Предисловие.
I
Товарищи депутаты!
Предложенный проект Конституции, который должен
быть обсужден и утвержден этим Вечем, подготовила Совместная комиссия
всех веч Союзной Скупщины по конституционным вопросам с учетом замечаний
и предложений, внесенных в результате общественного обсуждения предварительного
проекта Конституции, принятого этим Вечем.
В процессе общественного обсуждения проекта
наш рабочий класс и все трудящиеся проявили огромный интерес, принимая
в нем массовое творческое участие. Никогда еще принятие подобного
документа не вызывало такого всестороннего и всеобъемлющего обсуждения,
какое развернулось по проекту настоящей Конституции. Этот интерес,
несомненно, является результатом высокого уровня: сознания нашего
рабочего класса и трудящихся, которые сознают, что это переломный
момент в развитии общественно-экономических и политических отношений
в нашем обществе, основанном на самоуправлении, что речь идет о
правовом и политическом инструменте, который станет для них незаменимым
оружием в борьбе за осуществление их интересов и стремлений.
Общественное обсуждение было тесно связано
с идейно-политической борьбой за применение конституционных поправок.
Оно способствовало углублению содержания программ и действий, направленных
на выполнение непосредственных и перспективных задач, поставленных
в Письме председателя Союза коммунистов Югославии и Исполнительного
бюро Президиума Союза коммунистов Югославии. И, наконец, вся деятельность
по выработке новой Конституции явилась вкладом в подготовку к Х
съезду СКЮ, была ее составной частью.
Общественное обсуждение явилось решительной
поддержкой идейно-политических основ проекта. Самое большое число
замечаний и предложений было направлено на то, чтобы положения Конституции
стали более ясными, эффективными и полными. Все предложения были
рассмотрены комисоией. В каждом случае, когда они содействовали
более ясному выражению конституционных принципов, Комиссия учитывала
их и вносила соответствующие изменения в текст. Некоторыми целесообразными
замечаниями и предложениями Комиссия не смогла воспользоваться,
так как они относились к вопросам, которые регулируются республиканскими
и краевыми конституциями или относятся к области законодательства.
Незначительное число замечаний и предложений
расходились с основной концепцией проекта, не соответствовали развитию
нашего общества на основах самоуправления. Конечно, такие предложения
не могли быть учтены Комиссией.
Кроме того, я должен подчеркнуть, что на основании
нового анализа и сведений, а также мнений, высказанных в процессе
общественного обсуждения, Комиссия пришла к заключению, что в проект
Конституции необходимо внести некоторые новые решения и таким образом
еще полнее и последовательнее выразить ее общую концепцию.
Как известно, президент Тито выступил с инициативой
и внес в Союзную Скупщину предложение приступить к изменению Конституции
СФРЮ и в связи с этим неоднократно говорил об идейно-политических
основах и значении конституционной реформы, а товарищ Кардель давал
подробные разъяснения исходных положений и принципов, на которых
основываются новые решения.
Разрешите мне теперь обратить ваше внимание
только на некоторые вопросы, связанные с предложенным проектом Конституции.
II
1. Глубокие изменения в социалистических
производственных отношениях на основах самоуправления, совершенные
новой Конституцией, являются основой, из которой вытекают и на которой
строятся все остальные изменения общественно-экономической и политической
системы.
На основании проекта Конституции общественно-экономический
строй „основывается на свободном объединенном труде с использованием
средств производства, находящихся в общественной собственности,
и на самоуправлении рабочих в сфере производства и распределения
общественного продукта в основных и других организациях объединенного
труда и в сфере общественного воспроизводства в целом". Кроме
того в Конституции утверждено неотъемлемое право рабочего „будучи
свободным и равноправным с другими рабочими, приобщенными к объединенному
труду, управлять своим трудом, условиями и продуктом своего труда".
Эти положения Конституции означают, по своей
сущности, ликвидацию любого вида монополии, на средства производства,
как частно-капиталистической, так и государственной, и приводят
к „обратному превращению капитала в собственность производителей,
но уже не в частную собственность разъединенных производителей,
а в собственность ассоциированных производителей, в непосредственную
общественную собственность"*).
Наша революция, последовательнее и полнее,
чем любая другая в истории, обеспечивает конституционной реформой
переход средств производства п руки объединенных рабочих, причем
они бы „относились к ним как к тому, чем эти условия являются па1ига,
т.е. как к своим собственным продуктам и предметным элементам своей
собственной деятельности"**).
*) К. Маркс, «,Капитал», т. III, стр. 450, Государственное
издательство политической литературы, 1950.
**) К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 26, стр. 283, Издательство
политической литературы, Москва, 1964.
Именно ликвидация отчуждения средств производства
от рабочих, превращение объединившихся рабочих в непосредственных
хозяев продукта своего труда, его условий — важнейший историческо-революционный
акт и базис, на котором основывается освобождение рабочего класса.
Капиталистический гнет, совокупная система капиталистической эксплуатации
и угнетения строились на том, что рабочий класс был лишен собственности
на средства производства, на противоречии между, — воспользуюсь
выражением Маркса, — осуществленным трудом и самим трудом, т.е.
живым трудом.
Такой марксистский взгляд на общественную собственность,
вернее слияние труда и собственности, определяет нашу концепцию
социалистических производственных отношений на основах самоуправления.
Но именно в связи с сущностью и характером общественной собственности,
т.е. характером прошлого труда, а также в отношении значения и характера
основной организации объединенного труда проявилось глубокое непонимание,
причем не столько в ходе общественного обсуждения, сколько в практической
деятельности по выполнению конституционных поправок.
Так как речь идет о существенных вопросах новых
производственных отношений, разрешите мне остановиться на некоторых
из них. Подчеркивается, что прошлый труд не создает стоимости и
поэтому не может быть фактором, основой или критерием размещения
и распределения общественного дохода, т.е. общественного продукта
прибавочного труда. Это было бы как бы капиталистическое отношение.
Такие воззрения выражаются и в отрицании права основной организации
объединенного труда на долю участия в доходе на основании объединения
средств, тогда как годовые проценты на средства, объединяемые и
хранимые в банках, если и не оспариваются, то допускаются как неизбежное
зло. Непонимание нового отношения к прошлому труду выражается и
в том, что „право на прошлый труд" сводится только к повышению
личных доходов и пенсий на основе трудового стажа и т.п.
Прошлый труд, в самом деле, не создает новую
стоимость, однако нельзя оставлять без внимания „стоимость прошлого
труда, которую он имеет для настоящего времени", как сказал
Маркс, значит, это — средства производства и материальные условия
труда, без которых не обойтись. Тем более, 13 этого не следует делать
вывода, что прошлый труд нужно отчуждать от живого труда, от рабочего,
вложившего этот труд.
Право рабочего на свой вчерашний труд, которым
он создавал средства для улучшения условий своего труда, повышения
его производительности, сокращения рабочего времени, улучшения условий
жизни, увеличения количества товаров потребления для сегодняшнего
дня — является реальным материальным интересом и стимулом сегодняшнего
труда и общественных накоплений. Лишаясь права на прошлый труд,
рабочий лишается собственных объективных условий труда, снова становится
наемным рабочим, пролетарием. Прошлый труд, отчужденный от рабочего,
превращается в силу, стоящую над рабочим, вместо того. чтобы стать
элементом силы рабочего. Такие отношения экспроприации и власти
над рабочим возникают не только на основе частно-капиталистической
собственности, но и в результате этатистского, технократического
и других видов отчуждения результатов труда.
На неотчуждаемости прошлого труда основываются
все важнейшие элементы реализации общественно-экономического положения
рабочего: во-первых, управление и распоряжение средствами производства
и самим производством, вернее продуктом прибавочного труда, что
является неотъемлемым правом объединенных рабочих в основных и сложных
организациях объединенного труда; во-вторых, распределение по труду,
а тем самым и по результатам деятельности в области управления,
следовательно, и самоуправления, являющегося составной частью производственного
процесса, что значит — на основании образцового хозяйствования в
управлении общественными средствами производства, в области накоплений
и инвестиций в целях расширения и подъема производства, как в собственной,
так и в других трудовых организациях; в-третьих, распределение путем
закономерности ценообразования совокупного общественного продукта
прибавочного труда между основными организациями объединенного труда
на основании их совокупного прошлого и живого труда; в-четвертых,
непосредственное участие рабочих в управлении системой отношений
в процессе общественного воспроизводства.
Для того, чтобы рабочий в реальных отношениях
в производственном процессе, в сфере обмена и распределения (значит
и потребления) ко всем общественным средствам производства и продукция
действительно относился как к своим, — он должен иметь такое же
отношение к той части этих средств, которые осуществляются и непосредственно
служат совместному труду в его основной организации объединенного
труда. Следовательно рабочий должен распоряжаться совокупным живым
и прошлым трудом, реализованным и накопленным в его основной организации
объединенного труда.
Не задерживаясь на критических взглядах, которыми
открыто отрицается право основной организации объединенного труда
на управление полученным доходом, а также категория рынка, остановлюсь
на позициях, считающихся с рынком и самоуправлением, но выдвигающих
при этом требование о так называемом выравнивании условии хозяйствования
путем цен, отвечающих произведенной стоимости, т.е. которые позволили
бы от дельным рабочим коллективам располагать только той частью
дохода, которая может считаться продуктом их труда.
Как известно, совокупный продукт прибавочного
труда, т.е. валовые общественные накопления могут путем цен в сфере
товарообмена распределяться между отдельными основными организациями
объединенного труда не только пропорционально живому труду, но и
на основании совокупного прошлого и живого труда. Это объективная
закономерность. В тесной связи с этой объективной закономерностью
происходит соответствующее распределение совместного продукта прибавочного
труда в результате объединения труда, средств, годовых процентов
и т.п.
Эта закономерность может быть нарушена только
путем субъективного, волюнтаристского принудительного управления
хозяйством, общественно-экономическими отношениями, следовательно,
если лишить рабочего и его основную организацию объединенного труда
всего или почти всего продукта прибавочного труда и передать его
в руки государства или какого-нибудь другого отчужденного центра,
чтобы потом снова административным или подобным путем распределить.
Это было бы возвращением к этатизму или технократизму.
Больше того, размещение общественного продукта
прибавочного труда в целях накоплений, служащих для расширенного
воспроизводства, не учитывающее накопленный прошлый труд (не учитывающее
разницу между средним органическим составом средств по отраслям
производства), было бы в принципе нерациональным в экономическом
отношении, нарушало бы равноправие рабочих в труде и противоречило
бы принципу распределения по труду. Кроме того, объединенные рабочие
и основная организация объединенного труда не могли бы быть носителями
функции и средств расширенного воспроизводства.
Стоимость продукции основной организации объединенного
труда это не только сегодняшний труд, но и прошлый труд ее рабочих.
Путем обмена своих изделий на изделия других организаций объединенного
труда рабочие „старую стоимость сохраняют именно тем, что они ее
увеличивают").
Следовательно каждая основная организация старается
путем реализованной стоимости, путем цены получить из совокупной
суммы общественных накоплений часть, соответствующую своему прошлому
и живому труду, т.е. вложенному в производство данного товара совокупному
труду. Это право основной организации на соответствующую часть общественных
накоплений находится в тесной связи с ее обязанностью производить,
увеличивать производство, совершать обычное и расширенное воспроизводство
в данной отрасли. Поэтому для нормального процесса производства
и расширенного воспроизводства необходимо учитывать существование
различных соотношений живого и овеществленного труда. Это не правоотношение
собственности. Это основа равноправия в совместном — общественном
труде, в котором сами рабочие в своей основной организации объединенного
труда являются носителями накоплений и расширенного воспроизводства.
Политика в области цен и кредитов, другие меры планового согласовывания
и определения условий хозяйствования и развития должны учитывать
эту объективную закономерность, опираться на нее и в то же время
контролировать ее воздействие.
Трудности, непонимание, противодействие, возникающие
в процесс конституирования основных организаций, а также сопротивление,
оказываемое технократическими, менаджерскими и бюрократическими
силами, по моему мнению, это — результат непонимания, что основная
организация объединенного труда является новым видом производственных
отношений, новой общественно-экономической категорией. Иногда основная
организация объединенного труда воспринимается в качестве простой
организационной комбинации, в то время как она является объективно
данной общественно-экономической категорией на нынешнем этапе развития
социалистических производственных отношений на основе самоуправления.
Мне кажется, что еще не понят до конца двойственный
и противоречивый характер основной организации объединенного труда.
Во-первых, в рамках совокупного объединенного труда, она — самоуправляемое
основное социалистическое трудовое содружество, основная ячейка
непосредственной кооперации, непосредственно объединенного труда
рабочих на основе использования средств производства, находящихся
в общественной собственности.
Во-вторых, организация объединенного труда,
и основная и сложная, — предприятие, т.е. самостоятельный производитель
товара, экономико-правовой индивид, который более или менее самостоятельно
выступает на рынке, в товарно-денежном обращении, в правовых отношениях.
В основной организации объединенного труда
и роль рабочего тоже носит двойственный, противоречивый характер.
Во-первых, он — свободно объединившийся производитель,
участник коллективного труда, который на основах самоуправления
непосредственно управляет, т.е. распоряжается условиями и продуктом
своего труда в основной организации. В таких условиях общественные
накопления и расширенное воспроизводство становятся сознательной
активностью рабочего в целях удовлетворения своих личных и общественных,
повседневных и перспективных материальных интересов. Во-вторых,
он — коллективный предприниматель, управляющий общественными средствами
производства и несущий экономическую ответственность за свои решения.
Он теперь как бы свой собственный коллективный предприниматель.
Первая из указанных особенностей и является
тем существенным, новым революционным социалистическим качеством,
которое нужно укреплять, распространять и углублять в процессе дальнейшего
развития.
Второй противоречивой особенностью являются
пережитки старого, но такие пережитки, которые не только неминуемы
и неизбежны до тех пор, пока существует товарный характер
производства, производство стоимости, но и в то же время являются
отражением и гарантией освобождения непосредственного производителя,
основой его самостоятельности и инициативы. Эта особеность является
видом осуществления освобождения труда и личности рабочего на основе
социалистического самоуправления. В качестве пережитков старого
она, безусловно, чревата определенными опасностями и отрицательными
тенденциями. Однако из-за этого не следует упускать из вида ее указанной
незаменимой положительной роли в подавлении новых форм отчуждения
и монополии, — этатистских, технократических и других.
В ответ на критику, что основная организация
объединенного труда означает распыление экономики, мы обязаны сказать,
что лишь с возникновением основной организации объединенного труда
наше хозяйство получает настоящую естественную основу, носителя
рациональной и устойчивой интеграции на основах самоуправления.
Ведь общественно-экономическое положение рабочего в основной организации
объединенного труда, и через ее посредство — в совокупных отношениях,
стимулирует и готовит рабочего к интеграции в прозиводстве, обороте,
научно-исследовательской деятельности и т.д. Интересы рабочих, объединенных
в основной организации объединенного труда, все больше укрепляют
его сознание, что успешное общественное воспроизводство, а тем самым
успешная работа его организации объединенного труда, требуют обеспечения
согласованности в совокупном процессе общественного воспроизводства,
устранения в товарном производстве автаркии и анархии. Таким образом
указанные противоречия разрешаются в процессе развития на основах
самоуправления, путем непосредственных связей трудящихся в процессе
труда и новых социалистических отношений между людьми, основанных
на взаимности и солидарности.
По своему характеру в качестве выражения новых
производственных отношений, по роли и функции рабочих в производстве
и совокупном общественном воспроизводстве и по тому, что принятие
решений в основной организации объединенного труда, по природе вещей,
вызывает в дальнейшем принятие решений во всех других формах объединения
труда и средств, основная организация объединенного труда не может
быть замкнутой, автаркичной организацией. Она на самом деле представляет
собой первичную ячейку единого организма объединенного труда, без
которой этот организм не мог бы в нынешних условиях функционировать.
Основная организация объединенного труда может существовать только
как часть этого организма. В ней рабочие осуществляют и распределяют
доход, являющийся частью валового общественного дохода, результатом
совокупного объединенного прошлого и живого труда. Она — вид
диалектического видоизменения „классического" автаркичного
предприятия.
В то же время указанные противоречия и их воздействие
необходимо постоянно подвергать общественному контролю и постепенно,
по мере создания объективных предпосылок, устранять их. Именно эти
противоречия предостерегают, что социалистические производственные
отношения не могут развиваться стихийно, и, что в наше время постоянная
организованная деятельность сознательных социалистических сил играет
решающую роль как в направлении общественного развития в целом,
так и в борьбе внутри основных организаций объединенного труда.
В каждой отдельной ячейке идет борьба между
старым и новым, также как и в масштабах всего общества. Организованая
деятельность социалистических сил должна обеспечить объединенным
рабочим условия, чтобы они везде были хозяевами условий, средств
и продукта своего труда. В противном случае могут возникать условия
для проявления групповых собственнических, технократическо-менаджерских,
и других искаженных отношений.
Указывая на характер борьбы рабочего класса
в настоящее время, товарищ Тито подчеркивает, что „существенным
элементом борьбы рабочего класса за осуществление принадлежащей
ему роли является обуздание этатистско-бюрократических, технократических
сил, находящих опору в остатках государственно-собственической монополии
и других ее видов". Следовательно, эти вопросы — важнейший
участок классовой борьбы рабочих, а осуществление указанных производственных
отношений является одной из крупнейших побед рабочего класса на
нынешнем этапе борьбы за социализм во главе с Союзом коммунистов
и товарищем Тито.
2. В проекте Конституции еще более четко
определены положения о самых различных формах объединения труда
и средств, образования обычных и сложных организаций объединенного
труда, интеграции сферы производства и оборота, о банках, страховых
объединениях и т.д. Банки создаются как совместные организации,
прежде всего, организаций объединенного труда; через банки они,
осуществляя контроль и соблюдая совместные интересы, объединяют
и распределяют свои средства. Сфера оборота определена на основании
Конституции как продолжение производственного процесса и составная
часть совокупного процесса воспроизводства.
Значительные изменения внесены в область удовлетворения
совместных и общих потребностей. Их финансирование осуществляется
из личных доходов и из доходов организаций объединенного труда,
в зависимости от назначения и целей, которым служат соответствующие
средства.
Предложенными конституционными положениями
вводятся меры против чрезмерного обременения личных доходов, а также
доходов организаций объединенного труда. Платежные обязательства
— налоги и сборы — утверждаются в зависимости от способности трудовой
организации обеспечить, на основании успехов ее работы, удовлетворение
личных и совместных потребностей рабочих, а также определенный уровень
расширенного воспроизводства.
3. Новыми конституционными положениями
в области общественной деятельности, в особенности путем дальнейшего
улучшения и ускорения развития самоуправляемых объединений, основанных
на общности интересов, обеспечивается последовательное осуществление
социалистических отношений и самоуправления в широких сферах человеческой
деятельности вне материального производства, изо-дня в день становящихся
все более значительными в жизни человека.
Классово-эксплуататорские отношения, монополистические,
технократические и этатистсюие тенденции в современных общественных
системах уже привели к тому, что большинство трудящихся в этих областях
подвергается все более суровой эксплуатации и лишено права на самостоятельную
деятельность и инициативу. С другой стороны, трудящимся, интересы
и потребности которых должны удовлетворяться через эти виды деятельности,
чаще всего отводится роль пассивного объекта, без подлинного влияния
на объем и способ использования средств, которые они сами дают в
целях развития указанных видов деятельности.
В результате развития самоуправления в этих
областях, в нашем обществе удалось подавить частично указанные тенденции
и урегулировать только некоторые из упомянутых проблем. Теперь,
когда на основании проекта Конституции формируются новые самоуправляемые
объединения, основанные на общности интересов, создаются все необходимые
условия для новых социалистических отношений на принципах самоуправления
как между трудящимися в указанных сферах деятельности, так и между
ними и теми, кто пользуется их услугами.
Создание указанных объединений позволяет освободиться
от бюджетно-административной зависимости и устранить отношения,
регулируемые законами рынка, где они действовали в извращенном виде,
открывается процесс свободного обмена труда, совершается непосредственная
оценка и согласование труда на основе общности интересов всех, кто
образует самоуправляемое объединение, создаются условия для установления
непосредственных отношений между людьми на основе взаимности и солидарности.
Путем свободного обмена труда осуществляется интеграция всех сфер
общественного труда — материального производства и других видов
общественного труда, формируется единый процесс общественного воспроизводства
и создаются условия для одинакового общественно-экономического положения
трудящегося во всех сферах объединенного труда. В этом смысле самоуправляемые
объединения, основанные на общности интересов, являются также формой
объединения труда, в особенности, когда речь идет об удовлетворении
потребностей и интересов воспроизводства в этих областях.
Проект конституции разрешает некоторые дилеммы,
которые возникали в связи с претворением в жизнь конституционных
поправок и на которые указывалось еще в ходе общественной дискуссии.
Четко установлено, что в определенных областях обязательно создание
самоуправляемых объединений, основанных на общности интересов, а
организованы они должны быть таким образом, чтобы могли принимать
участие в непосредственном самоуправлении и принятии решений в указанных
областях труда. Установлено несколько видов самоуправляемых объединений,
основанных на общности интересов, с учетом характера отношений,
методов удовлетворения потребностей и интересов каждой из них, а
также различного общего значения в сфере общественного воспроизводства.
4. В предложенных новых конституционных
решениях особое внимание уделено отношениям на селе, которые нашли
свое полное и четкое выражение в Конституции. Права и гарантии,
предоставляемые крестьянам, как индивидуальным сельскохозяйственным
работникам, обеспечиваются наосновании Конституции и членам их хозяйств,
занимающимся земледелием. Это дальнейший шаг к ликвидации пережитков
патриархальных отношений и, нередко, неравноправного положения на
селе членов семьи крестьянина.
Дополнены и определены положения, касающиеся
кооперативов; подчеркнуты добровольность и установление их внутренних
отношений на свободных началах; поощряются разные виды взаимного
сотрудничества крестьян, на основе объединения труда и средств,
в целях повышения производительности их труда и жизненного уровня.
Члены кооперативов на свободных началах регулируют
отношения в связи со средствами, которые вкладываются в кооператив,
они могут сохранить право собственности, или им выплачивается компенсация
за эти средства. Они имеют право на долевое участие в доходах кооператива
в зависимости от вложенных средств и труда. Часть дохода кооператива,
превышающая объем средств, принадлежащих членам кооператива на основании
труда и объединенных средств, служит в качестве общественной собственности
для развития кооператива. Крестьяне, как и трудящиеся, осуществляющие
доход на основе своего личного труда, имеют на основании Конституции,
в принципе, одинаковое общественно-экономическое положение и, по
существу, одинаковые права и обязанности, как и работники организаций
объединенного труда. Такие конституционные решения явятся дальнейшим
стимулом для развития сельского хозяйства, замледельческой кооперации
и социалистических отношений на селе.
5. В ходе общественного обсуждения с
особой силой было выражено требование о более четком урегулировании
планирования на основе самоуправления.
Конституцией определены основные принципы планирования,
которые должны разрабатываться путем принятия соответствующих законов,
дальше развиваться и дополняться по мере развития новых производственных
отношений. Планирование становится одним из существенных элементов
общественно-экономической системы. С помощью планирования на основах
самоуправления усиливаются прежде всего, общественная роль и прямое
воздействие непосредственного производителя на совокупный процесс
общественного производства за пределами его основной организации
объединенного труда. Планирование утверждается в качестве общей
обязанности, чего не было до сих пор.
Кроме того субъекты планирования обязаны согласовывать
свои планы между собой, а также с общественными планами общественно-политических
содружеств. Таким образом каждая организация в своей отрасли деятельности
содействует плановому направлению развития и сама развивается в
его рамках.
В целях укрепления взаимной ответственности
и плановой дисциплины на основании положений Конституции определено,
что трудовые и другие самоуправляемые организации и содружества
не могут односторонне расторгнуть взаимные обязательства, принятые
в целях выполнения совместного плана, в течение периода, на который
он утвержден.
Особо подчеркнута ответственность органов общественно-политических
содружеств, которые в рамках своих, Конституцией определенных прав,
принимают меры для выполнения плановых задач. С этой целью и ради
устранения осложнений на едином рынке Конституция предоставляет
общественно-политическим содружествам много разных
средств (в том числе и право на основании закона осуществлять обязательное
объединение средств в определенных, ограниченных целях), но только
не связанных с отчуждением средств основной организации объединенного
труда.
III
1. Общественное обсуждение поддержало
и подтвердило идейно-политическую основу предложенных изменений
и в политической системе. Единодушно поддержана сущность изменений,
в результате которых рабочий класс, в союзе с крестьянством и остальными
трудящимися, непосредственно осуществляет политическую власть. Политическая
система демократии на основах самоуправления и делегатской системы,
предложенная новыми конституционными положениями, открывает процесс
ликвидации исторического дуализма государства и общества, создает
возможности для нового типа интеграции сферы власти и сферы труда,
чем как писал Маркс, возвращается обществу контроль над отчужденной
политической властью.
Вся эволюция нашей политической системы—начиная
с народно-освободительных комитетов вплоть до сегодняшнего дня,
— невзирая на неравномерность развития, блуждания и застои, была
определена этой основной марксистской идеей. И хотя весь процесс
развития нашей политической системы, — от народно-освободительных
комитетов до сегодняшнего дня, — по сути своего основного направления
означал отрицание представительной системы, в нем постоянно проявлялись
значительные признаки представительно-посреднической демократии.
В Конституционном законе 1953 года, когда было
начато построение цельной системы социалистического самоуправления,
было выражено требование более решительного продвижения к непосредственной
социалистической демократии и системе скупщин. Серьезный шаг в этом
направлении означало введение института веча производителей и впоследствии,
в 1963 году — нескольких -веч трудовых содружеств.
За истекшее 20-летие скупщины все больше становились
формой интеграции самоуправления и политической власти. Тем не менее,
нашей политической системе не удалось окончательно выйти из рамок
буржуазного парламентаризма, невзирая на коренные изменения структуры
скупщин. Попытка путем создания веч трудовых содружеств выразить
в работе скупщин интересы „крупных сфер общественного труда",
не имеющая прецедента в истории представительных учреждений, была
доведена только до половины пути. В скупщинах продолжали существовать
политические веча с общей компетенцией, формировавшиеся на основании
общего политического представительства, причем я веча трудовых содружеств
образовывались не на делегатской системе, а на основе общих выборов.
Поэтому в них постоянно была выражена тенденция воспроизводства
классических отношений представительства, как в отношении избирателей,
так и в самом процессе принятия решений скупщинами.
Определенные элементы буржуазного парламентаризма
сохранялись и под воздействием некоторых тенденций в развитии общественных
отношений на основах самоуправления. Застой в развитии самоуправления,
усиление отчужденных центров технократического, менаджерского, а
также государственного экономико-политического могущества вызывали
тенденции бюрократизации общественных отношений и укрепления технократическо-бюрократической
монополии, а все это неизбежно отражалось на характере и функционировании
скупщин, приводя к ограничению их власти.
Исторический опыт говорит, что система представительной
демократии основана на таком типе производственных отношений, в
которых воплощена эксплуатация наемного труда капиталом. Основанное
на собственности монопольное положение капиталистического класса
в данных производственных отношениях получает свое выражение в политическом
господстве этого класса в сфере политических отношений и политической
власти.
В политической области изолированный эгоистичный
индивидуум может осуществлять свое представительство только путем
отчужденного посредника, общего представителя, выступающего в качестве
носителя каких-то вымышленных общих интересов. Функция политической
власти, в качестве выражения „единых общественных интересов"
и на этом основании — „законности" реальной власти буржуазии,
не может основываться на человеке как таковом, определенном совокупностью
общественных отношений, интересов, положением его класса. Поэтому
основой классической представительной системы и является „абстрактный
гражданин", воображаемый человек, взятый вне основных общественных
отношении, вне отношений в сфере производства, в которых он воспроизводится
в качестве общественного бытия.
Развитие парламентско-представительной демократии
подтверждает историческую ограниченность такой формы политического
строения общества. Самой природе парламентаризма присущ процесс
превращения представительных органов в „парламентские говорильни"
и перемещения центра политического могущества из представительной
в исполнительную сферу. Почти до конца доведен процесс монополизации
политической жизни сильными, централизированными и бюрократизированными
политическими партиями. Разные попытки исправить и преобразовать
буржуазные парламенты остаются бесплодными и безрезультатными в
силу реальности экономических и политических отношений, основанных
на интересах крупного капитала. Некоторые новейшие примеры из парламентской
жизни стран буржуазной демократии показывают, до какой степени выродились
и стали беспомощными представительные учреждения.
2. Настоящие конституционные изменения
означают крутой поворот в стремлении преодолеть буржуазный парламентаризм.
Исторически новая позиция рабочего класса в сфере политических отношений
обеспечивается путем предложенных конституционных решений, на основании
которых политическая система и вся политическая власть непосредственно
связаны с положением и интересами рабочего класса, крестьян и всех
остальных трудящихся, организованных на основах самоуправления и
политической власти.
Делегатский принцип является институтом, с
помощью которого обеспечивается именно такое положение объединенного
труда в сфере политических отношений. Речь идет о введении такой
политической системы, которая должна предоставить каждому трудящемуся,
организованному по экономическому и политическому принципу, возможность
самостоятельно принимать деятельное участие в политической жизни
и построении государства. Основой и сущностью политической системы
при социалистической демократии на основах самоуправления являются
не изолированное отдельное лицо, гражданин вне общественно-економических
отношей, определяющих его классовую принадлежность, а трудящиеся,
политически и на основах самоуправления объединенные в своих трудовых
организациях, местных содружествах и в общественно-политических
организациях, и, будучи тесно связанные между собой через свои делегации
и своих делегатов, осуществляющие власть и управляющие общими общественными
делами.
Содержание делегатской системы выражается в
формировании общественно-политического отношения между основанным
на самоуправлении базисом и центром политической власти общественно-политических
содружеств. Характерным для новой позиции делегатов является конституционное
положение, на основании которого делегаты в политической сфере руководствуются
указаниями своих самоуправляемых организаций и содружеств, а также
общими общественными интересами и потребностями.
Необходимой предпосылкой создания такой системы
политических отношений и обеспечения такой роли рабочего класса
являются, прежде всего, основанное на самоуправлении положение рабочих,
их всесторонняя деятельность в основных организациях объединенного
труда, введение предохранительных мер против любого вида монополии
и отчуждения продукта прибавочного труда, затем высокая степень
информированности и гласность работы, активность и инициативность
организованных сил общественного сознания. Без организованного воздействия
социалистического сознания, в особенности Союза коммунистов, в основных
естественных ячейках труда и общества вряд ли удастся претворить
в жизнь делегатский тип политической организации. Стихийность и
спонтанность привели бы к спекуляциям за счет рабочего класса и
его интересов, извратили бы делегатскую систему и сделали из нее
не инструмент рабочего класса, а средство узурпации и вмешательства
технократическо-менаджерских и бюрократических групп, способствовали
бы усилению других антисоциалистических сил.
Делегатская система должна позволить политически
и на основах самоуправления организованному рабочему классу „организоваться
как государство", как говорил Маркс, но такое, „которое большей
частью уже не является государством". Речь идет об особом типе
социалистического государства, исторической форме диктатуры пролетариата,
отвечающей нынешнему уровню развития социалистического самоуправления.
3. В ходе общественного обсуждения высказывались
замечания, несомненно, содействовавшие улучшению предложенных конституционных
решений. Но были и такие, которые, хотя на словах означали согласие
с основной идейной концепцией построения политической системы на
делегатском принципе, считали на самом деле эту систему одной из
форм косвенных выборов, более или менее косвенного участия в принятии
решений. Делегатская система воспринималась таким образом как нечто,
напоминающее „улучшенную форму" классической представительной
системы.
Такие идейно-политические концепции с особой
силой выражались в спорах о принятии решений прямым или косвенным
путем, которые механистически разделялись. При этом допускалась
опреде-леная вульгаризация взглядов, что непосредственное принятие
решений — это только личное высказывание на собраниях, референдумах
и т.п. Подобные ошибки допускаются и когда самоуправление „делится"
на ,,прямое" и „косвенное". Но ведь самоуправление как
таковое, может быть только непосредственным! Если оно „косвенное"
то это— смешение самоуправления и непосредственной деморкатии на
основах самоуправления с буржуазным парламентаризмом, или же речь
идет попросту о мелкобуржуазном анархизме.
Введение делегатской системы важно, прежде
всего, тем, что функция власти в широких общественно-политических
содружествах осуществляется не посредством общих политических представителей,
а путем такого типа политических учреждений, которыми в центрах
политической власти обеспечивается непосредственное присутствие
интересов, вытекающих из самого базиса общества.
Делегации и делегаты не являются общеполитическими
представителями, наделенными полномочиями общеполитического характера,
в которых отражены общеполитические права избирателей. Они являются
инструментом в руках политически и на основах самоуправления организованного
рабочего класса, выражением реальных интересов трудящихся, с ясной
и определенной ответственностью перед самими рабочими и всеми трудящимися
в их основных организациях и содружествах, перед обществом в целом.
Базируясь на ассоциации и свободной кооперации, на организованном
воздействии всех основных содружеств, делегации выступают в роли
коллективных носителей интересов указанных содружеств в широких
форумах власти. А поскольку сами делегаты являются составной частью
указанных содружеств, они, на самом деле, — носители собственных
интересов, а не представители интересов кого-либо другого.
4. Изменения, предлагаемые проектом
Конституции в системе скупщин, направлены именно к этой цели. Скупщины
должны быть конституированы 1аким образом, чтобы позволить делегациям
не только выражать, но связывать и согласовывать все виды интересов
политически и на основании самоуправления организованных трудящихся.
Это основные организации объединенного труда, местные содружества
а также общины, объединения, основанные на общности интересов, и
общественно-политические организации.
В целях упорядочения совокупной политической
системы, для осуществления всех общественно-важных интересов, проектом
Конституции более четко определяется и положение объединений, основанных
на общности интересов, т.е. положение собраний указанных объединений,
которое они занимают в системе скупщин. Основной замысел предложенного
решения, как указано и в ходе общественного обсуждения, в том, чтобы
исключить возможность всяких импровизаций в виде спорадического
или консультативного участия указанных объединений в работе скупщин.
Таким образом Конституцией закрепляются политические завоевания
трудящихся в области науки, образования, культуры, здравоохранения
и т. д. Их позиции в системе скупщин приобретают более реальный
характер.
Опыт развития нашей политической системы и
осознанный на протяжении всего периода развития характер политических
отношений на нынешнем этапе подтвердили, что совокупные реальные
общественные интересы трудящихся могут осуществляться в системе
скупщин только с помощью механизма делегаций и делегатов от основных
организаций объединенного труда, других основных самоуправляемых
организаций и содружеств, и что не могут допускаться спонтанность
и стихийности в сфере политической власти. В недостаточно развитом
обществе, в котором имеют место внутренние противоречия, необходимо
обеспечить полное сочетание личных и общих интересов общества, полное
слияние повседневных и исторических интересов рабочего класса.
В проекте Конституции сделана попытка разрешить
эту проблему созданием веча для выполнения политико-исполнительных
функций. Однако незавершенная концепция указанного веча вызвала
много недоразумений и была подвергнута критике в ходе общественного
обсуждения. Особенно ясно становилось то, что предлагавшееся вече
для выполнения политико-исполнительных функций, учитывая порядок
его образования и характер его полномочий, не смогло бы решить двух
проблем. Одна из них выражена в необходимости обеспечивать на демократической
основе в рамках скупщин воздействие организованных сил социалистического
общественного сознания в сфере политической власти, а вторая — в
необходимости ясного и точного определения положения исполнительных
органов в скупщинах.
Следовательно возникла необходимость, в целях
обеспечения основного направления развития социалистического общества,
в самом механизме работы скупщин, путем прямого участия организованных
сил социалистического сознания — Союза коммунистов и других общественно-политических
организаций в рамках Социалистического союза, обеспечить урегулирование
столкновений интересов на платформе прогрессивного, социалистического
развития с учетом долгосрочных интересов и исторической роли рабочего
класса.
С самого начала развития самоуправления перед
нами стоял очень важный вопрос о практическом определении роли организованных
социалистических сил, прежде всего Союза коммунистов Югославии,
по отношению к политической власти. В течение всего этого периода
мы старались, в связи с положением общественно-политических организаций
и политической власти, избежать два типа отношений, несоответствующих
самоуправляемому обществу. Одно из них это — анархо-либералнстическая
тендеция спонтанного, стихийного развития общества при социализме,
независимого от влияния организованного социалистического сознания,
а второе — бюрократическо-этатистская тенденция непосредственной
власти партийного аппарата с известной системой „трансмиссий".
Проявившееся на практике колебание между этими крайностями и вызвало
искусственную дилемму - вмешательства или невмешательства Союза
коммунистов".
Социалистическая система самоуправления, безусловно,
предполагает высокий уровень социалистического общественного сознания
и решающее влияние сознательного фактора СКЮ. Организованные силы
социалистического сознания, в особенности Союз коммунистов, не могут
быть лишены ответственности за осуществление стратегических целей
развития нашего социалистического общества. Проблема форм и методов
их воздействия при системе социалистического самоуправления и основанной
на самоуправлении непосредственной демократии заключается в том,
чтобы они были в достаточной степени эффективными и перед обществом
ответственными, чтобы ничем не угрожали развитию этих отношений,
а напротив, укрепляли и развивали их. Предложенная концепция общественно-политического
веча, в основу которой положен принцип непосредственного представительства
общественно-политических организаций в системе скупщин, должна укрепить
ответственность организованных сил социалистического сознания за
социалистическое развитие общества, сделать ее более непосредственной
и открытой.
В качестве доводов против этого веча указывалось,
что его введение означало бы недоверие к рабочему классу и его делегатам,
причем указывалось на опасность перехода к нему компетенции остальных
делегатских веч, однако критики не учитывали то, что именно спонтанность
и прагматизм неминуемо превратят веча объединенного труда и всю
скупщину в предмет спекуляций, в „трансмиссию" исполнительной
власти или центров могущества вне скупщины. В этом отношении общественно-политическое
вече, точнее порядок его образования и характер полномочий подтверждают,
что оно на нынешнем этапе нашей революции является необходимым элементом
совокупной системы скупщин.
Полномочия указанного веча вытекают из его
характера. На основании проекта Конституции оно участвует в решении
определенного круга вопросов, касающихся производственных отношений,
политической системы, охраны конституционного строя. Но его роль
должна проявляться также в постоянной и всесторонней политической
и творческой инициативе в скупщине.
В соответствии с такой структурой скупщины
Конституцией более четко определяется и положение исполнительных
органов власти. Во всех скупщинах общественно-политических содружеств
образуются исполнительные органы с точно определенными компетенциями
и ответственностью. Конституцией определяется их значение и утверждается
ответственность за состояние общества, а это значит как за проведение
политики скупщин и выполнение их постановлений, так и за инициативу,
подготовку проектов законов и других актов. Соответствующим образом
ясно и четко определяется также ответственность исполнительных органов
за выполнение полномочий, которыми они наделены.
На основании концепции интегрального самоуправления
развивается дальнейший процесс диалектического взаимосвязывания
государственно-политических и основанных на самоуправлении элементов
общества. С одной стороны, сужается компетенция государства путем
замены государственных функций „регулирующими мерами" свободного
объединенного труда, прежде всего основанным на самоуправлении взаимосогласованием
и общественными договорами, тогда как, с другой стороны, введением
делегатской системы меняется сама сущность государства.
В наиболее возможной мере экспроприируются
права и полномочия государства в исполнении обязанностей собственника
общественной собственности. В соответствии с возможностями политически
и на основах самоуправления организованного рабочего класса овладевать
условиями, средствами и результатами труда, осуществляется процесс
в котором государство превращается из отчужденной силы, стоящей
над обществом, в орудие самого общества.
Однако это не значит, что обесценивается роль
государства как инструмента, служащего рабочему классу для осуществления
и обеспечения социалистичекого развития страны па основах самоуправлення.
В результате противоречий, возникающих в развитии самоуправляемого
общества, могут возникать разные конфликты, искажаться социалистические
основанные на самоуправлении отношения, проявляться технократическо-бюрократическне
тенденции и т.п. Большую часть этих противоречий будут разрешать
сами участники самоуправления путем использования его механизмов.
Тем не менее, в определенных случаях государство должно воздействовать
путем административного принуждения, 'именно в целях охраны и обеспечения
свободного и полного развития самоуправления. В этом отношении проектом
Конституции государство наделяется новыми, более эффективными средствами,
чем раньше. Кроме того государство остается и далее непосредственным
исполнителем некоторых своих „классических функций", какими
являются охрана безопасности и целостности страны и т.п. В этих
областях положениями Конституции точно и ясно утверждена его компетенция.
Сформулированная новой Конституцией концепция
государства является глубокой критикой как этатистских, так и анархо-либералистических
воззрений, поскольку ставит в качестве центральной проблемы не вопрос
об усилении или ослаблении государства, а вопрос, отвечает ли совокупная
государственная организация функции, которую она должна выполнять
в целях развития социалистического самоуправления.
В соответствии с преобразованием общественных
отношений проведена реформа правосудия, введены суды самоуправления
на разных уровнях, затем институт общественного правозащитника самоуправления
и другие институты защиты самоуправления.
IV
В конституционно-правовом смысле отношения
в федерации отрегулированы, в основном, поправками 1971 года. Теперь
они частично дополнены, главным образом, в результате изменения
структуры Скупщины СФРЮ и определения ее компетенции. Развитие социалистического
общества на основах самоуправления, в особенности обеспечение такого
общественного положения рабочего класса, которое создает условия
для его господствующей роли в сфере экономических и политических
отношений, было неразрывно связано с введением нового типа отношений
и в самой федерации. Они строятся на основах, обеспечивающих полное
равноправие народов и народностей на принципах свободного взаимосогласования,
объединения и социалистического интернационализма.
Наша социалистическая революция подтвердила.
что внутренняя структура многонационального содружества не должна
оставаться „ненормальной или недостаточно развитой", несмотря
на то, что такая тенденция ясно выражена во всех федеральных творениях
в современных условиях ярко выраженной этатизации экономических
и политических отношений.
Подтвердилась тесная диалектическая взаимосвязь
между урегулированием отношений рабочего класса, его положения в
объединенном труде и системе политических отношений и урегулированием
межнациональных отношений на основах самоуправления. Только интересы
рабочего класса, как господствующей „нации в нации", содержат
диалектическое единство классовых и национальных интересов. Лишь
с возникновением таких общественных предпосылок окончательно создаются
все необходимые условия для самостоятельной национальной жизни и
свободного объединения на основах самоуправления в рамках нашего
многонационального содружества, а, как известно, все положения Конституции
проникнуты стремлением к тому, чтобы рабочий класс овладел совокупным
процессом общественного воспроизводства. В таких условиях выразителем
национальных интересов может быть только рабочий класс, равно как
все, что выражается и оформляется как национальный интерес, является
интересом рабочего класса данной нации.
Марксистский метод урегулирования отношений
класса и нации позволил нам поставить нашу федерацию и отношения
в ней на основу, не имеющую прецедента в истории федеральных государств.
Прежде всего, это отсутствие всякой майоризации между субъектами
нашего многонационального содружества в сфере политических отношений.
Новый тип отношений в федерации, основывающийся
на взаимосогласовании и договоренности, уважении различий и в то
же время на углублении взаимодоверия и солидарности, основы которых
заложены в совместной народно-освободительной войне и революции,
— создает условия для дальнейшего упрочения равноправия народов
и народностей, а это гарантия сплоченности и прочности нашей федерации.
Особенно важно в этом отношении вполне новое и не имеющее прецедента
решение, на основании которого республиканские скупщины выполняют
функции федерации во всех важнейших вопросах экономической политики.
Как предусмотрено Конституцией, Вече республик и краев, на основании
согласованности между республиканскими и краевыми скупщинами, принимает
общественный план, утверждает политику и принимает союзные законы,
которыми регулируются отношения в области денежной системы, выпуска
денег, валютной и внешнеторговой систем, кредитные и другие внешне-экономические
отношения.
Конституционная комиссия не могла согласиться
с высказанными в ходе общественного обсуждения взглядами, что доминацию
рабочего класса на уровне федерации, следовательно и роль рабочего
класса как сплачивающего и объединяющего элемента нашего многонационального
содружества, невозможно обеспечить одним взаимосогласованием между
республиками и краями, или что интересы класса и рабочих на уровне
федерации не должны выражаться только посредством интересов нации,
так что возникает необходимость выразить эти интересы особо. В этом
явно выражены воззрения, на основании которых механистически разделены
интересы класса от интересов нации и подчерктута необходимость образования
рабочего класса "in apstracto" и соблюдения его интересов,
в отрыве ог основных общественных отношений, в которых класс как
общественная категория удовлетворяет совокупные интересы. Два с
половиной года действия конституционных поправок подтвердили, что
углубились взаимодоверие, солидарность, братство и единство наших
народов, а это укрепило наше федеративное содружество.
Однако было бы равносильно утопии предполагать,
что механизм .взаимосогласования и договоренности между республиками
и краями будет действовать сам по себе, что не будут появляться
никакие затруднения, особенно в первое время, пока не приобретет
окончательные контуры вся система социалистических общественных
отношений, основанных на самоуправлении. В этом особенно велика
роль субъективных социалистических сил. Конституцией предусмотрены
механизмы для тех случаев. когда решения не могут быть приняты путем
взаимосогласования и договоренности между республиками и краями.
Конечно, необходимость принятия временных мер или сохранения существующего
положения, возникающая в тех случаях, когда своевременно не может
быть достигнуто решение путем взаимосогласования, остается слабостью
нашей политической практики, особенно в первое время, и с этим приходится
считаться.
Центральным вопросом обеспечения нормального
развития нового типа отношений в федерации является уровень развития
самоуправления в республиках и краях. Чем быстрее и полнее будет
развиваться самоуправление, становясь в республиках и краях господствующим
общественным отношением, обеспечивая демократические жизненные интересы
рабочего класса на всех уровнях, — от основных содружеств до республик
и федерации, чем быстрее удастся ликвидировать попытки монополии
этатистских и технократическо-менаджерских сил во всех республиках
и краях, тем быстрей смогут отношения в федерации развиваться без
всяких серьезных политических трудностей и конвульсий. Характер
конституционных решений в области производственных и политических
отношений создает общественные предпосылки для еще более определенной
конфронтации прогрессивных социалистических сил с различными консервативными,
националистическими и другими силами в собственной нации. Теперь
заметно уменьшились шансы различных консервативных и реакционных
сил на выдвижение своих собственных политических интересов под видом
национальных интересов Кроме того, для эффективного взаимосогласованно
и договоренности между республиками и краями в федерации должны
быть созданы способные. творческие, образцово организованные, располагающие
подготовленными кадрами исполнительные страны, планово-аналитические
и другие центры, которые способны вырабатывать соответствующие проекты
и платформы, на основании которых республики и автономные края смогут
легче договариваться и согласовывать свои позиции.
В проекте Конституции не предусмотрены особые
изменения основ конституционно-правового регулирования положения
Президиума Социалистической Федеративной Республики Югославии и
Президента республики. Исходя из исторической роли товарища Тито
в народно-освободительной войне, социалистической революции и послевоенном
строительстве, имея в виду общее настроение рабочего класса, крестьянства
и всех трудящихся, Конституция утверждает, что Скупщина СФРЮ может,
по предложению скупщин республик и скупщин автономных краев, избрать
товарища Тито Президентом республики без ограничения мандата.
V
Характер противоречий в так называемых развитых
"обществах изобилия" ставит снова один из основных вопросов:
каким образом сочетать мощное развитие производительных сил и все
более высокий уровень удовлетворения материальных потребностей человека
с гуманизацией общества, освобождением труда, социальной справедливостью
и ликвидацией всех видов политического господства. Вопрос самоуправления,
отношения и формы, которые будут применяться трудящимися в управлении
производством и распределением, вообще, вопросы поистине демократического
метода управления общественными делами являются ныне центральными
проблемами современного общества.
Тенденции развития отношений между нациями
в международной жизни, все более глубокий разрыв между развитыми
и неразвитыми странами и, наконец, нынешний все обостряющийся и
углубляющийся кризис международных экономических отношений также
подтверждают, что средствами империалистического государства, гегемонизма
и характерными для них методами больше не могут регулироваться отношения
между народами.
В таких условиях развитие нашего общества,
идущего по пути к социализму, идея всеобщего социалистического самоуправления
и нового типа федерации, получившая свое выражение в новой Конституции,
вызывают огромный интерес прогрессивных сил всего мира, как новейший
опыт рабочего класса в разрешении проблем современного мира. Югославское
многонациональное содружество по своему многообразию является как
бы миниатюрным миром. Решая свои собственные проблемы, оно вносит
вклад в практику международного рабочего движения, в его борьбу
за разрешение основных противоречий современного общества на прогрессивной,
демократической и гуманной, т.е. на социалистической основе. А это
возлагает на рабочий класс и, в особенности, на коммунистов Югославии
новую ответственность в претворении в жизнь новых общественно-экономических
и политических отношений на основах социалистического самоуправления,
закрепленных новой Конституцией.
VI
Товарищи депутаты,
Вся история развития нашей конституционной
системы подтверждает, что принципы Конституции мы определяли всегда
с учетом данной степени развития экономических и политических отношений,
что характер институтов нашего общества, мы приспосабливали, не
подчиняясь никаким схемам и догмам, к новым тенденциям и законам
развития общества, стремясь обеспечить условия для дальнейшего изменения
общественных отношений. В этом отношении новая Конституция отображает
новую реальную действительность. Но по объему и ширине охвата изменений,
она в то же время является революционной программой, борьба за осуществление
которой лишь предстоит. Ведь изменения старой структуры институтов
общества — не автоматический и не стихийный процесс. Напротив, глубокие
общественные преобразования всегда означают широкие возможности
для возникновения разрыва между характером нормативных решений и
достигнутых общественных отношений. Для претворения в жизнь конституционных
идей и норм, для их внедрения в реальные общественно экономические
и политические отношения потребуется очень сложная и большая работа
специалистов, а также законодательная, организационная и другая
деятельность на всех уровнях общества, — от федерации до основной
организации объединенного труда и местного содружества.
Особенно необходимой становится непрерывная,
непримиримая идейно-политическая борьба организованных социалистических
сил, во главе с Союзом коммунистов, за преодоление инерции консерватизма
и подавление сознательного отпора со стороны разных антисамоуправленческих
и антисоциалистических сил. Под этим подразумеваются не только известные,
существующие силы и центры отпора, какими являются технократизм,
бюрократизм и им подобные, или анархо-либерализм и прочие мелкобуржуазные
тенденции. В нашей общественной структуре, в результате разрешения
противоречий, возникающих в развитии нашего общества, будут зарождаться
новые явления отпора, с которыми силы социализма должны будут непрерывно
бороться.
При этом я полагаю, что самыми опасными для
нас являются не открытые противники самоуправления и социализма,
которые уже зарекомендовали себя таковыми и которых мы легко узнаем,
хотя их нельзя недооценивать. Таких все меньше и меньше. Самоуправление
уже пустило глубокие корни в сознании трудящихся, и мало таких,
кто осмеливается открыто выступать против. Поэтому гораздо опаснее
те силы, которые на словах за самоуправление, а на деле за технократизм
и бюрократизм. Опыт проведения в жизнь "рабочих" поправок
XXI и XXII показывает, как сильно могут расходиться слова и дела.
Поэтому нужно везде, как предостерегает президент Тито, настаивать
на соответствии слов делам. Ради полного оживотворения конституционных
идей и норм теперь становится очень необходимой и важной действенная,
практическая помощь рабочему классу. В ближайшее время это будет
важнейшим поприщем идейной и политической борьбы всех передовых
общественных сил во главе с Союзом коммунистов.
В строительстве новых общественных отношений,
несущих с собой и новые общественные противоречия, перед нашим обществом
будут неизбежно вставать новые проблемы, которые оно должно будет
разрешать. Поэтому мы должны всесторонне, на научной основе следить
за развитием общества, подвергать постоянному критическому пересмотру
собственную практику, вскрывать новые закономерности, возникающие
в новых отношениях, определять условия урегулирования этих проблем.
В организации, поощрении и направлении этой широчайшей творческой
инициативы становится незаменимой роль Союза коммунистов.
Претворение в жизнь новой Конституции и осуществление
господствующей роли рабочего класса во всех областях общественной
жизни будет иметь большое значение и для стабилизации экономических
процессов на длительный период, ибо станет новым толчком для развития
производительных сил, повышения общественной производительности
труда, содействуя в еще большей мере согласовыванию и направлению
процессов в сфере общественного воспроизводства.
В то же время необходимо оказать, что высокая
степень экономической стабильности — существенная предпосылка быстрого
и успешного проведения конституционной реформы. Учитывая тот факт,
что неустойчивые хозяйственные процессы могут вызвать не только
трудности в проведении конституционной реформы, но создать и непосредственную
угрозу, компрометируя тем самым принципы, на которых покоится конституционная
реформа, все мы обязаны самым решительным образом предпринимать
все, что необходимо и возможно в целях дальнейшей стабилизации экономики.
Перед нами выборы, означающие окончательный
разрыв с классическими формальными парламентскими выборами, и представляющие
собой совершенно новое положение общественно-политических отношений.
Выборы делегаций и делегатов, как и решение вопроса кадров в новом
общественно-политическом и государственном механизме является первой
проверкой нашей политической подготовленности к проведению новой
Конституции.
Десятый съезд Союза коммунистов Югославии мы
должны встретить, обогатившись крупным и драгоценным историческим
опытом на пути углубления социалистических отношений на основах
самоуправления.
Утверждением Конституции завершается второй
этап конституционной реформы, начатой три года назад. Это была интенсивная
теоретическая и практическая, идеологическая и политическая деятельность.
Одновременно со всеохватывающим обсуждением на первом этапе реформы
проводилась практическая проверка новых принципиальных положений.
Таким образом можно сказать, что в подготовке новой Конституции
участвовали миллионы трудящихся во всех районах страны.
Конституция является также результатом свободного
и равноправного взаимосогласования республик и краев, единодушно
признанным синтезом общих интересов наших народов и народностей.
По своему содержанию, по методам подготовки
и принятия настоящая Конституция поистине является грамотой самоуправления
и общественным договором, на котором основывается и строится наше
многонациональное социалистическое свободное содружество труда.
В то же время — это гарантия того, что с таким же единодушием будет
начато и ее претворение в жизнь.
От имени Комиссии по конституционным вопросам
предлагаю Вечу национальностей утвердить текст Конституции СФРЮ,
подготовленный указанной Комиссией в качестве Проекта Конституции
Социалистической Федеративной Республики Югославии.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
Раздел Первый СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Раздел Второй ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
Глава I Общественно-экономической
устройство
Глава II Основы общественно-политической
системы
Глава III Свободы,
права и обязанности человека и гражданина
Глава IV Конституционность
и законность
Глава V Суд и общественная
прокуратура
Глава VI Народная
оборона
Раздел Третий ОТНОШЕНИЯ
В ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Отношения в
Федерации
Глава II Права и обязанности
Федерации
Раздел Четвертый
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Скупщина Социалистической
Федеративной Республики Югославии
Глава II Президиум
Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава III Президент
Республики
Глава IV Союзное исполнительное
Вече
Глава V Союзные органы
управления
Глава VI Союзный суд,
Союзная прокуратура и Союзный общественный правозащитник самоуправления
Глава VII Конституционный
суд Югославии
Глава VIII Торжественное
заявление
Раздел Пятый ИЗМЕНЕНИЕ
КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
Раздел Шестой ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Объяснение отдельных
терминов и понятий используемых в Коституции СФРЮ
Публикуется с издания: Конституция Социалистической
Федеративной Республики Югославия. Белград, "Борба", 1974.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!