной отличается печень у детей до одного года. Печень — это главная химическая лаборатория нашего тела; вся всосавшаяся в кишечник пища вместе с кровью проходит через печень, которая перерабатывает ее в нужные для организма вещества. Вредные для организма вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и вместе с желчью выносятся из организма с испражнениями.

Кал. Испражнения новорожденного в первые 2—3 дня представляют собой слизистую массу буровато-зеленого цвета. Если ребенок правильно вскармливается грудным молоком, испражнения постепенно становятся желтыми, как горчица, и приобретают кисловатый запах. В испражнениях бывают иногда белые комочки, состоящие главным образом из жира, и зеленоватая слизь. Ребенок испражняется обычно 3—4 раза в сутки, а иногда чаще или реже, в зависимости от того, как он приспособляется к сосанию и перевариванию пищи. На прохождение пищи через весь желудочно-кишечный канал требуется примерно от 18 до 24 часов.

Почки. В первые 2—3 недели ребенок выделяет с мочой большое количество солей, которые можно иногда заметить на пеленках в виде желтого песка. Ребенок мочится 15 раз в сутки и более, приблизительно 2 раза в промежутке от одного кормления до другого. При голодании и повышенной температуре он мочится реже.

Нервная система. Головной мозг и спинной мозг — это важнейшие органы нашего тела. Они управляют всей работой организма, всеми процессами, которые в нем происходят. Наше тело пронизано тончайшими нервными волокнами, каждая клеточка организма связывается этими волокнами с головным и спинным мозгом. При помощи нервной системы мы узнаем, что делается вокруг нас. Органы чувств — глаза, уши, нос, язык и кожа, получая раздражения извне, передают их по чувствительным нервам мозгу; от мозга раздражения уже по другим — двигательным — нервам передаются соответствующим мышцам, которые приводят в движение голову, конечности и туловище. Таким образом, работа всего нашего тела зависит от нервной системы, в которой ведущую роль играет кора головного мозга, т. е. наружный слой мозгового вещества, состоящий из многих миллионов мельчайших нервных клеток. Как и некоторые другие органы, нервная система в раннем возрасте еще не вполне развита. Именно этим и объясняется беспомощность ребенка, который в первые недели жизни не может даже держать прямо голову. Движения ребенка, его умственное развитие, все его поведение связаны с развитием коры мозга и всей нервной системы, правильное же развитие последних связано с питанием, уходом и воспитанием ребенка.

Нижеперечисленные органы чувств являются специальными приспособлениями организма, воспринимающими соответствующие раздражения из внешней среды и передающими их коре головного мозга.

Вкус. Из органов чувств у маленьких детей лучше всего развит вкус. Если ребенку даже в первые дни жизни смазать язык чем-либо сладким или горьким, то на его лице можно заметить выражение удовольствия или неудовольствия. Не так резко он реагирует на кислое и соленое. Приученный в дальнейшем к сладкому, ребенок нередко отказывается от воды и пищи, если они не подслащены.

Слух. Громкие звуки ребенок, несомненно, слышит с первого дня жизни, но отвечает на них только общим вздрагиванием. Барабанная полость уха у него еще заполнена слизистой жидкостью; через несколько дней эта жидкость всасы-вается и полость заполняется воздухом. Ребенок постепенно приучается слышать, а месяца через два уже поворачивает голову на звук.

Зрение. Ребенок видит с момента рождения. В первый же день зрачок сокращается от света не только у доношенного, но даже и у недоношенного новорожденного. При очень сильном свете ребенок закрывает глаза, беспокоится и нередко даже кричит. Глазные яблоки у ребенка беспорядочно двигаются во все стороны. Иногда наблюдается косоглазие, которое обычно через 1—2 месяца исчезает.

Обоняние. Обонянием дети обладают, невидимому, с самого рождения. Можно предполагать, что грудь матери новорожденные находят по запаху. Сильно пахнущие вещества вызывают у ребенка беспокойство.

Осязание. Чувствительность кожи, вероятно, развивается у ребенка еще до рождения. На боль ребенок реагирует по-разному: при болях в кишечнике (колики) он кричит сильно и долго, а после пореза или укола кожи он только раз вскрикнет и тут же затихнет. На ощущение зуда в коже ребенок сначала в самом раннем возрасте реагирует общим беспокойством, позднее начинает чесать кожу, но не там, где имеется зуд, а где кожи касаются его пальцы, так как не умеет еще определять место зуда.

Из вышеприведенного краткого описания органов ребенка видно, что они все, в соответственно меньших размерах, имеются у ребенка и выполняют соответствующую работу, но все-таки ребенок не является маленькой моделью взрослого. Выполнение работы органами ребенка является первое время несовершенным, что зависит от неполного еще развития нервной системы и важнейшего ее отдела—коры головного мозга. У ребенка еще нет способности приспособляться к изменениям внешней среды. Он не умеет еще поддерживать температуру своего тела на одном уровне, легко охлаждается и легко перегревается, не может переваривать ту или иную пищу и т. д. Поэтому для правильного развития требуется материнское молоко и тщательный уход.

Мать и дитя
Мать и дитя

Мать и дитя

По книге: Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский. Мать и дитя. М., 1955 г.



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советская семья


Интересное

1001 день в Рио-де-Жанейро


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Новое на сайте

27.05. новые пластинки - Нани Брегвадзе, Нани Брегвадзе (Грузинская ССР), Луис Армстронг - Блюзы, Ансамбль "Битлз"

26.05. 1001 день в Рио-де-Жанейро - В ботаническом саду

23.05. новые пластинки - Яак Йоала поёт эстрадные песни Р. Паулса, А. Н. Вертинский, Нина Пантелеева, Валерий Леонтьев, Адриано Челентано, Марио Аббате

20.05. новые пластинки - Ансамбль Арабеска, Джорджо Мородэр, Греческие песни поёт Лаки Кесоглу

18.05. новости - Звезда французского кинематографа Жан Габен, новые пластинки - Гелена Вондрачкова - Будь со мной, Жарко Данчо, Ладо Лесковар, Песни Матвея Блантера поёт Иосиф Кобзон, Вера Шнайденбах - Мелодии друзей

12.05. новые пластинки - Песни ленинградских композиторов, Николай Сличенко, С новым годом, Поёт Татьяна Доронина, ВИА Лейся, песня, Нина Бродская, Муслим Магомаев, Эмиль Горовец, ВИА Веселые ребята, Веселые ребята (ВИА), Аида Ведищева, Поёт Аида Ведищева, Аида Ведищева (песни из кинофильма)

09.05. новости - 9 мая - День Победы

05.05. новости - Выдающийся композитор и педагог Михаил Гнесин

04.05. МАТЬ И ДИТЯ (Школа молодой матери) 1955 г. - Глава первая. ЗАБОТА О МАТЕРИ И РЕБЕНКЕ В СССР - Глава вторая. НОРМАЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ, РОДЫ И ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД - Глава третья. БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННЫХ - Глава четвертая. ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА - Глава пятая. ПИТАНИЕ РЕБЕНКА - Глава шестая. УХОД ЗА РЕБЕНКОМ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ - Глава седьмая. БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

03.05. Финляндия (У карты мира, 1952 г.) - Введение, Природные условия, Краткий исторический очерк, Государственное и административное устройство, Население, Хозяйство, Транспорт и связь, Прогрессивный лагерь в борьбе с реакцией


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru