Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Кристель Боденштейн. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


У карты мира - Колумбия (1976 г.)




ФРГ, Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года), Культура. Традиции и современность — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

Культура. Традиции и современность — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)

В культуре современного населения ФРГ еще сохраняются некоторые старые традиции, унаследованные от прошлого. В то же время за период существования западногерманского государства стали вырабатываться и некоторые новые черты культуры, отличающие ее от культуры других экономически развитых капиталистических стран Европы. Эти специфические особенности проявляются в быту и общественной жизни, в системе образования и научных исследований, в современной литературе и искусстве.

Из-за бурно проходящего процесса урбанизации, интенсивно проникающего в бы г, многие старые традиции населения ФРГ, особенно в их материальной культуре — жилище, одежде, пище, постепенно отмирают. В настоящее время и в сельской местности распространяется городской образ жизни.

Преобладающей формой поселения в ФРГ уже давно стал город, а точнее — крупная городская агломерация. ФРГ — страна старинной городской культуры. Самые старые ее города возникли еще в годы Римской империи на месте римских укреплений — например, Трир, Бонн, Кёльн. В средние века на перекрестке важных торговых путей появились многие торговые центры, в частности Франкфурт-на-Майне, вольные ганзейские города Гамбург и Любек. Многочисленную группу составляют города, образовавшиеся возле древних крепостей — бургов или позднее замков, которые придавали им особый колорит. Особенно много таких крепостей было построено по Рейну, который всегда был важным стратегическим рубежом.

Длительной феодальной раздробленностью объясняется формирование многих региональных центров — главных для «своего» района, примерно равнозначных по масштабам — при отсутствии единого доминирующего центра. Таковы, например, появившиеся еще в XVI— XVIII вв. княжеские резиденции — Карлсруэ, Мангейм, Мюнхен.

В период капитализма стали быстро расти города возле промышленных предприятий (например, города Рура). С конца XVIII—начала XIX в. в жилых кварталах таких городов стали строить большие многоэтажные кирпичные дома, квартиры в которых сдавались внаем. В XX в. этот тип жилища широко распространился и стал в городе обычным. В развитых промышленных районах, подобных Рурскому, города образуют почти сплошной, непрерывный массив. Жилые кварталы здесь отличаются большой скученностью застройки, почти полным отсутствием зелени.

В небольших провинциальных городках еще сохраняются следы старой сельской планировки: центральная рыночная площадь (прежде луг), на которой расположены церковь, школа и другие общественные здания, и хаотически группирующиеся вокруг нее дома или же ради* усами расходящиеся в разные стороны улицы.

В средние века переселявшиеся в город сельские жители приносили с собой и свои строительные навыки, поэтому старые сельские и городские постройки по внешнему виду и конструкции имеют много сходных черт.

В прошлом в немецких городах и селах, как и во многих других европейских странах, преобладала рамная, или каркасная, строительная техника, так называемый фахверк: стены домов сооружались из толстых деревянных брусьев (вертикальных, горизонтальных и наклонных), промежуток между которыми заполнялся глиной, плетнем, камнем, а с XIX в., как правило, кирпичом. Часто каркас служит своеобразным декором дома, и целые кварталы каркасных построек с темным переплетом брусьев на белом фоне шту- тсатурки, покрывающей кирпичи, с белыми наличниками и яркими цветами на подоконнике выглядят очень живописно. Теперь кварталы таких домов можно еще увидеть в старой части Любека, небольшом тихом городке Целле на севере, в Ротенбурге. Иногда и новые дома такой же конструкции «вписываются» в старые кварталы. В больших городах сохранившиеся кварталы старых каркасных построек находятся как бы в тени стандартизованных высотных зданий.

Естественно, что современную застройку городов во многом определяют их сегодняшние функции Например, Дюссельдорф и Франкфурт — деловые центры международного масштаба—застроены высотными зданиями банков и монополий и имеют наиболее интернациональный облик. В городах искусств — Мюнхене и отчасти в Кёльне в центре сохраняются еще исторические кварталы со многими памятниками архитектуры и искусства, а на периферии преобладает высотная застройка. В промышленных городах — Людвигсхафене и Леверкузене выделяется несколько зданий господствующих в них монополий. Рурские города сохранили монотонность и некоторую казарменность застройки, жилые районы здесь перемежаются промышленными.

Типы сельских поселений в ФРГ очень разнообразны. Они обусловлены чаще всего или рельефом местности, или направлением хозяйства, занятием жителей. На севере и на юге, в горных районах, издавна был распространен хуторской тип поселения; среди гор в уединенных хуторах жили, например, мельники, лесничие. Но значительная часть хуторов появилась позднее, в капиталистическую эпоху. Их возникновение было связано с социальным расслоением деревни и выделением кулацкой верхушки. Древним считается распространенный в стране кучевой тип поселений. Кучевых деревень особенно много на западе и в Верхней Баварии. В эту группу входят и так называемые вейлеры, возникшие в капиталистическую эпоху как выселки из деревень или же как небольшие индустриальные поселки вокруг промышленного предприятия. В равнинных областях встречаются деревни кругового плана, в которых дворы окружают центральную площадь или луг. Во многих местах страны вдоль дорог, берегов рек и озер можно видеть рядовые деревни, возникшие еще в эпоху раннего средневековья. Но явно преобладают почти во всех районах — особенно возле крупных промышленных городов более позднего происхождения — уличные деревни.

Кое-где в деревнях можно еще увидеть старые, традиционные постройки, придающие своеобразный колорит той или иной местности. На севере — в Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейне встречается нижненемецкий тип дома. Это большая прямоугольная одноэтажная постройка, в которой жилые и хозяйственные помещения объединены под одной очень высокой вальмовой или двускатной крышей, опирающейся не на стены, а на особые столбы внутри дома. На фронтонной стороне дома находятся большие двустворчатые ворота, ведущие на обширное гумно, по обеим сторонам которого расположены стойла для скота. В противоположной от ворот части дома находятся жилые помещения, теперь отделенные от хозяйственных капитальной перегородкой. Стены такой постройки имеют каркасную конструкцию. Ныне зажиточные хозяева используют обычно старые дома для хозяйственных нужд, а для семьи строят рядом новый кирпичный дом. Иногда же большой дом перегорожен на жилье для двух-трех семей бедняков.

В центральных областях страны наиболее распространен средненемецкий тип дома. В отличие от предыдущего хозяйственные постройки в нем расположены отдельно, окружая двор в виде буквы «П» или «Г». Жилая часть иногда имеет два этажа.

В горных районах Верхней Баварии, в Шварцвальде и сейчас еще повсеместно распространен альпийский тип домов — большие квадратные в плане двух-трех- этажные постройки, где под одной крышей находятся и жилые и хозяйственные помещения. Наиболее старые дома — срубные или из местного серого камня. Для альпийского дома характерны выступающие балки крыши, балконы с деревянной оградой на втором этаже, уставленные горшками и ящиками с яркими цветами герани.

Однако в последние десятилетия даже в сохранивших традиционный облик деревнях происходят большие перемены. Они связаны прежде всего с изменением социального состава сельского населения. Теперь многие сельские жители заняты в промышленности (у себя «дома», если в деревне осела какая-либо фабрика, или в городе, куда ежедневно приходится ездить на работу), а также в обслуживании туристов и отдыхающих. Многие деревенские жители совсем переселились в город. В то же время все чаще горожане бегут в пригороды от городского шума, запыленности и суеты. В последние годы около крупных городов вдоль автострады или дороги нередко можно видеть много таких домов переселившихся в деревню обеспеченных, зажиточных горожан, а рядом маленькие деревенские «гаетштетте» (отели и кафе). Популярным стал призыв «проводить каникулы на крестьянском дворе». Нередко старые дома сдаются внаем отдыхающим или пенсионерам, а некоторые из них превращаются в маленькие лавки для продажи сувениров или в декорированный под старину кабачок. Такое обслуживание туристов дает дополнительный источник дохода для местных крестьян.

В пригородах больших городов, в промышленных урбанизированных районах преобладающим типом постройки становится стандартный дом, выстроенный из кирпича, с двускатной черепичной крышей. Но в нем сохраняется некоторая свойственная старым домам специфика. Она проявляется, например, в форме крыши, в расположении и устройстве окон и дверей и даже при всей Модернизации интерьера в некоторых национальных особенностях внутренней планировки и убранстве комнат.

Как ни странно, но в таком высокоразвитом индустриальном государстве, как ФРГ, в некоторых местностях еще сохраняется народная одежда. В праздничные дни в отдаленных, изолированных районах можно и в наши дни увидеть красочные народные костюмы. Их цвет, отделка, украшения сильно варьируют по областям, но основные черты покроя одинаковы. Так, мужской национальный костюм состоит из светлой рубахи, жилета, длинного широкополого кафтана с обшлагами на рукавах и с большими карманами (или же короткой суконной куртки), узких штанов до колен, чулок или гетр и башмаков с пряжками. Основные части женского костюма — это белая кофта с рукавами, узкий темный корсаж-лиф со шнуровкой спереди и с глубоким вырезом, который закрывают различными вставками, нагрудниками или платком, короткая в сборку широкая юбка и фартук. Рабочий фартук шился из дешевого синего или полосатого материала, а праздничный— из шерсти или шелка и отделывался многоцветной вышивкой или тесьмой.

В протестантских областях в одежде преобладают более темные, приглушенные тона, для католического юга характерны яркие цвета — синий, красный, зеленый.

Из областных вариантов народной одежды особенно интересен сельский баварский костюм, во многом сходный с австрийским тирольским. У мужчин это короткие, до колен, кожаные или суконные штаны, украшенные цветным, чаще зеленым, шнуром, белая рубашка с обшлагами на рукавах и с отложным воротником, зеленого цвета жилет, серая короткая куртка и суконная или кожаная шляпа с небольшими полями. Женский костюм состоит из яркой короткой юбки, корсажа с обильными металлическими украшениями и остроконечной шляпы, отделанной лентами и золотым шнуром. В несколько модернизированном виде этот костюм или отдельные его части носят в Баварии и горожане.

Во многих старых городах ФРГ сохраняются еще прежние профессиональные костюмы — горняков, плотников, трубочистов и пр. Их надевают до время праздничных процессий представители оставшихся еще в стране старых цеховых объединений. В праздничные дни гамбургские плотники надевают, например, расклешенные черные бархатные брюки, бархатные же короткие куртки с перламутровыми пуговицами, жилет с широким вырезом и большие шляпы с широкими полями; горняки облачаются в свои профессиональные парадные черные костюмы, а трубочисты выделяются своими высокими черными цилиндрами. Однако в будние дни ни профессиональной, ни национальной одежды нигде, кроме Гессена, Шварцвальда и Баварии, не увидишь. Повседневная одежда жителей ФРГ ничем не отличается от городского общеевропейского костюма.

По традиционным представлениям, народная кухня страны знаменита прежде всего своими колбасами, сосисками и пивом. Это в известной степени верно и для нашего времени: различные сорта колбас и сосиски— любимая еда здесь и теперь, хотя они и не составляют основу кухни жителей ФРГ. В питании сельского населения еще четко прослеживаются областные различия, обусловленные разным направлением сельского хозяйства. Хлеб играет небольшую роль в питании жителей ФРГ, зерновые используются главным образом для приготовления каш. Мучные кушания — лапша, клецки и другие виды вареного теста особенно распространены на юге, а жители севера больше употребляют в пищу картофеля. Отварной картофель заменяет здесь и хлеб. Повсюду много едят овощей, особенно капусту и стручковые— бобы, горох, чечевицу.

Из напитков наиболее распространено пиво, известное еще древним германцам. Особой известностью далеко за пределами страны пользуются баварские сорта пива. В городах много пьют кофе. Из вин популярны легкие сухие — рейнские и мозельские, а на юго-западе — сидр.

Завтракают в семье работающих в 6—7 часов утра. В большинстве случаев на завтрак подается кофе и хлеб с маслом, салом или конфитюром. В 10 часов утра завтракают второй раз, во время работы, — это кофе и бутерброды. В Баварии вместо кофе пьют пиво. Обычный обед — суп (бульон, суп-пюре, томатный и пр.) и какое-нибудь мясное блюдо с овощным гарниром. Ужин обычно ограничивается холодными закусками, бутербродами.

В праздничное меню и в меню ресторанов часто включаются кушанья национальной кухни— знаменитый суп из бычьих хвостов, многие местные сорта колбас, различные народные блюда из картофеля, мучные кондитерские изделия.

Все более уходит в прошлое характерная для страны патриархальность быта, основательно меняется семейная жизнь. Большую многодетную семью с ее патриархальным укладом, с уважением к старшему в роде сменила совсем небольшая семья, состоящая из мужа, жены и детей. Родители и женатые дети теперь, как правило, живут раздельно. Это создает большие трудности для молодых семей, так как они не могут рассчитывать на помощь родителей в воспитании ребенка, а детских садов мало. В конце 60-х годов в детских садах ФРГ находилось лишь около 34% всех детей в возрасте от 3 до 6 лет, в то время как в ГДР— более 70%.

Уменьшилось число детей в семье. Только там, где господствует католическая церковь, каноны которой осуждают ограничение деторождения, преобладают еще многодетные семьи.

Сильно изменилось и положение женщин в семье. Вместо семьи, где уделом женщины были пресловутые три «К» (Kirche, Kuche, Kinder — церковь, кухня, дети), сегодня преобладают семьи, где работают муж и жена. По статистике, почти каждая вторая женщина в работоспособном возрасте работает. И хотя женщина в среднем получает на 1/3 меньше, чем мужчина (за ту же работу), ее заработок является большим подспорьем для рабочей семьи.

Теперь женщины выходят замуж раньше, чем прежде: средний возраст вступления в брак — 23 года. Однако в последние годы стало меньше браков, а число разводов выросло. Более 1,3 млн. женщин не были замужем, но имеют детей. Вместо господствовавшего раньше презрения к внебрачным детям сейчас это считается почти нормальным явлением: каждый шестнадцатый ребенок рождается вне брака.

В ФРГ делается все возможное, чтобы привить трудящимся и особенно молодежи частнособственническую, индивидуалистическую идеологию. Широко рекламируется приобретение собственного домика, автомашины и т. д.

Большую роль в общественной жизни страны играют главные политические партии ФРГ. Самой массовой из них является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В первые годы после подписания Московского договора в 1970 г. авторитет партии увеличился вследствие реалистической позиции ее лидеров во внешней политике— нормализации отношений с социалистическими странами. Однако в дальнейшем из-за непоследовательности лидеров СДПГ в вопросах внутренней политики, а также в связи со спадом в экономике, авторитет партии стал падать. Внутренняя политика СДПГ ставит своей целью сохранение и укрепление капиталистического способа производства, отличается антикоммунизмом. Предвыборные обещания прошлых лет по улучшению положения трудящихся остаются невыполненными. Союзником СДПГ по правящей коалиции выступает численно небольшая Свободная демократическая партия, состоящая в основном из мелкой и средней буржуазии, научно- технической интеллигенции и служащих.

Главные партии монополистического капитала — Христианско-демократический союз (ХДС) и ее баварский филиал — Христианско-социальный союз (ХСС) — партия католической церкви. Опорой этих партий являются буржуазия, чиновничество, часть крестьянства. Бавария — оплот католицизма — стала и оплотом самых реакционных сил партии ХСС. А в целом пояс южных земель — оплот главной партии оппозиции — ХДС.

Правым силам противостоит Германская коммунистическая партия (ГКП). Она выступает за сплочение всех трудящихся в борьбе против монополий, разоблачает деятельность реваншистских и неонацистских организаций, твердо стоит на позициях интернационализма и братской дружбы с СССР, ГДР и другими социалистическими странами. Авторитет партии растет, она имеет много организаций на заводах и в университетах, издает газету «Унзере цейт» и сотни заводских газет. Особенно популярна ГКП в рабочих районах, в частности в Руре. В мае 1975 г. демократические силы страны отметили День победы под лозунгом «30 лет освобождения от германского фашизма — 30 лет борьбы за мир в Европе».

Разочарованием в возможностях буржуазной демократии объясняется широкое развитие так называемых гражданских инициатив, т. е. стихийных, зачастую массовых выступлений трудящихся по острым проблемам общественной жизни. В 70-х годах число таких «гражданских инициатив» в ФРГ превысило 50 тыс. Происходили, например, массовые выступления против загрязнения природной среды, против «запрета на профессии», «нищеты образования», за увеличение детских садов и т. д.

Самодовольство бюргера постепенно подрывается тем социальным расслоением, которое бурно идет в послевоенные годы. Иллюзии «общества потребления» сильно поколеблены в крупных городах — узловых центрах классовой борьбы западногерманских трудящихся и молодежи против засилья монополий. Еще в 60-х годах буржуазная пропаганда утверждала, будто рабочий класс ФРГ является «деполитизированным». Однако действительность 70-х годов полностью опровергает эту выдумку. В 1972 г. прошли массовые выступления трудящихся за ратификацию «восточных договоров». В 70-х годах быстро нарастает волна забастовок. В классовой борьбе участвуют не только рабочий класс, но и служащие государственных и коммунальных учреждений, иностранные рабочие. В 70-х годах происходили также массовые выступления студенчества.

В формировании мировоззрения западногерманских трудящихся большую роль играют пресса, радио, создание различных организаций среди рабочих, молодежи, женщин. Широко используются при этом и старые организации, издавна игравшие важную роль в проведении досуга различных социальных слоев населения,— ферейны. Они стали распространяться в Германии с XIX в., и уже тогда многие из них отличались откровенно реакционным характером. Еще в 20—30-х годах широко распространились националистические объединения, ставшие основой фашистских организаций. В 50-х годах в связи с притоком немецких переселенцев из стран Восточной Европы реакционные силы активно стимулировали работу всяких «землячеств» и «союзов переселенцев», ставших базой реваншизма и милитаризма.

Одни ферейны строятся по принципу землячества (саксонцы, баварцы), другие — по классовой и сословной принадлежности или же по общности интересов их членов (певческие, спортивные и др.). Обычно члены ферейна собираются в определенном ресторане или пивной, вместе отмечают праздники, проводят экскурсии.

Большое распространение получили сходные с ферейнами организации профессионально-корпоративного типа. Они объединяют людей либо по профессии (Немецкий союз чиновников, объединения врачей, юристов и пр.), либо по социальному положению (Крестьянский союз, куда входят и крупные землевладельцы, и крестьяне), либо по религиозной принадлежности (Христианский союз профсоюзов, молодежные религиозные организации). Многие из таких организаций проникнуты кастовым духом; вступление новых членов, празднование знаменательных дат часто сопровождается средневековыми ритуалами. Буржуазия использует эти организации для изоляции трудящихся друг от друга, для отвлечения их от классовой борьбы путем демагогических рассуждений «о защите сословных интересов», о «социальном партнерстве» и т. п.

Обилие и внешнее разнообразие газет и журналов в киосках, множество программ радио и телевидения вуалируют общую направленность всей системы буржуазной пропаганды, характерные для нее каноны и принципы: антикоммунизм, восхваление «западного образа жизни», фетишизация секса, возведение в норму насилия, порнографии и наркомании. По опубликованным данным, свыше 0,5 млн. юношей и девушек регулярно употребляют наркотики, примерно 60 тыс. превратились в психически и физически ненормальных людей; очень быстро растет количество смертей от злоупотребления наркотиками; к ним пристрастилось около 1/3 школьников. В конце 60-х годов число преступлений в крупных городах превысило 5700 на 100 тыс. населения.

Решающая роль среди средств массовой информации отводится печати. Число газет очень велико — свыше 400 названий. Более 80% «надрегиональной» прессы монополизировал реакционный концерн «газетного короля» Акселя Шпрингера. В производстве газет концерна занято свыше 12 тыс. человек, в том числе более тысячи журналистов.

Большую часть своего досуга городское и сельское население проводит перед экранами телевизоров. Журнал «Шпигель» писал, что понятия «бундесбюргер» и «телезритель» стали почти синонимами. Телевидение вытесняет кино: теперь каждый житель ФРГ посещает кино в среднем лишь два раза в год.

Широкой популярностью пользуется в ФРГ спорт. В стране более 40 тыс. ферей- нов, объединяющих 12 млн. любителей спорта. Многие его виды стали массовыми после войны, например теннис, конный спорт, лыжи, коньки. Западногерманский футбольный союз объединяет 3 млн. спортсменов и болельщиков. Давние традиции имеет гимнастика: в «Турненбунд» (гимнастический союз) входит 2,3 млн. человек.

Однообразный ритм будничной жизни прерывается веселыми народными праздниками календарного цикла, которые отмечаются повсеместно. Самый большой праздник года — это рождество. Новый год пользуется меньшей популярностью. Накануне рождества, 24 декабря, вечером вся семья обычно собирается у зажженной елки за праздничным ужином. Обычай украшать елки пришел в страну из Эльзаса в конце XVIII в. и отсюда в течение XIX в. распространился по всей Европе. Сохранился обычай обмениваться подарками. Вместо прежних мифологических персонажей (косматого страшного старика — кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки детям теперь раздает рождественский Дед, по внешнему вид сходный с нашим Дедом Морозом. В католических областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят процессии ряженых, у многих из них устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты под страшными рогатыми масками.

Первый весенний праздник — масленица, или карнавал. Это праздник встречи весны, один из наиболее веселых и буйных в году. Он приурочен обычно к понедельнику и вторнику последней недели перед пасхальным постом. Особенно славятся карнавалы в Кёльне, Дюссельдорфе и Мюнхене. Подготовкой к карнавалу занимаются специальные общества. Эта подготовка начинается традиционно 11-го числа 11-го месяца (ноября) в 11 минут 11-го часа. Избираются карнавальные власти — «принц», «принцесса», карнавальная гвардия шутов. «Три безумных дня» карнавала проходят под девизом «чем безумнее, тем лучше». Вот как, например, проходит карнавал в Кёльне.

Еще в ранние утренние часы люди выходят на улицу, чтобы увидеть праздничное шествие, которое растягивается на 5—6 км. Шествие открывают «принц», «принцесса» и «крестьянин», а за ними идут и едут на лошадях участники карнавала в масках и костюмах, изображающие и всем известных героев, и людей из повседневной жизни. Шествие сопровождают десятки музыкальных ансамблей.

«Принца», «принцессу» и «крестьянина» везут к знаменитому Кёльнскому собору, а люди не остаются пассивными зрителями: они поют, танцуют, веселятся в многочисленных «кнейпе» (пивных). Ритуальное значение имела и пища в дни масленицы: много пекли блинов, ола- дьев, булочек.

Большим праздником считается пасха, в праздновании которой сочетаются и религиозные и народные черты. Это праздник обновления и возрождения природы весной. Главную роль в нем издавна играют крашеные яйца, которые считаются символом зарождения жизни и плодородия. Их дарят друг другу, с ними устраивают различные игры.

Много старых народных обычаев приурочено еще к одному весеннему празднику — 1 мая. В этот день все дома в селениях украшаются свежей зеленью, а на главной площади устанавливается «майское дерево» — высокий шест, увешанный зелеными ветвями, цветами, лентами. Вокруг него веселится и танцует молодежь.

Некоторые элементы традиционной майской обрядности вошли в празднование совершенно иного по своему происхождению и сущности Дня международной солидарности трудящихся всего мира — 1 Мая, который отмечают повсеместно рабочие и все прогрессивные силы ФРГ под руководством Германской коммунистической партии.

Осенью наиболее популярны праздники сбора урожая, приуроченные чаще к церковным праздникам — кирмесам. В некоторых селениях праздник длится несколько дней и на него стекается множество гостей. Каждый кирмес имеет свои традиционные особенности, свои обычаи, костюмы, танцы.

В сельской местности, а отчасти и в городе сохраняются еще многие семейные обряды и обычаи, в частности свадебная обрядность: помолвка, вечер перед свадьбой (полътерабенд), который невеста со своими подругами справляет у себя, а жених с товарищами— в своем доме. Этот обряд очень шумный, часто сопровождающийся битьем посуды «на счастье».

В деревенской свадьбе, в ее подготовке раньше принимали активное участие все жители села, а теперь чаще — соседи. Свадебное шествие в церковь или ратушу совершается по строго определенному ритуалу, а свадебный обед устраивается в доме жениха или в местном трактире, кафе.

Много обрядов связано с рождением ребенка. У католиков принято выбирать несколько крестных (от трех до шести), которые играют большую роль в свадебных обрядах, праздновании именин и других семейных торжествах, чем родители.

Важным семейным событием считается день совершеннолетия юношей и девушек (конфирмация — у протестантов, первое причастие — у католиков). После торжественной церемонии в церкви устраивается обычно семейный обед или ужин — с вручением подарков, праздничным пирогом и пр.

На многих сторонах семейной и общественной жизни сказывается еще и в наши дни влияние церкви, особенно католической. Католицизм играет все большую роль и в политической жизни страны. Аргументируя необходимость создания партии Христианско-демократический союз (ХДС), ее многолетний лидер Конрад Аденауэр прямо говорил: «Христос или Маркс». Католическая церковь оправдывала надежды реакции, она внесла заметный вклад в политику реваншизма и милитаризации в 1949—1969 гг., когда правящей была ее партия — Христианско-демократический союз.

Формально верующими считаются 96% населения, из них более половины — протестанты, а 45% — католики. Однако эти данные, вероятно, сильно преувеличивают религиозность жителей ФРГ, ибо посещение церкви для многих стало скорее одной из черт привычного уклада жизни, чем истинной необходимостью; особенно наглядно это заметно среди молодежи. Однако молодежные организации, контролируемые церковью («Евангелическая молодежь Германии» и «Союз немецкой католической молодежи»), все еще объединяют 2,5 млн. юношей и девушек.

Культурная жизнь ФРГ сложна и противоречива. Таких противоречий много: традиции прошлого и требования научно-технической революции, федерализм и тенденция к централизации, «массовая культура» и стремление демократических сил к подлинным культурным ценностям, широкое образование и подготовка «фахидиотен» (западногерманское выражение, обозначающее «узкий специалист»). В условиях кризисных явлений к трудностям развития культуры добавляются и попытки государственно-монополистического капитала урезать средства на образование, науку и другие социальные нужды. Прогрессивные силы борются за демократизацию образования и науки, гуманизацию культуры.

Принятая в ФРГ система среднего образования далеко не безупречна. Она не полностью обеспечена кадрами, весьма сложна и громоздка. Существуют школы трех ступеней: «фольксшуле» (восьмилетняя народная школа), «обершуле» (или десятилетняя реальная школа) и гимназия, где обучение длится 13 лет. Только последняя открывает путь в университет и высшие технические школы. По данным 60-х годов, в гимназию попадал каждый восьмой ребенок из семей чиновников, каждый одиннадцатый — из семей служащих и только каждый пятидесятый— из рабочих семей. Примерно % всех юношей и девушек прерывают свое образование в возрасте от 14 до 18 лет.

В условиях научно-технической революции кризис школьного образования чреват далеко идущими пагубными последствиями для страны, и это сегодня сознают все более широкие круги прогрессивной общественности. Одна из самых экономически развитых и богатых капиталистических стран даже в отдаленной перспективе намечает дать среднее образование лишь половине своей молодежи.

На вершине «образовательной пирамиды» ФРГ находятся университеты и другие вузы. В 70-х годах в ФРГ насчитывалось 42 вуза университетского ранга (университеты, высшие технические школы и т. д.), а также ряд педагогических, теологических и специальных высших учебных заведений.

Система высшего образования в ФРГ наименее демократична даже по сравнению с ведущими капиталистическими странами. Доля детей рабочих среди студентов составляет всего немногим более 5%. В высших учебных заведениях почти 60% западногерманских студентов учится на свои средства, обычно заработанные трудом параллельно с учебой, или на средства родителей. Недемократическая система высшего образования, ее элитарность послужили одной из причин массовых студенческих выступлений в ФРГ.

Проблемы перестройки всей системы образования стали жгучими вопросами политики, им отводится важное место в пропагандистской концепции «качества жизни», выдвинутой СДПГ. Подлинно демократические идеи такой перестройки отражены в решениях Мангеймского съезда ГКП в 1978 г. ГКП и все демократические силы требуют также покончить с реакционной мерой правящих кругов — «запретом на профессии» — запрещением принимать на государственную службу членов ГКП и других прогрессивно настроенных людей.

Научно-техническая революция потребовала больших затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Они ведутся главным образом в научных центрах и лабораториях монополий, а также в университетах и институтах Общества Макса Планка, которые по своему профилю похожи на институты Академии наук СССР. В отличие от подобных учреждений других капиталистических стран они не имеют собственных средств, их бюджеты — составная часть бюджетов земель.

Внедрение «массовой культуры» в ФРГ не смогло убить в стране интереса к подлинной культуре, имеющей старые традиции. Творчество великих немецких поэтов — Гёте, Шиллера, Гейне, известных немецких композиторов — Бетховена, Брамса, Вагнера и многих других было неразрывно связано с народным фольклором*. На берегах Рейна почти с каждой скалой, с каждым уголком связаны поэтические народные легенды. В средневековый период была создана знаменитая народная легенда о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу. Старые немецкие сказки, сохраняющие черты древнегерманской мифологии, хорошо известны во всех странах мира благодаря сборникам фольклористов XIX в. братьев Гримм.

Популярный вид народного творчества — песня бытует среди западных немцев и поныне. Народные песни занимают значительное место в репертуаре школьных хоров, хоровых кружков различных общественных организаций.

Лучшие традиции народного творчества и классической немецкой литературы продолжают и многие современные писатели ФРГ. В первые послевоенные годы в ФРГ работали писатели, вернувшиеся из эмиграции, такие, как Леонгард Франк, известный своими романами «Возвращение Михаэля», «Слева, где сердце», участник антифашистского подполья Г. Вейзенборн. Зачинателем антифашистской литературы в ФРГ стал после войны В. Борхерт. Реалистическую тенденцию в литературе продолжили писатели, начавшие работать после разгрома фашистской Германии в трудных после военных условиях. Это Вольфганг Кёппен (в СССР переведен его роман «Смерть в Риме»), Зигфрид Ленц, поэт Ганс Магнус Энценсбергер и др. Тематика их произведений — последние годы войны, послевоенная Западная Германия, раздумья о будущем своей страны, об ее демократизации. Жанр их весьма разнообразен: от пародий Энценсбергера до документальных монтажей П. Вейса.

Оптимизм и надежды самых первых послевоенных лет сменяются трезвой оценкой положения в стране и пессимизмом, скепсисом в отношении роли писателя в буржуазном обществе. Прогрессивные молодые писатели объединились в те годы в «Группу 47», возглавлявшуюся Гансом Вернером Рихтером, автором романов «Побежденные», «Не убий», «Линус Флек, или Утеря достоинства». Кредо этой группы — писать о том, что «видишь, чувствуешь и переживаешь»: она выступала против «искусства для искусства», за тесную связь литературы и жизни. Группа эта не занимала каких-то общих политических позиций, не была устойчивым объединением единомышленников, однако многое сделала для возрождения литературы в ФРГ.

С «Группой 47» были связаны многие писатели 50-х годов. Наиболее известен среди них Генрих Бёлль, ряд книг которого переведено и на русский язык («Биллиард в половине десятого», «Глазами клоуна» и др.). Однако политические взгляды Бёлля противоречивы.

В 60—70-х годах ярче проявили себя писатели, ставшие ближе к рабочему классу, к классовой борьбе в ФРГ и занявшие более четкие политические позиции. Большую популярность в демократических кругах завоевали актуальные и острые репортажи Гюнтера Вальрафа на социальные темы. Он член дортмундской «Группы 61» — литературного объединения писателей и поэтов мира труда. В конце 60-х годов, нанявшись простым рабочим на завод химического концерна «Хенкель», он написал серию репортажей для прогрессивного журнала «Конкрет». В них было рассказано о нечеловеческих условиях труда на заводе концерна в Дюссельдорфе, о гетто для иноеIранных рабочих, о «сладкой жизни» клана Хенкелей.

Значительные успехи сделала и драматургия ФРГ, в которой наряду со старыми мастерами (Г. Вейденберг, К. Цукмайер) выступают и молодые авторы: М. Валь- зер, Р. Кинхарт, К. Хоххерт, Т. Дортс. М. Вальзер в пьесах «Дуб и кролик», «Черный лебедь» пытается осмыслить острые проблемы западноевропейской действительности.

Но в ФРГ наряду с серьезной реалистической литературой существует и реакционная. Это неофашистская беллетристика, «библиотечка военных приключений», завуалированно пропоъедующая идеи шовинизма и милитаризма. Подобного рода произведения представляют немалую опасность для формирующегося мировоззрения молодого поколения страны.

По числу издаваемых книг ФРГ заняла третье место в мире (после СССР и США). Центры издательской деятельности — Мюнхен, Штутгарт, Гамбург и Кёльн.

Те же две тенденции, что и в литературе, противостоят друг другу и в западногерманском кино. Наряду с серьезными фильмами психологического характера, критически осмысливающими нацистское прошлое («Юный Герлен» Ф. Шлендорфа, «Прощание со вчерашним днем» А. Клуге и многие другие), экран наводняют сотни коммерческих картин. Стала популярна экранизация литературных произведений. Особенно интересна среди таких фильмов работа Ф. Шлёндорфа «Потерянная честь Катарины Блюм» по одноименной новелле Г. Бёлля.

Довольно многообразна театральная и музыкальная жизнь ФРГ. Практически почти каждый более или менее крупный город имеет свой театр или оперу. При всем многообразии театральной жизни и давлении на театр «массовой культуры» (прежде всего конкуренция телевидения) доминирующими остаются произведения классиков н прогрессивных писателей современности. Так, в течение 1974 1г. на сценах западногерманских театров чаще всего ставились пьесы Бертольда Брехта и прогрессивных молодых авторов — Рольфа Хоххута, Петера Вейса, швейцарского драматурга Ф. Дюренматта и т. д. Из классики чаще всего идут пьесы Шекспира.

Оживляется культурный обмен между ФРГ и социалистическими странами. Во время Дней зарубежной культуры в Дортмунд приезжали с гастролями советские артисты. В западногерманских театрах были поставлены пьесы А. Чехова, М. Горького. Было сделано несколько телефильмов по произведениям советских писателей.

Ежегодно в Бонне проводятся фестивали Баха и Моцарта, недели Бетховена, в Байрейте проходят вагнеровские фестивали и т. д. Многие из музыкальных коллективов страны пользуются международной известностью; были они на гастролях и в СССР. Это Штутгартский камерный оркестр, квартет «Мелос» (Штутгарт), эстрадные ансамбли Джемса Ласта и Курта Эдельхагена.

Шевченко Л.М., Гроздова И.Н., Рогов Е.Ф.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Герб ФРГ


Интересное

Э. Хайнрих, К. Ульрих - ВРАЖДА С ПЕРВОГО ДНЯ (Три десятилетия провокаций против ГДР)


Эва Демарчик (Польша) - пластинка


Новое на сайте

19.10. разное - Как легко сдать сессию

15.10. новости - Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях, наука и космос - ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР

12.10. разное - Курсовая работа и как её сделать за три дня на хорошую оценку

06.10. новости - Жан Виго - человек, создавший всего несколько фильмов, на зато каких!, Неудержимый Ролан – человек-стихия

05.10. разное - Как выбрать тему курсовой работы студенту историку

27.09. новости - Иван Дыховичный - человек, который всегда умел удивлять зрителей, Александр Алов и его плодотворное сотрудничество с Владимиром Наумовым

20.09. новости - Галина Баринова - первая среди женщин-скрипачек, кто мог исполнить сразу три концерта, Художник-постановщик киностудии «Союздетфильм» Михаил Богданов

14.09. новости - Борис Химичев. Не мечтал об актерской карьере, но внес огромный вклад в мир советского кинематографа, Николай Черкасов. Артист, чье лицо запечатлено на ордене

08.09. новости - Людмила Целиковская - актриса, которую любили всем сердцем, Александр Белявский. Непревзойденный Фокс из культового фильма «Место встречи изменить нельзя»

02.09. разное - Особенности и преимущества микрокредитов

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru