1. Советская конституция создавалась и развивалась на строго научном фундаменте, каким является марксистско-ленинская теория государства и права. Еще в трудах основоположников марксизма была раскрыта сущность конституции в классовом обществе и показано, что ее содержание определяется материальными и политическими интересами господствующего класса.
Историческая заслуга В. И. Ленина состоит не только в том, что он углубил и развил критический анализ буржуазной конституции. В ленинских работах определены основные черты социалистической конституции: народность, классовость, реальность, гарантированность и др., а также сформулированы принципы конституционного строя при социализме — полновластие трудового народа, верховенство представительных учреждений, демократический централизм, социалистическая законность, социалистическая собственность как материальная основа общественного строя, плановое руководство экономикой, широкие демократические права и свободы граждан и т. п. Особенно ценен вклад В. И. Ленина в подготовку первой конституции социалистического типа — Конституции РСФСР 1918 года.
За годы Советской власти в нашей стране накоплен большой и многообразный опыт конституционного развития. Если иметь в виду все конституции, когда-либо изданные в СССР, — как ныне действующие, так и ставшие достоянием истории, как союзные, так и республиканские, р том числе конституции республик, ныне не существующих, — то после Октября 1917 года таких актов насчитывается более 100.
Конституционная история Советского государства четко подразделяется на четыре основных этапа, рамки которых обусловлены действием следующих конституций: 1) Конституции РСФСР 1918 года; 2) Конституции СССР 1924 года; 3) Конституции СССР 1936 года; 4) Конституции СССР 1977 года.
Факторы, предопределяющие деление конституционной истории на этапы, — это экономические, политические, социальные и идеологические условия общественного развития. Этапы конституционного развития не могут быть оторваны от этапов всего общественного развития, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако конституция имеет и свою собственную историю; перемены в конституционном строе общества могут происходить в рамках одного и того же этапа общей истории.
Основная причина конституционных преобразований при социализме — динамизм общества. Конституция призвана отражать и регулировать реально существующие общественные отношения и одновременно способствовать их прогрессу. И если бы эти общественные отношения оставались неизменными, застывали в своем развитии, то не было бы нужды в обновлении их конституционных основ. Поскольку же социалистическое общество быстро идет вперед, то закономерно, что конституционные постановления со временем устаревают и должны уступить место новым, соответствующим социальным переменам. Тем самым конституционное регулирование сохраняет свою активную роль в жизни общества, стимулирует и гарантирует его развитие.
2. Если встать на строго формальный путь, то отсчет советской конституционной истории следовало бы начать с 10 июля 1918 г. Именно в этот день V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. Но на
до сказать, что первая в мире социалистическая конституция создавалась не на пустом месте. Многие вопросы общественного и государственного строя Советской России были решены в первых же актах пролетарской власти. Создание Советского государства было юридически закреплено уже в воззвании II Всероссийского съезда Советов. На съезде были образованы центральные органы власти и управления — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров, и тем самым начато формирование нового государственного аппарата.
Особое место в советской истории заняли Декреты Октября — акты, принимавшиеся ВЦИК и Совнаркомом после II съезда Советов. Среди них — Декларация прав народов России, декреты о 8-часовом рабочем дне, об уничтожении сословий и гражданских чинов. Отдельно назовем Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа — документ, которому с полным основанием придается конституционное значение. В Декларации закреплялись экономические завоевания революции и прежде всего национализация земли, банков, переход к национализации промышленности. Определялась форма государства — Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, было установлено, что Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, закреплены принципы внешней политики: борьба за мир, за обеспечение права наций на самоопределение, против колониального угнетения.
3. Первая советская конституция — Конституция РСФСР 1918 года — стала документом подлинно революционного правотворчества. В ней на высшем законодательном уровне были закреплены общественные преобразования, осуществленные в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, определены характер нового государства, природа власти, намечены цели социалистического строительства. И хотя Конституция готовилась в сложных условиях, принципиальное значение для всего социалистического конституционализма имело расширение рамок конституционного регулирования, прежде всего благодаря распространению его на социально-экономическую сферу, открытое и четкое проведение социалистических принципов организации общества. По предложению В. И. Ленина, непосредственно работавшего над конституционным текстом, в него в качестве первого раздела была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Конституция РСФСР 1918 года отразила в своих статьях характерные черты общества, только что приступившего к социалистическому переустройству основных сторон своей жизни. В политической сфере она закрепила установление диктатуры пролетариата, осуществлявшейся на основе тесного союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. «Власть, — говорилось в ст. 7, — должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Новый, социалистический тип демократии раскрывался в статьях о правах и свободах граждан, о системе государственных органов и др.
Для создания и укрепления экономической основы социалистического общества Конституция подтверждала национализацию земли, лесов, недр и вод, живого и мертвого инвентаря, образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, переход всех банков в собственность государства. Одновременно это был первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Республики. Конституция как бы намечала программу широкой и последовательной национализации промышленности.
Будучи создана в условиях острейшей классовой борьбы, Конституция РСФСР 1918 года носила, естественно, отпечаток своего времени. Обстановка в стране предопределила классовые ограничения в пользовании политическими правами и свободами: бывшие эксплуататоры и их пособники лишались права избирать и быть избранными в Советы. Рабочий класс имел преимущества на выборах по сравнению с крестьянством. Устанавливалась трудовая повинность для «уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства».
В Конституции РСФСР 1918 года провозглашен принцип пролетарского интернационализма. Это означало равенство и суверенность всех народов, право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, дружбу и братскую взаимопомощь всех народов. Конституция записала, что в основе государственного устройства лежат федеративные начала. Советы областей, отличавшихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы.
Конституция РСФСР 1918 года сыграла выдающуюся роль в жизни нашей страны, всего человечества. «Мы знаем, — говорил В. И. Ленин, — что эта Советская конституция... не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций. В мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире»*. На основе Конституции РСФСР 1918 года успешно решались задачи построения социалистического общества в нашей стране, развивалась советская демократия.
4. Следующий этап советской конституционной истории открывается принятием Конституции СССР 1924 года. Ее назначение состояло в том, чтобы закрепить на высшем законодательном уровне объединение советских республик в Союз ССР. В основу первой союзной конституции были положены два принципиальных документа, принятых I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.: Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Эти документы стали двумя разделами Конституции СССР 1924 года.
В соответствии со своим назначением Конституция СССР 1924 года в первом разделе указала на объективные потребности объединения советских республик в одно союзное государство и подчеркнула, что новое государство явится «достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов». Во втором разделе были определены предметы ведения верховных органов власти СССР, суверенные права союзных республик, основы союзного гражданства и органы Союза ССР: Съезд Советов СССР, Центральный Исполнительный Комитет СССР, его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, Верховный Суд СССР, наркоматы, верховные органы власти союзных республик и их взаимоотношения с верховными органами власти Союза ССР, а также решен ряд других вопросов организации и деятельности Советского союзного государства.
В Конституции СССР 1924 года вопросы, выходящие за рамки создания СССР, по существу, не рассматривались. И дело не только в том, что к началу 20-х годов в жизни советского общества еще не были осуществлены кардинальные преобразования. В то время вопросы, касающиеся сущности власти, отношений собственности, прав и обязанностей граждан, организации Советов, регулировались первичным образом в Конституции РСФСР 1918 года и принятых по ее примеру конституциях других советских республик.
После образования Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 года во все республиканские конституции были внесены соответствующие изменения и дополнения. Прежде всего был учтен сам факт создания «верхнего этажа» советской государственности и выполнено требование союзной Конституции о приведении республиканских конституций в соответствие с ней. В новых конституциях союзных республик были также отражены некоторые достижения в социалистическом строительстве.
5. Третий этап советской конституционной истории связан с Конституцией СССР 1936 года. Ее принятие вызывалось тем, что в СССР было в основном построено социалистическое общество. Это означало, что был осуществлен социальный переворот всемирно-исторического значения — навсегда покончено с господством частной собственности, с эксплуатацией человека человеком. На базе общих интересов рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции, трудящихся всех национальностей сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества. Человек труда стал полновластным хозяином страны.
Конституция СССР 1936 года отразила в своих статьях перемены, происшедшие в жизни советского общества. В ней подчеркивалось, что СССР — социалистическое государство рабочих и крестьян. Одновременно принцип народовластия получил дальнейшее развитие. Конституция СССР 1936 года исходила из того, что в СССР полностью исчезли эксплуататорские классы. «Вся власть в СССР, — говорилось в ст. 3, — принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Законодательно закрепляя исторический факт победы социализма не только в политической, но и в экономической области, Конституция устанавливала, что экономическую основу СССР составляет социалистическая собственность на орудия и средства производства. Провозглашался социалистический принцип распределения: «От каждого по его способности, каждому — по его труду».
Конституция СССР 1936 года стала основой для перестройки системы государственных органов власти и управления. Съезды Советов, избиравшиеся на основе открытых и многостепенных выборов, с определенными преимуществами для рабочего класса, были заменены системой Советов депутатов трудящихся. Формирование Советов стало осуществляться путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Важное значение имело конституционное положение о верховенстве Советов — представительных органов государственной власти. Устанавливалось, что органы государственного управления (Правительства СССР, союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов) образуются Советами, ответственны перед Советами и подотчетны им.
Существенно расширились права и свободы советских граждан. За ними были закреплены право на труд, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, на образование, на отдых и др. Значительно укреплялись конституционные гарантии использования гражданами своих прав и свобод. Стала теснее связь прав и свобод с обязанностями и ответственностью граждан.
С принятием Конституции СССР 1936 года была устранена ситуация, когда многие важные вопросы решались не в союзной, а в республиканских конституциях. В новой конституции закреплялись все основные принципы социалистического строя.
Конституция СССР 1936 года действовала более 40 лет. Этот период истории Советского государства охватывает немало крупных событий. Суровым испытанием для социалистического строя стала Великая Отечественная война, завершившаяся героической победой советского народа. В короткий срок Страна Советов залечила тяжелые раны войны, значительно укрепила свой экономический, научно-технический и оборонный потенциал, упрочила свое международное положение. Социализм в нашей стране победил полностью и окончательно.
Преодолевая трудности, идя неизведанным путем, советское общество шло вперед в экономическом, социально-политическом и духовном развитии. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, окрепли социалистические общественные отношения, сформировалась новая социальная и интернациональная общность людей — советский народ. Государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство. Упорный труд советского народа, крупные успехи в экономике, социальной и политической сферах, науке и культуре вывели СССР на новые исторические рубежи.
Исторический опыт наглядно подтвердил огромные преимущества социализма в сфере демократии, раскрыл значение ленинских принципов и методов строительства нового общества, подчеркнул первопроходческую роль СССР. Вместе с тем практика показала, сколь вредны и опасны нарушения демократических норм жизни в партии и обществе, социалистической законности, волюнтаризм и догматизм, пассивность и инерция — иными словами, отступление от заветов В. И. Ленина. Нельзя было мириться с застойными тенденциями, нерешенными проблемами, чуждыми социализму явлениями, проявившимися на рубеже 70-х — начала 80-х годов.
Революционная решимость, новый курс, взятый на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, получившие широкую народную поддержку, повернули дела в стране, всю жизнь общества к лучшему. Уроком правды стал XXVII съезд КПСС, который глубоко, по-ленински осмыслил переживаемое время, соединил в своих решениях величие целей и реализм возможностей.
6. Современный этап советской конституционной истории связан с Конституцией 1977 года. Ее проект был подготовлен в начале 1977 года и после одобрения Пленумом ЦК КПСС вынесен на всенародное обсуждение. Традиции такого обсуждения закладывались еще в первые годы Советской власти. Проект Конституции РСФСР 1918 года готовился и рассматривался при широком участии общественности. Проект Конституции СССР 1924 года рассматривался во всех союзных республиках, в них были созданы специальные комиссии для подготовки предложений по проекту. Проект Конституции СССР 1936 года обсуждался на съездах Советов — республиканских, областных, районных, а также на собраниях трудящихся по месту работы и жительства; всего в обсуждении, продолжавшемся более 5 месяцев, участвовало 50 млн. человек.
Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1977 года было еще более массовым и действенным. В обсуждении участвовали партийные, профсоюзные, комсомольские организации, трудовые коллективы. Число участников по сравнению с 1936 годом возросло почти в 3 раза и составило 140 млн., а число предложений о поправках к статьям достигло 400тыс. По итогам обсуждения Верховный Совет СССР внес в проект 150 поправок; к ним добавилось еще 12 изменений и дополнений, предложенных в ходе сессии Верховного Совета СССР, на которой обсуждался проект. В итоге поправки коснулись 118 статей проекта (из 173). В окончательный текст на сессии была включена еще одна статья.
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР, выражая волю советского народа, единогласно принял новую Конституцию. Этот день ежегодно отмечается в стране как всенародный праздник.
Действующая Конституция СССР характерна преемственностью принципов, впервые провозглашенных в Конституции РСФСР 1918 года и развитых в ходе последующего конституционного законодательства. К ним в первую очередь относятся:
полновластие трудящегося народа, сплоченного вокруг рабочего класса;
господство социалистической общественной собственности в экономике страны;
торжество марксистско-ленинской идеологии;
руководящая роль Коммунистической партии в политической системе и во всем обществе;
осуществление государственной власти через Советы, составляющие политическую основу государства;
широта и гарантированность прав и свобод граждан;
социалистический интернационализм;
социалистическая законность;
демократический централизм;
борьба Советского государства за прочный мир и дружбу между народами.
В Конституции СССР 1977 года отражены результаты большой законодательной работы, проведенной в СССР в предшествующий ее принятию период. Практически были обновлены все отрасли законодательства, в том числе приняты многие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, проведена кодификация, отменены и заменены устаревшие акты. Одни положения усовершенствованного законодательства почти без изменений органически вошли в ткань конституционного текста, другие положения, имевшиеся в отраслевых актах, были включены в обобщенной форме, а третьи — получили измененную редакцию.
Разработка Конституции СССР 1977 года велась при широком использовании и учете опыта зарубежных социалистических стран. В конституциях этих стран имеется немало интересных, творческих решений. Они касаются структуры конституции, пределов регулирования ею общественных отношений, конкретных вопросов общественного строя, государственной организации, статуса гражданина. Таким путем обогащались и обогащаются теория и практика конституционного развития при социализме.
Конституция СССР 1977 года — это прежде всего Основной Закон государства, определяющий основы его организации и деятельности. Но этим назначение конституции не исчерпывается. Для всех советских конституций, в принципе, характерно то, что они регулируют, кроме того, другие важнейшие общественные отношения, в первую очередь социально-экономические. В Конституции 1977 года рамки регулирования, по сравнению с предшествующими основными законами, существенно расширены. В первом же разделе закрепляются основы политической системы общества, определяется положение КПСС, государства и общественных организаций, трудовых коллективов. Далее фиксируются основы экономической системы. В Конституцию включена новая глава — о социальном развитии и культуре. Больше внимания «негосударственным» вопросам уделено и в других разделах Конституции.
Причина расширения пределов конституционного регулирования — потребность закрепления на высшем законодательном уровне устоев всей общественной жизни, основных направлений ее развития. Чрезвычайно важное значение приобретает фиксация принципов, на которых строится социалистическая система хозяйства, развивается социально-культурная сфера жизни общества. Социалистическая демократия осуществляется не только через государственные, но и через негосударственные, общественные институты. В жизни страны возрастает роль науки и техники, охраны окружающей среды, образования и искусства. Конституционного ранга заслуживают положения, определяющие основы внешней политики СССР.
Расширение пределов конституционного регулирования имеет еще одну сторону. Таким путем усиливаются единство, согласованность и взаимодействие в развитии всех составных частей общественного механизма. Закрепление их общих черт во взаимосвязи и взаимозависимости способствует повышению уровня организованности общества, целеустремленности его развития. При этом более активно и действенно используются возможности Советского государства.
Как и для всех прежних советских конституций, для ныне действующей характерен сравнительно небольшой объем. Увеличение, по сравнению с Конституцией 1936 года, числа статей со 146 до 174 обусловлено в первую очередь охватом новых вопросов и расширением содержания ряда положений, воспринятых из прежнего текста. Язык Конституции — четкий, лапидарный, понятный самым широким слоям населения.
Структура Конституции СССР 1977 года в основных чертах повторяет структуру Конституции СССР 1936 года, но добавились и новые черты. Расширение объема конституционного регулирования обусловило появление новых глав. Для лучшей организации материала введено деление текста не только на главы, но и на разделы. В Конституцию включена Преамбула, роль которой состоит в том, чтобы служить своего рода «ключом» к остальному тексту. В Преамбуле зафиксированы итоги пройденного пути, определены цели и задачи дальнейшего развития советского общества.
По сравнению с Конституцией СССР 1936 года изменилось отношение к программным положениям. В Конституции РСФСР 1918 года такие положения присутствовали. В 1936 году при подготовке Основного Закона доминировал подход, при котором считалось, что Конституция должна фиксировать лишь то, что уже достигнуто, завоевано, добыто и, следовательно, реально существует в жизни общества. В Конституции СССР 1977 года программные положения используются для определения высшей цели Советского государства — построения бесклассового коммунистического общества, а также для закрепления основных направлений развития политической системы, экономики, социально-культурной сферы. Они даются в ограниченном объеме и предназначены для того, чтобы связать настоящее и будущее, раскрыть смысл и нацеленность общественных усилий.
Раздел, определяющий конституционный статус личности, помещен теперь не после глав о государственных органах, а непосредственно после раздела об основах общественного строя и политики СССР.
7. В Конституции СССР 1977 года закреплены основные черты развития советской демократии на современном этапе. Для понимания сущности власти принципиальное значение имеет ст. 2. В ней сказано: «Вся власть в СССР принадлежит народу». При этом народ — не что иное, как трудящиеся классы и социальные слои, ибо ныне в обществе нет никаких иных классов и социальных слоев. Советское социалистическое общенародное государство выражает волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Советскому народу принадлежит не только политическая власть, но и все общественное богатство. «Основу экономической системы СССР, — сказано в ст. 10, — составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». Эти две формы социалистической собственности на средства производства определяют характер советской экономики и деление общества на два дружественных класса — рабочих и крестьян.
Социальной основой народовластия в СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Источником сплочения советского народа выступает коллективный, свободный от эксплуатации труд. Это одновременно — источник роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека.
В первой же главе Конституции определены основы политической системы общества. Речь идет именно об основах, ибо в главе не даются ни исчерпывающий перечень институтов политической системы, ни законченная характеристика содержания демократии. Тем самым Конституция открывает широкий простор для совершенствования политической системы, развития советской социалистической демократии.
В настоящее время, когда усилия всего советского народа направлены на осуществление стратегического курса XXVII съезда КПСС — ускорения социального и экономического развития общества, — первостепенную роль играет претворение в жизнь программных положений партии по вопросам социалистического самоуправления народа. «КПСС считает, — говорится в новой редакции Программы партии, — что на современном этапе стратегическая линия развития политической системы общества состоит в совершенствовании советской демократии, все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни». Социалистическое самоуправление народа соответствует условиям и потребностям первой фазы коммунизма, отражает ее черты и свойства. Оно имманентно социализму с самого начала и развивается вместе с ним; это — обязательный, объективно необходимый этап прогресса социальной организации, закономерно предшествующий коммунистическому общественному самоуправлению, которое наступит не само по себе, автоматически, а в результате развертывания и углубления социалистического самоуправления народа, на его базе. Социалистическое и коммунистическое самоуправление однотипны, между ними существует преемственность. Теория и практика марксизма-ленинизма учат, что для формирования структурных элементов, традиций и навыков управления при коммунизме, повышения уровня организованности и социальной активности в обществе необходимо время. В ходе исторического процесса создаются предпосылки для достижения высшей цели Советского государства — полного коммунизма, который знаменует превращение системы социалистического самоуправления народа, социалистической демократии в высшую форму организации общества — коммунистическое общественное самоуправление.
Социалистическое самоуправление народа охватывает практически все основные сферы общественного развития, управления им. Жизнь показала недостаточность и ограниченность представлений, замыкавших самоуправление при социализме отдельными участками социалистического строительства, противопоставлявших самоуправление государству. Самоуправление в условиях социализма реализуется через широкую и многообразную систему общественных отношений, связанных с управлением государственными и общественными делами. Это — отношения, складывающиеся на базе реализации ленинских идей о самом широком и действенном вовлечении трудящихся в управление, которое не только осуществляется в интересах трудящихся, но и закономерно, все в большей степени становится непосредственным делом самих трудящихся, не знающих над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения.
Важно иметь в виду, что социалистическое самоуправление народа развивается не вне, а прежде всего в рамках государственной организации. И это закономерно. Государство при социализме — в первую очередь, всеохватывающая организация самого народа, которому принадлежит вся полнота власти в стране. Как подчеркивалось на XXVII съезде КПСС, развитие и укрепление Советского социалистического государства, все более полное раскрытие его демократического, общенародного характера, творческой, созидательной роли — ключевой вопрос политики партии.
Конституция СССР рассматривает Советское общенародное государство как главное, основное орудие общественных преобразований. Оно выполняет многогранные, все усложняющиеся функции: социалистического хозяйствования, организации науки, культуры, образования, охраны окружающей среды, осуществления социальной политики, борьбы за мир и др. Практический опыт социализма доказывает несостоятельность взглядов и концепций, проповедующих преждевременный отказ от государственной организации. Свойственные социалистическому государству черты, и прежде всего сочетание высокого профессионализма и демократизма, определяют его историческую необходимость на всем протяжении социализма. И сегодня актуально звучат ленинские слова о том, что социалистическое государство сильно сознательностью масс, поддержкой, которую они оказывают его начинаниям. Самоуправленческие начала будут все шире проникать во все сферы государственной и общественной жизни, обогащать содержание демократического централизма, укреплять его демократическую природу. Такова историческая перспектива, которая в конечном счете ведет к тому, что социалистическое государство все в большей степени будет становиться, как предвидел В. И. Ленин, переходной формой от государства к «негосударству». Деятельность государственных органов будет постепенно приобретать неполитический характер и тем самым станет отпадать потребность в государстве как в особом политическом институте.
Демократизм Советского общенародного государства подчеркивается тем положением Конституции, что государственная власть в стране осуществляется через Советы народных депутатов, составляющие главное звено социалистического самоуправления народа. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. В. И. Ленин писал: «...Народ, объединенный Советами, — вот кто должен управлять государством»**. Таковы их роль и место в государстве. Особое значение имеет раскрытие двуединой природы Советов: сочетание в их организации и деятельности государственных и общественных начал.
Советы образуют единую систему органов государственной власти. В этом плане каждый Совет, в том числе и местный, представляет собой компонент государственной власти, который не только полномочен решать вопросы, касающиеся своей территории, но и выступает проводником общегосударственной политики. Любой Совет опирается в своей деятельности на всю систему органов государственной власти.
Единство Советов сочетается с разделением функций между их звеньями. Характерные черты, свойственные каждому звену Советов — от Верховного до сельского и поселкового, — отражены в законодательных актах — регламентах Верховных Советов, законах и указах о различных звеньях местных Советов. Но этим развитие законодательства о Советах не завершается. С постановкой перед Советами новых задач возникает потребность в том, чтобы каждый раз соответственно уточнялись права и обязанности конкретного звена, определялись материальные ресурсы, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
Характерной чертой развития Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик за последние годы является усиливающееся сочетание в их деятельности законодательствования, верховного управления и верховного контроля. Верховные Советы не сводят свое назначение к законодательству. Они рассматривают вопросы состояния тех или других участков хозяйства и культуры, отчеты Правительства и министерств, ведомств, а Верховный Совет СССР уделяет большое внимание также вопросам внешней политики.
Существенно возрастает роль местных Советов, в поле зрения которых должны находиться практически все стороны общественной жизни. Как установлено в Конституции СССР, местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. В последние годы приняты меры по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития. Существенно расширены полномочия республиканских и местных Советов в обеспечении комплексного и эффективного ведения хозяйства на подведомственной территории, в их взаимоотношениях с неподчиненными предприятиями, учреждениями и организациями при решении вопросов, касающихся социальной сферы, использования трудовых ресурсов, охраны природы и др. Усилены роль и ответственность Советов в удовлетворении разнообразных потребностей населения: в продуктах питания, товарах народного потребления, услугах населению, жилье, социально-культурном обеспечении. Активизировалась организаторская работа Советов, получили дальнейшее развитие демократические начала в их деятельности.
На XXVII съезде партии и январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалась необходимость совершенствования избирательной системы, практики проведения выборов в Советы народных депутатов. Это обусловлено интересами повышения роли выборов в системе социалистической демократии. Речь идет об усилении воздействия избирателей, трудовых коллективов на решение всех вопросов, касающихся организации и проведения выборов. В условиях развивающейся демократизации всех сторон государственной и общественной жизни, роста политической активности и сознательности трудящихся сложились предпосылки для замены устаревших норм и традиций выборов новыми, соответствующими задачам современного этапа.
Предпринимаются меры, направленные на повышение авторитета народных депутатов и одновременно на усиление их ответственности перед избирателями. Большое внимание уделяется тому, чтобы сессии Советов проходили активно, без излишней регламентации по времени созыва и продолжительности работы, в обстановке гласности. Депутатам предоставляется возможность сопоставить проекты альтернативных решений, результаты обсуждения различных точек зрения.
Демократизация управления страной проявляется и в расширении круга вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях. Развивается и конкретизируется конституционная норма, согласно которой наиболее важные законопроекты и решения выносятся на всенародное обсуждение и голосование. Совершенствуется система обобщения и реализации наказов, заявлений и предложений граждан, изучения общественного мнения, повышается информированность населения о принятых решениях и результатах их исполнения.
Составной частью большой работы по перестройке государственного аппарата являются меры по совершенствованию его управленческих звеньев. В области хозяйствования речь идет, с одной стороны, об усилении роли центра в реализации основных целей экономической стратегии партии, определении темпов и пропорций развития народного хозяйства, обеспечении его сбалансированности. С другой стороны, существенно раздвигаются границы самостоятельности объединений и предприятий, повышается их ответственность за достижение конечных результатов. Осуществляется переход к экономическим методам руководства на всех уровнях народного хозяйства.
Усиливается комплексный подход к управлению, преодолевается отраслевая раздробленность. Реорганизация управленческого аппарата предусматривает ликвидацию ненужных звеньев, сокращение численности аппарата. Одновременно меняется стиль его работы: главное внимание уделяется непосредственной организации дела, анализу и решению новых проблем, мобилизации усилий трудовых коллективов. Партия требует решительного искоренения бюрократизма, ведомственности и местничества, освобождения от недобросовестных, некомпетентных и безынициативных работников. Под огнем критики находятся случаи злоупотребления служебным положением, карьеризма, стремления к личному обогащению, семейственности и протекционизма. Нарушители советских законов строго наказываются.
Перестройка государственного аппарата включает важные меры по его демократизации: усиливается подотчетность работников, совершенствуется система замещения должностей, развиваются выборные начала, аттестация. Усиливается коллегиальность, так необходимая в условиях усложнения управления, и одновременно повышается персональная ответственность каждого руководителя.
Активизируется народный контроль, в системе которого работают миллионы советских людей. Участие граждан в деятельности органов народного контроля — важная форма развития принципиальности и деловитости граждан в защите народных интересов, воспитания государственного подхода, хозяйского отношения к делу.
Демократизация Советского государства означает, далее, укрепление законности и правопорядка, строгое соблюдение требований дисциплины. С этой целью улучшается работа органов суда и прокуратуры, внутренних дел.
Положение общественных организаций в советской политической системе также определяется Конституцией СССР. В ней прежде всего закреплен принцип добровольности их образования. Они создаются гражданами, реализующими принадлежащее им право на объединение. При этом в Конституции говорится о главных целях общественных организаций: развитии политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворении их многообразных интересов. Общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Это — исходные положения, которые конкретизируются в других статьях Конституции, а также в других законах СССР, указах Президиума Верховного Совета СССР.
За последнее время приняты существенные меры, в том числе законодательные, расширяющие права общественных организаций, повышающие их авторитет в жизни страны. Характерной чертой современности стало создание новых общественных организаций. За последнее время развернули свою деятельность общества любителей книги, охраны природы, новые общества дружбы. Важным событием в жизни страны стало образование Всесоюзного общества борьбы за трезвость (1985 г.). В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС создана Всесоюзная организация ветеранов войны и труда, воссозданы женсоветы.
В условиях, когда широко развертывается работа по совершенствованию хозяйственного механизма, форм и методов управления предприятиями, резко возрастает роль трудового коллектива в жизни советского общества. Выдвинутая партией задача в кратчайшие сроки выйти на самые передовые в мире рубежи по производительности труда и качеству продукции решается прежде всего в коллективах предприятий, организаций, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Опора на коллектив, работающий творчески и напряженно, создание настоящего трудового настроя, дружной и вместе с тем по-товарищески требовательной атмосферы — таковы главнейшие предпосылки реализации программных установок партии на ускорение социально-экономического развития.
Основы правового положения трудового коллектива закреплены на конституционном уровне. Как сказано в ст. 8 Конституции СССР, трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Эта емкая конституционная формула получила развитие в других правовых актах, прежде всего в Законе о трудовых коллективах.
Принципиальное значение для развития социалистической демократии имеет закрепленное в Конституции СССР положение о том, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.
КПСС — высшая форма общественно-политической организации, авангард советского народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР. В современных условиях она, оставаясь по своей классовой сущности, идеологии партией рабочего класса, стала партией всего народа.
Руководящая роль КПСС в советском обществе не означает подмену ею государственных органов и общественных организаций, «партийную диктатуру», как пытаются доказать наши идейные противники. Функции партии — функции политического руководства государственными и общественными организациями. При этом, сказано в новой редакции Программы КПСС, партия заботится о том, чтобы каждая из руководимых ею организаций выполняла свои задачи. Долг всех коммунистов, работающих в государственных и общественных организациях, — добиваться полного осуществления этими организациями их конституционных полномочий, уставных прав и обязанностей, широко вовлекать трудящихся в управление.
Устав КПСС особо оговаривает недопустимость смешения функции партийных и иных органов. Партия формулирует главные задачи государственных органов и общественных организаций, занимается вопросами подбора и расстановки кадров, контролирует деятельность коммунистов. Что же касается конкретного содержания работы, выбора путей и средств решения поставленных задач, то они определяются самими государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами. Для Конституции СССР 1977 года характерен строго научный подход к проблеме прав и свобод человека.
Во-первых, права и свободы человека рассматриваются в Конституции не абстрактно, не в отрыве от социальной реальности, а, наоборот, в самой тесной связи с ней, как один из результатов, как продукт общественного развития. Права и свободы человека — это такой социально-правовой феномен, который предопределяется основными условиями общественной жизни: экономическим устройством общества, его классовой структурой, характером политической власти и ее формами, господствующими взглядами и концепциями, уровнем политического сознания и общественной психологии. Человек в современном обществе — не изолированный от жизни индивидуум; он так или иначе включен в существующую систему общественных отношений, испытывает на себе их воздействие.
Органическая связь общественных условий с правами и свободами человека, в свою очередь, подчеркивает важность их социально-классового понимания и истолкования. Права и свободы человека при социализме складываются и развиваются таким образом, чтобы способствовать всестороннему прогрессу нового строя, обеспечивать достижение высот человеческой цивилизации. Эти права и свободы, с одной стороны, рождены социализмом, а с другой стороны, представляют собой средство его упрочения и совершенствования, продвижения общества по пути к полному коммунизму.
Во-вторых, социализму свойственно постоянное расширение и обогащение прав и свобод человека. С переходом общества от одного этапа своей истории к другому создаются предпосылки для включения в Конституцию все новых прав и свобод, дополнения и конкретизации уже имеющихся и усиления действенности всего статуса гражданина. Весьма показательным в этом плане может быть право на труд: оно отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года, поскольку у молодой Советской власти тогда еще не хватало сил, чтобы обеспечить каждого гражданина работой, и вследствие послевоенной разрухи, экономической отсталости в стране до начала 30-х годов сохранялась безработица. Огромным завоеванием социализма стало закрепление права на труд в Конституции СССР 1936 года — впервые в истории конституционного развития во всем мире. В Конституции СССР 1977 года сделан новый шаг: отныне право на труд охватывает не только обязательное получение работы, но и возможность ее выбора, а также оплату не ниже установленного законом уровня (прежде об этих элементах права на труд не говорилось). Характерно, что в действующей Конституции СССР объем раздела, посвященного статусу гражданина, почти вдвое больше соответствующей главы в Конституции СССР 1936 года.
В -третьих, одна из исходных идей Конституции заключается в сочетании интересов общества и личности. В ней закреплены возможности для участия граждан во всех сферах государственной и общественной жизни: в управлении государством, производством, социальным развитием.
В действующем Основном Законе получило дальнейшее развитие положение о взаимной связи и взаимной ответственности гражданина и государства. Не только теория, не только законодательство, но и практика опровергают измышления буржуазной пропаганды о якобы патерналистском подходе к правам и свободам граждан при социализме, о том, что эти права и свободы чуть ли не даруются государством. В Конституции содержатся нормы, не только раскрывающие природу прав и свобод граждан, но и определяющие обязанности государства перед гражданином. Сама практика социально-экономических мероприятий, осуществляемых Советским государством в последнее время, есть не что иное, как выполнение его функций в интересах граждан.
В -четвертых, теория и практика социалистического конституционализма исходят из тесной взаимосвязи всех категорий прав и свобод граждан — социально-экономических, социально-культурных, политических, личных. В Конституции нет разделения категорий прав на первостепенные и второстепенные: все они равноценны, все они необходимы для того, чтобы обеспечивать всестороннее и свободное развитие личности. Неверны и бездоказательны попытки наших идеологических противников утверждать, будто социализм недооценивает или игнорирует политические и личные права.
Следует, однако, особо подчеркнуть заслугу социалистического конституционализма, которая заключается в том, что социально-экономические права, отсутствовавшие прежде в буржуазных конституциях, были не только юридически закреплены, но и получили самый высокий законодательный ранг. Именно эти права имеют принципиальное значение как для общества, так и для личности: они обеспечивают людей работой, заработком, средствами существования. В Конституции СССР 1977 года четко выделяется еще одна, сравнительно новая категория прав — социально-культурная, нацеленная на образование людей, подъем их культурного уровня. Все категории прав и свобод граждан в полной мере раскрываются и действуют только в единой системе, где прочную основу составляют социально-экономические и социально-культурные права и свободы.
В -пятых, развитие прав и свобод граждан тесно связывается не только с внутриполитическими, но и международными факторами жизни советского общества. Наличие прочного мира и безопасности народов есть непременное условие самого главного права человека — права на жизнь. Мир на земле представляет собой такую общечеловеческую ценность, без которой невозможно сохранить цивилизацию, добиться решения задач общественного прогресса. Ведь на исходе двадцатого столетия человечество оказалось в критической ситуации, вызванной гонкой вооружений, опасностью ядерной войны и другими действиями реакционных кругов международного империализма. Отсюда вытекает первостепенная важность усилий СССР, братских стран социализма, всего прогрессивного человечества, направленных на утверждение всеобщего мира.
С самого начала социалистического строительства под права и свободы граждан был подведен прочный фундамент, включающий экономический потенциал, политическую основу и достижения культуры, равно как и правовые гарантии. Конституция СССР 1977 года развивает эту тенденцию: провозглашенные права и свободы обеспечены необходимыми средствами, действительно имеющимися в распоряжении государства. Для Конституции показательно, что наряду с материальными значительно усилены также правовые гарантии обеспечения прав и свобод.
В Конституции 1977 года дальнейшее развитие получает и такой важнейший принцип, как равноправие граждан. Этот принцип, закрепленный в конституционном порядке, означает, что положение гражданина не зависит от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Основные права и свободы, основные обязанности в равной мере распространяются на всех граждан.
Конституция СССР 1977 года, как и предшествовавшие советские конституции, уделяет самое пристальное внимание социально-экономическим и социально-культурным правам и свободам, которые, по сути дела, затрагивают все основные сферы жизнедеятельности человека.
Получили дальнейшее развитие политические права и свободы, гарантирующие действенное участие граждан в управлении делами государства, во всей общественной жизни.
Важное место в Конституции отведено личным правам и свободам граждан СССР. Полностью подтвержден весь широкий круг этих прав и свобод: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Усилились гарантии личных прав и свобод.
Логическим завершением развития в Конституции 1977 года института личных прав и свобод граждан СССР является ст. 57, усиливающая их гарантии в деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Эта статья предопределена исходной концепцией Конституции, заключающейся в том, что весь политический механизм ориентируется на интересы личности. Статья гласит: «Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». Значительно усилены судебные гарантии, касающиеся защиты личности от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Установлено, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
В Конституции 1977 года предусмотрено положение о том, что обеспечение широких прав и свобод граждан предполагает уважение каждым из них интересов общества, прав других граждан. Речь идет о том, что одним из существенных элементов демократического статуса личности является взаимосвязь прав и свобод с обязанностями, ответственный подход граждан к своему поведению, к своему отношению к обществу и согражданам. В ст. 39 сказано: «Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан».
Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.
Основные обязанности советских граждан определены в Конституции 1977 года в тесной связи с правами и свободами. Эти обязанности отражают единство коренных целей и задач общества и личности. В них проявляются нравственные критерии социализма, достигнутый уровень осознанной убежденности гражданина в правильности и полезности их всеобщего признания. Обязанности — необходимый элемент конституционного статуса личности.
Права и свободы советских граждан будут и дальше расширяться и обогащаться. Одновременно будут создаваться все более благоприятные условия и гарантии их полной реализации. Политика КПСС нацелена на то, чтобы советский человек обладал всеми возможностями для выражения и осуществления своей гражданской воли и интересов, пользовался всеми благами, которые дает ему социализм. Но реализация гражданином его прав неотделима от исполнения им конституционных обязанностей. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав — это непреложный политический принцип социалистического общества», — сказано в новой редакции Программы партии. КПСС будет и впредь настойчиво добиваться, чтобы каждый советский человек воспитывался в духе ясного понимания единства его прав, свобод и обязанностей.
В Конституции СССР нашли отражение две главные тенденции, характеризующие современный этап развития Советского многонационального государства: во-первых, углубляющееся сближение наций и народностей, которое предопределяет необходимость укрепления союзных начал, повышения уровня централизации государственного руководства при решении вопросов, касающихся развития всего советского общества; во-вторых, всестороннее развитие республик, повышение их роли в экономической, политической и культурной жизни СССР, что обусловливает расширение их участия в принятии и выполнении решений, принимаемых Союзом ССР, в деятельности союзных органов.
Конституция 1977 года определяет СССР как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Это определение, с одной стороны, подтверждает и развивает характеристику Союза ССР, данную в прежних советских конституциях, а с другой — содержит важные новые элементы. Напомним, что в Конституции СССР 1924 года Союз ССР характеризовался как добровольное объединение равноправных народов, а в Конституции СССР 1936 года — как союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. В определение, данное в Конституции СССР 1977 года, введено, таким образом, очень существенное дополнение о государственном единстве всех советских наций и народностей.
В Конституции СССР отражены две взаимосвязанные стороны Советского многонационального государства: первая — союзное федеративное государство, образованное суверенными союзными республиками на добровольной основе, а вторая — единое многонациональное государство, отражающее общность социально-экономических, политических и идеологических условий, определяющих характер общества во всех республиках, сочетание всестороннего развития всех наций и народностей с их прогрессирующим сближением.
В Советском многонациональном государстве давно уже сложилась традиция, выражающаяся в том, что конституции союзных и автономных республик следуют в своем развитии за союзной Конституцией. Но дело не только в традиции. Необходимость обновления конституций союзных и автономных республик предопределялась как формальными, так и сущност-но-социальными факторами. С одной стороны, действуют положения ст.ст. 76 и 82 Конституции СССР 1977 года, согласно которым союзные и автономные республики имеют конституции, соответствующие союзной Конституции, и, следовательно, должно быть обеспечено такое соответствие. С другой стороны, во всех сферах общественной жизни в союзных и автономных республиках произошли те же кардинальные перемены, которые в масштабах Союза ССР обусловили принятие новой Конституции. Рассматривая ныне действующую конституционную систему, состоящую из 36 актов (Конституции СССР 1977 года, 15 конституций союзных и 20 конституций автономных республик, принятых в течение 1978 года), целесообразно отметить прежде всего, что в этой системе заметно усилились общие начала государственного и всего общественного строя. Речь идет не об искусственной унификации конституционных норм на всех уровнях их действия, а об отражении в конституциях процессов укрепления единства советского народа, об упрочении экономических, политических, социальных и идеологических предпосылок этих процессов.
В системе советского законодательства Конституция СССР занимает верховенствующее положение. Это — акт высшей юридической силы: она разрабатывается, принимается и действует безотносительно к постановлениям, содержащимся в текущем законодательстве. Остальные законы, не говоря уже о других правовых актах, должны издаваться только на основе Конституции и в соответствии с ней. В этом заключается одно из важнейших требований закрепленного в Конституции принципа ее верховенства, подчиненности ей всех других правовых актов. «Конституция СССР, — гласит ст. 173, — обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР». Строгое и точное соблюдение Конституции составляет, таким образом, важнейшую обязанность всех органов и учреждений, принимающих правовые акты.
Верховенствующее положение Конституции СССР подчеркивается и особой процедурой ее изменения. Отметим прежде всего, что как принимать Конституцию СССР, так и вносить в нее изменения ныне может только Верховный Совет СССР. Ни один другой государственный орган, в том числе Президиум Верховного Совета СССР, не имеет правомочия вносить изменения в союзный Основной Закон. И для принятия этих изменений требуется квалифицированное большинство голосов депутатов.
Задачи ускорения социально-экономического развития советского общества, раскрытия творческого потенциала человеческого фактора, всестороннего и свободного развития личности обусловливают необходимость дальнейшего расширения и углубления советской демократии, обновления ее институтов, укрепления социалистической законности. В этих условиях особенно важно последовательное осуществление конституционных принципов советского строя, творческого развития и конкретизации положений действующей Конституции с учетом требований времени.
Больше демократии — значит больше социализма. Такова суть политики КПСС, перестройки, проводимой в общественно-политической жизни страны, организации и деятельности Советского государства. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что только на такой основе могут по настоящему получить размах живое творчество трудящихся масс, их реальное участие в решении всех вопросов жизни общества, в полную меру проявлять себя человеческий фактор.
Важнейшее место в процессе демократизации советского общества отводится последовательному внедрению самоуправления в жизнь трудовых коллективов. Принятие нового закона о государственном предприятии (объединении) ведет к созданию советов трудовых коллективов предприятий и объединений; наделению их, а также общих собраний коллективов решающими полномочиями по широкому кругу производственных, социальных и кадровых вопросов. Вводится выборность руководителей предприятий, производств, цехов, отделов, участков, ферм и звеньев, бригадиров и мастеров.
Повышается роль институтов непосредственной демократии. В соответствии с Конституцией СССР осуществляется законодательное регулирование вопросов, связанных с проведением обсуждений по крупным вопросам жизни страны в масштабах Союза ССР и союзных республик, а также обсуждение проектов важнейших решений местных Советов народных депутатов. Полнее используются возможности развития инициативы и самодеятельности трудящихся в кооперации, особенно в сферах, касающихся удовлетворения запросов и интересов советских
людей.
Совершенствуется избирательная система. В этих целях в 1987 году предпринят эксперимент: в союзных республиках без областного деления, в автономных республиках, краях и областях на территории одного из районов выборы в местные Советы проводятся по многомандатным округам. Число выдвинутых кандидатов в депутаты в этих округах превышает число мандатов по округу. Введен институт резервных депутатов.
Большое значение придается обновлению законодательных основ во всех сферах общественного развития. Повышается роль суда, обеспечивается строгое соблюдение принципа независимости судей; усиливается прокурорский надзор, совершенствуется работа следственных органов, все пути и средства охраны интересов Советского государства, обеспечения прав и свобод граждан. Принимаются дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокритики, особенно критики снизу.
Всестороннее развитие социалистической демократии — это необходимая предпосылка, гарантия того, что курс XXVII съезда КПСС будет проводиться неуклонно, а процессы перестройки необратимы. Единые устремления, общие действия партии и народа, перемены в общественном сознании, отражающие уроки прошлого, чувство ответственности за настоящее и будущее страны стали определяющими факторами развития советского общества. Это и есть достойное продолжение революционного дела Великого Октября.
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 147.
** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 31, с. 188.
Б.Н. Топорнин
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)
НАВЕРХ
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!
|
Интересное
Фруктовые воды. Советский Общепит
Не было счастья, да несчастье помогло. История знакомства Юрия Никулина с будущей женой
30.11. разное - Оформление ипотеки онлайн: просто и быстро
28.11. новости - Вячеслав Невинный - актер, который с легкостью покорил сердца миллионов
27.11. новости - Виктор Астафьев. Писатель, который прожил жизнь, полную испытаний и побед
22.11. новости - Комедия дель арте на сцене московского Театра Мимики и Жеста - «Итак, мы начинаем!»
21.11. новости - Властелин быта - первые шаги советской анимации
15.11. новости - Илья Муромец. Захватывающий фильм-сказка на широком экране
13.11. новости - «Просто о сложном, весело о грустном» - интервью с главным режиссером Московского театра Мимики и Жеста Александром Савельевым
10.11. новости - Советский фильм-опера Хованщина 1959-го года от режиссера Веры Строевой
04.11. новости - Яркие эмоции времен, или глубокое погружение в советскую культуру через почтовые артефакты (обзор), разное - Настенные и подвесные светильники: идеальное освещение для вашего интерьера
|