Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские новогодние открытки 1984-го года


Эраст Гарин. Звезда Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда и выдающийся киноактер Советского Союза




СФРЮ, Факты о Югославии, Культура


 

КУЛЬТУРА

 


Народы Югославии имеют богатые культурные традиции, которыми глубоко проникнута и их современная культура. В рамках своих независимых средневековых государств они достигли высокой ступени культурного развития и цивилизации. Неблагосклонная историческая судьба привела их впоследствии в состав других, завое-вательских государств и подвергла различным культурным и политическим влияниям. Однако они поддерживали взаимные культурные связи, охраняли свою самобытную культуру и художественное творчество, оберегали последовательность своего культурного развития. Воспринимая влияния античной Греции и Рима, затем Византии, Европы и Востока, народы Югославии сумели создать собственный художественный и культурный синтез накладывая свой оригинальный творческий отпечаток. Со временем это привело к широкому разнообразию культурного и художественного выражения, которое редко встречается на такой относительно небольшой территории.

Предпринимая попытки ассимиллировать народы нынешней Югославии в культурном плане и обеспечить таким образом прочность своего господства, многие завоеватели грабили и вывозили культурные ценности югославянских народов, не разрешали им пользоваться национальными языками, запрещали их литературу, подавляли творческую деятельность. В таких условиях сохранение и развитие собственной культуры стало для народов Югославии одной из форм борьбы за национальное существование. В XVIII и XIX веках культурное развитие югославянских народов представляло собой составную часть их борьбы за освобождение и национальную независимость.

В период между двумя мировыми войнами, культурная жизнь в Югославии была неорганизованной и фрагментарной, да и сеть учреждений культуры была недостаточно развитой. Сельские районы, на которые приходилось четыре пятых населения страны, были изолированы от современных культурных процессов и течений. Культурные мероприятия были в основном спонтанными и неорганизованными, а культурная политика — лишена определенной целеустремленности.

Вопреки недостаточному экономическому и культурному развитию, вопреки отсутствию более глубокой традиции в плане городской культуры, все же имелись писатели и художники, которые лишь силой собственного таланта преодолевали указанные барьеры и добивались европейской известности.

В период Народно-освободительной борьбы культура рассматривалась как составная часть стремлений к общим целям. Разные виды культурной деятельности (курсы по ликвидации неграмотности, лекции, фольклорные выступления) проводились на освобожденных территориях. Группы поэтов, актеров, журналистов, ученых и работников просвещения, состоявшие при крупных воинских частях, осуществляли свою деятельность по распространению письменного слова, музыки, драматического и изобразительного искусства. В театральном ансамбле при Верховном Штабе Народно-освободительной армии Югославии участвовали известные деятели искусства всех народов Югославии. Многие выдающиеся деятели искусства, получившие известность между двумя мировыми войнами, участвовали в Народно-освободительной войне либо как бойцы, либо как работники культуры.

После освобождения страны наступил период исключительно динамичного культурного развития и активности. Органы социалистической власти оказывали огромную помощь и поддержку всем инициативам в культурном плане и выступали координаторами многогранной культурной деятельности. Просвещение и культура рассматривались в качестве элементов планового развития странны. Государство за счет бюджета финансировало работу учреждений культуры и осуществляло контроль над их деятельностью. Оно оказывало помощь объединениям художников, предоставляло им мастерские и квартиры, стипендии для учебы и стажировки, взяло на себя вопросы социального страхования. Такая организация была эффективной в условиях послевоенного восстановления страны. Число театров, кинотеатров, картинных галерей, музеев и других учреждений культуры увеличилось вдвое. Значительно увеличилось число слушателей и зрителей. Однако со временем стало ясно, что непрерывный и притом резкий количественный рост творчества должен сопровождаться и повышением качества. Вся деятельность в области культуры и искусства, а также все люди, занимающиеся этой деятельностью, находились в прямой или косвенной зависимости от государственного бюджета и соответствующих форумов в области культуры. Обобществление культуры на основах самоуправления стало необходимостью.

В результате ликвидации арбитражных позиций и решений форумов в вопросах искусства, в оценке результатов культурной деятельности, а также в результате упразднения бюрократических ограничений была создана новая, более благоприятная общественная атмосфера для творчества. Непрерывное расширение свободы художественного творчества — это главная характерная черта развития отношений самоуправления. Культурное творчество стимулируется путем регулирования правового положения художника и его творчества, а также разными многочисленными премиями, материальными пособиями и т.д.

Произведения литературы и изобразительного искусства, мультипликационные и художественные кинофильмы начали завоевывать международное признание. В 1961 году Иво Андричу была присуждена Нобелевская премия в области литературы, а Д. Вукотич в том же году был удостоен премии „Оскар" за мультипликационный кинофильм. Философия, социология, политические и другие общественные науки, которые в прошлом были на довольно низком уровне развития, теперь получают сильные импульсы в своем развитии. После введения принципа распределения дохода в соответствии с результатами труда учреждения культуры начали действовать более еффективно и рационально. Они развивают разные формы взаимоотношений с общественными содружествами, культурные запросы которых тщательно и систематически подвергаются изучению. Таким образом культура интегрируется с совокупной общественной деятельностью, о чем свидетельствует тот факт, что прежняя практика все больше уступает место отношениям сотрудничества, партнерским отношениям, что искусство все меньше является делом самого деятеля культуры и искусства и все больше становится заботой общества в целом, особенно непосредственных производителей. Скрытая энергия, освобожденная и активизированная вновь установленными отношениями, находит свое проявление в широком размахе деятельности в общественной и культурной сферах.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Образование осуществляется в Югославии посредством единой системы начальных восьмилетних школ, специальных учебных заведений, гимназий профессиональных и технических средних школ, высших учебных заведений с двухлетним и полным сроком обучения, университетов и учреждений внешкольного образования. Система образования дополняется школами для подготовки специальных кадров и образования взрослых. Общественно-политические содружества (община, республика, край) и трудовые организации создают и развивают учебные заведения и другие учреждения народного образования. Все эти учреждения являются самостоятельными, самоуправляемыми организациями. Школьный совет — основной орган самоуправления.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Начальное образование продложается восемь лет и является обязательным для всех детей в возрасте с 7-ми до 15-ти лет. Обучение бесплатное, а все учащиеся пользуются правом на социальное страхование. В этой связи ни один учащийся не может оказаться вне системы начального образования. Родители, согласно закону, обязаны создавать условия для обучения детей в школе до момента, когда им исполнится 15 лет. В 1971/72 учебном году в Югославии насчитывалось 13 868 начальных школ, в которых работало 121 435 учителей и обучалось 2 833 838 учеников.

СРЕДНИЕ ШКОЛЫ. Гимназия — это школа общего образования, обучение в ней четыре года, а ее программа подразделяется на общую, факультативную и подготовку к практической работе. Общая часть программы обязательна для всех учеников, а в последних классах ученики выбирают направление в зависимости от своих интересов и личных склонностей. В программу включаются некоторые практические предметы, в том числе стенография, стенография в сочетании с машинописью, учащиеся получают техническое образование. Классические гимназии обеспечивают в более широком объеме знания по классическим языкам и гуманитарным предметам. В Белграде и Загребе существуют математические гимназии, а в скором времени предстоит открытие гимназий с усиленным изучением иностранных языков.

Наряду с гимназиями, существуют средние школы для подготовки технического персонала для нужд народного хозяйства И кадров для общественных служб вне народного хозяйства, учительские школы и специальные школы для образования взрослых.

В системе средних школ имеются также сельскохозяйственные, транспортные, экономические, административные, медицинские, ветеринарные, библиотечные, гидрометеорологические школы, школы лесного хозяйства, школы по подготовке делопроизводителей, школы промышленной эстетики и пр.

Образование взрослых а также их переподготовка осуществляется, кроме того, народными и рабочими университетами.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Если до войны в Югославии имелось три университета (Белград, Загреб, Любляна), то в настоящее время работает восемь уни-верситетов (они открылись еще в Сараево, Скопье, Нови-Сад, Приштине и Нише). Во многих городах существуют специализированные факультеты, главным образом технического профиля. В настоящее время в Югославии насчитывается 145 факультетов и высших учебных заведений с полным сроком обучения, а также 128 вузов с двухлетним сроком обучения. В 1972 году в них обучалось 295 398 студентов. В последние годы факультеты и другие высшие учебные заведения заканчивает в среднем 32 000 студентов в год. В течение последних 15 лет, с 1957 по 1972, год, дипломные экзамены сдало в общей сложености 382 714 студентов.

ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ РЯДОВ НАРОДНОСТЕЙ. Обучение детей из рядов народностей (национальных меньшинств) ведется на родном языке в особых школах и отделениях. По мере необходимости организуются школы с обучением на двух языках. Учебные программы этих школ включают и тематику по национальной истории и культуре соответствующей народности.

Школы для представителей народностей в 1971/72 учебеном году

Народность Начальные школы Число учащихся Специальные и пр. школы Число учащихся Гимназии Число учащихся

Всего

1529

315 388

191

25 988

73

18 022

албанцы

1071

252 855

121

18 513

45

14 657

болгары

82

4 491

чехи и словаки 42

7 048

3

101

2

237

итальянцы

30

1489

4

167

5

654

венгры

211

37 515

55

6 779

12

1859

румыны

29

3 232

2

71

1

113

русины

4

1038

1

25

1

61

турки

60

7 720

5

332

7

441

ИЗДАНИЕ КНИГ. В Югославии издательства являются хозяйственными организациями, и ими управляют рабочий совет, комитет управления и директор. Виду того, что издательская деятельность представляет особый интерес для общественности, в издательствах существует и специфический орган — издательский совет, в котором, помимо членов коллектива и лиц, назначенных учредителем данного издательства, состоят также представители заинтересованных общественных, культурных и других организаций и учреждений.

В 1971 году было издано 9 815 названий книг и брошюр общим тиражом 55 838 000 экземпляров. Продажа организуетя в Югославии каждым издательством самостоятельно. Продвижение книги к читателю осуществляется через систему из 850 книжных магазинов, 14 130 научных, специализированных, народных (публичных) и школьных библиотек, а также примерно 46 000 профсоюзных библиотек, которые созданы в большинстве трудовых организаций. Широко распространена система сбыта книг в рассрочку и ею охвачено нескольким более 2 миллионов граждан.

ИЗДАНИЕ ГАЗЕТ. В 1971 году издавалось 1 392 газеты общим тиражом 7152 000 экземпляров и 1617 журналов общим тиражом 9 879 000 экземпляров.

В Югославии выходит 25 ежедневных газет общим тиражом 1 823 000 экземпляров. В пяти из шести республик (за исключением Черногории) и двух автономных краях издаются свои ежедневные газеты на языках народов данных республик (краев). Кроме того в пяти республиках (кроме Черногории) издаются и вечерние газеты.

Представители девяти народностей (албанской, болгарской, чешкой, словацкой, итальянской, венгерской, румынской, русинской и турецкой) имеют 36 ежедневных, еженедельных, полумесячных, ежемесячных и других периодических газет общим тиражом 24 443 000 экземпляров и 55 журналов, годовой тираж которых достигает 4 360 (?) экземпляров.

Широко развита еженедельная информационная и местная информационно-политическая пресса. В начале 1971 года выходило около 350 еженедельных и пятнадцатидневных газет и около 1100 ежемесячных и периодических изданий, которые издаются главным образом общественно-политическими организациями, общинами, разными другими организациями, учреждениями или группами граждан.

РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ. В Югославии работают 174 радиостанции, которые, вместе взятые, транслируют передачи в течение 260 000 часов в году. Зарегистрировано 3 540 000 радиоабонентов (один радиоприемник на шесть жителей). Радиостанции в Белграде, Загребе, Любляне, Сараево, Скопье, Титограде, Нови-Саде, Приштине и Риеке ведут передачи по нескольким программам, причем транслируются и специальные передачи, предназначенные для зарубежных слушателей. В последние годы созданы коммерческие радиостанции, которые транслируют музыку, экономическою рекламу и короткую информацию о событиях в стране и за рубежом.

Телевизионные центры существуют в Белграде, Загребе, Любляне, Сараево, Скопье, Титограде и Приштине, а в настоящее время ведется подготовка к открытию телецентров в Нови-Саде и Нише. Около 2 350 000 граждан (один телевизор на 9 человек населения) ежедневно смотрит программу одного из шести телевизионных центров.

Радиостанции и телевизионные центры являются самостоятельными самоуправляемыми организациями и обеспечивают средства для своей деятельности главным образом за счет абонентной платы и оплаты за экономическую рекламу. Кроме того они получают определенные субсидии из бюджетов республик, краев и городов, а также периодически им предоставляются финансовые средства крупными хозяйственными организациями.

Радиостанции и телевизионные центры объединены в единую организацию — Югославское радиотелевиде- ние" (ЮРТ), созданную еще в 1952 году. ЮРТ является членом Европейского союза радиовещания и сотрудни-чает с Евровидением. В качестве наблюдателя ЮРТ участвует в международной организации ОИРТ и сотрудничает с ее организацией по телевидению — Интервидением. Югославское телевидение поддерживает широкие хозяйственные отношения с рядом телевизионных компании мира.

КИНЕМАТОГРАФИЯ. Репортаж о визите турецкого султана Рашида в город Битолу, снятый македонцем М. Манаки в 1905 году, относится к числу лучших кинорепортажей того времени.

В период между первой и второй мировыми войнами кинопродукция в Югославии была совсем незначительной.

В настоящее время в стране выпускается в среднем около 30 художественных и 370 короткометражных, в том числе примерно 170 документальных кинофильмов в год. Со времени создания югославской кинематографии (после окончания второй мировой войны) в Югославии выпущено около 600 художественных и 3 600 документальных полнометражных и короткометражных кинофильмов.

Широкой известностью в мире пользуются югославские мультипликационные фильмы, выпускаемые киностудией „Загреб-фильм", оригинальная техника которой известна под названием „загребской школы".

Высоких признаний удостоились многие художественные („Битва на Неретве") и документальные кинофильмы, кинорежиссеры и актеры.

Ежегодно в амфитеатре древней римской арены в городе Пула проводится смотр лучших произведений отечественной кинематографии. В Белграде ежегодно проводятся „Фестиваль короткометражного кинофильма", а в последние горы и „Фестиваль лучших кинофильмов мира" (ФЕСТ).

 

Издательство Секретариата Союзного исполнительного веча по информациям.
Редакция Югославия - Газетное издательство "Борба".
Печатает "Культура", Белград, Македонска 4.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



СФРЮ


Интересное

Классик при жизни Родион Щедрин


Михаил Швейцер. Выдающийся кинорежиссер, чей талант наиболее всего раскрылся в экранизации литературной классики


Новое на сайте

04.10. новости - Александр Яковлевич Михайлов. Талантливый актер и режиссер советского кино

03.10. разное - Погружение в мир веб-разработки: как курс HTML и CSS открывает новые горизонты

29.09. наука и космос - ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ

27.09. новости - Ираклий Андроников. Несколько слов о советском писателе и литературоведе и его бесценном творческом наследии

21.09. новости - Историческое страноведение - надежный путеводитель по стремительно изменяющемуся миру

15.09. новости - Георгий Менглет. Творческий путь, пройденный на сцене и оставивший след в сердцах зрителей

11.09. разное - Технические условия на примыкание автомобильных дорог Мосавтодор: особенности и требования

09.09. новости - Александр Довженко. Жизнь, посвященная искусству

04.09. новости - Смелые люди - первый советский фильм с конными трюками

29.08. новости - Владимир Герасимов. Голос, который знаком каждому, разное - Перевозка грузов из Турции с гарантией

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru