Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Жан-Клод Бриали. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


Lana Turner - открытки




Советское детство, В одно счастливое детство (воспоминания), Детский сад

Детский сад

Коннин Андрей

А теперь я перехожу к завершающей главе моих дошкольных воспоминаний – к жизни в детском саду. Человеческая память — очень странная штука, очень избирательная. Я вот, например, очень хорошо помню свои детсадовские годы, гораздо лучше, чем многие события взрослой жизни, хотя  лет мне тогда было совсем немного, и происходило это всё уже давным-давно. Не знаю, как это можно объяснить, но это факт.

В СССР была хорошо отлаженная система детских воспитательных и образовательных учреждений, которая охватывала практически всех без исключения малолетних граждан страны, начиная с самого нежного возраста: ясли- сад -школа. В ясли меня не водили. Если бы даже и водили, я бы этого всё равно не помнил и описать не смог. Так что первым социальным учреждением, порог которого мне довелось переступить, был детский сад № 1 по улице Подгорбунского. Он назывался «госпитальным», потому что состоял на балансе окружного военного госпиталя и находился недалеко от моего места жительства, буквально в десяти минутах ходьбы. Оказался я в нём вскоре после нашего поселения на Угданской (в стране Советов не было больших проблем с устройством детей в дошкольные учреждения, ждать очереди годами не приходилось), провёл там три с половиной прекрасных года, и из него я шагнул в свой следующий жизненный этап — в школу.

Садик наш был маленький, деревянный, одноэтажный. Находился он посреди квартала, и с трёх  сторон был окружён жилыми пятиэтажками. К сожалению, он прекратил своё существование в бандитские девяностые. Как-то ночью просто сгорел дотла, а скорее всего был подожжён, чтобы расчистить место под жилую элитку, которая и была необычайно оперативно построена на его месте.

В садике было всего три группы: младшая, средняя, и подготовительная. По мере своего взросления и возмужания я прошёл через все три. Помимо собственно игровой комнаты, где мы проводили большую часть времени, играли, занимались и кушали, у каждой группы имелись свои умывальная и туалетная комнаты и спальня. Кроме указанных помещений были кухня, актовый (или музыкальный) зал, медкабинет, он же методический, и кабинет заведующей. С двух флангов от здания располагались участки для игр и прогулок, а фасад выходил на улицу. С тыла, за зданием, находился хозяйственный двор, на который нам, детям, ходить не рекомендовалось, а точнее, запрещалось. Но именно по этой причине запретный хоздвор притягивал нас как магнит, и с ним у меня было связано немало историй в жанре «преступление и наказание». Там было так много интересного — груда старых кабинок для переодевания и прочая отслужившая своё мебель, большой хозяйственный сарай с таинственным содержимым, и рядом с ним прачечная из бруса, где стирали детсадовское постельное бельё. А ещё там росли шикарные кусты сирени, которая бурно цвела в начале лета, и были разбиты клумбы с цветами.

Участки для прогулок были не очень большие (потому как не позволяла территория, стиснутая с трёх сторон жилыми домами), но для того небольшого количества детей, что приютил наш «второй дом», вполне достаточные. Один был совсем небольшой – для младшей группы, а второй – раза в три просторнее, для двух старших групп. Там распологались горки, беседки, скамейки, качели, песочницы, росли кусты и деревья, а посредине большого участка находился настоящий фонтанчик. Также имелись площадки для подвижных игр, и мы там даже умудрялись играть в футбол (благодаря своей дворовой футбольной подготовке я сразу завоевал авторитет опытного игрока среди своих детсадовских друзей).

Хотя первые два-три дня в детском саду дались мне в моральном плане нелегко (я долго плакал, когда мама в первый раз оставила меня на попечение воспитательницы), все последующие месяцы и годы, проведённые мною в нём, ставшем в итоге таким родным, каждый день были наполнены массой интереснейших дел, игр и занятий. Только два момента несколько омрачали эту радостную картину: необходимость рано вставать по утрам (особенно тяжело это давалось зимой, но зато по снегу для моей транспортировки часто использовались сани и можно было дорогой подремать под скрип полозьев); и моё категорическое неприятие некоторых пунктов ежедневного меню (об этом чуть позже). Из-за того, что наш сад был небольшим, и ребятишек в нём было не очень много, отношения среди его обитателей сложились добрые, какие-то почти семейные, всем было хорошо и интересно. Уж чего-чего, а скучать детям не приходилось, распорядок дня был плотно заполнен различными играми и мероприятиями.

Нам каждый день предлагалось множество интересных занятий: воспитатели с нами постоянно разучивали какие-нибудь стихи, проводили художественные занятия, читали книги, затевали различные весёлые игры. Помимо прочего, нас в саду уже тогда обучали английскому языку, вот тебе и «железный занавес». И именно по этой причине я поступил в спецшколу с английским языком, хотя по месту проживания никак туда не попадал, и в дальнейшем связал свою судьбу с иностранными языками. Вот так английский язык в детском саду определил всю мою судьбу. И ещё одна попутная ремарка: в 5 или в 6 лет моя старшая сестра Людмила записала меня в секцию плавания в бассейн, где я немного научился плавать, и, главное, не бояться воды. Таким образом, я ещё до школы вёл вполне себе светскую жизнь: изучал иностранный язык и плавал в бассейне. Так что потом, уже повзрослев, когда я слышал, как мне кто-то из ровесников с гордостью рассказывает, что изучает иностранные языки (что стало очень модно) и регулярно посещает бассейн, я скромно заявлял, что всё это уже проходил ещё будучи дошкольником.

В одно счастливое детство (воспоминания)

Наша детсадовская самодеятельность была организована на самом высоком уровне. К каждому утреннику мы обязательно готовили инсценировку какой-нибудь сказки, а к официальным государственным праздникам разучивали патриотические стихи и песни. До сих пор помню песни из нашего репертуара. Вот, например, про тачанку:

Ты лети с дороги птица,

зверь с дороги уходи!

Видишь облако клубится,

кони мчатся впереди…

А ещё про Щорса:

Шёл отряд по берегу, шёл издалека,

Шёл под красным знаменем командир полка.

Голова обвязана, кровь на рукаве,

След кровавый стелется по сырой траве…

Они нам очень нравились, мы исполняли их с особым душевным подъёмом, во весь голос, в силу малого возраста наивно полагая, что чем громче, тем лучше. Тексты патриотические, вопросов нет. А что в этом плохого? Да и песни на самом деле неплохие. Уж лучше пусть будут такие, чем нынешний словесно-музыкальный мусор. Не знаю, что сейчас поёт и слушает ребятня, но хотелось бы верить, что если и не патриотические, то, во всяком случае, хорошие детские песни.

Идеологическая работа в нашем садике если и велась, то велась совсем ненавязчиво. Ответственно заявляю, что коммунистической идеологией нас не сильно донимали. Вот, например, к 100-летию со  дня рождения Ленина (1970 год) мы разучивали стихи и песни про него и даже потом гастролировали с этой литературно-музыкальной композицией в окружном военном госпитале, выступали перед персоналом и пациентами. Ещё читали нам книжки про маленького Володю Ульянова, какой он был добрый и честный мальчик. Так мы и слушали их с удовольствием, а вовсе не через силу. Вот, пожалуй, и всё идеологическое воспитание (забавную историю на эту тему я много лет спустя услышал от своей супруги: у них в детском саду в актовом зале стоял небольшой фанерный мавзолейчик, копия настоящего. Вот это креатив так креатив, сейчас этому факту остаётся только улыбнуться). Всё остальное время мы пели обыкновеннные детские песенки, разучивали популярные детские стихи и читали хорошие детские книги. Так что никакого идеологического насилия над советскими детьми в ту пору не было. А вот то, что ребятишкам с малых лет прививали основы патриотизма, я считаю правильным.

В общем, в культурно-воспитательно-образовательном плане жизнь в нашем саду била ключом. Уже упоминалось, что я был очень активным участником всех мероприятий и мало какое представление обходилось без меня. В репертуаре у нас были такие тепло встреченные зрителями спектакли, как «Репка», «Три медведя», «Терем-теремок», а нашу постановку «Красная шапочка» даже показывали по местному читинскому телевидению, и я в ней играл главную мужскую роль-серого волка. Съёмки проводились в студии, всё было организовано очень солидно: с декорациями, камерами, софитами. Очень жаль, что той плёнки не сохранилось. Я бы сейчас многое отдал, чтобы посмотреть на себя дошкольника нынешними глазами. Современным детям в этом плане здорово повезло, родители их постоянно снимают и на видео, и на сотовые. И лет через двадцать-тридцать им будет очень интересно посмотреть на себя в детстве. Мои ровесники такой возможности лишены, и максимум что нам осталось от нашего детства – это фотографии, да и то не очень многочисленные, и в основном, чёрно-белые.

Но наше художественное творчество и воспитание не ограничивались только репетициями спектаклей и разучиванием песен и стихов. Кроме этого нас регулярно занимали каким-нибудь рукоделием. Выбор был богатый: рисование, аппликация, разные поделки из сучков и шишек, которые мы собирали в лесу (туда в тёплое время года нас водили часто). Под руководством воспитателей мы клеили бумажные игрушки из цветной и бархатной бумаги, вырезали из салфеток и фольги снежинки на новогоднюю ёлку или своими руками делали подарки мамам на 8-е марта и папам на 23-е февраля. Часто мы лепили каких-нибудь зверушек и много чего другого из пластилина. Потом эти произведения выставлялись на большой доске на ознакомление родителям. И те, с огромным усилием пытаясь сохранить серьёзное выражение на лицах, знакомились с этими шедеврами. А как-то раз нам устроили урок лепки из глины. Для этого даже был специально организован выезд группы воспитателей на глиняный карьер, чтобы обеспечить юных ваятелей достаточным количеством поделочного материала.

В детском саду мы очень много рисовали не только на художественных занятиях, но и в свободное время, которое случалось после дневного сна и полдника, если погода не позволяла сходить на прогулку. В этом случае нам читали книжки или раздавали бумагу и карандаши. Все пацаны, как один, рисовали войнушку: стреляющие советские танки и подбитые немецкие, летящие наши самолёты и падающие фашистские, бегущих в атаку красноармейцев и убитых или улепётывающих фрицев. Однозначно, война была главной художественной темой для каждого мальчишки, сам нарисовал не один десяток подобных батальных картин. Ну а девочки рисовали, главным образом, принцесс, обязательно с короной, солнышко, деревья и разные цветочки.

В одно счастливое детство (воспоминания)

Иногда в плохую погоду для нас устраивали просмотр диафильмов. В актовом зале устанавливали фильмоскоп и экран, собирали туда всех детей и задёргивали шторы, и мы с огромным интересом наблюдали за сменой кадров на экране и слушали зачитываемый кем-нибудь из воспитателей текст. Когда сеанс заканчивался, кинозал мы всегда покидали неохотно. Самые горячие поклонники «волшебных картинок» вообще расходиться не желали, требуя «продолжения банкета».

Несколько раз к нам приезжал кукольный театр. Это было тоже здорово и интересно. Мне особенно нравилось, когда по ходу действия спектакля кто-нибудь из героев должен был заплакать, и у него из глаз вылетали две струйки воды. Это был полный восторг! Так хотелось, чтобы все персонажи только и делали, что плакали.

Несколько слов необходимо сказать о нашем живом уголке. В детских садах тех времён в каждой группе (за исключением самых маленьких детишек) был свой живой уголок для воспитания у детей любви к животным. Как правило, там были рыбки в аквариуме и попугайчики. Иногда в живом уголке обитали черепахи. У нас в саду какое-то время даже белка жила в специальной беличьей клетке. Особенно интересно было наблюдать за ней, когда она лихо крутилась в своём колесе. Мы ей давали кедровые шишки, и она их очень ловко шелушила. А наевшись, пряталась в домике и отдыхала от назойливых зрителей. Наверное неправильно содержать животных в клетках, да ещё при детях. Но мы об этом не задумывались, а просто с интересом за ними наблюдали.

При всём многообразии занятий и развлечений, организуемых для нас в стенах родного детского заведения, больше всего нас всё-таки радовали прогулки и игры на свежем воздухе.

Прогулки обычно были двухразовые: одна – до обеда, после обучающих и развивающих занятий, вторая – после полдника и до прихода родителей, которые разбирали нас по домам прямо с участка. Естественно, этого графика придерживались при условии хорошей погоды.

Во время нашего пребывания на свежем воздухе дел у нас, как правило, было невпроворот, ни одной свободной минуты. Воспитатели постоянно устраивали всякие подвижные и просто развлекательные коллективные игры: “цепи-цепи кованые”, “ручеёк”, “ноги от земли”, “море волнуется раз”, “пустое место”, “испорченный телефон”, “колечко, колечко, выйди на крылечко”, “да и нет не говорить”.  Были и другие, но запомнились эти. Конечно же, играли в прятки. О том, что случилось со мной однажды во время очередной игры, дальше будет отдельный рассказ. После завершения коллективных мероприятий нам всегда оставляли свободное время, так сказать, для индивидуального творчества, и дети разбивались на группы по интересам. В зависимости от личного темперамента кто-то продолжал носиться по участку друг за другом, а кто-то выбирал более спокойную деятельность. Например, почти все девочки увлекались так называемыми «секретиками». Для непосвящённых объясняю, что это такое: где-нибудь в укромном уголке в песке выкапывалась ямка, в неё помещался какой-нибудь красивый фантик, золотинка, красивый камушек, бусинка и так далее, потом это сокровище накрывалось небольшим кусочком стекла и присыпалось песком. Если потом разгрести песок, то под стеклом открывался тот самый «секретик». Места эти полагалось хранить в глубокой тайне и показывать их только самым близким друзьям, почему они и назывались так красиво и таинственно. Кроме секретиков, девочки прыгали в «резинку» или в «классики», и, естественно, сплетничали. К спокойным видам деятельности у меня с друзьями относились, в частности, наши естественнонаучные опыты. Они заключались в том, что мы скармливали муравьям гусениц и прочих насекомых или устраивали муравьиные бои. У нас на участке водились два вида чёрных муравьёв – крупные и помельче. В естественных условиях эти два племени не пересекались, так как их муравейники располагались далеко друг от друга. Но если набрать в банку тех и других, то они начинали биться между собой. Может, и некрасиво сознаваться в такой жестокости, но, наверное, страсть к гладиаторским боям у человечества в крови, и мы тоже не могли совладать с этим древним людским пороком.

Утомлённые беготнёй или энтомологическими экспериментами, мы с друзьями усаживались на скамеечку и вели серьёзные мужские разговоры на самые актуальные для нас темы, вплоть до обсуждения извечных вопросов жизни и смерти. Например, именно тогда от кого-то из своих друзей, которому у меня не было причины не доверять, я узнал, как на самом деле появляются на свет дети: у мамы на животе вздувается прозрачный пузырь, а в нём – ребёночек. Потом пузырь лопается, и вот, пожалуйста, получите сына или дочку. Так что оставьте все эти смешные сказки про капусту для других, менее информированных детей. Однажды до нашего совета мудрецов из достоверных источников дошла информация, что советские учёные изобрели оживляющие таблетки. Посовещавшись, мы пришли к единогласному решению, что первый, кого надо оживить, это, конечно же, дедушка Ленин (идеологическое воспитание, хоть и ненавязчивое, всё-таки дало свои плоды).  Ещё одной из самых горячих тем в то время продолжала оставаться трагическая гибель Юрия Гагарина, и мы тоже не могли позволить себе оставаться в стороне. Одной из обсуждаемых нами версий катастрофы (кто-то из нас принёс её из внешнего мира) было то, что во время рокового полёта Гагарин отвлёкся, чтобы поиграть на гармошке. Серьёзно взвесив все за и против, мы пришли к выводу, что эта версия имеет право на существование. Ещё была такая история: в нашем районе имелся аптечный склад, где хранились всякие лекарственные склянки и пузырьки, и который по ночам охраняла злая собака по прозвищу Мишка. Один из моих друзей, Игорь, жил через забор от этого склада. И вот он как-то поделился ошеломляющей новостью: оказывается, у этого Мишки один или, может, даже два зуба ядовиты, и если он кого-нибудь укусит, то беды не миновать. Мы долго не могли прийти в себя от такого сообщения: ведь друг врать не станет, тем более что живёт с этим страшным Мишкой по соседству, через забор, и кому, как не ему, обладать этой правдивой информацией. Бремя такого знания было для нас непосильно, и пришлось поделиться этой сенсацией с нашей воспитательницей Светланой Константиновной. Но она почему-то отнеслась к ней очень скептически и даже посмеялась над нами. Мы на неё немного обиделись: как можно так легкомысленно относиться к такой серьёзной информации?

Всё, что я сейчас перечислил, действительно были реальные темы наших разговоров. С позиций моего нынешнего возраста это выглядит очень забавным, но мы толковали на все эти темы на полном серьёзе. В ту пору дети не обсуждали, у какого папы иномарка круче или у какой мамы шуба длиннее, и прочие недостойные темы. Мы были выше этого, не разменивались на пустяки, а рассматривали занимавшие нас фундаментальные проблемы и труднообъяснимые загадки окружающего мира и пытались найти приемлемое объяснение.

Помимо игр и занятий в самом детском саду и на участке, нас регулярно выводили или вывозили за его пределы. Летом часто ходили в сосновый лес, благо он был совсем недалеко. Добравшись до какой-нибудь большой поляны, мы получали полную свободу с единственным ограничением: не убегать слишком далеко. Девочки, как водится, собирали цветочки и плели венки, мальчишки кидались шишками и ловили насекомых. Времена были спокойные, и никто не опасался за детей, привольно резвящихся в лесу. С нами была только одна воспитательница и никаких охранников. Это было в порядке вещей, сейчас такое трудно представить. Как-то раз нас на автобусе возили на озеро, хотя до него было совсем неблизко. Правда, с этой поездкой мне сильно не повезло: у меня тогда на руке был гипс, и купаться мне было нельзя (об этом грустном для меня событии я уже упоминал). Но если на природе мы бывали только в тёплый сезон, то в кино нас водили регулярно и круглый год. Я до сих пор помню многие замечательные фильмы, которые мы тогда смотрели: “Айболит-66”, “Снежная королева”, “Армия трясогузки”, “Неуловимые мстители”, “Старая старая сказка”, “Волшебная лампа Аладдина”, хороший и добрый американский фильм про дельфина “Флиппер” (это уже потом по его мотивам был снят одноимённый детский телесериал), прекрасные русские сказки “Огонь, вода и медные трубы”, “Морозко”, “Варвара-краса, длинная коса”. Все фильмы мы смотрели с огромным интересом, в особо понравившихся местах реагировали громко и бурно: например, на «Айболите-66» очень много смеялись (я до сих пор помню слова из песенки Бармалея и его разбойников: «нормальные герои всегда идут в обход»), а после “Неуловимых” мы все хотели быть похожими на этих героев, лихо скакать на лошадях, метко стрелять из нагана и ловко кидать круглые чёрные бомбы (кстати, с Неуловимыми связан один забавный эпизод, произошедший в нашей семье много лет спустя, в постперестроечное время. Мой сын, будучи младшим школьником, с большим интересом посмотрев по телевизору фильм, очень серьёзно спросил у мамы: «А кто здесь хорошие — красные или белые, что-то я ничего не понял?» Вот насколько талантливо был снят этот фильм, что без предварительной идеологической подготовки ребёнку трудно было определиться со своими симпатиями). А ещё мне почему-то особенно запомнился фильм “Старая старая сказка”. Может, из-за прекрасных актёров – Олега Даля и Георгия Вицина, а может, просто сам фильм замечательный. Моя память до сих пор хранит песенку из него:

Вдоль по дороге, вдоль по дороге
Вот я шагаю — раз и два.
Плевать, что дырки в камзоле,
И вдрызг сапоги,
Зато уцелела голова.

Кроме игровых фильмов, в кинотеатрах на детских сеансах постоянно показывали мультфильмы, и для нас это всегда было особенной радостью. Программа, как правило, длилась больше часа, мультфильмы сменяли один другой, и удовольствие, получаемое маленькими зрителями от этих просмотров, описанию не поддаётся. Мультиков нами на этих сеансах было пересмотрено большое количество, многое запомнилось, что-то – нет. Например, именно тогда появились первые сборники «Карусели» и первый мультфильм «Ну, погоди», прототип будущего самого знаменитого советского мультфильма. Так что имею право с гордостью заявить, что мы с друзьями стали свидетелями рождения советской мультипликационной легенды. Кроме кино, мы также посещали детские спектакли в драмтеатре и бывали на представлениях в кукольном театре. Но об этих посещениях у меня, к сожалению, не осталось каких-то ярких воспоминаний.

Распорядок дня в нашем садике был обычный, как и во всех советских дошкольных учреждениях. Да и сейчас, он, наверное, не сильно изменился. В принципе, он меня вполне устраивал. Вот только я не всегда согласен был спать после обеда. Как можно тратить целых два часа на сон, когда ещё так много интересных дел не переделано. Но со временем я смирился и совершенно спокойно отправлялся на сончас. К тому же кроватки мальчиков и девочек у нас в спальне стояли вперемешку, и иногда между соседями разных полов во время сончаса завязывались романтические отношения. И у меня тоже возникла кратковременная взаимная симпатия, первая в моей жизни, с обитательницей соседней кроватки. Что же касается моего детского нежелания спать днём, то много позже, уже в школе, и тем более в институте, изо всех сил борясь со сном на послеобеденных лекциях, я, наконец, осознал (да и и не только я один, думаю, многие), какое это счастье – иметь пару законных часов дневного сна. Воистину: когда что-то имеешь – не ценишь, а утратив – начинаешь осознавать потерю.

С распорядком дня косвенно связан ещё один памятный эпизод из моей детсадовской жизни. Была в нашем саду ночная, или дежурная группа, в которой на ночь оставляли детей, чьи родители работали круглосуточно или дежурили по ночам, например в госпитале. У меня всегда была такая навязчивая мечта – хоть раз остаться до утра в этой группе. Долгое время ни мама, которая по ночам не работала, ни воспитатели на мои уговоры не поддавались, не было причины. Но однажды, уж не знаю какое чудо произошло, мои мольбы таки достигли цели, и меня оставили на ночь. Эта единственная, с таким трудом добытая ночёвка в дежурной группе запомнилась мне на всю жизнь. Вечером, когда все остальные ребятишки разошлись по домам с родителями, а мама на этот раз ушла домой без меня, нас оказалось совсем немного, всего несколько детей. После ужина, в оставшееся до сна время нам читали книжки и показывали диафильмы. Перед тем, как пойти умываться, я прошёлся по пустому, тёмному и тихому детскому саду, обычно такому шумному днём. Впечатление от этой персональной вечерней экскурсии у меня осталось очень сильное, таким необычным и таинственным он выглядел ночью. Потом настало время отбоя. Поскольку нас, ночничков, было не больше десяти душ, мы заняли в большой спальне несколько рядом стоящих кроваток. Когда дежурная воспитательница выключила свет и ушла, а засыпать совсем не хотелось (особенно мне, не для того же я с таким трудом пробивался в ночную группу, спать я и дома мог), мы решили на сон грядущий пощекотать себе нервы и стали в наступившей темноте рассказывать друг другу страшилки. Эта загадочная тяга к чему-нибудь жуткому, от чего душа в пятки уходит, наверное, есть у всех детей. А так как тогда не было ни фильмов ужасов (не считать же таковыми сказки с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным), ни всяких комиксов про монстров, и ни про каких зомби, вампиров и оборотней мы знать не знали и слыхом не слыхали, то, чтобы заполнить образовавшийся культурный вакуум, приходилось выдумывать свои собственные страшилки. Наверное, многие помнят, как, будучи детьми, рассказывали друг друг про всяких ужасных старух, воровавших малышей, чёрное пианино, гробы на колёсиках, мрачные тёмные комнаты, в которых бесследно пропадали люди, зловещие такси, увозившие пассажиров неизвестно куда и прочее, и прочее. Без ложной скромности скажу, что я был большой мастер рассказывать подобные страшные байки. В итоге, застращав этими историями друг друга до полуобморочного состояния, мы, наконец, заснули, сильно напуганные, но счастливые. Утром тоже было хорошо: проснулся, и уже на месте, идти никуда не надо, и поспать из-за этого можно подольше. Легко догадаться, что мне очень понравилось ночевать в дежурной группе, но, к большому моему сожалению, сколько я потом ни умолял оставить меня в ней ещё раз, мои уговоры больше не подействовали. Так она и осталась единственной, эта памятная ночь, проведённая в детском саду.

В одно счастливое детство (воспоминания)

Очень важная тема не только в детских воспоминаниях, но и вообще в жизни человека – это пища насущная. В отличие от распорядка дня, к которому у меня не было больших претензий (кроме принудительного дневного сна), я, к сожалению, не могу сказать то же самое про питание в детском саду. По причине тогдашних моих пищевых пристрастий и разборчивости в еде мне из ежедневного меню многое не нравилось. К тому же в малом возрасте я ел очень медленно (да и сейчас тоже), а то, что было не по вкусу, вообще пережёвывал и глотал с большим трудом. Поэтому в своей группе я очень часто оставался за столом последним. Воспитатель и нянечка пытались стимулировать мой жевательный процесс очень популярной тогда шутливой угрозой вывалить несъеденное за шиворот, но и это не помогало. В итоге, насмотревшись на мои мучения с поглощением, а точнее, с проталкиванием в себя пищи, женщины просто сжаливались надо мной и говорили: «Иди уже, горе луковое, хватит мучиться». Не нравилось мне в детсадовском рационе многое: манная каша с комками, жёсткие кусочки мяса в супе, кипячёное молоко и кисель с пенкой, густое какао, которым не напьёшься, рассольник, сухая гречневая каша (когда не хватало подливки), омлет. Конечно, в меню было много и такого, что мне было по душе, и я кушал с удовольствием. Наверное, я не один был таким разборчивым. Проблемы с аппетитом у многих ребятишек в дошкольных учреждениях были, есть и будут. Поэтому это воспоминание про мои периодические пищеглотательные затруднения вовсе не критика системы питания в советских детских заведениях, а лишь лёгкий упрёк. По количеству калорий и по разнообразию продуктов нас никто не обижал и не обманывал, нам даже свежие фрукты иногда давали (и кстати, не было тогда никаких пищевых аллергий, которыми сейчас никого не удивишь). Может, просто где-то повара были не очень искусные, а может и дети были слишком в еде привередливые, вроде меня. Да и, откровенно говоря, я в том возрасте не сильно задумывался над этой проблемой. Для меня приём пищи чаще всего был лишь досадной, но неизбежной обузой, отвлекавшей от интересных игр и важных дел. Зато вот с рыбьим жиром, который регулярно давали детям, у меня, как ни странно, как раз никаких проблем не возникало. Я его глотал запросто, ещё и ложку облизывал в отличие от большинства моих друзей и одногруппников, для кого ежедневный приём этого снадобья превращался в мучительное испытание.

Никак не могу обойти в своих дошкольных воспоминаниях такую важную и вечную общечеловеческую тему, как преступления и наказания. Я уже упоминал ранее, что в нашем спектакле, который показывало местное телевидение, именно мне выпала единственная отрицательная роль – серого волка. Я сейчас понимаю, что мне, наверное, не случайно дали эту роль, так как я был в своей группе если не главным хулиганом, то уж в тройку «криминальных лидеров» входил точно. Ни одно заметное бесчинство без меня не обходилось: если я и не был зачинщиком, то уж активным участником непременно. Поэтому я очень много времени проводил в углу наказанным (ставить провинившегося в угол было главным способом наказания в советской дошкольной педагогике). Многие мои воспоминания о садике так и начинаются: «один раз, когда я стоял в углу…» Может, поэтому у меня сформировался несколько философский склад ума: было время о жизни подумать.

Как-то летом нас повели в лес, а я захватил с собой спички. Уж не вспомню, чего я задумал: то ли маленький костерок разжечь, то ли весь лес на корню спалить, но не успел учинить ни того, ни другого. Одна девочка-общественница (тогда говорили ябеда) настучала на меня воспитательнице. Как сейчас слышу её противный писклявый голос: «А у Коннина спички!» Как мне тогда досталось! Меня долго ругали и стыдили, отобрали драгоценные спички, которые стоили аж целую копейку, а так как с углами, куда можно поставить провинившегося, в лесу проблема, меня определили к большой старой сосне, возле которой я и провёл оставшееся до конца прогулки время, пока всех не повели обратно в садик. Дети вокруг носились друг за дружкой, всё время норовя радостно пробежать у меня под носом, собирали цветочки и шишки, ловили жуков, а я стоял возле дерева, обиженный на весь белый свет, и думал: «Ладно-ладно, я вам всё припомню». Потом ещё и дома вечером крепко попало, когда маме рассказали про задуманное, но так и не осуществлённое мною злодеяние.

В другой раз мы с мальчишками материли прохожих через забор. Так как мы тогда настоящих матерных слов не знали (это сейчас на улице или в общественном транспорте то и дело слышится отборный мат, и никто уже не обращает внимание), то скорей всего это были просто какие-то не совсем литературные выражения. Кто эту рискованную забаву придумал, не помню, но если скажут, что это был я, отпираться не стану. Одному дяденьке, который проходил мимо и попал под раздачу, эти наши ораторские упражнения почему-то сильно не понравились. Он не поленился, зашёл на участок и пожаловался воспитательнице. Когда она его попросила указать негодяев, он сразу же ткнул пальцем в вашего покорного слугу. До сих пор теряюсь в догадках, почему выбор пал именно на меня: нас было несколько, мы кричали наши неприличные кричалки из-за высокого деревянного забора, и весь процесс был абсолютно анонимным. Понятно, что на этом моя прогулка закончилась, я снова оказался в углу, а вечером вдобавок и дома получил по полной. Ещё одно моё преступление было связано с порчей детсадовского имущества. Отобедав, мы отправились в спальню на сончас, а воспитательница почему-то задержалась в группе на несколько минут. Естественно, глупо было не воспользоваться предоставленной краткой свободой и немного не развеяться перед предстоящей двухчасовой скукой. Мы с моим соседом по кроватям устроили бой на подушках. В пылу битвы кто-то из нас уронил свою подушку на пол, и ухватившись за оставшуюся с двух сторон, мы стали её друг у друга вырывать. Как раз в тот момент, когда в спальню на подозрительный шум прибежала воспитательница, наволочка не выдержала и с громким треском порвалась пополам. Таким образом, появление карающей силы было ознаменовано шикарным фонтаном из пуха и перьев, сопровождаемым криками восторга детей, находившихся в спальне и наблюдавших это пухо-перовое шоу. Вполне допускаю, что чей-то восторг был чисто эстетическим, просто от вида белоснежного фейерверка, но у кого-то, наверняка, тревожно-радостно забилось сердце в предвкушении сурового наказания двух дурачков. Нечего и говорить, что оба бравых бойца на подушках тут же оказались в углу, где и простояли до конца тихого часа. Сончас был практически сорван, и почти никто из детей так и не заснул как по причине душевного потрясения, так и от того, что нянечка очень долго собирала разлетевшиеся по всей спальне перья, громко и весьма изобретательно ругаясь.

Но это всё были справедливые санкции, я вовсе не в претензии. А вот как-то раз меня наказали совершенно несправедливо, и душевная рана до сих пор не зажила. Мы с группой пацанов сбежали с участка на хозяйственный двор, что, как я уже упоминал, сильно не приветствовалось. Но там было так интересно, что страх неминуемой кары не всегда нас удерживал. Когда на участке обнаружили нехватку поголовья, и определили наиболее вероятный вектор побега, за нами послали девочку-общественницу (скорее всего, ту же самую, кто меня со спичками заложила). Она прибежала к нам и сказала, что воспитательница велела всем немедленно вернуться, и радостно сообщила, что за совершённое преступление нас ждёт неминуемое возмездие. Я, как самый совестливый, пошёл первым, и меня действительно наказали, опять же поставили в угол. Другие пацаны подтянулись следом за мной, вразвалку, не торопясь, и их только пожурили! Это было ужасно несправедливо, я чуть не плакал от обиды, стоя в углу: я пришёл первым, и меня же ждала самая суровая расплата. Как мир несовершенен и жесток!

Было и другое несправедливое наказание. Один нехороший мальчик из нашей группы при мне обидел девочку, то ли толкнул, то ли что-то у неё отобрал, уже не важно. А нас ведь тогда учили, что девочек обижать нехорошо. Вот я за неё и заступился, мы подрались c плохишом. Как вы думаете, кого поставили в угол? Правильно, это опять оказался я. Но следует признать, что благодарный взгляд девочки с лихвой окупил мою праведную обиду. И ещё один эпизод вспомнился из бесконечного сериала «про наказания». Дело было на участке, мы гуляли, то есть бегали и играли другие дети, а я, как обычно, отбывал очередной штраф, поставленный в угол (что я натворил на этот раз, уже не помню). Но тут вдруг мальчишки раздобыли где-то мячик, и возникла идея поиграть в футбол. Быстро набрали две команды, а вратарями быть никто не желает, все хотят только голы забивать. Я робко подал голос из своего угла и попросил у воспитательницы разрешения встать на ворота. Мои доводы были не по-детски логичны и убедительны: не всё ли равно, где стоять – в углу или на воротах. Мне милостиво позволили. Первая же атака в нашу сторону закончилась тем, что мяч очень больно прилетел мне в лицо, аж слёзы вышибло. Сочувственно глядя на меня, воспитательница иронично спросила: «Может всё-таки лучше в угол вернёшься?» Я гордо отверг это непристойное предложение и отстоял в воротах до конца игры.

Но однажды я устроил на самом деле серьёзный переполох, вплоть до привлечения милиции. Мы играли в прятки, и я в поисках места, где меня никто и никогда не сможет найти (в итоге я таки исполнил задуманное), убежал опять же на задний двор, что уже само по себе содержало элемент преступления. Там среди прочего интересного старья лежали плашмя, дверцами кверху отслужившие своё кабинки для одежды. Я забрался в одну из них, улёгся поудобнее и прикрыл дверцу изнутри. Естественно, найти меня было практически невозможно, и очень довольный тем, какой я молодец и как здорово придумал, так и не дождавшись, когда меня найдут, я удовлетворённо уснул в своём убежище. Проснулся выспавшимся и бодрым, выбрался из кабинки и удивился, что кругом как-то подозрительно тихо. На участке никого не было. Пока я растерянно озирался по сторонам и пытался сообразить, что произошло, и куда все подевались, на меня, откуда ни возьмись, налетела как коршун воспитательница: «Ты где был, такой-сякой, мы с ног сбились тебя искать, уже в милицию о пропаже заявили!» Оказалось, я безмятежно проспал часа полтора, всех детей разобрали, за мной тоже пришла мама, а сыночка-то и нет. Спросили у моих приятелей, те рассказали, что играли в прятки, и я как убежал искать укрытие, так больше меня никто и не видел. Они все вместе, взрослые и дети, побегали-побегали, покричали-покричали, но, видно, я спал богатырским сном, ничего не слышал. Пришлось звонить в милицию, где сказали, чтобы мама пришла, написала заявление и дала описание, как выглядит эта маленькая сво.., то есть пропажа. Короче, воспитательница схватила меня за руку и бегом к нам домой. По дороге совершенно случайно наткнулись на маму. Она, уже заглянув на всякий случай домой проверить, не ушагал ли я туда самостоятельно, и не обнаружив моего присутствия, спешила в милицию писать заявление. У женщин, как водится, истерика, слёзы, меня то ругали, то обнимали (у них всегда так, не поймёшь, чего хотят). В общем, после этого случая я на всех прогулках долгое время был под особым контролем, ни шага в сторону, а все мои попытки поучаствовать в игре в прятки сразу же панически пресекались. Вот я, по природе вольный орёл и большой специалист спрятаться в укромном местечке, намучился тогда!

Водился за мной ещё один душевный грех: я был не по своим юным годам вероломный. Например, у меня долго не получалось самостоятельно завязывать шнурки, и когда все дети собирались на прогулку, я дольше всех мучился с ботинками (тогда ведь ещё не было застёжек на липучках) и как на диковинные фокусы зачарованно смотрел, как ловко получается у других ребятишек управляться со шнурками. Иногда, отчаявшись зашнуровать обувь самостоятельно, я просил кого-нибудь из ребят помочь мне в этом деле и обещал за это конфетку или солдатика. Когда миссия была выполнена и человек справедливо требовал обещанной награды, я глядел на него своими чистыми честными глазами и говорил: «А нэту!», прямо как Фрунзик Мкртчян в знаменитом грузинском фильме «Не горюй» (только фильм этот я посмотрел уже много позже, когда учился в школе).

Конечно же, даже несмотря на такой обширный список моих детсадовских правонарушений, меня нельзя назвать убеждённым хулиганом. Просто я был ребёнком, которому было немного тесно среди окружавших его ограничений, и приходилось иногда с детской непосредственностью игнорировать и нарушать запреты. Но я никогда не делал это злонамеренно и от своих проступков страдал прежде всего сам. Однако эти маленькие досадные столкновения с существовавшей тогда дошкольной правовой системой никак не отразились на общей радостной и позитивной картине моих воспоминаний о детском садике.

Автор — Коннин Андрей



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советское детство


Интересное

Антверпен на старых открытках


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Новое на сайте

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

09.03. новости - Валентин Черных. Мастер сценария, сотворивший шедевры советского и российского кино

08.03. новости - Георгий Георгиу. Харизматичный и невероятно талантливый актер советского кино

07.03. новости - «Иллюзион». История легендарного кинотеатра

27.02. новости - «Широка страна моя...» - инновационный фильм советской эпохи

20.02. новости - Вспоминаем советскую военную драму «Повесть пламенных лет»

14.02. новости - «Сенька-африканец». Настоящий пионер мультипликации

12.02. новости - Георгий Мартынюк и его актерское творчество

11.02. разное - Детские велосипеды онлайн

 


 

Парфюмерия купить по ценам от рублей в интернет интернет магазины оригинальной парфюмерии.

© Sovetika.ru 2004 - 2023. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru