Предисловие.
Доклад Председателя
Союзной Скупщины, Председателя совместной комиссии всех веч союзной
скупщины по конституционным вопросам, Миялко Тодоровича, о проекте
Конституции СФРЮ, зачитанный на заседании Веча Национальностей 22
января 1974 г.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
Раздел Первый СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Раздел Второй ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
Глава I Общественно-экономической
устройство
Глава II Основы общественно-политической
системы
Глава III Свободы,
права и обязанности человека и гражданина
Глава IV Конституционность
и законность
Глава V Суд и общественная
прокуратура
Глава VI Народная оборона
Раздел Третий ОТНОШЕНИЯ
В ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Отношения в
Федерации
Глава II Права и обязанности
Федерации
Раздел Четвертый
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Скупщина Социалистической
Федеративной Республики Югославии
Глава II Президиум
Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава III Президент
Республики
1. Положение и компетенция
Статья 346
Союзное Исполнительное Вече является исполнительным органом Скупщины
СФРЮ.
В рамках прав и обязанностей федерации. Союзное Исполнительное
Вече ответственно перед Скупщиной СФРЮ за положение во всех областях
общественной жизни, за проведение политики и выполнение союзных
законов, других законоположений и общих актов Скупщины СФРЮ, а также
за организацию и согласованность деятельности союзных органов управления.
Союзное Исполнительное Вече осуществляет свои права и обязанности
на основании и в рамках настоящей Конституции и союзных законов.
Статья 347
Союзное Исполнительное Вече:
1) следит за состоянием и претворением в жизнь политики, утвержденной
скупщиной СФРЮ, и предлагает Скупщине утверждение внутренней и внешней
политики;
2) предлагает принятие союзных законов, других законоположений
и общих актов и может высказывать свое мнение о проектах законов
и других актов, предлагаемых Скупщине СФРЮ другими уполномоченными
на то органами;
3) утверждает предварительный проект общественного плана Югославии;
4) вносит предложение об установлении расходов бюджета федерации,
утверждает предварительные проекты бюджета и заключительного баланса
федерации, заботится об исполнении бюджета и заключительного баланса
федерации;
5) принимает постановления, решения и друга;
положения во исполнение союзных законов, других законоположений
и общих актов Скупщины СФРЮ;
6) заботится о проведении политики и выполнении законов, других
законоположений и общих актов Скупщины СФРЮ;
7) в рамках прав и обязанностей, определенных настоящей Конституцией
и союзным законом, заботится о проведении политики в области обороны
и о выполнении подготовительных мер к обороне;
8) ратифицирует международные договоры в тех случаях, когда это
не относится к компетенции Скупщины СФРЮ;
9) координирует и направляет работу союзных органов управления
в целях обеспечения проведения политики и выполнения законов и других
актов Скупщины СФРЮ; осуществляет надзор над работой союзных органов
управления и отменяет постановления союзных органов, если они не
соответствуют союзному закону, другому акту Скупщины СФРЮ или собственному
постановлению, принятому во исполнение союзного закона или другого
акта, а также может при обстоятельствах, определенных союзным законом,
объявить недействительными постановления указанных органов
10) определяет общие принципы внутренней организации союзных
органов управления; учреждает дипломатические и консульские представительства
Социалистической Федеративной Республики Югославии в зарубежных
странах; образует для своих целей специальные и другие службы, а
также совместные службы для целей союзных органов управления; назначает
и сменяет руководителей в тех случаях, когда это определено союзным
законом;
11) принимает свой регламент;
12) выполняет другие, предусмотренные настоящей Конституцией
задачи.
2. Состав и избрание
Статья 348
В состав Союзного Исполнительного Веча входят председатель, члены
Веча, избранные на основе равноправного представительства республик
и соответствующего представительства автономных краев,
союзные секретари и другие руководители союзных органов управления
и союзных организаций, определенных союзным законом.
Председателя Союзного Исполнительного Веча избирают веча Скупщины
СФРЮ по предложению Президиума СФРЮ, а членов Веча — по предложению
кандидата в председатели Веча и на основании мнения Комиссии Скупщины
СФРЮ по избранию и назначению.
Союзное Исполнительное Вече избирается каждый раз после формирования
вновь избранных веч Скупщины СФРЮ.
При назначении союзных секретарей и других руководителей союзных
органов управления и союзных организаций, являющихся членами Союзного
Исполнительного Веча, необходимо считаться с национальным составом.
Если председатель или член Союзного Исполнительного Веча избраны
из числа делегатов Скупщины СФРЮ, прекращается действительность
их мандата в Скупщине.
Из числа своих членов Союзное Исполнительное Вече избирает одного
или нескольких заместителей председателя.
Статья 349
Председатель и члены Союзного Исполнительного Веча избираются
на 4 года.
Никто не может быть избран более двух: раз подряд председателем
Союзного Исполнительного Веча.
Члены Союзного Исполнительного Веча могут избираться два раза
подряд, а в виде исключения, в особом порядке утвержденном союзным
законом, еще на один мандатный период.
Председатель Союзного Исполнительного Веча имеет право предлагать
вечам Скупщины СФРЮ освободить от должности отдельных членов Веча
и избрать новых.
Отставка или освобождение от должности председателя Союзного
Исполнительного Веча влечет за собой отставку или освобождение от
должности всего Веча.
Статья 350
Члены Союзного Исполнительного Веча пользуются, так же как и
делегаты Скупщины СФРЮ, правом неприкосновенности.
Вопросы, связанные с неприкосновенностью членов Союзного Исполнительного
Веча, решает Вече.
Статья 351
Каждый член Союзного Исполнительного Веча может предложить: рассмотрение
отдельных вопросов, входящих в компетенцию Веча; подготовку закона,
других законоположений и общих актов, если предложение об их принятии
входит в его компетенцию; разработку постановлений и актов, принимаемых
Вечем, а также утверждение принципиальных положений и указаний для
работы союзных органов управления.
Член Союзного Исполнительного Веча имеет право и обязан представлять
Вече в Скупщине СФРЮ а соответствии с позицией Веча.
Каждый член Союзного Исполнительного Веча имеет право уйти в
отставку.
3. Порядок работы и принятия актов Союзным
Исполнительным Вечем
Статья 352
Председатель Союзного Исполнительного Веча созывает заседания
Веча по своей инициативе, по требованию Президента Республики, Президиума
СФРЮ или не менее, чем 5 членов Веча.
Председатель Союзного Исполнительного Веча представляет Вече,
созывает его заседания и руководит ими, подписывает постановления
и другие акты, принимаемые Вечем, и следит за их выполнением, заботится
о соблюдении регламента Веча, а также о сотрудничестве Веча с другими
органами и организациями.
Статья 353
Союзное Исполнительное Вече работает и принимает решения по вопросам,
входящим в его компетенцию на заседании.
Союзное Исполнительное Вече принимает решения большинством голосов
членов Веча, присутствующих на заседании.
Статья 354
Предлагая Вечу республик и краев принятие закона или других актов,
принимаемых на основе согласованности между компетентными республиканскими
и краевыми органами. Союзное Исполнительное Вече сотрудничает с
исполнительными вечами данных республик и автономных краев.
Статья 355
На основе согласованности между компетентными республиканскими
и краевыми органами Союзное Исполнительное Вече принимает постановления
во исполнение законов и других актов, утверждаемых Вечем республик
и краев, если указанным законом и актом предусмотрено согласование
позиций.
Считается, что согласие компетентного республиканского или краевого
органа получено, если указанный орган заявляет, что принимает предложенное
постановление, вынесенное во исполнение закона и другого акта Скупщины
СФРЮ, или не возражает против его принятия.
Статья 356
Если Союзное Исполнительное Вече и компетентные республиканские
и краевые органы не достигнут согласия по вопросу о принятии постановления
во исполнение закона и другого акта, и, если Вече считает, что урегулирование
указанного вопроса необходимо в целях предотвращения или устранения
крупных нарушений рынка, что нерешенный вопрос может принести значительный
вред обществу, создать угрозу интересам народной обороны, нарушить
равноправие в экономических отношениях между республиками и автономными
краями, помешать выполнению обязательств по отношению к отстающим
республикам и автономным краям, как и обязательств Социалистической
Федеративной Республики Югославии по отношению к другим странам
и международным организациям — то Вече предлагает Президиуму
СФРЮ принять постановление о временных мерах.
Если Президиум СФРЮ согласится с необходимостью принять постановление
о временных мерах и с причинами, обуславливающими его принятие.
Союзное Исполнительное Вече принимает такое постановление.
Союзное Исполнительное Вече принимает постановление о временных
мерах в пределах своей компетенции большинством голосов всех членов
Веча. Постановление о временных мерах остается в силе, пока на основе
согласования позиций с компетентными республиканскими и краевыми
органами не будет решен вопрос, регулируемый этим постановлением,
но не дольше чем в течение года со дня принятия постановления о
временных мерах.
Статья 357
В целях обеспечения участия компетентных республиканских и краевых
органов в принятии постановлений во исполнение законов и других
актов Скупщины СФРЮ, принимаемых на основе согласованности между
указанными органами, Союзное Исполнительное Вече и компетентные
республиканские и краевые органы договариваются об образовании межреспубликанских
комитетов для отдельных разделов деятельности.
Межреспубликанские комитеты образуются по принципу равноправного
представительства республик и соответствующего представительства
автономных краев. Членов межреспубликанских комитетов делегируют
компетентные республиканские и краевые органы.
Председателя межреспубликанского комитета назначает Союзное Исполнительное
Вече из числа своих членов.
4. Отношения Союзного Исполнительного Веча
со Скупщиной СФРЮ и его ответственность
Статья 358
Союзное Исполнительное Вече обязано информировать веча Скупщины
СФРЮ о своей работе.
Союзное Исполнительное Вече может предложить одному из веч Скупщины
СФРЮ отложить рассмотрение предварительного проекта закона, другого
законоположения и общего акта Скупщины СФРЮ или образовать из числа
членов компетентного веча Скупщины СФРЮ и членов Союзного Исполнительного
Веча совместную комиссию для обсуждения определенного вопроса, или
созвать заседание компетентного веча Скупщины СФРЮ и изложить на
нем свою позицию.
Статья 359
Союзное Исполнительное Вече ответственно перед каждым вечем Скупщины
СФРЮ за свою работу в сфере, относящейся к компетенции данного веча.
Союзное Исполнительное Вече может поднести ве-чам Скупщины СФРЮ
коллективную отставку.
Союзное Исполнительное Вече может поставить вопрос о доверии,
если считает, что оно не в состоянии обеспечить проведение утвержденной
политики и выполнение закона, другого законоположения или общего
акта Скупщины СФРЮ, принятие которого предлагается, а также претворение
в жизнь позиций и мер, предлагаемых Президиумом СФРЮ, или когда
считает, что не может взять на себя ответственность в случае, если
не будет принят союзный закон, другое законоположение или общий
акт, вынесение которых предлагается.
Когда Союзное Исполнительное Вече уходит в коллективную отставку,
если вече Скупщины СФРЮ высказало ему недоверие, или если его функции
прекращаются в силу других обстоятельств. Вече продолжает осуществлять
свою деятельность до избрания нового Веча.
Статья 360
Вопрос о доверии Союзному Исполнительному Вечу может поставить
группа в составе не менее 10 делегатов Союзного веча или одна из
делегаций Веча республик и краев.
Вопрос о доверии Союзному Исполнительному Вечу рассматривается
в вечах Скупщины СФРЮ.
Статья 361
Компетентное вече Скупщины СФРЮ может отменить или аннулировать
постановление Союзного Исполнительного Веча, которое расходится
с положениями настоящей Конституции, союзного закона, другого законоположения
и общего акта, принятых данным вечем.
Если Президиум СФРЮ задержал исполнение постановления Союзного
Исполнительного Веча, имеющего общее политическое значение, спорный
вопрос решается компетентным вечем Скупщины СФРЮ.
Статья 362
Члены Союзного Исполнительного Веча и руководители союзных органов
управления и союзных организаций отвечают за проведение политики
и выполнение законов, других законоположений и общих актов только
перед органами федерации. Они не могут получать указания и распоряжения
от органов других общественно-политических содружеств и их руководителей
и не могут руководствоваться ими в своей работе.
Глава V Союзные органы
управления
Глава VI Союзный суд,
Союзная прокуратура и Союзный общественный правозащитник самоуправления
Глава VII Конституционный
суд Югославии
Глава VIII Торжественное
заявление
Раздел Пятый ИЗМЕНЕНИЕ
КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
Раздел Шестой ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Объяснение отдельных
терминов и понятий используемых в Коституции СФРЮ
Публикуется с издания: Конституция Социалистической
Федеративной Республики Югославия. Белград, "Борба", 1974.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!