Известность, популярность для артиста опасны. Предложений множество— кино, телевидение, эстрада, но нужно уметь отказаться, уметь отобрать необходимое. Телефонные звонки, интервью, заседания, но нужно сохранить силы для творчества, для основного. А как быть со зрителями, с людьми, оборачивающимися на улице? Вначале это льстит, забавляет, потом начинает утомлять. Но как же быть, если в глазах у этих незнакомых людей благодарность?
Все эти проблемы, бесспорно, стоят перед Олегом Янковским. Однако меня не тревожит мысль, что он возгордится, закрутится, заштампу-ется. Спасет его от этих бед растущее чувство ответственности. Ответственности за каждую роль, за каждый поступок перед множеством зрителей, людей пусть незнакомых, но знающих тебя и образующих для тебя высокое понятие — народ.
Янковский играет много. Чаще всего без сложного грима, без наклеек, париков, в сво ем собственном обличье. И это может привести к повторениям, к штампам. Но образы у Янковского получаются несхожие, разные.
С чего начался его успех? Видимо, со счастливой внешности. Роль молодого немца в картине режиссера В. Басова «Щит и меч» привлекла внимание потому, что очень уж обаятелен оказался худенький, стройный и легкий юноша с большими, ясными глазами, в которых так и сверкали искорки иронии.
Первая большая и сложная роль — кинооператор Некрасов в фильме «Служили два товарища». Приключенческий сюжет был оттенен ностальгической иронией, а Янковскому удалось показать, как русский интеллигент пришел к революции.
Количество ролей росло. Кое-что проходило незаметно. Интересен был образ молодого парня в «Чужих письмах» режиссера И.Авербаха. Это был шаг к созданию отрицательного героя. Такого шага побаиваются актеры, укрепившиеся на позициях обожаемых героев. Янковский не побоялся и был награжден за храбрость. Ролью стопроцентно положительной. Образ Соломахина в кинофильме «Премия» драматурга А. Гельмана и режиссера С. Микаэляна настолько удался, что А. Гельман развил его в следующем сценарии, и Янковский сыграл положительного героя в фильме «Обратная связь» в более активном и развернутом варианте. И уже никто не удивлялся сложности последующих работ Янковского. Спившийся спортсмен в фильме С. Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». Плохой он или хороший? Вначале артист показывает безволие, пошлова-тость, а затем вдруг обнаруживается душевная тонкость, незащищенная доброта. А герой фильма А. Балаяна «Полеты во сне и наяву» и того сложнее. Много в этом «очаровательном неудачнике» раскрывается опасных, губительных качеств. Создан характер острый, проблемный.
Играя в кино современников, на телевидении Янковский и режиссер М. Захаров создали ряд фильмов, образы которых, осененные прекрасной литературной традицией, позволили артисту развернуть свои способности, свои разнообразнейшие краски. Здесь и гротеск, и ирония, и прямое озорство, и печальный лиризм, и даже глубинные звучания трагического.
И все же главным достижением артиста нужно считать роль Ленина в спектакле «Синие кони на красной траве». Здесь максимальная сдержанность, предельная устремленность в достижении сложнейшей цели — показать мысль, страстность, убежденность вождя.
Р. ЮРЕНЕВ, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор
фото Н. Гнисюка Журнал Кругозор, № 4 за 1983 г.
НАВЕРХ
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!
|