Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Советский путешественник и режиссер Владимир Шнейдеров


Творческая жизнь актера Михаила Пуговкина




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советское фото (журнал №01 за 1961 год), Советский фотожурналист – правдивый летописец великой эпохи, разведчик будущего (Сатюков П.)

Советский фотожурналист – правдивый летописец великой эпохи, разведчик будущего (Сатюков П.)

 

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

В наши дни роль фотожурналистики неизмеримо возросла. Фотография занимает сейчас почетное место в газетах и журналах, и мы предъявляем и снимкам новые высокие требования, рассматривая их как политический документ, правдиво отражающий жизнь нашего народа, строящего коммунизм, и одновременно как произведение искусства.

Особое оживление в нашей печати в журналистике наступило после Первого всесоюзного съезда журналистов, приветствия ЦК КПСС и вдохновленной речи Никиты Сергеевича Хрущеве, назвавшего работников советской печати подручными партии. Газеты стали интереснее, разнообразнее, живее и ярче; они ищут новые формы подачи материала о нашей современной жизни, о труде и борьбе строителей коммунизме. Это находит выражение и во внешнем облике газет: увеличилось количество иллюстраций, они стали разнообразнее по тематике, свежее н выразительное по исполнению. Читатели с удовлетворением отмечают эти отрадные изменения.

Чтобы быть на высоте новых задач, выдвинутых партией, фотожурналисты должны принципиально подводить к каждому жизненному явлению, изучать действительность и правдиво показывать ее в своих снимках. Мировоззрение фотомастера, его партийное восприятие окружающей жизни должны найти отражение в его произведениях. Партийность и народность, составляющие главную отличительную черту нашей литературы и прессы, — это исходная и определяющая позиция и для советских фотожурналистов.

Советский фотожурналист — это не пассивный наблюдатель, безразлично фиксирующий все, что попадается яму на глаза, но правдивый летописец нашей великой эпохи, документально отображающий главные явления народной жизни, труде и созидание, активный борец за новое, разведчик будущего, страстно пропагандирующий ростки коммунизма.

Вспомните, как горячо призывал Владимир Ильич Ленин в своем замечательном труде «Великий почин» поддерживать ростки коммунизма. Он писал:

«…Побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства, — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим читателям, организаторам и так далее».

Владимир Ильич уже тогда, в 1919 году, показывал, насколько разнообразен и широк фронт борьбы за строительство новой жизни: «Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче н распределении каждого пуде хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то квартала — все это должно составить вдесятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы как нашей прессы, так и каждой рабочей и крестьянской организации. Все это — ростки коммунизма, и уход за этими ростками — наша общая и первейшая обязанность… При поддержке нашей пролетарской государственной власти ростки коммунизма не зачахнут, не разрастутся и разовьются в полный коммунизм».

Жизнь полностью подтвердила это ленинское предвидение. Мы живем в великое время, в период развернутого коммунистического строительства, когда ростки коммунизма быстро развиваются в полный коммунизм. Запечатлеть это, показать всему народу — первейший долг советских фотожурналистов.

Советская фотопублицистика добилась в последнее время заметных успехов. Об этом наглядно свидетельствует состоявшаяся в 1960 году фотовыставка «Семилетка в действии». На ней было представлено много произведений, замечательных по своей публицистической силе и мастерству исполнения. Несомненно, авторы этих работ способны внести достойный вклад в величественную фотолетопись семилетки, запечатлеть дела и подвиги народа в эпоху развернутого строительства коммунистического общества.

Нужно, однако, с сожалением отметите, что не все союзные республики были достойно представлены не выставке. Это — результат вялости в работе местных союзов журналистов и редакций газет, которые слабо руководят своими фотомастерами. С недостатками такого рода нужно покончить как можно скорее. Нам следует больше уделять внимания фотожурналистике, расширять ряды фотокорреспондентов, развивал их творческую инициативу, повышать их мастерство.

Во время визитов главы Советского правительства Н. С. Хрущева в США, Францию, в страны Азии мы, советские журналисты, имели возможность наблюдать работу фоторепортеров буржуазной прессы. В их роботе много такого, что мы категорически отвергаем, что противоречит духу советской печати. Но кое-что из их профессиональных приемов с известной критической оценкой может быть использовано нашими фотожурналистами. Фоторепортаж буржуазных журналистов всегда остро традиционен. Чтобы выразить тенденцию — именно ту, которую требуют их хозяева, — они удивительно зорко наблюдают, очень быстро выбирают нужный им момент и точку съемки, подчиняют все свое профессиональное мастерство выполнению поставленной задачи. Их снимки часто сделаны с большой выдумкой, изобретательностью. Весьма высока оперативность фоторепортажа, стремителен поиск новых тем. Повторяю, что, отвергая буржуазно-сенсационный подход, который часто ведет буржуазного фоторепортера к грубому извращению важных явлений жизни, наши фоторепортеры могут кое-что полезное взять от лучших фоторепортеров прессы западных стран.

