Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда украинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


советские женщины - Галина НЕСТЕРОВА




Венгрия, о конституции Венгрии

О конституции Венгерской Народной Республики

 

1. Освободительная миссия Советского Союза и его Вооруженных Сил, разгромивших в ходе второй мировой войны фашистских агрессоров, открыла для Венгрии, как и других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, путь независимого и демократического развития. В стране под руководством рабочего класса развернулась народно-демократическая революция, которая постепенно переросла в социалистическую. Трудовой народ Венгрии приступил к созданию основ социалистического общества, задача построения которого была сформулирована в Программном заявлении Венгерской партии трудящихся в июне 1948 года.

Завоевания первого этапа революции нашли отражение в Законе I 1946 года о государственной форме Венгрии. Этот закон упразднял формально существовавшую в стране монархию и провозглашал Венгрию республикой. В законе определялись организация и компетенция высших органов государства — Национального Собрания, Президента и Правительства, провозглашались основные демократические права и свободы граждан. Но в нем отсутствовали положения об общественном строе Республики, ибо процесс структурных преобразований находился еще в начальной стадии.

Закон о государственной форме 1946 года разрабатывался и применялся в условиях, когда силы буржуазной реакции еще располагали определенным весом на политической арене, а по итогам выборов 1945 года даже имели большинство в парламенте (оно было утрачено в итоге выборов 1947 года). Однако эти силы постепенно теряли поддержку избирателей, и в результате выборов 1949 года представительства в парламенте они уже не получили.

2. Переход к строительству социализма ознаменовался разработкой и принятием 18 августа 1949 г. нового основного закона — Конституции Венгерской Народной Республики (Закон XX 1949 года), вступившей в силу 20 августа (этот день стал в Венгрии национальным праздником). Конституция закрепила итоги осуществленных к тому времени политических и социально-экономических преобразований и создала правовую базу для развертывания социалистического строительства. Как отмечается в венгерской литературе, при подготовке Конституции был использован опыт Конституции СССР 1936 года.

Конституция 1949 года провозглашала Венгрию народной республикой, в которой вся власть принадлежит трудовому народу. Она отражала вступление Республики на путь социалистического развития, указывая в преамбуле, что венгерский народ, обогащенный опытом социалистической революции 1919 года, начал закладывать основы социализма.

Закрепляя проведение революционных социально-экономических преобразований, Конституция ВНР 1949 года устанавливала, что основная часть средств производства является общественной собственностью, а экономическая жизнь определяется государственным народнохозяйственным планом. Вместе с тем, отражая существовавшую в переходный период многоукладность экономики, Конституция определяла, что средства производства могут находиться также в частной собственности, но частная собственность и частная инициатива не должны причинять ущерба общественным интересам. «Трудовой народ, — говорилось в Конституции, — постепенно вытесняет капиталистические элементы и последовательно строит социалистическую систему хозяйства» (§ 4, абз. 2). В Конституции указывалось, что Республика признает и обеспечивает право трудящихся крестьян на землю и считает своей обязанностью содействовать социалистическому развитию сельского хозяйства, в частности путем поддержки производственных кооперативов, действующих на основе добровольного объединения и коллективной работы.

Конституция ВНР 1949 года закрепляла создание нового, социалистического по своей сущности государственного аппарата, деятельность которого ставилась на службу интересам трудового народа. Основу этого аппарата образовали представительные органы трудящихся — Государственное Собрание в центре и Советы на местах, избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Высшим органом власти являлось Государственное Собрание. Конституция 1949 года упразднила пост Президента Республики, передав функции главы государства Президиуму Народной Республики — коллегиальному органу, которому поручались также функции высшей государственной власти в период между сессиями Государственного Собрания. На принципиально новых основах строилась система местных органов власти: Советы явились демократическими органами государственного руководства, которые, как указывалось в Конституции, «непосредственно опираются на население, обеспечивают активное участие, инициативу и контроль трудящихся в осуществлении государственной власти на местах» (§32, абз. 1).

С установлением власти трудящихся и проведением глубоких социально-экономических преобразований стало возможным обеспечение гражданам широких демократических прав и свобод. Конституция ВНР 1949 года закрепляла право граждан на труд, на отдых, на образование, равноправие граждан, свободу слова, печати, собраний, объединений, личные свободы. Права и свободы граждан обеспечивались необходимыми материальными гарантиями, объем которых соответствовал возможностям периода строительства основ социализма.

Закрепляя право граждан на объединение, Конституция 1949 года подчеркивала, что Венгерская Народная Республика опирается на организации сознательных трудящихся. В Республике развернули широкую деятельность профсоюзы, демократические женские, молодежные и другие массовые организации, которые объединили свои силы в демократическом Народном фронте. В него входили наряду с Венгерской партией трудящихся другие демократические партии, очистившие свои ряды от реакционных элементов; в начале 50-х годов они слились с Народным фронтом и прекратили свое существование.

Со времени вступления в силу Конституции 1949 года в ее текст было внесено свыше 20 частичных изменений и дополнений. Закон IV 1950 года привел органы правосудия в соответствие с системой Советов. Закон VIII 1954 года внес уточнения в организацию и полномочия Советов, а также в полномочия высших органов государства по руководству деятельностью Советов. Закон II 1957 года дал новое название Правительству — «Венгерское Революционное Рабоче-Крестьянское Правительство (Совет Министров)». Неоднократно изменялся §24 Конституции, содержавший перечень министерств, а Закон II 1957 года определил, что этот перечень устанавливается особым законом.

Воспользовавшись ошибками прежнего партийного и государственного руководства и опираясь на поддержку империалистических сил извне, антисоциалистические силы Венгрии организовали в 1956 году контрреволюционный мятеж. Его подавление революционными силами страны во главе с марксистско-ленинским авангардом при интернациональной помощи Советского Союза создало благоприятные условия для успешного продолжения социалистического строительства. На базе Венгерской пар- I тии трудящихся была создана Венгерская социалистическая рабочая партия, ставшая признанным руководителем трудового народа.

3. В начале 60-х годов в Венгрии были достигнуты решающие успехи в социалистическом преобразовании общества. Укрепился государственный сектор в экономике, завершилось кооперирование сельского хозяйства. Были ликвидированы эксплуататорские классы, упрочился союз рабочего класса с крестьянством и другими трудовыми слоями населения. Из страны аграрно-индустриальной Венгрия превратилась в индустриально-аграрную с крупной социалистической промышленностью и развитым сельским хозяйством. Значительно вырос материальный и культурный уровень жизни трудящихся.
IX съезд Венгерской социалистической рабочей партии (1966 г.) констатировал, что в стране заложены основы социализма и она вступила в этап полного построения социалистического общества. В связи с этим было указано на необходимость отразить происшедшие изменения в Конституции*.

X съезд Венгерской социалистической рабочей партии (1970 г.) вновь указал на необходимость изменения основного закона, отметив при этом, что речь идет не о новой Конституции, а о внесении существенных изменений и дополнений в действующую. «Цель этих изменений в Конституции, — говорилось в решении съезда, — закрепить достижения нашего общественного развития, и прежде всего то, что в стране созданы и окрепли основы социализма... В соответствии с этим изменения в Конституции должны служить делу укрепления социалистического характера государства, дальнейшего развертывания социалистической демократии и развития нашего госу дарства»** .

Внесению изменений в Конституцию предшествовали реформа избирательной системы ВНР и принятие нового закона о Советах. По существу, это были решения конституционного значения. Поскольку Закон III 1970 года, внесший изменения в действовавший избирательный закон, и Закон I 1971 года о Советах отступали от действовавших в то время конституционных положений, предусматривая введение косвенных выборов в столичный и областные Советы и упразднение районных Советов, эти законы принимались по процедуре изменения Конституции.

В июне 1971 года Государственное Собрание образовало комиссию по подготовке изменения основного закона. Комиссия разработала проект новой редакции Конституции и направила его для обсуждения в общественные и научные организации (Всевенгерский совет Отечественного народного фронта, Центральный совет профессиональных союзов, Bсe-венгерский кооперативный совет, Президиум Венгерской академии наук и др.), а также в исполкомы столичного и областных Советов. С учетом их замечаний проект был доработан, одобрен в основном Пленумом ЦК ВСРП 15 марта 1972 г. и опубликован для информации общественности 26 марта 1972 г. Новая редакция Конституции Венгерской Народной Республики была единогласно принята 19 апреля 1972 г. Государственным Собранием как Закон I 1972 года.

4. Конституция Венгерской Народной Республики в редакции 1972 года отражает главные черты современного этапа социалистического строительства. В расширенной преамбуле Конституции констатируется, что венгерский народ заложил основы социализма и в стране господствуют социалистические производственные отношения. «Венгерский народ, сплотившись в национальном единстве, — говорится в преамбуле, — трудится для полного построения социализма». Конкретизируя эту цель, Программное заявление Венгерской социалистической рабочей партии, принятое XI съездом ВСРП (1975 г.), указывает, что перед трудящимися Венгрии стоит задача — сделать новый шаг вперед по пути строительства социализма, создать в стране развитое социалистическое общество и тем самым еще ближе подойти к коммунизму***.

Действующая редакция Конституции определяет ВНР как социалистическое государство. По-прежнему закрепляя принадлежность власти трудовому народу, Конституция подчеркивает, что руководящим классом общества является рабочий класс, который осуществляет власть в союзе с кооперированным крестьянством, совместно с интеллигенцией и другими трудовыми слоями общества (§ 2, абз. 3). В этом положении отражена и новая социальная структура общества, в которой уже нет эксплуататорских классов. По данным на 1985 год, к рабочему классу принадлежит сейчас 56% самодеятельного населения Венгрии, кооперированное крестьянство составляет 14%, интеллигенция — 8%, служащие — 18%, а около 4% трудящихся — мелкие товаропроизводители, ремесленники и торговцы.

Закрепляя, как и ранее, представительную форму осуществления трудящимися государственной власти — через избранных и ответственных перед народом посланцев, Конституция ВНР в редакции 1972 года предусматривает и непосредственную форму, устанавливая, что граждане участвуют в управлении общественными делами также непосредственно по месту работы и жительства.

Новая редакция основного закона четко фиксирует, что руководящей силой общества является марксистско-ленинская партия рабочего класса (§3). В Венгрии сформировалась однопартийная система. Как отмечалось на XII съезде ВСРП (1980 г.), партия намечает основные направления и главные задачи строительства социализма, опираясь на научную теорию марксизма-ленинизма, исходя из реальной ситуации в обществе, учитывая мнение и предложения народа. Свою руководящую роль партия выполняет прежде всего путем идейного воздействия, методами убеждения, с помощью политической и организаторской работы, путем мобилизации масс. Партия рассматривает свою работу как служение народу, она направляет, но не приказывает, руководит, но не господствует, осуждает даже малейшие злоупотребления властью****.

Составная часть политической системы социализма — общественные организации трудящихся. Конституция ВНР в редакции 1972 года гарантирует им участие в социалистическом строительстве, особо отмечая роль Отечественного народного фронта и профессиональных союзов. По данным на 1985 год, в стране действует более 5 тыс. комитетов Отечественного народного фронта, в которые избрано 97 тыс. граждан. Движение Отечественного народного фронта, организующее всенародное обсуждение вопросов, отраслевые форумы, выступает важным фактором общественной жизни, участвует в разработке решений по важнейшим политическим и социально-экономическим проблемам. Профсоюзы — самая массовая организация трудящихся, охватывающая 4,4 млн. человек; они объединены в 19 отраслевых профсоюзов. ВСРП считает необходимым участие профсоюзов в разработке политики, доведении этой политики до широких масс и ее претворении в жизнь. Венгерские профсоюзы участвуют в осуществлении власти.

Конституция ВНР в редакции 1972 года закрепляет основные задачи социалистического государства как внутри страны, так и на международной арене. Особо отмечены задачи Республики по укреплению дружбы со странами социализма. «Социалистическое государство, — указывалось на XIII съезде ВСРП (1985 г.), — и впредь будет играть важную и незаменимую роль в защите нашего конституционного строя, социалистических завоеваний внутри страны и извне, в организации экономического и культурного строительства и руководстве им»*****. На современном этапе своего развития венгерское социалистическое государство по своему классовому содержанию является государством диктатуры пролетариата. В ходе социалистического развития общества по мере стирания различий между классами будут укрепляться общенародные черты социалистического государства, отмечается в Программном заявлении ВСРП. С созданием развитого социалистического общества государство диктатуры пролетариата постепенно превратится в общенародное социалистическое государство, руководящей силой которого останется рабочий класс.******

Закрепляя господство социалистических производственных отношений, Конституция ВНР в редакции 1972 года устанавливает, что основой экономического строя является общественная собственность на средства производства, все формы которой Республика развивает и охраняет. Уточнены положения о государственном народнохозяйственном планировании, о труде как основе общественного строя.

Отражая существо проведенной в ВНР экономической реформы, действующая Конституция фиксирует основной принцип функционирования государственных предприятий и хозяйственных организаций — самостоятельное распоряжение вверенным им достоянием на основе определенных законом способов и ответственности. Большое внимание в Венгрии уделяется развертыванию внутризаводской демократии, которая позволяет трудящимся активно участвовать в управлении, способствует развитию творческого характера труда, повышению эффективности хозяйствования, воспитанию у трудящихся чувства ответственности.

Исходя из того, что кооперативы являются частью социалистического общественного строя, Конституция ВНР в редакции 1972 года определяет: государство поддерживает кооперативное движение, обеспечивает самостоятельность кооперативов и способствует развитию социалистических принципов их деятельности (§ 10). Партия и государство стимулируют развитие кооперативной демократии. В рамках собственного самоуправления члены кооперативов пользуются правом участия в принятии решений, в управлении и контроле.

Конституция закрепляет признание государством общественно полезной хозяйственной деятельности мелких производителей, оговаривая вместе с тем, что частная собственность и частная инициатива не должны наносить ущерба общественным интересам.

Конституция ВНР в редакции 1972 года подробно регулирует организацию, компетенцию и принципы деятельности государственных органов. Вся система этих органов по-прежнему возглавляется Государственным Собранием, которое определяется как верховный орган государственной власти и народного представительства. Его компетенция существенно расширена. Право законодательной инициативы наряду с Президиумом ВНР, Советом Министров и депутатами предоставлено комиссиям Государственного Собрания. Депутаты Государственного Собрания могут обращаться теперь с вопросами не только к Совету Министров и. его членам, но и к Президиуму ВНР, государственным секретарям, Председателю Верховного Суда и Генеральному прокурору. В период, когда Государственное Собрание не заседает, его полномочия, за исключением изменения Конституции, осуществляет Президиум Венгерской Народной Республики, избираемый Государственным Собранием из своего состава. Конституционные полномочия Президиума по замещению Государственного Собрания в ВНР значительно шире соответствующих полномочий подобных Президиуму органов в других социалистических странах. На практике, однако, Президиум ВНР не пользуется теми правами, которые в других социалистических странах отнесены к исключительной компетенции верховных представительных органов (принятие народнохозяйственного плана, государственного бюджета и т. п.).

Конституционный статус Правительства Республики после новеллиза-ции основного закона в 1972 году не претерпел существенных изменений. Оно вновь стало называться Советом Министров. Вместе с тем значительно расширен конституционный перечень его полномочий по сравнению с редакцией основного закона 1949 года. Наряду со статусом министров — членов Правительства — новой редакцией Конституции определен и статус государственных секретарей — руководителей ряда общегосударственных органов, подчиненных Совету Министров, но не входящих в его состав.

Конституция ВНР в редакции 1972 года воспроизвела принципиальные положения Закона I 1971 года о Советах, хотя и не содержит их общего определения. Закон I 1971 года определяет их как органы народного представительства, самоуправления и государственной администрации, действующие на основе демократического централизма и осуществляющие власть народа. Согласно Конституции, Советы выполняют свои задачи при активном участии населения, опираясь в своей работе на общественные организации и сотрудничая с неподведомственными Совету органами.

Система Советов в Венгрии является двузвенной, включающей: 1) местные Советы в селах (для нескольких сел может быть создан общий Совет), крупных селах, городах и районах столицы; 2) областные и столичный Советы. По данным на 1985 год, в Венгрии насчитывается более 1,5 тыс. местных Советов, 17 областных и столичный Совет. В их состав избрано 74 тыс. членов и резервных членов.

Совет имеет довольно широкую компетенцию. В отличие от большинства других социалистических стран, где исполнительный орган общей компетенции в период между сессиями представительного органа может осуществлять компетенцию последнего, кроме его исключительных полномочий, в Венгрии Совет сам решает, какие из своих неисключительных полномочий он передает своему исполкому. В то же время исполком имеет собственную компетенцию, которую осуществляет самостоятельно. Совет может лишь ходатайствовать перед вышестоящим органом об отмене акта исполкома, принятого в осуществление этой компетенции.

XIII съезд Венгерской социалистической рабочей партии отметил, что местные Советы, будучи составной частью социалистического государственного аппарата, играют выдающуюся роль в решении общественных задач. Нужно и дальше, отмечалось на съезде, повышать самостоятельность Советов, их ответственность и заинтересованность в хозяйственной деятельности*******.

Конституция ВНР в редакции 1972 года уточняет главные задачи, основные принципы организации и деятельности судебных органов, а также задачи и принципы организации прокуратуры.

Построение основ социализма в ВНР нашло отражение в конституционных формулировках, определяющих основы правового положения личности. В начале главы об основных правах и обязанностях граждан закреплено положение о том, что ВНР уважает права человека (§ 54, абз. 1). Если первоначальная редакция Конституции большинство прав и свобод гарантировала трудящимся, то по действующей редакции Конституции права и свободы гарантируются гражданам (согласно тексту Конституции, трудящимся принадлежит только право создавать массовые организации и массовые движения). Конституция закрепляет равноправие граждан и устанавливает, что регулирование их основных прав и обязанностей может осуществляться только законом. Согласно Конституции, гражданские права должны осуществляться в соответствии с интересами социалистического общества, а осуществление прав неотделимо от исполнения гражданских обязанностей.

Перечень конституционных прав и обязанностей граждан существенно расширен. В частности, закреплено право каждого гражданина участвовать в управлении общественными делами, равно как и его обязанность добросовестно выполнять общественные поручения. Зафиксировано право граждан вносить в государственные и общественные организации предложения, представляющие общественный интерес. Провозглашено право граждан на жизнь, физическую целостность и охрану здоровья. Гарантирована свобода творческой деятельности в области науки и искусства. Укреплены материальные и юридические гарантии прав и свобод граждан.

Конституция ВНР в редакции 1972 года закрепила принципы реформы избирательной системы. Установлено, что на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании избираются депутаты Государственного Собрания и члены сельских, городских и районных (в Будапеште) Советов. Членов областных Советов избирают городские и сельские Советы, а членов столичного Совета — районные Советы. Предусмотрена возможность досрочного отзыва депутатов Государственного Собрания и членов Советов.

5. За время действия Конституции ВНР в редакции 1972 года изменения в нее вносились трижды.

Законом I 1975 года увеличен срок полномочий представительных органов с 4 до 5 лет и тем самым приведен в соответствие с периодичностью съездов ВСРП и пятилетних планов социально-экономического развития. Соответственно изменились и сроки полномочий образуемых представительными органами других государственных органов.

Существенные изменения в Конституцию внесены Законом II 1983 года. Он закрепил введение дальнейших новшеств в избирательную систему, суть которых сводится к тому, что наряду с баллотировкой кандидатов в избирательных округах при выборах в Государственное Собрание часть кандидатов баллотируется по всевенгерскому списку. Так, на выборах 1984 года 352 депутата избирались по округам и 35 — по всевенгерскому списку (в него включались видные партийные, государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства). В каждом избирательном округе по выборам в Государственное Собрание и Советы баллотируются как минимум два кандидата на одно место. Отзыв депутатов Государственного Собрания, избранных по всевенгерскому списку, производится самим Государственным Собранием по предложению Все-венгерского совета ОНФ.

Законом II 1983 года закреплено упразднение районов и повышение роли городских и сельских Советов. Закон предусмотрел введение в состав Совета Министров председателя Центрального комитета народного контроля, расширил полномочия государственных секретарей. Кроме того, этим законом учрежден Конституционно-правовой совет, который избирается Государственным Собранием и осуществляет контроль за конституционностью правовых актов и директив (кроме актов самого Государственного Собрания, Президиума ВНР и Верховного Суда).

Законом VI 1985 года внесено дополнение в Конституцию, предоставившее Государственному Собранию право кооптации депутатов вместо выбывших, избранных по всевенгерскому списку.

Конституция Венгерской Народной Республики в редакции 1972 года с последующими изменениями и дополнениями служит важнейшей политико-правовой основой укрепления и развития социалистического строя, развертывания социалистической демократии, совершенствования законодательства.

6. В заключение необходимо сделать несколько замечаний относительно перевода некоторых венгерских конституционных терминов. Так, венгерское название верховного представительного органа — «orszaggyiiles» — буквально означает «Собрание страны», или «Всевенгер-ское Собрание». Однако в советской печати уже 30 лет употребляется менее точный перевод «Государственное Собрание»; этот перевод не только стал традиционным, но вошел уже в официальные документы и поэтому сохранен в настоящем издании. По той же причине сохранен и перевод названия другого высшего органа ВНР — Президиума Республики (венгерский термин «Elnoki Tanacs», строго говоря, означает «Президентский Совет» и так переводится на некоторые другие языки). Нужно оговорить и перевод венгерского термина «torvenyereju rendelet», означающего буквально «постановление с силой закона»; в интересах удобства в настоящем издании этот термин переведен как «законодательное постановление».

 

* См.: IX съезд Венгерской социалистической рабочей партии. М., 1967, с. 178.

** X съезд Венгерской социалистической рабочей партии. М., 1971, с. 205 — 206.

*** См.: XI съезд Венгерской социалистической рабочей партии. М., 1975, с. 227.

**** См.: XII съезд Венгерской социалистической рабочей партии. М., 1981, с. 123.

***** XIII съезд Венгерской социалистической рабочей партии. М., 1985, с. 19.

****** См.: XI съезд Венгерской социалистической рабочей партии, с. 231.

******* См.: XIII съезд Венгерской социалистической рабочей партии, с. 20.

 

И.П. Ильинский
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 

 

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу о Венгрии


Интересное

Актерская судьба Евгения Урбанского


Фильму Семнадцать мгновений весны 48 лет


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

По хорошей цене сантехнические перегородки для санузлов для всех клиентов.

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru