Предисловие.
Доклад Председателя
Союзной Скупщины, Председателя совместной комиссии всех веч союзной
скупщины по конституционным вопросам, Миялко Тодоровича, о проекте
Конституции СФРЮ, зачитанный на заседании Веча Национальностей 22
января 1974 г.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
Раздел Первый СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Раздел Второй ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
Глава I Общественно-экономической
устройство
Глава II Основы общественно-политической
системы
1. Положение трудящихся в общественно-политической системе
2. Самоуправление в организациях объединенного труда
3. Самоуправление в самоуправляемых объединениях, основанных
на общности интересов
4.
Самоуправление в местных содружествах
5.
Община
6. Соглашения,
заключенные на основах самоуправления, и общественные договоры
7.
Общественная защита прав в сфере самоуправления и общественной собственности
8.
Система скупщин
Статья 132
Скупщина является органом общественного самоуправления и высшим
органом власти в пределах прав и обязанностей общественно-политического
содружества.
Формирование, организация и компетенции скупщин общественно-политических
содружеств и ответственных перед ними органов регулируются конституцией
или, соответственно, уставом и законом на основании единых принципов,
установленных настоящей Конституцией.
Состав, организация и компетенции Скупщины СФРЮ и ответственных
перед ней органов федерации регулируются настоящей Конституцией.
Статья 133
В основных самоуправляемых организациях и объединениях, а также
в общественно-политических организациях трудящиеся формируют свои
делегации в целях прямого осуществления своих прав, обязанностей
и ответственности, в целях организованного участия в выполнении
функций скупщинами общественно-политических содружеств.
В основных самоуправляемых организациях и объединениях делегации
формируются:
1) трудящимися в основных организациях объединенного труда и
трудовых объединениях, которые осуществляют деятельность, представляющую
коллективный интерес для ряда основных организаций объединенного
труда;
2) трудящимися, которые в сельском хозяйстве, кустарном промысле
и подобных сферах деятельности, работают на основе использования
средств труда, находящихся в личной собственности, вместе с теми
трудящимися, с которыми они объединяют свой труд и средства труда,
будучи организованными в трудовые объединения и другие предусмотренные
законом формы их объединения;
3) трудящимися в трудовых объединениях государственных органов,
общественно-политических организаций и объединений, в других трудовых
содружествах, которые не организованы как организации объединенного
труда, а также военнослужащими и гражданскими лицами, состоящими
на службе в Вооруженных силах Социалистической Федеративной Республики
Югославии при соблюдении порядка, установленного конституцией и
законом;
4) трудящимися и гражданами в местных содружествах.
Студенты и учащиеся участвуют в формировании делегаций в организациях
объединенного труда в сфере образования при условиях и в порядке,
которые предусмотрены законом.
Делегацию формируют и трудящиеся, постоянно работающие в той
части основной организации объединенного труда, которая не находится
на территории общины, значащейся как местонахождение данной организации.
В основной организации объединенного труда или в трудовом объединении,
в котором насчитывается небольшое число трудящихся, все трудящиеся
осуществляют функции делегации.
В общественно-политических организациях функции делегаций осуществляются
их выборными органами, предусмотренными в их уставах или других
постановлениях.
Статья 134
Члены делегаций избираются трудящимися в основ ных самоуправляемых
организациях и объединениях из состава этих организаций и объединений
прямым тайным голосованием. Основные самоуправляемые организации
и объединения, согласно закону, предусматривают в своих уставах
численный состав и структуру своей делегации, а также порядок избрания
и отзыва делегации.
Состав делегации должен обеспечивать представительство в ней
рабочих со всех участков процесса труда и соответствовать социальному
составу основной самоуправляемой организации или объединения.
Члены делегации избираются на четырехлетний срок.
В состав делегации основной организации объединенного труда не
могут избираться те работники этой организации, которые согласно
настоящей Конституции не могут являться членами рабочего совета
или другого соответствующего органа управления.
Никто не должен более двух раз подряд избираться в члены делегации
одной и той же самоуправляемой организации или объединения.
Статья 135
Кандидатов в члены делегаций основных самоуправляемых организаций
и объединений выдвигают и утверждают трудящиеся данных организаций
и объединений через Социалистический союз трудового народа, а именно
через его организации или, соответственно, через профсоюзные организации.
Процедура выдвижения кандидатур осуществляется организациями
Социалистического союза трудового народа или, соответственно, профсоюзными
организациями.
Организации Социалистического союза трудового народа и профсоюзные
организации имеют право и обязаны обеспечивать, сотрудничая с другими
общественно-политическими организациями, такую демократическую процедуру
выдвижения кандидатур, которая позволит трудящимся свободно выражать
свою волю при выдвижении и утверждении кандидатов.
Выдвижение кандидатур в делегации от военнослужащих и гражданских
лиц, состоящих на службе в Вооруженных силах Социалистической Федеративной
Республики Югославии, осуществляется органами, определенными в союзном
законе. На основе принципов, утвержденных настоящей Конституцией,
и в соответствии с характером деятельности, а также организацией
Вооруженных сил, в этом законе могут быть особо урегулированы и
другие вопросы, касающиеся избрания и деятельности этих делегаций.
Статья 136
Если на протяжении мандата скупщины общественно-политического
содружества будет учреждена новая основная самоуправляемая организация
или объединение, то законом определяется порядок включения ее делегации
в выполнение функций скупщин общественно-политических содружеств.
Статья 137
Исходя из интересов и указаний основных самоуправляемых организаций
и объединений и учитывая интересы других самоуправляемых организаций
и объединений, а также общие интересы и потребности, делегация утверждает
основные позиции для деятельности делегатов в скупщине и их участия
в принятии решений.
О своей деятельности и работе делегатов в скупщине делегации
обязаны информировать основные самоуправляемые организации или объединения,
а за свою деятельность они несут ответственность перед указанными
организациями или объединениями.
Делегация поддерживает сотрудничество с делегациями других самоуправляемых
организаций или объединений в целях согласованной выработки общих
решений по вопросам, относящимся к компетенции скупщины, а также
в целях согласованного решения других вопросов, представляющих их
коллективный интерес.
Статья 138
Одна или несколько делегаций основных самоуправляемых организаций
или объединений, связанных трудом и другими общими интересами или
же интересами в общественно-политическом содружестве, или, соответственно,
делегаты этих организаций и объединений в общинной скупщине делегируют
из состава делегаций делегатов в соответствующее вече скупщины общественно-политического
содружества, при соблюдении порядка, установленного конституцией
или, соответственно, уставом и законом.
Число делегатов основных самоуправляемых организаций или объединений
устанавливается пропорционально числу трудящихся в этих организациях
или объединениях. Возможны отклонения от этого принципа, а также
применение других критериев л целях обеспечения соответствующего
представительства трудящихся, занятых в отдельных сферах общественного
труда или проживающих на определенных территориях.
Статья 139
В скупщины общественно-политических содружеств направляют своих
делегатов рабочие и другие трудящиеся и граждане, организованные
в общественно-политических организациях, которые объединены в Социалистическом
союзе трудового народа, или же являясь членами организаций Социалистического
союза трудового народа.
В рамках Социалистического союза трудового народа общественно-политические
организации из состава своих делегаций согласованно утверждают список
кандидатов в делегаты скупщин общественно-политических содружеств.
На основании списка кандидатов трудящиеся и граждане прямым, общим
и тайным голосованием принимают решение об избрании этих делегатов
в общинную скупщину.
На основании списка кандидатов веча делегатов общественно-политических
организаций в общинных скупщинах тайным голосованием принимают решение
об избрании этих делегатов в скупщины более широких общественно-политических
содружеств.
Статья 140
Никто, будучи избран делегатом на четырехлетний срок, не может
более двух раз подряд быть делегатом одной и той же скупщины. Должность
делегата скупщины несовместима с другими определенными законом должностями
в органах того же общественно-политического содружества.
Статья 141
Определяя свои позиции по вопросам, которые решаются в скупщине,
делегаты действуют в соответствии с указаниями своих самоуправляемых
организаций и объединений, с основными позициями делегаций или,
соответственно, делегировавших их общественно-политических организаций,
а также в соответствии с коллективными и общими интересами и потребностями,
однако они самостоятельны в своих оценках и голосовании.
О деятельности скупщины и о собственной работе делегат обязан
информировать делегации и основ пые самоуправляемые организации
и объединения или, соответственно, делегировавшие его общественно-политические
организации; он несет перед ними ответственность за свою работу.
Статья 142
Делегация, каждый член делегации, а также делегат скупщины могут
быть отозваны. Отзыв членов делегаций и делегатов скупщины осуществляется,
в принципе, в том же порядке и по той же процедуре, которые применяются
к избранию делегаций и делегатов. Делегация, каждый член делегации,
а также делегат скупщины, имеют право подать в отставку.
Статья 143
В пределах прав и обязанностей общественно-политического содружества
скупщина утверждает политику и принимает решения по основным вопросам,
имеющим отношение к политической, хозяйственной социальной и культурной
жизни и общественному развитию, утверждает общественный план, бюджет,
законоположения и другие общие акты, обсуждает вопросы, представляющие
коллективный интерес для организаций объединенного труда и других
самоуправляемых организаций и объединений, согласовывает их взаимоотношения
и интересы, выступает с инициативой по заключению общественных договоров
и участвует в их заключении, обсуждает вопросы в области народной
обороны, безопасности и общественной самозащиты, обсуждает положение
и общие проблемы конституционности, законности и правосудия, организует
и осуществляет общественный надзор, утверждает основы организации
и компетенции органов общественно-политического содружества, учреждает
органы управления, избирает, назначает и освобождает от должности
определенных ответственных сотрудников этих органов и судей, заботится
о претворении в жизнь принятой политики, законоположений и других
общих актов, определяет политику выполнения законоположений и других
общих актов и обязанности органов и организаций в связи с выполнением
данных законоположений и общих актов, осуществляет политический
контроль над работой своего исполнительного органа, органов управления
и носителей функций в сфере самоуправления и других общественных
функций, которые ответственны перед скупщиной, и своими указаниями
направляет работу этих органов.
Статья 144
В скупщине формируются вече объединенного труда как вече делегатов
трудящихся организаций объединенного труда и других самоуправляемых
организаций и объединений, вече местных содружеств как вече делегатов
трудящихся и граждан в пределах местных содружеств или, соответственно,
вече общин как вече делегатов трудящихся и граждан в пределах общин,
и общественно-политическое вече как вече трудящихся и граждан, организованных
в общественно-политические организации.
Статья 145
Компетенции и порядок принятия решений вечами скупщин общественно-политических
содружеств определяются конституцией или уставом.
Компетенции веч определяются таким способом, который обеспечивает,
чтобы вече объединенного труда участвовало в принятии решений по
вопросам, представляющим интерес для рабочих и Других трудящихся
в рамках общественного труда, чтобы вече местных содружеств или,
соответственно, вече общин участвовало в принятии решений по вопросам,
представляющим интерес для трудящихся и граждан в рамках местных
содружеств или общин, а также чтобы общественно-политическое вече
участвовало в принятии решений по вопросам осуществления, развития
и защиты установленной конституцией социалистической системы самоуправления.
По вопросам, отнесенным к компетенции скупщины, веча скупщины
принимают решения самостоятельно и на равных правах или же на совместном
заседании всех веч.
Собрания самоуправляемых объединений, основанных на общности
интересов в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения
и социального обеспечения, принимают решения на равных правах с
компетентными вечами скупщины общественно-политического содружества
по вопросам из этих сфер, которые входят в компентенцию скупщины
соответствующего общественно-политического содружества. Этими или
другими конкретными правами в отношении принятия решений в скупщине
общественно-политического содружества могут быть наделены, согласно
конституции и уставу общественно-политического содружества, и собрания
других самоуправляемых объединений, основанных на общности интересов.
Решения об отчислении части дохода для удовлетворения коллективных
и общих потребностей, а также о назначении и объеме средств для
этих целей, не может быть принято, если оно не будет утверждено
вечем объединенного труда.
Статья 146
Скупщина общественно-политического содружества может назначить
референдум в целях предварительного волеизъявления трудящихся по
отдельным вопросам, входящим в ее компетенцию, или же в целях утверждения
законов, законоположений и других общих актов. Решение принятое
путем референдума является обязательным.
Статья 147
В республиках и автономных краях формируется президиум республики
или, соответственно, президиум автономного края, который выступает
от имени республики или автономного края и осуществляет другие предусмотренные
конституцией права и обязанности.
Статья 148
В общественно-политическом содружестве в качестве исполнительного
органа скупщины формируется исполнительное вече или другой соответствующий
коллегиальный исполнительный орган. Исполнительное вече ответственно
перед скупщиной за положение в общественно-политическом содружестве,
за претворение в жизь политики и выполнение законоположений и других
общих актов скупщины, а также за направление и согласованность работы
органов управления.
Статья 149
Скупщина общественно-политического содружества создает органы
управления.
Органы управления проводят принятую политику и выполняют законы,
законоположения и другие общие акты скупщин и исполнительных веч,
выполняют указания скупщин, несут ответственность за положение в
тех сферах, по которым они учреждены, наблюдают за положением в
определенных областях и выступают с инициативой решения вопросов,
решают административные вопросы, осуществляют административный надзор
и выполняют другие административные функции, разрабатывают законоположения
и другие общие акты, выполняют другую техническую работу для скупщины
общественно-политического содружества и исполнительного веча.
Органы управления самостоятельны в пределах своей компетенции,
а ответственность за свою деятельность несут перед скупщиной и исполнительным
вечем.
Своей деятельностью органы управления обеспечивают эффективное
осуществление прав и интересов трудящихся и граждан, организаций
объединенного труда и других самоуправляемых организаций и объединений.
Органы управления поддерживают сотрудничество с органами управления
других общественно-политических содружеств, а также с организациями
объединенного труда и другими самоуправляемыми организациями и объединениями
по тем вопросам, которые представляют интерес для указанных организаций
и объединений; они обеспечивают также взаимное информирование.
Статья 150
Взаимоотношения органов управления отдельных общественно-политических
содружеств, основываются на правах и обязанностях, предусмотренных
в конституции, уставе общественно-политического содружества или
законе.
Конституцией и законом регулируются права и обязанности республиканских
или, соответственно, краевых органов управления в отношении выполнения
законов и других законоположений и общих актов, контроля за выполнением
этих законоположений и актов, а также их права и обязанности по
отношению к органам управления общины в сфере выполнения указанных
законоположений и общих актов.
Статья 151
Выборные и назначаемые ответственные сотрудники избираются или
назначаются на четырехлетний срок.
В члены президиума общественно-политического содружества и председателем
исполнительного веча никто не может избираться более двух раз подряд.
Члены исполнительных веч, ответственные сотрудники, которые руководят
органами управления, а также другие ответственные сотрудники и носители
функций в сфере самоуправления и других общественных функций, в
отношении которых это предусмотрено конституцией или законом, могут
избираться или назначаться два раза подряд, а в порядке исключения
и при соблюдении предусмотренной конституцией процедуры, могут быть
избраны или назначены на еще один мандатный период.
Статья 152
Законом и основанным на законе постановлением общинной скупщины
организациям объединенного труда и другим самоуправляемым организациям
и объединениям, общественным организациям, объединениям граждан
и другим организациям может быть доверено, чтобы они в пределах
своей компетенции собственными актами регулировали определенные
отношения, представляющие более широкий интерес, чтобы в отдельных
случаях принимали решения о правах и обязанностях и выполняли другие
общественные полномочия.
Законом и основанным на законе постановлением общинной скупщины
может быть определен порядок осуществления общественных полномочий,
которые доверяются отдельным организациям и объединениям, а также
могут быть установлены права скупщины и других органов общественно-политического
содружества в отношении направления указаний этим организациям и
объединениям, в отношении проведения надзора над осуществлением
общественных полномочий.
Глава III Свободы,
права и обязанности человека и гражданина
Глава IV Конституционность
и законность
Глава V Суд и общественная
прокуратура
Глава VI Народная
оборона
Раздел Третий ОТНОШЕНИЯ
В ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Отношения в
Федерации
Глава II Права и обязанности
Федерации
Раздел Четвертый
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Скупщина Социалистической
Федеративной Республики Югославии
Глава II Президиум
Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава III Президент
Республики
Глава IV Союзное исполнительное
Вече
Глава V Союзные органы
управления
Глава VI Союзный суд,
Союзная прокуратура и Союзный общественный правозащитник самоуправления
Глава VII Конституционный
суд Югославии
Глава VIII Торжественное
заявление
Раздел Пятый ИЗМЕНЕНИЕ
КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
Раздел Шестой ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Объяснение отдельных
терминов и понятий используемых в Коституции СФРЮ
Публикуется с издания: Конституция Социалистической
Федеративной Республики Югославия. Белград, "Борба", 1974.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!