Советским фотожурналистам следует очень серьезно работать над повышением своего профессионального мастерства, разнообразием тематики, подумать о том, кок сделать свои снимки художественно выразительными, доходчивыми для массового читателя. Нельзя допускать унылого однообразия кадров, появляющихся подчас в наших газетах. Это однообразие тематическое и даже в самой форме подачи снимков должно беспокоить всех нас. Необходимо осознать, что оно порождено тем, что многие наши фоторепортеры и редакции еще слабо связаны с жизнью, не замечают многих новых важны явлений.

Значительное место в печати занимают, как известно, портреты передовых людей. Но многие фотожурналисты еще не научились работать над портретом. Главное в портретном снимке — это возможно более полное раскрытие облика нашего современника — человека творческого труда, перед которым открываются необъятные горизонты нового человека, героя наших дней — строителя коммунистического общества.

В жанре портрета наблюдается сплошь и рядом однообразие. Многие фотокорреспонденты оказываются неспособным выявить, показать творческое начало в человеке, они, если так можно выразиться, «засушивают портрет», заставляя своего героя позировать. А ведь нет ничего менее выразительного, чем фотография человека, ясно позирующего перед объективом аппарата. На портрете лицо должно был одухотворенным, освещенным мыслью и настроением героя.

Нередко на газетных полосах производственники изображаются застывшими в напряженных позах у своих машин. Люди на этих снимках не работают, а позируют, но в таком случае и сами фотографии тоже «не работают». Такие снимки никому не нужны, пользы они не дают, а могут принести даже вред. Фотографируя человека, нужно внимательно присмотреться к нему самому, к деталям, его окружающим, к обстановке, к одежде и выбирать такую точку и момент съемки, которые позволят наиболее полно раскрыть образ. Большой художник, прежде чем сесть за мольберт, всесторонне изучает свою натуру, выбирает лучшую точку и лучшее распределение света и тени, подбирает не только основные краски, но и тона, позволяющие передать тончайшие, казалось бы, непостижимые переходы цвета; фотомастер, желающий сделать правдивый и выразительный портрет героя, должен так же глубоко, осмысленно изучить этого героя, «изучить» обстановку, среду, в которой он живет, трудится и творит.

У каждого человека есть свои индивидуальные черты, своя особая красота. Эта красота подчас улавливается не сразу, поэтому фоторепортер обязан внимательно присмотреться к каждому, кого он хочет запечатлеть, чтобы уловить такую характерную позу или жест, такое выражение его лица, которые наиболее правильно передают характер, внутреннюю сущность этого человека, его индивидуальность. Резво не является живым упреком для наших фотокорреспондентов тот факт, что до сих пор мы не имеем хорошего портрета Валентины Гагановой — замечательного человека нашего времени; нет достаточно выразительных портретов Николая Мамая, Александра Кольчика, Юлии Вечеровой, Татьяны Перешивко и многих других нестоящих героев наших дней.

Портреты производственников, публикуемые а нашей печати, сплошь и рядом страдают шаблонностью. Если снят сталевар, он обязательно окажется в войлочной шляпе и с очками, доярка — с доильным аппаратом или с теленком и в уже давно известной поза, строитель неизменно укладывает кирпичи, хотя повсюду уже идет крупноблочное строительство домов. Выработались определенные штампы, преследующие фотокорреспондентов долгие годы. Сейчас нельзя снимать так, как снимали в годы первых пятилеток, что тогда было хорошо, свежо, теперь выглядит шаблонно: ведь произошли гигантские изменения и в технике, и в условиях труда, в главное, в самих людях. Между тем, фотокорреспонденты снимают все еще по-прежнему. На Волжской, Сталинградской и братской гидроэлектростанциях по-новому ведется стройка, совсем иначе, чем это было на Днепрогэсе, следовательно, и снимать строительство нужно теперь иначе. В стране воздвигаются гигантские домны, мартены, прокатные станы, предприятия большой химии, заводы и цехи-автоматы — но все детища семилетки! И надо умело показывать их всему народу.

В нашей печати публикуется много фотографий о нашем сельском хозяйстве. Но плохо то, что трактористы и комбайнеры на них зачастую изображаются там же, как и в тридцатых годах. Тогда эти снимки отряжали действительность, но с тех пор прошел не одни десяток лет, за это время изменилась не только техника, изменился характер труда, изменились, выросли люди.

Сейчас наша печать и прежде всего газеты начали широко публиковать серии очерков и других материалов о героях наших дней. Обращение редакции «Правды» находит горячий отклик среди писателей и журналистов. Весьма важно, чтобы и фотожурналисты включились в это большое и важное дело и внесли свой вклад в создание правдивых и ярких портретов героев наших дней — строителей коммунизма.

Советский человек сегодня живет более широким кругом интересов, нежели двадцать-тридцать лег назад. Иным стал и культурный уровень обществе: людей со средним и высшим образованном в нашей стране имеется теперь среди рабочих тридцать девать процентов и среди колхозников — двадцать один процент. Уже одно это определяет все то новое в труде, в быту и в отношениях между людьми, что рождено семилеткой. Но иногда фотожурналисты не замечают и даже проходят мимо проявлений коммунистической нови в нашей повседневной жизни. Во втором году семилетки широкое развитие получили общественные начала — общественные конструкторские бюро, общественные лаборатории, народные театры, народные университеты культуры, народные музеи — это все благодатные темы для фотожурнлпнстов! Но нет еще выразительных фоторабот, прямо показывающих новь семилетки, нет отличных снимков о бригадах и заводах коммунистического труда, о людях, живущих по заповедям бригад коммунистического труда, нет запоминающихся портретов ударников коммунистического труда.

Фотомастера и фотолюбители должны ярче показывать культуру нового человека, воспевать передовое и одновременно обличать отсталость, пережитки старого, бичевать некультурность. Вот, например, новое у нас дело — приближение школы к жизни, приобщение миллионов школьников и производительному груду на заводах и фабриках, в сельхозах и колхозах. А на эту тому очень и очень мало еще хороших снимков. Значит, еще шире нужно показывать нам жизнь школы, пропагандировать успехи в коммунистическом воспитании молодежи. Или, скажем, для республик Средней Азии все еще актуальны проблемы ликвидации остатков неравноправия женщин с мужчинами, борьбы с сохранившимися кое-где пережитками феодализма в отношении к женщине, и тут — благородная задача мастеров и молодых фотокорреспондентов: показать хорошую семью, в которой женщина наравне с мужчиной занимает почетное место, создать достойным портрет свободной трудящейся женщины Востока.

Фотокорреспондентам нужно овладеть искусством съемки панорам, показывающих масштабы строек, научиться снимать большие массы людей: собрания, демонстрации, митинги. Отличным примером здесь может послужить для всех подлинно публицистическая высокохудожественная работа А. Гаранина «Во имя мира».

Считаю необходимым обратить внимание и на то, что хорошая фотография без боевой, публицистической подписи теряет иногда половину своей пропагандистской ценности. Каждый снимок должна сопровождать точная и яркая текстовка, написанная самим фотокорреспондентом. Ему мало имел хороший глаз, он должен владеть еще и словом — живым ярким, образным. А этому необходимо учиться, учиться настойчиво и упорно литературному делу.

Древняя мудрая поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Статьи читают не все, а иллюстрации смотрят все. Это значит, что наши фотожурналисты ежедневно обращаются ко многим миллионам читателей. Фотография сильна своей достоверностью, потому на нее сейчас и легла особенно большая нагрузка в газетах. Роль фотокорреспондента выросла в наши дни или никогда. Хороший фотокорреспондент — это боевой журналист с широким кругозором, мыслящий, идейно вооруженный, литературно грамотный человек. Фотожурналист — разведчик будущего. Находясь всегда на переднем крае, в гуще жизни, он видит больше, чем иные работники редакций из своих кабинетов. Он должен горячо поддерживать своим искусством все новое, передовое и тем самым выполнять свой высокий гражданский и патриотический долг страстного пропагандиста и борца за дело коммунизма.

В каждую свою работу, в каждым свой снимок фотожурналисты должны вкладывать всю силу своей души, всю партийную страстность, свои патриотические чувства, энергию и опыт — только тогда станут они подлинными борцами и летописцами героической эпохи строительства коммунизма. Лучшие, наиболее яркие произведения фотографического искусства займут достойное место на выставке «Семилетки в действии» 1961 году, подготавливаемой Союзом журналистов и Министерством культуры СССР к ХХII съезду нашей великой Коммунистической партии.

Председатель правления Союза журналистов СССР Сатюков П.

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

Одна из величайших певиц ХХ века Далида


Художник-постановщик киностудии Союздетфильм Михаил Богданов


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru