Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Загадки Венеры - наука, Эврика 74


Клавдия Шульженко. Фотографии




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советское фото (журнал №01 за 1961 год), Фотопублицистику – на службу мира и прогресса (Сакашич Арпад)

Фотопублицистику – на службу мира и прогресса (Сакашич Арпад)

 

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

Теперь уже никто не сомневается в большом значении фотопублицистики. За полстолетия она прошла феноменальный путь, и сегодня уже нельзя себе представить, что когда-нибудь снимки исчезнут со страниц газет н журналов. Напротив! Фотография занимает все большее место. Она сейчас уже выполняет роль не только информации, как некогда, но и все более перерастает в самостоятельного летописца событий, имеющего большое воздействие на читателя.

Что же вызывало это развитие и что создало для него условия? Несомненно, все ускоряющиеся темпы жизни нашего времени.

С начала нынешнего века и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции все более широкие массы приобщались к чтению газет и журналов. Эти массы выдвигали новые требования к газете. Рабочие и крестьяне, мелкие буржуа читали периодику не в мягких креслах клубов, не на диванах ресторанов, как это делали богачи, а перелистывали ее на скорую руку в трамваях, в битком набитых вагонах электропоездов. В лучшем случае они могли посвятить полчаса, час более важным объемистым статьям, придя домой после работы.

Эти новые читательские массы в результате революционных изменений последнего полустолетия приобрели более широкий кругозор, их сознание прояснилось, значительная их часть уже не отдавала себя бесчувственно и безвольно течению событий. Они хотели понять тот мир, то общество, в котором живут, те движущие силы, которые формируют историю.

Журналисты, осознавшие эту новую потребность, разбили окаменевшие рамки своей газеты, сделали ее страницы 6олее емкими; научились писать короче, свежее, интереснее. Они стали выпускать репортажные газеты и иллюстрировать свои сообщения и информации фотографиями. Это привело к коренному преобразованию ежедневной прессы, по крайней мере, в отношении формы.

Предшественницу современной фотографии – дагерротипию многое лишало возможности стать колыбелью фоторепортажа. Не был известен метод типографского размножения снимка. Только в 1881 году, когда немец Мейссельбах изобрел способ автотипии, появилась возможность репродуцировать фотографии типографским путем. Уже через год, в 1882 году, появился шторный затвор, позволивший производить кратковременную выдержку вместо долгого освещения, то есть делать моментальные репортажные снимки. А затем в конце XIX — начале ХХ века фотоснимки стали появляться все чаще и чаща на страницах многих периодических изданий.

Новый информационный и публицистический метод постепенно стал внедряться в редакциях серьезных, маститых утренних газет, расходящихся по подписке. В этих редакциях появились новые сотрудники-фоторепортеры, фотопублицисты, оформители.

Все чаще степи появлялся фотографии, посвященные тем или иным событиям. Снимок тесно связывался с жизнью, с трудом современного человека. Расширялся тираж популярных иллюстрированных газет и журналов.

В нестоящее время можно утверждать, что иллюстрированная пресса имеет определенные преимущества по сравнению с телевидением и кино, так как снимки живут дольше и поэтому во многих случаях воздействуют более глубоко, чем быстро убегающие кадры кино и телевидения.

Конечно, не всякое фото служит прогрессу человечества, благородным идеям развития художественного чутья и вкуса масс, делу солидарности народов. Бессодержательные снимки, действующие на грубые, низменные инстинкты, пустые сенсационные фотографии, лживые и фальсифицирующие фотоснимки ведут только в болото пошлости.

Фоторепортаж, фотопублицистика должны преследовать благородные, высокие цепи, способствующие прогрессу человечества. Художественные снимки, сделанные в духе гуманизма, мира и взаимопонимания народов, зажигают свет в умах и вселяют человеколюбие в сердца людей. Увековечение постоянного движения и революционного прогресса, показ повседневной жизни, трудовых подвигов человека, творческое отображение потрясающих социальных трагедий или радости раскрепощенных людей – все это поможет сделать и делает фотографию искусством. И в ежедневной печати нужны такие высокохудожественные фотографии, так как они способны укреплять в массах веру в достоверность снимка.

Правдивое и прекрасное должно совпадать. Фотограф не может довольствоваться протокольным отражением действительности. Бурно развивающаяся фототехника, позволившая сфотографировать даже обратную сторону Луны, предоставляет все возможности для творчества, надо только смело пользоваться ими.

Фогографизм в хорошем смысле слова является одним на наиболее примечательных явлений в современном искусстве. И пусть он еще не нашел самых целесообразных средств выражения, пусть он еще не имеет окончательно сформировавшегося языка форм, пусть его эстетика все еще находится в эмбриональном состоянии, но факт, что он живо борется за свое художественное существование и развитие и, что сегодня уже несомненно, достиг определенных успехов. Это новое, совершенно новое искусство, но несомненно — искусство! Его возможности чрезвычайно широки и многообразны. Ужа сейчас на целом ряде фотопроизведений можно видеть черты художественного метода видения, называемого социалистическим реализмом.

Велика и важна роль фотоискусства в деле идейного воспитания и формирования эстетических вкусов масс.

Именно потому фотографы, фоторепортеры и фотопублицисты и должны с щепетильной требовательностью так направлять свои объективы на большие и малые дела в жизни, чтобы действительно правдиво отражать реальность.

Снимок удостоверяет истинность письменного слова, но он обращается к читателю и без текста. Он и должен так делать. За последние десятилетия сотни миллионов человек стряхнули с себя колониальное иго и разбили оковы империализма. Этот процесс еще далеко не кончился. Наш век — век развала колониальных империй и освобождения угнетенных народов. На эти недавно освободившиеся народы еще не всегда можно влиять силой печатного слове. Они не знают букв, но умеют читать. Но их глаза уже созрели для чтения фотографии, для понимания этой картинописи нового времени, при помощи которой они могут ознакомиться со скрытым для них миром и с теми событиями, которые происходят на его просторах.

Вот почему так популярны иллюстрированные журналы, размножившиеся в невероятных до сих пор масштабах. Мы можем спокойно говорить о «фотоголоде» и не считаем случайностью появление одного из технических завоеваний нашего времени — фототелеграфа, который за несколько минут наглядно знакомит далекие друг от друга страны с крупными событиями в мире.

Перспективы фотопублицистики необозримы, и это средство, этот раздел службы информации все больше становится необходимой, неотъемлемой принадлежностью прессы. Она удовлетворяет и будет все совершеннее удовлетворять не только любопытство, жадность к наглядной информации, жажду видеть и знать, но будет все более верно служить дружбе народов, разоблачать ложь, клевету, предрассудки и мракобесие. Фотопублицистика сближает народы. В то же время она дает и тревожные сигналы, сигналы о безумных приготовлениях сил разрушения, о зверствах империализма. Короче говоря, возможности и фотоинформации, и фотопублицистики безграничны в области политики и культуры, безграничны в борьбе за мир без оружия, за мир без войны, в служении благородным идеям мирного сосуществования.

Рост экономической, моральной и духовной мощи мировой социалистической системы стал огромной силой, формирующей общественное мнение. На журналистов и фотопублицистов социалистических стран ложится почетная обязанность наиболее совершенно использовать возможности фотокамеры в интересах сохранения мира во всем мире, свободы и благосостояния народов, победы социализма.

Председатель Союза журналистов Венгрии, член Всемирного Совета Мира Сакашич Арпад

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

советские женщины - А.Н. ЛИТВИНЕНКО


Творческий путь Франсуа Трюффо


Новое на сайте

19.05. новости - Валентина Ананьина - более 200 ролей в кино

16.05. новости - Ушел из жизни советский певец Ренат Ибрагимов

10.05. новости - 9 мая - Великий День Победы

30.04. Земля первых. Маршрутами пятилетки (из журнала "Кругозор"). 1972-й год.

28.04. гостиная - Была Екатерина – стала Рина. Как небольшая опечатка послужила рождению яркого псевдонима

25.04. новости - Борис Андреев - любимый «БэФэ» советского кино

22.04. новости - Притягательная сила игры Михаила Козакова

20.04. новости - Николай Симонов. Живописное наследие художника

14.04. наука и космос - БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ

07.04. новости - Андрей Юрьевич Толубеев. Актерская стезя, предрешенная самой судьбой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru