Предисловие.
Доклад Председателя
Союзной Скупщины, Председателя совместной комиссии всех веч союзной
скупщины по конституционным вопросам, Миялко Тодоровича, о проекте
Конституции СФРЮ, зачитанный на заседании Веча Национальностей 22
января 1974 г.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
Раздел Первый СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Раздел Второй ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
Глава I Общественно-экономической
устройство
Глава II Основы общественно-политической
системы
Глава III Свободы,
права и обязанности человека и гражданина
Статья 204
В целях осуществления предусмотренных конституцией и законом
общественно-экономических и политических отношений и охраны свобод
и прав человека и гражданина, самоуправления, общественного имущества,
вытекающих из самоуправления и других прав организаций объединенного
труда и других самоуправляемых организаций и объединений, а также
общественно-политических содружеств, обеспечивается защита конституционности
и законности.
Статья 205
Забота о конституционности и законности является обязанностью
судов, органов общественно-политических содружеств, организаций
объединенного труда и других самоуправляемых организаций и объединений,
а также носителей функций в сфере самоуправления и других общественных
функций.
Конституционные суды обеспечивают защиту конституционности, а
также законность в соответствии с конституцией.
Трудящиеся и граждане имеют право и обязаны проявлять инициативу
в целях защиты конституционности и законности.
Статья 206
Республиканские и краевые конституции не должны быть в противоречии
с Конституцией СФРЮ. Все законы, другие законоположения и общие
акты органов общественно-политических содружеств, а также основанные
на самоуправлении общие акты организаций объединенного труда и других
самоуправляемых организаций и содружеств должны быть согласованы
с Конституцией СФРЮ.
Статья 207
Все законоположения и другие общие акты союзных органов должны
быть согласованы с союзным законом.
Республиканские и краевые законы, другие законоположения и общие
акты органов общественно-политических содружеств и вытекающие из
самоуправления общие акты не могут противоречить союзному закону.
Если республиканский или краевой закон противоречит союзному
закону, то будет применяться временно, до решения Конституционного
суда, республиканский или краевой закон, а в тех случаях, когда
за выполнение союзного закона ответственны союзные органы, — то
союзный закон.
Если орган, принимающий решения по отдельным вопросам, считает,
что закон, другое законоположение, общий акт или вытекающий из самоуправления
общий акт не соответствует союзному закону или противоречит союзному
закону, то он обязан возбудить дело в Конституционном суде.
Статья 208
Законы, другие законоположения и общие акты органов общественно-политических
содружеств публикуются до их вступления в силу. Вытекающие из самоуправления
общие акты не могут применяться до того, как будут соответствующим
образом опубликованы.
Статья 209
Союзный закон и другие союзные законоположения и общие акты вступают
в силу не ранее, как на восьмой день с момента их опубликования.
Только при наличии особых причин может быть решено, что союзный
закон, другое законоположение или общий акт вступают в силу ранее
восьми дней со дня их опубликования или даже в день их опубликования.
Статья 210
Международные договоры применяются со дня их вступления в силу,
если в акте об их ратификации или договоре на основе особых полномочий
компетентного органа не предусмотрено иначе.
Суды непосредственно применяют опубликованные международные договоры.
Статья 211
Законы, другие законоположения и общие акты органов общественно-политических
содружеств не могут иметь обратной силы.
Лишь в законе может быть установлено, что отдельные его положения,
если этого требуют общие интересы, могут иметь обратную силу.
Наказуемые действия устанавливаются и по ним применяются санкции
на основании закона или другого законоположения, которое действовало
в момент совершения преступления, за исключением тех случаев, когда
новый закон или новое законоположение является более мягким по отношению
к правонарушителю.
Статья 212
Все отдельные акты и действия органов управления и других государственных
органов, на которые возложены исполнительные и административные
функции, а также отдельные акты организаций объединенного труда
и других самоуправляемых организаций и содружеств, которые принимаются
в ходе выполнения общественных полномочий, должны основываться на
законе или на другом положении, принятом законным путем.
Статья 213
Государственные органы, а также организации объединенного труда
и другие самоуправляемые организации и объединения, выполняющие
общественные полномочия, могут в отдельных случаях принимать решения
о правах и обязанностях или же, на основе закона, применять меры
принуждения или ограничения при условии соблюдения предусмо
тренной законом процедуры, при которой каждому предоставляется
возможность защищать свои права и интересы, обжаловать принятый
акт или же применить другое, предусмотренное законом юридическое
средство.
Органы управления могут возлагать обязанности на отдельные самоуправляемые
организации и содружества в отношении их труда лишь в том случае,
если они на это прямо уполномочены законом и при условии соблюдения
предусмотренной законом процедуры.
Статья 214
Незнание языка, на котором ведется делопроизводство, не может
быть помехой для защиты прав и осуществления обоснованных интересов
граждан и организаций.
В судебном делопроизводстве и делопроизводстве в других государственных
органах, организациях объединенного труда и других самоуправляемых
организациях, а также объединениях, которые в ходе выполнения общественных
полномочий принимают решения о правах и обязанностях граждан, каждому
гарантируется право пользоваться родным языком и в процессе указанного
делопроизводства знакомиться с фактами на родном языке.
Статья 215
Решения и другие отдельные акты судебных, административных и
других государственных органов, а также акты самоуправляемых организаций
и объединений, наделенных общественными полномочиями, которые приняты
в первой инстанции, могут быть обжалованы в компетентном органе.
В порядке исключения в законе может быть в отдельных случаях
исключена возможность обжалования, если защита прав и законности
обеспечена иным способом.
Статья 216
Решения о законности окончательных отдельных актов, с помощью
которых государственные органы и самоуправляемые организации и объединения,
наделенные общественными полномочиями, решают о правах или обязанностях,
выносятся судом в ходе административного делопроизводства, если
по определенным вопросам в законе не предусмотрена иная судебная
защита.
В порядке исключения лишь законом может быть исключена возможность
административного спора по определенным видам административных дел.
Глава V Суд и общественная
прокуратура
Глава VI Народная
оборона
Раздел Третий ОТНОШЕНИЯ
В ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Отношения в
Федерации
Глава II Права и обязанности
Федерации
Раздел Четвертый
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Скупщина Социалистической
Федеративной Республики Югославии
Глава II Президиум
Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава III Президент
Республики
Глава IV Союзное исполнительное
Вече
Глава V Союзные органы
управления
Глава VI Союзный суд,
Союзная прокуратура и Союзный общественный правозащитник самоуправления
Глава VII Конституционный
суд Югославии
Глава VIII Торжественное
заявление
Раздел Пятый ИЗМЕНЕНИЕ
КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
Раздел Шестой ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Объяснение отдельных
терминов и понятий используемых в Коституции СФРЮ
Публикуется с издания: Конституция Социалистической
Федеративной Республики Югославия. Белград, "Борба", 1974.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!