Уважаемые советские гости! Дамы и господа!
Этот день знаменует для нас осуществление важной цели. Произошло второе рождение Сайменского канала. Сейчас мы являемся свидетелями воплощения в реальность того, о чем еще десять лет назад говорили как о несбыточной мечте.
Идея, соединения огромной водной системы Сай-маа непосредственно с Финским заливом родилась уже несколько веков назад и оставалась актуальной, несмотря на неудавшиеся попытки ее осуществить. Скалы и горы Финляндии в те времена препятствовали осуществлению любой попытки проложить канал. Лишь к середине прошлого века труд, техника и дерзания человека принесли результаты. Саймен-ский канал был создан 112 лет назад под руководством Ларса Габриеля фон Гартмана. Великое национальное творение, самая большая из строек, предпринятых к тому времени финским народом, было завершено, и канал оказал неоценимую услугу экономике восточной Финляндии в течение более чем восьмидесяти лет.
Если вспомнить многовековую историю идеи строительства канала, то не удивительно, что вскоре после заключения мира возникли планы восстановления разрушений, принесенных несчастной войной, и ввода канала вновь в эксплуатацию. Снова реализуется идея об использовании Сайменского канала. Что было разрушено мечом, воссоздано мирным трудом.
Этот торжественный день одновременно означает окончание одного и начало другого этапа. Сейчас канал готов для эксплуатации. Проведена нужная техническая и политическая подготовка. Теперь самой важной на очереди является основная цель: использование таким образом водной магистрали, чтобы она наиболее эффективно служила экономике нашей страны.
Когда 7 сентября 1856 года состоялось открытие старого Сайменского канала, в газетах писали, что восточная Финляндия сделала большой шаг к сближению с другими районами страны. Транспортное сообщение, которое было весьма слабо развито в восточной части страны по сравнению с остальной Финляндией, благодаря каналу коренным образом улучшилось. Это остается справедливым и сегодня. Сейчас, после реконструкции, канал свяжет экономический район восточной Финляндии еще теснее не только с другими районами нашей страны, но и с остальным миром и всей международной торговлей.
Место торжественного открытия старого Сайменского канала было по традиции того времени украшено мифическими образами, среди которых были: бог морей Нептун со своим трезубцем, бог торговли Меркурий с рогом изобилия и играющий на кантеле Вяйнямёйнен, изображающий созидательные силы народа восточной Финляндии. И действительно, старый канал оправдал все ожидания. Одним словом, он преобразовал экономику восточной Финляндии. С того времени, разумеется, транспорт сильно развился и транспортные средства стали более разнообразными. Однако опыт других стран показывает, что транспортировка по каналам по-прежнему имеет большое значение. И в настоящий момент мы ожидаем и надеемся, что канал окажет оживляющее воздействие на экономику восточной Финляндии и всей страны в целом. Мы верим в предприимчивость и творческое воображение финнов, живущих в восточных районах, при помощи которых — я в этом уверен — новые экономические возможности, открывающиеся благодаря каналу, могут быть сполна использованы на благо как этого экономического района, так и всей страны.
Одна из финских газет во время открытия канала в 1856 году писала: «Транспортные пути не только связывают различные области страны, они также объединяют их друг с другом». Это замечание стало еще более верным в наши дни. Границы, даже самые спокойные границы между дружественными соседними народами, символизируют разделение, транспортные пути же, пересекающие границы, являются символом сотрудничества между народами. Это особенно видно на примере Сайменского канала.
«Реконструкция Сайменского канала — результат дружбы народов Финляндии и Советского Союза» — высечено на монументе, который был открыт в честь канала несколько часов назад в советской зоне, предоставленной теперь в аренду Финляндии. Дружба между Финляндией и Советским Союзом сделала возможными почти уникальные в своем роде организационные мероприятия, позволяющие эксплуатировать часть канала, находящуюся на территории другого государства. Обоюдное доверие и дух доброго сотрудничества помогли преодолеть препятствия на пути активной экономической деятельности, воздвигаемые уже самой природой межгосударственных границ. Мы прекрасно знаем, что соглашение об аренде Сайменского канала и последовавшая затем работа по его реконструкции являются не единственным примером преодолевающего барьеры границ сотрудничества между Финляндией и Советским Союзом в области экономики. Финны построили электростанцию и провели другие строительные работы на советской стороне. Между нашими странами существуют соглашения, в частности касающиеся рыболовства и оленеводства. Торговля между пограничными областями Финляндии и Советского Союза развивается к взаимному удовлетворению сторон. Это лишь некоторые примеры сотрудничества в экономической области.
Легко заметить, что в отношениях между народами проявляется своего рода закон аккумуляции, или наращивания. Успех общего дела, являющийся результатом хороших отношений, в свою очередь дает новые возможности дальнейшего развития этих отношений. Происходит нечто вроде накопления капитала хорошей дружбы, который отличается тем, что при его использовании этот капитал возрастает. Договор об аренде Сайменского канала и его реконструкция свидетельствуют всему миру о том, что Финляндия и Советский Союз хотят и могут жить в условиях настоящего мирного сосуществования. Развитие дружественных отношений между Финляндией и Советским Союзом прошло стадию торжественных речей и формальных заверений. Здесь, на Сайменском канале, оно закреплено в бетоне и высечено в граните.
Сейчас, когда завершено строительство канала, мы воздаем должное труду и профессиональному мастерству тех мужчин и женщин, которые выполнили эту действительно огромную и трудную задачу. Они сокрушили преграды, созданные природой, и покорили главные стихии — землю и воду, подчинив их воле человека. Реконструированный Сайменский канал стал прочным монументом, олицетворяющим одновременно и труд и дружбу.
Пусть процветают судоходство и торговля на Сайменском канале, пусть он приносит изобилие и благополучие восточной Финляндии и всей стране, и пусть сотрудничество на канале и впредь будет служить укреплению дружбы между народами Финляндии и Советского Союза!
По книге: Урхо Калева Кекконен. Финляндия и Советский Союз. М., 1975.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!