Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские новогодние открытки 1988-го года


советские женщины - Аделя Ага Кеждар кызы РЗАЕВА




Франция, О Франции и французах, Ароматы Франции


Сергей Зыков

Ароматы Франции

 

Знаете ли вы, что такое «Нос»? Нос с большой буквы, «ле Нэ» по-французски? Признаюсь, я также этого не знал, пока однажды не посетил Федерацию парфюмерных компаний. Там нам показали удивительную коллекцию. На мраморной каминной полочке в уютном салоне красовались желто-розовые носы в натуральную величину. Это были реликвии: слепки носов самых знаменитых «Носов» — персон очень важных и почитаемых, чьи таланты прославили на весь мир французскую парфюмерию.

«Нос» — главный парфюмер, или «композитор», как его официально называют. Он своего рода генеральный конструктор, который «сочиняет» духи, создавая из десятков ароматических веществ новые, оригинальные, обладающие уникальным ароматом смеси. У всех парфюмерных фирм есть свой «Нос», свой главный «композитор».

В Париже, когда говорят о парфюмерах и их искусстве, пользуются терминами, заимствованными из музыкального лексикона. Разбирая качества тех или иных духов или одеколонов, говорят об их «звучании», «тональности», «нотах», «акцентах», «нюансах», «гаммах», «тембре» и так далее.

Увидев коллекцию носов, я, естественно, осведомился, нельзя ли познакомиться с кем-либо из их живых обладателей. Мне любезно ответили, что это невозможно. Секреты парфюмерных фирм охраняются как государственная тайна. Рецепты изготовления духов и косметических изделий хранятся в сейфах под семью замками. Не дай бог, какой-нибудь конкурент «вынюхает» волшебную формулу! Потому засекречены и сами «Носы». Они состоят на службе частных компаний и вместе с изобретенными ими рецептами и формулами являются в какой-то степени их собственностью.

Порядок, в сущности, обычный на Западе. Кто авторы бесчисленных новинок, поступающих на рынок? Кто «нарисовал» последние модели автомобилей «Ситроена» или «Пежо»? Кто изобрел всевозможные аппараты, выпускаемые фирмами «Филиппе» или «Браун», «Мулинекс» или «Ка-лор»? Широкая публика никогда не узнает их имен. Другое дело, если тот или иной изобретатель откроет собственное предприятие. Тогда созданная им фирма будет носить его имя и уже для него будут творить другие обреченные на безвестность конструкторы, «композиторы», создатели новых изделий...

Французские фирмы выглядят карликами по сравнению с американскими гигантами. Но выпускаются ли за океаном духи, способные конкурировать по своим качествам с парижскими? Любой беспристрастный специалист ответит вам, что нет. Французские духи! «Кристиан Диор», «Шанель», «Ланком», «Герлэн», «Пату», «Нина Риччи». Они почти так же известны за рубежом, как Эйфелева башня.

Основная база французской парфюмерии — средиземноморское побережье с его теплым климатом и богатейшей флорой. Тысячи крестьянских хозяйств живут цветоводством. Есть кооперативы, специализирующиеся на выращивании цветов для продажи,— они транспортируются отсюда самолетами во все уголки Европы. Один из них, около городка Ване, возглавляемый Жаном Морелем, не раз посылал тысячи красных гвоздик в Москву в подарок советским женщинам в день 8 Марта и делегатам съездов КПСС. Большинство же крестьян Лазурного берега поставляет цветы предприятиям Грасса, этой колыбели французской парфюмерии.

Кропотлив и тяжел труд цветовода. Особенно сбор цветов, не поддающийся никакой механизации. Им занимаются прежде всего женщины. Чуть свет они отправляются в сады и на плантации. В белых косынках, с подвязанными к поясу холщовыми сумками, срывают в зависимости от поры цветения головки роз, жасмина, флёр д'оранжа, гвоздик. За час можно собрать не больше 500 граммов лепестков. Заработки очень низкие. Предприятия ссылаются на высокую себестоимость их продукции. Чтобы получить килограмм эссенции жасмина, нужно от 8 до 10 тысяч цветков. Из тонны лепестков розы можно извлечь 1,2 килограмма абсолютной эссенции, а из такого же количества флёр д'оранжа — вдвое меньше.

В Грассе, излюбленном художниками городе, изготовлением ароматических веществ занимались еще прапрадеды нынешних парфюмеров. Десятки кустарных мастерских уступили сегодня место нескольким технически отлично оборудованным предприятиям.

Мы побывали на одном из них, принадлежащем фирме «Рур Бертран Дюпон». Представитель администрации рассказал нам, что потребность в цветочном «сырье» непрерывно растет. И Лазурный берег уже не может поспеть за этим ростом. Низкая оплата не очень стимулирует крестьян, а площади садов и цветочных полей сокращаются. Побережье усиленно застраивается. Его чудесный климат влечет сюда французских, английских, американских, западногерманских миллионеров. Предприятия Грасса вынуждены ввозить все больше цветочного сырья из-за рубежа. Они завели теперь свои филиалы и плантации в Испании, Турции, Марокко.

— Грасс не случайно считается мировым центром парфюмерии,— сказал наш собеседник.— Шесть десятых нашей продукции идет на экспорт. Советский Союз — один из наших постоянных клиентов. Покупая наши изделия, он продает нам свои эссенции и масла, и мы очень довольны установившимися деловыми отношениями.

Если Грасс — основной производитель полуфабрикатов, необходимых для изготовления парфюмерии и косметики, то «столицей духов» неизменно является Париж. В городе и его окрестностях расположены фабрики и лаборатории — святая святых главных парфюмерных фирм. Проникнуть туда нелегко. Компании не любят допускать посторонних в овеянные легендами храмы аромата. Нам, однако, была предоставлена такая возможность.
Фирма «Духи Кристиан Диор» относительно молода, она возникла после войны.

— Чем вы объясняете ваш успех? — спросили мы ее коммерческого директора Пьера Эбера.

— Трудно ответить в двух словах. Главное, как мне кажется, это то, чтобы духи отвечали вкусам, требованию времени. Они, как музыка, должны звучать верно, в тон современности. Когда женщины носят брюки, им уже не могут нравиться духи, пусть даже отличные, которыми душились в пору длинных юбок, тяжелых платьев. Наши «Носы» нашли тогда эту нужную «ноту». Так было и с последующими марками. Мы не спешим, не гонимся за количеством названий. За четверть века «Кристиан Диор» выпустила лишь пять сортов духов.

Другое необходимое условие — «презентация» духов. Форма и упаковка флаконов имеют, подчеркнул наш собеседник, огромное значение для обеспечения успеха новинок. Париж, город художников и декораторов, искусных мастеров, работающих «на моду», с их столетними традициями, в этом отношении идеальное место. Наконец, реклама — «двигатель торговли» в мире жестокой конкуренции. А она, говорит Пьер Эбер, стоит дорого. Если взять продажную стоимость французских духов, то, исключив огромные сборы и налоги, окажется, что меньше ее половины, иногда лишь одна треть, падает на сами духи. Остальная, большая часть,— расходы на «презентацию» и рекламу.

Парфюмерия и косметика предназначены главным образом для женщин. И изготовляются они преимущественно женскими руками. Начиная со сбора цветов и кончая упаковкой готовых изделий. У конвейеров трудятся работницы в белых халатах, занятые розливом духов и одеколонов, раскладкой и упаковкой тюбиков с губной помадой, баночек с кремами. Ряд операций механизирован, но многое делается вручную. Духи не сигареты, пояснили нам, фирма хочет, чтобы коробочки с парфюмерией как бы хранили «тепло женских рук». Достигается это немалой ценой: работа однообразная, утомительная, отупляющая.

Свыше восьмисот человек работает на фабрике, откуда ежедневно более ста тысяч коробочек с названием «Кристиан Диор» отправляются в десятки стран мира. Ежемесячно для упаковки используется 735 километров лент и 32 гектара целлофана.

На фешенебельных улицах Парижа есть витрины, как магнит притягивающие к себе женщин (и возбуждающие у их спутников — мужчин желание прибавить шагу). Витрины фирменных парфюмерных магазинов конкурируют по своей соблазнительности с ювелирными и модными. На фоне бархата и шелка сверкают в лучах света флаконы разной формы, цвета и размера, от крохотных, для дамских сумок, до огромных рекламных хрустальных бутылей. Этикетки с броскими названиями фирмы крепко, навечно приклеены к флаконам, а вот на указателях цен цифры выведены миниатюрными знаками. Очевидно, чтобы не отпугнуть покупателя. Хорошие французские духи стоят безумно дорого и доступны отнюдь не каждому.
Белые, розовые, фиолетовые, желтые флаконы... В составе изделий лучших парфюмеров имеются и ароматические вещества, полученные из Советского Союза.

Добрые отношения, установившиеся между нашими странами, позволили создать в 1969 году общество СОГО. Часть акций принадлежит советским внешнеторговым организациям — Всесоюзным объединениям «Союзхимэкспорт», «Мед-экспорт», «Союзпромэкспорт». С французской стороны в общество вошли фирма «Александр Гобер» и три брата Гобер. СОГО продает эфирные масла, синтетические душистые вещества и другую продукцию наших предприятий, а покупает сырье и полуфабрикаты для нужд советской парфюмерной, косметической, пищевой, химической промышленности. О целесообразности создания общества говорят цифры: 8 миллионов рублей торгового оборота в первый год ее существования и свыше 50 миллионов рублей пять лет спустя.

Идея продвижения советских духов во Франции выглядела по меньшей мере весьма смелой. Но не утопической. В 1973 году в Париже состоялся первый международный салон парфюмерии и косметики — СИПЕГ. Выставленные нашей страной изделия, в частности духи «Восторг», «Надежда», «Ярославна», получили высокую оценку. Особое впечатление на посетителей советского павильона произвел кусок драгоценной амбры весом в 42 килограмма.

Руководители СОГО настроены оптимистически. Они уверены, что советская парфюмерия найдет спрос во Франции. Общество СОГО способствует обмену информацией и опытом между советскими и французскими парфюмерами. Дело, естественно, касается не тайн, хранимых засекреченными «Носами», а главным образом техники производства полуфабрикатов, новейших процессов экстракции масел и эссенций.

Прославленная французская парфюмерия — предмет национальной гордости французов. И можно лишь радоваться тому, что деловое советско-французское сотрудничество распространилось и на эту область.

 

Страсбургские умельцы - Назад

Далее - Париж вчера, сегодня и завтра

 

 

Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу раздела о Франции


Интересное

Крым на открытках 1956 года


Всенародный любимец советского кинематографа Павел Кадочников


Новое на сайте

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

09.03. новости - Валентин Черных. Мастер сценария, сотворивший шедевры советского и российского кино

08.03. новости - Георгий Георгиу. Харизматичный и невероятно талантливый актер советского кино

07.03. новости - «Иллюзион». История легендарного кинотеатра

27.02. новости - «Широка страна моя...» - инновационный фильм советской эпохи

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru