Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские пластинки - Эстрадный ансамбль ABC (Югославия)


Посетите Болгарию (информация для советского туриста)




Советская семья, Мать и дитя (1955 г.), Глава пятая. ПИТАНИЕ РЕБЕНКА


Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский

Мать и дитя (Школа молодой матери) 1955 г.

Глава пятая. ПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Вскармливание грудью - Состав женского молока - Количество молока у матери - Как определить количество молока - Отчего увеличивается количество молока - Отчего сокращается количество молока - Качество женского молока - Питание кормящей матери - Как надо кормить грудью - Сколько молока нужно ребенку - Как часто надо кормить ребенка - Будить ли ребенка для кормления - Сколько времени держать ребенка у груди - Правую и левую грудь надо давать поочередно - Когда мать не может кормить грудью - Плоские соски и трещины сосков - Грудница - Прикорм - Соки - Каша - Кисель - Овощное пюре - Печеное яблоко - Бульон - Кофе . - Отнятие от груди - Искусственное вскармливание - Чем отличается коровье молоко от женского - Какое коровье молоко годно для питания детей - Стерилизованное молоко - Кипяченое молоко - Каким должно быть молоко по качеству - Козье молоко - Молочные смеси - Отвар крупы - Отвар муки - Основные правила искусственного вскармливания - Смешанное вскармливание - Питание ребенка от 9 месяцев до 1 года - Питание детей после одного года - Примерный перечень блюд для ребенка от одного года до двух-трех лет

Мать и дитяВСКАРМЛИВАНИЕ ГРУДЬЮ

Состав женского молока. Женское молоко пред-ставляет собой белую жидкость с синеватым оттен-ком, сладкую на вкус, со своеобразным запахом. В молоке содержится вода, растворенные в ней белки, сахар и соли, а также жир в виде очень мелких, не различимых глазом капелек, которые придают молоку белый цвет. Количество каждой из этих частей молока не одинаково у разных женщин и даже у одной женщины в различные периоды кормления. Например, в первых порциях молока, выделяемого молочной железой, жира меньше, а под конец каждого кормления количество его увеличивается.

После 7—8 месяцев кормления ребенка молоко, не теряя своей питательности, несколько изменяется по составу. В среднем оно содержит 1 —1,5% белков, 3—4,5% жира, 6—7% молочного сахара, 0,2% различных солей и около 88% воды. Если мать питается правильно и употребляет разнообразную пищу с добавлением свежих овощей и фруктов, то в ее молоке имеются также все витамины, необходимые для роста и правильного развития ребенка. Таким образом, в женском молоке есть все, в чем нуждается ребенок (рис. 16).

Количество молока у матери. Вопрос о количестве молока всегда волнует мать — ей часто кажется, что молока у нее мало, что ребенок голодает. Количество молока после родов постепенно увеличивается, если ребенок хорошо сосет и если молочные железы правильно опоражниваются. Когда у матери прибывает молоко, она чувствует некоторое покалывание, даже болезненное напряжение в молочных железах; грудь набухает, становится тугой, вены на ней расширяются и просвечивают. Количество молока очень непостоянно: у одних женщин его много, у других же мало, несмотря на большую величину молочных желез. У одной и той же матери в различные периоды вскармливания, даже в различные часы дня, количество молока может быть неодинаковым, но эти колебания не так велики, чтобы придавать им большое значение. В течение суток выделяется примерно одинаковое количество молока. В среднем в первую неделю после родов выделяется за сутки 250—400 граммов молока, во вторую — 500—600 граммов; затем количество молока увеличивается и от второго до седьмого месяца вскармливания остается на одном уровне: 1000—1200 граммов. К концу года количество молока начинает убывать.

Мать и дитя

Как определить количество молока. Измерить количество молока, не взвешивая ребенка (например, путем сцеживания), нельзя, так как только ребенок может высосать из груди все молоко, включая и то, которое образуется во время сосания. Ощущению матери, что у нее мало молока, тоже не следует придавать большое значение. Чтобы правильно определить, сколько молока дает кормящая, нужно в течение суток взвешивать ребенка до и после кормления. Разница в весе позволит установить количество высасываемого ребенком молока. Однократное определение количества молока, высосанного ребенком, в консультации дает только приблизительное представление о том, сколько молока у матери. Иногда из одной груди выделяется несколько больше молока, чем из другой, но практического значения это не имеет.

Отчего увеличивается количество молока. Женщина, кормящая грудью, отдавая ребенку около 1000 граммов молока в сутки, сама начинает испытывать потребность в большем количестве жидкости. Однако если она, желая увеличить количество молока, будет насильно пить больше, чем ей хочется, то увеличится только количество мочи и пота, но не молока. Специального средства для увеличения количества молока, выделяемого молочными железами, нет. Попытки найти такие средства (черное пиво, укропный чай, разные лекарственные вещества) серьезного практического значения не имеют. Поэтому на вопрос, что делать, чтобы молока стало больше, приходится ответить: надо вести правильный образ жизни, спать достаточное количество часов, гулять на чистом воздухе, не работать через силу, регулярно питаться и регулярно прикладывать ребенка к груди, соблюдая все правила кормления.

Отчего сокращается количество молока. Большие потери крови, например, кровотечения после родов, а также потеря организмом жидкости при сильном поносе у матери приводят к уменьшению количества молока. С прекращением этих потерь количество молока быстро восстанавливается. Всякие ненормальности послеродового периода влияют на количество и качество молока; поэтому мать в течение первых б—8 недель после родов непременно должна обращаться к врачу в женскую консультацию, чтобы проверить, все ли у нее благополучно. Менструации тоже отчасти влияют на количество и на состав молока. При каждой менструации или же в то время, когда она должна была наступить, у ребенка возможно срыгивание или легкие поносы, но обычно эти явления настолько слабо выражены и так быстро проходят, что придавать им значения не следует.

Влияние нервной системы на выделение молока не подлежит сомнению.

Примером может служить хотя бы то, что при кормлении ребенка одной грудью из другой нередко тоже самостоятельно выделяется молоко. Однако когда мать говорит, что у нее от волнения «пропало» молоко, то в этом приходится сильно сомневаться. От сильного волнения выделение молока может на короткий срок (на 1—2 кормления) несколько, а иногда значительно уменьшиться, но если продолжать прикладывать ребенка к груди, то количество молока быстро восстанавливается. Иногда в таких случаях мать, увидев, что молока стало меньше, и боясь, как бы ребенок не стал голодать, начинает по совету окружающих докармливать ребенка коровьим молоком или же совершенно отнимает ребенка от груди, тогда действительно молоко начинает резко убывать. Но и в таких случаях, даже через несколько недель после нервного потрясения, все еще можно получить из груди некоторое количество молока. Многочисленные наблюдения показывают, что если грудь сосет крепкий, здоровый ребенок и мать не перестает регулярно прикладывать его к груди, то ни душевное угнетение, ни испуг серьезно не влияют на выделение молока. Однако длительное голодание матери, заболевания или тяжелые условия жизни в течение продолжительного времени могут сказаться на количестве и качестве молока. Несомненно, что неправильность техники кормления, неполное опорожнение молочных желез, нервность, нетерпеливость матери играют большую роль в раннем отнятии ребенка от груди.

Качество женского молока. Грудное молоко матери является лучшей пищей для ребенка.

Кроме тех составных частей, о которых мы уже говорили, грудное молоко содержит еще некоторые вещества, способствующие перевариванию его в желудке и кишечнике ребенка. В молоке имеются также вещества, защищающие ребенка от различных болезней, поэтому дети, вскармливаемые грудью, болеют реже, чем дети, не получающие женского молока. При кипячении молока эти вещества разрушаются, так что в кипяченом женском молоке их нет. Точными исследованиями доказано, что лучше всего усваиваются ребенком белки женского молока. Ребенок, получающий молоко животных (коровы, козы и т. д.), вынужден приспособляться к новой пище и перерабатывать «чужие» белки в «свои», тогда как из женского молока он их получает уже пригодными к усвоению. Наконец, многочисленными исследованиями доказано, что грудное молоко не содержит никаких микробов, кроме как в первых порциях, выделяемых при сцеживании, поэтому, когда приходится кормить ребенка сцеженным молоком матери или другой женщины, первые 5—10 г лучше сцеживать в другую посуду и не давать ребенку.

Таким образом, лучшее для ребенка молоко — женское и особенно материнское. Оно вполне стерильно, имеет температуру тела и содержит все необходимые для жизни и роста организма вещества, притом в легко усвояемой форме. Кроме того, как указывалось выше, в грудном молоке имеются вещества, защищающие организм ребенка от болезней.

Питание кормящей матери. Влияет ли на качество молока пища, принимаемая матерью? «Что мне можно есть?» — часто спрашивает кормящая мать.

На состав молока сравнительно мало влияют изменения в пище матери. Некоторые считают, что при обильной мясной пище молоко становится более жирным, но это утверждение требует проверки. Сильно пахнущие вещества, например, лук, чеснок, кормящей матери употреблять в больших количествах не следует. Обычно кормящей матери рекомендуется есть ту же пищу, какую она употребляла до беременности, но в несколько большем количестве.

Мать должна следить за исправным действием кишечника; стул по возможности должен быть ежедневно. Она должна следить за своим здоровьем и весом (раз в месяц взвешиваться в консультации). Если матери приходится лечиться, она должна помнить, что лекарства тоже могут переходить в молоко, правда, в очень ничтожных, обычно не влияющих на ребенка количествах. Врачи избегают прописывать кормящей матери некоторые сильнодействующие лекарства без ведома консультации для детей. Кормящая мать, безусловно, не должна употреблять спиртных напитков, потому что это очень вредно для ребенка.

В пище матери обязательно должны быть фрукты и овощи в сыром и вареном виде. Без этого молоко ее будет неполноценным.

Наша пища, кроме белков, жиров, углеводов (сахара) и солей, необходимых для питания и роста организма, содержит еще особые вещества — витамины. Они способствуют усвоению питательных веществ, способствуют росту организма, укрепляют нервную систему, улучшают обмен веществ в организме и помогают ему бороться с заразными болезнями. Витамины условно обозначаются буквами А, В, С, D. Отсутствие в пище того или иного витамина влечет за собой различные расстройства и заболевания организма. Например, если в пище не хватает витамина С, то у человека (независимо от возраста) может развиться тяжелое заболевание — цынга; при недостатке витамина B1 отмечаются тяжелые нервные явления; отсутствие витамина D вызывает у ребенка развитие рахита и т. д.

Таким образом, полноценность пищи, кроме прочих составных частей, определяется и количеством витаминов, хотя они и входят в нее в очень малых дозах.

Ребенок должен получать необходимые для него витамины из грудного молока матери, в которое эти витамины переходят из ее пищи, поэтому очень важно, чтобы последняя была разнообразной и богатой витаминами. Наиболее ценные витамины содержатся в жирах (в рыбьем жире, сливочном масле), в овощах и фруктах.

После того, что мы узнали о физических особенностях ребенка и о свойствах женского молока, становится понятной причина громадной разницы в смертности детей, вскармливаемых грудью и коровьим молоком. Среди детей, вскармливаемых искусственно коровьим молоком, смертность на первом году жизни в несколько раз больше, чем среди детей, питающихся женским молоком. Мало того, дети, благополучно развивающиеся при вскармливании коровьим молоком, в течение ближайших лет остаются менее устойчивыми по отношению к различным заболеваниям, хотя они могут быть на вид толстыми и упитанными.

Как надо кормить грудью. Здоровый ребенок умеет сосать уже с самого рождения. Если же он не берет грудь на вторые-третьи сутки после рождения, то возникает вопрос, не болен ли он. Сосание груди — большая нагрузка для ребенка. Пососав несколько минут, он отдыхает, а потом снова принимается сосать. Когда ребенок сыт, он начинает дремать и только изредка делает слабые сосательные движения. Есть дети, которые сосут хорошо, но бывают и такие, которые по той или иной причине (недоношенность, слабость, заболевание и др.) сосут вяло и часто отрываются от груди. При этом грудь опоражнивается недостаточно, нормального раздражения соска, а следовательно, молочных желез не происходит, и молоко начинает постепенно убывать.

В таких случаях приходится после прикладывания к груди сцеживать молоко рукой (рис. 17) или молокоотсосом и докармливать ребенка сцеженным молоком. По мере того как ребенок растет и крепнет, он обычно начинает лучше сосать, и тогда искусственного сцеживания уже не требуется.

Мать и дитя

Рис. 17. Мать сцеживает молоко руками в чистую бутылочку.

На основе большого опыта и наблюдения врачей установлены некоторые правила, которых надо придерживаться при кормлении грудью.

Мать и дитя

Рис. 18. Первое прикладывание ребенка к материнской груди.

Первый раз ребенка прикладывают к груди обычно через 6—12 часов после родов (рис. 18). Предварительно акушерка или сестра обмывает матери сосок и околососковую область ваткой, смоченной кипяченой водой или раствором борной кислоты. Мать должна лежать на боку в удобном положении, имея опору и для спины, но не опираться только на локоть, так как уже через несколько минут это окажется утомительным. Сестра кладет ребенка так, чтобы его рот находился против соска. Мать, приподняв грудь и поддерживая ее рукой, вкладывает сосок в рот ребенка. Здоровый ребенок почти тотчас же начинает делать сосательные движения. Тогда мать должна ввести ему в рот весь сосок. Большим пальцем мать слегка прижимает грудь сверху, чтобы она не закрывала носика ребенку, иначе он не сможет дышать и будет выбрасывать сосок изо рта, чтобы сделать вдох.

Если ребенок с первого раза хорошо сосет и глотает, то дело пойдет на лад и при следующих кормлениях не будет никаких затруднений. Однако не всегда первое кормление проходит гладко. Ребенок не сразу приспособляется к захватыванию соска,— он только держит сосок во рту и часто теряет его, засыпая. Если слегка похлопать ребенка по щеке, он опять начинает сосать. Иногда бывает полезно, надавив грудь, сцедить ребенку в рот несколько капель молока; после этого он сразу начинает сосать. Иногда требуется даже несколько кормлений, чтобы научить ребенка сосать как следует. Это бывает обычно при слабом развитии соска, при недостаточном количестве молока, а также если ребенок вял и сонлив. Слабые дети или вообще «плохие сосуны» иногда приучаются сосать только через несколько дней. Чтобы они не голодали, приходится сцеживать молоко из груди и прикармливать их с ложечки, давая каждый раз 3—5 чайных ложек молока. Иногда ребенок одну грудь берет лучше, другую — хуже, но надо непременно приучать его хорошо сосать из обеих молочных желез. Это требует времени и терпения.

Удобнее всего кормить ребенка сидя. Когда матери разрешают сидеть, она при кормлении ребенка садится на кровати, вытянув ноги, и опирается спиной о подушку, прислоненную к спинке кровати. Ребенок лежит у матери на коленях, а она немного наклоняется к нему.

Когда мать встает с постели, кормление происходит следующим образом. Мать садится в кресло или на невысокий стул, опираясь спиной и особенно поясницей. Одна ее нога находится на полу, а под другую ногу, соответственно груди, которой она кормит, ставят низенькую скамеечку (рис. 19). При таком положении мать меньше утомляется. При желании она может продолжать кормить грудью и лежа (рис. 20).

Мать и дитя

Рис. 19. При кормлении ребенка мать сидит на стуле: одна ее нога, соответственно груди, которой она кормит, находится на маленькой скамеечке.

Если у матери насморк, кашель, болит горло или же повышена температура, то при кормлении и уходе за ребенком она непременно должна завязывать себе рот и нос легко стирающимся платком или марлей.

Перед тем, как приложить ребенка к груди, мать всегда должна вымыть руки и обмыть сосок кипяченой водой.

Сколько молока нужно ребенку. В течение первых двух суток у матери выделяется очень небольшое количество молока (с большей или меньшей примесью молозива). С 3—4-го дня молока у матери становится значительно больше, и ребенок начинает высасывать до 250 граммов в сутки. Семидневному ребенку в сутки требуется 400—500 граммов молока, двух-трехмесячному — 800 граммов, а шестимесячному — уже 900—1000 граммов.

Мать и дитя

Рис. 20. Мать кормит ребенка лежа.

Довольно часто дети удовлетворяются меньшим количеством молока и при этом нормально прибавляют в весе, но в большем количестве молока, чем указано выше, ребенок не нуждается. Для здоровья ребенка перекорм грудным молоком не представляет, конечно, большой опасности; чаще всего ребенок срыгивает его излишки. Но иногда при этом наступает расстройство пищеварения и запоры, ребенок становится неспокойным, кричит, плохо спит. Недокармливать ребенка тоже не следует. Надо запомнить правило: «Корми ребенка досыта, а если он срыгивает, то уменьши продолжительность кормления». Каждые 7—10 дней ребенка необходимо взвешивать (рис. 21) для проверки количества высасываемого им молока и нарастания веса. Это нужно для того, чтобы определить момент, когда ребенок начинает недоедать.

Чтобы установить, сколько молока в среднем должен высасывать ребенок каждый раз, надо указанное выше суточное количество молока разделить на число кормлений. Например, ребенок в возрасте 4 месяцев должен за сутки получать 800—900 граммов молока; кормят его 6 раз в сутки, следовательно, каждый раз он должен высасывать 140—150 граммов. Разница в весе при взвешивании ребенка до и после кормления должна соответствовать приблизительно этому количеству.

Мать и дитя

Рис. 21. Взвешивание ребенка.

О количестве молока можно судить только после повторных взвешиваний. Ребенок может за одно-два кормления высосать молока меньше нормы, а за следующие кормления он высосет больше. Следует сравнивать количество молока, высосанное за сутки в течение недели, а не придавать значение каждому взвешиванию. Одновременно надо учитывать и прибавку веса за неделю.

Как часто надо кормить ребенка. Путем многочисленных исследований удалось установить, что через 2 1/2—3 часа желудок ребенка вполне освобождается от грудного молока. Следовательно, раньше этого времени кормить его не следует. Если учесть, что желудок после работы нуждается в некотором отдыхе, то лучше установить промежутки в 372 часа. Первые 3 месяца приходится кормить ребенка 7 раз в сутки через 3 часа с шестичасовым ночным перерывом; от 3 до 6 месяцев— 6 раз, т. е. через 3 1/2 часа; после 6 месяцев — 5 раз, т. е. каждые 4 часа. Распределение кормлений по часам надо согласовать с часами работы матери, но так, чтобы ребенок от этого не страдал. Например, ребенка до 3 месяцев можно кормить в следующие часы: в 6 часов утра, в 9 часов утра, в 12 часов дня, в 3 часа дня, в 6 часов вечера, в 9 часов вечера, в 12 часов ночи. От 12 же часов ночи до 6 часов утра кормить не следует. ’Можно установить и такие часы кормления: 7 часов утра, 10 часов утра, 1 час дня, 4 часа дня, 7 часов вечера, 10 часов вечера, а от 10 часов вечера до 7 часов утра не кормить. Ребенка от 3 до 6 месяцев можно кормить в 6 часов утра, потом в 9 часов 30 минут, в 1 час дня, в 4 часа 30 минут, в 8 часов вечера, в 11 часов 30 минут вечера и затем опять только в 6 часов утра. После полугода часы кормления можно распределить так: 6 часов утра, 10 часов утра, 2 часа дня, 6 часов вечера, 10 часов вечера, с 8-часовым ночным перерывом. Порядок кормления в известной степени зависит от времени ухода матери на работу.

Установлено, что дети очень скоро привыкают к тому или иному режиму и, наоборот, отучить их от чего-либо нелегко. Поэтому лучше сразу распределить кормление по часам и строго придерживаться установленного порядка. Ребенок скоро привыкнет и будет просыпаться именно в эти часы. Например, в ряде родильных домов устанавливают кормление ребенка 6 раз в сутки. Здоровые, хорошо сосущие дети развиваются при таком режиме правильно, и матери при возвращении домой нет надобности менять этот режим, если ребенок правильно прибавляет в весе.

Будить ли ребенка для кормления. Ночью будить не следует, а днем лучше разбудить, иначе при повторении таких случаев ребенок отвыкнет от установленного порядка, а приучить его вновь будет трудно. От того, что ребенка раз-другой придется разбудить, никакого вреда для него не будет. Иногда можно и подождать с полчаса, но в следующий раз кормить обязательно во-время. Если, например, ребенка надо кормить в 12 часов, а он спит, то можно подождать до 12 часов 30 минут, разбудить, покормить, а следующий раз кормить все-таки в 3 часа дня, а не в 3 часа 30 минут.

Сколько времени держать ребенка у груди. На этот вопрос трудно ответить, так как продолжительность каждого кормления зависит от многих условий. Можно только сказать, что кормить ребенка нужно досыта. Здоровый ребенок, энергично сосущий, обычно наедается за 10—15 минут, причем больше половины необходимого ему количества молока он высасывает в первые 5 минут. Рекомендуется кормить ребенка в среднем 20 минут, но если он срыгивает, то время кормления надо сокращать. Лучше всего установить путем взвешивания, сколько молока высасывает ребенок в среднем за 15 минут. Чем больше молока у матери, чем мягче, податливее у нее грудь, тем скорее ребенок высасывает необходимое ему количество молока. Если же у матери грудь тугая и сосок медленно расслабляется, то кормление длится дольше, так как ребенок устает сосать и отдыхает. Однако дольше 20—25 минут кормить вообще не следует, так как поверхность соска сильно размокает и на ней легко образуются трещины. Если во время сосания ребенка прислушиваться к тому, как часто он глотает, то можно до известной степени определить, достаточно ли он высосал молока. На каждые 3—5 сосательных движений приходится в среднем один глоток. Иногда ребенок, пососав грудь в течение 10—15 минут, утомляется и засыпает, а взвешивание показывает, что он ничего не высосал. Такие дети больше сосут, чем глотают, а неопытная мать не знает, есть ли у нее в груди молоко, В подобных случаях только взвешивание ребенка и наблюдательность матери помогают выявить недостачу, а иногда и почти полное отсутствие молока.

Правую и левую грудь надо давать поочередно. В одно кормление надо давать только одну грудь, а в следующее кормление — другую. При этом порядке грудь более правильно опоражнивается и способность ее выделять молоко сохраняется, а иногда даже повышается. Обе груди в одно кормление приходится давать только тогда, когда взвешиванием установлено, что ребенок получает мало молока и недостаточно прибывает в весе. Тогда надо заставить ребенка как следует высосать одну грудь, например, правую, и потом минут на пять приложить его к левой груди. Следующее кормление надо начинать уже с левой груди, а докармливать правой. При таком способе обе груди будут одинаково опорожняться и молоко не будет убывать.

Между тем часто приходится наблюдать такое явление: как только матери покажется, что у нее мало молока, она тотчас же перекладывает ребенка к другой груди. Ребенок быстро привыкает к тому, что молоко выделяется легко,, и, испытывая затруднение в сосании, начинает проявлять беспокойство; мать же, видя в этом доказательство того, что молока мало, начинает перекладывать ребенка с правой стороны на левую и обратно. Подобное кормление действительно нарушает выделение молока, и в этом уже всецело бывает виновата мать.

Таким образом, при грудном кормлении необходимо соблюдать следующие правила.

1. Ребенка с момента рождения до 5—6 месяцев надо кормить только грудью.

2. Перед тем, как приложить ребенка к груди, мать каждый раз должна вымыть руки и обмыть сосок кипяченой водой.

3. Кормить надо в сидячем положении, поставив ногу на скамеечку.

4. В одно кормление следует давать правую грудь, в другое — левую.

5. Держать ребенка у груди нужно 15—20 минут, но не более 25 минут.

6. Необходимо следить, прибавляет ли ребенок в весе, для чего надо посещать консультацию или участкового врача.

7. Каждые 7—10 дней ребенка надо взвешивать, чтобы проверить количество высасываемого им молока.

8. Пища матери должна быть разнообразной, но особенно ей полезны сырые фрукты и овощи. Спиртные напитки запрещаются.

9. Через 6 недель (не позже) после родов мать должна показаться врачу или акушерке.

Когда мать не может кормить грудью. В некоторых случаях по состоянию здоровья мать не может и не должна кормить ребенка грудью. Тяжелая психическая болезнь матери, конечно, является препятствием для кормления грудью. Острые заразные болезни (скарлатина, дифтерия, тифы), обнаружившиеся у женщины в последние недели и дни перед родами, обычно вынуждают отделять ребенка от больной матери и кормить его ее сцеженным молоком или даже молоком чужой женщины, пока мать не поправится и не будет в состоянии сама продолжать кормление. Во время болезни матери надо регулярно сцеживать у нее молоко, чтобы молочная железа не потеряла способности вырабатывать его. При тяжелых хронических болезнях (рак, сахарная болезнь, воспаление почек, тяжелые пороки сердца и др.) мать или совсем не может кормить ребенка грудью, или же кормит его только в первые 2—3 недели.

Но когда окружающие говорят матери, что она, мол, не может кормить, потому что она нервная, малокровная или слабая, то в громадном большинстве случаев это мнение ни. на чем не основано. Именно во время кормления ребенка такие матери удивительно быстро поправляются и прекрасно себя чувствуют. Вообще вопрос о том, может ли больная мать кормить своего ребенка, должны решать врач, лечащий мать, и детский врач совместно.

Известно, что кормление грудью помогает также сокращению матки в послеродовом периоде, так что кормление необходимо и для здоровья матери.

Очень серьезным является вопрос о кормлении грудью в тех случаях, когда мать больна туберкулезом. Под влиянием кормления болезнь может обостриться, тем более что такое ухудшение может наступить уже, и от родов. ’Мать, больная туберкулезом и выделяющая туберкулезные палочки, может заразить своего ребенка. Заражение происходит не через молоко, а через воздух (пыль) и при непосредственном соприкосновении матери с ребенком. Но нужно ли сразу после рождения изолировать ребенка от матери? К счастью, в большинстве случаев в этом нет необходимости. Если у матери не наблюдается обострения болезни и выделения туберкулезных палочек, то она должна кормить грудью, соблюдая меры предосторожности, о которых будет сказано ниже. Кроме того, ребенку в первые же дни после рождения еще в родильном доме делают специальную прививку против туберкулеза. Прививка эта безвредная и, несомненно, оказывает хорошее действие. Очень важно на первые 6—8 недель после прививки изолировать ребенка от больного туберкулезом.

При сифилисе мать всегда может и должна кормить своего ребенка сама. Мать и ребенок должны обязательно лечиться, но кормления грудью оставлять не следует.

Плоские соски и трещины сосков. Хотя и редко, но все же бывают случаи, когда мать не может кормить своего ребенка из-за неправильной формы сосков (рис. 22). Если соски очень плоские, а иногда даже втянуты внутрь, ребенок не в состоянии захватывать их деснами во время сосания. Соски не получают нормального раздражения, молочные железы недостаточно опоражниваются — в результате молоко начинает убывать приходится давать прикорм и в конце концов переводить ребенка на коровье молоко. Но если настойчиво приучать ребенка захватывать в рот при сосании не только сосок, но и часть кожи около него, то при хорошем сосании форма соска может несколько измениться и кормление постепенно наладится. При последующих беременностях такие соски нередко исправляются.

Мать и дитя

Хуже обстоит дело при образовании трещин на сосках. У некоторых женщин такие трещины появляются очень быстро. Нежная кожа соска легко повреждается при трении о сорочку, при сильном высыхании, при плохом уходе за грудью. Грудь и соски надо содержать в абсолютной чистоте, часто менять сорочку и бюстгальтер. Раз в сутки мать должна мыть грудь с мылом и обтирать ее чистым полотенцем, осторожно обсушивая соски. Перед каждым кормлением сосок и около-сосковый кружок следует обмывать ватой, смоченной кипяченой водой. После кормления достаточно обсушить соски ватой. У некоторых матерей молоко само выделяется из груди, а когда они кормят ребенка, то из другой груди тоже вытекает большое количество молока. В таких случаях нужно иметь запас чистых мягких тряпочек, которые накладывают на соски; это предохранит белье и одежду от промокания. Тряпочки надо часто мыть с мылом, кипятить и после высушивания хранить в закоытой посуде. Еще лучше употреблять для этой цели марлю, на-резанную кусочками. Пос-ле употребления ее можно уничтожать.

Мать и дитя

Трещины соска причиняют матери очень сильную боль, особенно в начале сосания, когда ребенок захватывает сосок своими крепкими челюстями. Иногда боль бывает настолько сильной, что мать со страхом ждет минуты, когда придется вновь прикладывать ребенка к груди. Такую боль ей приходится переносить 6—7 раз в сутки. Мать нервничает, плачет, у нее несколько уменьшается количество молока, что заставляет ребенка сосать энергичнее, а боль от этого еще усиливается.

Но каких только мучений не вытерпит мать, чтобы вырастить здорового ребенка!

Иногда приходится временно сцеживать молоко, чтобы дать трещинам сосков возможность зажить. Как бы то ни было, но грудь надо обязательно опоражнивать.

Есть женщины, у которых трещины появляются при каждой беременности. Иногда в таких случаях применяется кормление через стеклянную накладку с резиновой соской (рис. 23). Накладку и соску надо содержать в безукоризненной чистоте, промывать их кипятком, а еще лучше кипятить раз в сутки; держать их следует в закрытой чашке. Сосать через накладку ребенок приучается не сразу, его надо настойчиво учить этому.

При появлении трещин или хотя бы только боли в соске надо тотчас же обратиться к врачу консультации.

Грудница. Трещины опасны тем, что при загрязнении их может развиться воспаление молочной железы (грудница). Это серьезное заболевание, при котором мать испытывает сильные боли и чувство распирания в молочной железе независимо от того, наступило ли время кормить ребенка. У матери повышается температура, начинается озноб, головная боль и т. д. Однако ребенка надо прикладывать к больной груди до тех пор, пока врач не найдет это вредным. Больную грудь следует высоко подвязывать, чтобы она не отвисала, и лечить согласно назначению врача. Воспаление молочных желез иногда ведет к образованию нарывов, и тогда приходится прибегать к разрезам. В настоящее время, при применении антибиотиков удается предотвратить образование нарывов. Но даже после операции, когда рана уже зажила, во многих случаях можно добиться выделения молока из больной груди. В таких случаях надо настойчиво добиваться получения хотя бы небольшого количества молока. Пусть ребенок питается коровьим молоком, а материнское молоко служит только небольшой добавкой — все же это лучше, чем одно искусственное вскармливание.

ПРИКОРМ

В 6-месячном, а иногда и в 5-месячном возрасте ребенку уже недостаточно одного молока матери. По мере роста и развития у него появляется потребность в крахмалистой (мучной) пище и в большем количестве белка и солей. Поэтому, если даже у матери много молока, ребенку в 6 месяцев надо давать прикорм, иначе ребенок хотя и будет прибывать в весе, но станет бледным, рыхлым и у него могут появиться признаки рахита.

Соки. Чтобы повысить количество витамина С в пище, получаемой ребенком, надо уже с 3—4 месяцев давать ему сырой фруктовый, ягодный или овощной сок. Если ребенок родился летом или осенью, надо давать также и рыбий жир (витамин D), чтобы предупредить развитие рахита.

Для получения сока фрукты, ягоды или овощи отжимают с помощью особых приборов или же через кисею. Перед отжиманием плоды или овощи тщательно моют горячей кипяченой водой (рис. 24). Руки должны быть хорошо вымыты щеткой с мылом, ногти коротко острижены. Посуду, употребляемую для приготовления сока, и кисею обдают кипятком. Ягоды (землянику, малину, черную смородину и др.) разминают ложкой и выжимают сок через кисею или марлю (рис. 25). К полученному соку добавляют сироп, сваренный на сахаре (2 столовые ложки воды и столько же сахару). Сироп берут в количестве, достаточном для устранения кислого вкуса сока.

 

Мать и дитя

Рис. 24. Приготовление фруктового сока. Ягоды сначала обмывают горячей кипяченой водой.

Овощи тщательно моют щеткой (рис. 26), лучше под струей воды, режут на куски, мелко рубят, а морковь натирают на терке, полученную массу кладут в кисею и отжимают. Сок надо подсластить сахарным сиропом. Капустный сок следует давать немедленно после приготовления, так как при стоянии он приобретает неприятный вкус и запах. Морковный сок, богатый витамином А, рекомендуется прибавлять ко всем другим сокам.

Каша. Для первого прикорма ребенку дают обычно жидкую манную кашу, заменяя этим одно из кормлений грудью. В чисто вымытую кастрюльку (алюминиевую, эмалированную или луженую) наливают 1 стакан воды, прибавляют соли на кончике ложки и ставят кастрюльку на огонь. Как только вода закипит, всыпают постепенно 2 чайные ложки манной крупы и разваривают ее на слабом огне, помешивая ложкой, в течение 15—20 минут, пока не выкипит приблизительно половина воды. Затем вливают полстакана сырого молока, прибавляют 1 чайную ложку с верхом сахарного песку или 1 кусок пиленого сахару. Не переставая помешивать ложкой, дают каше вскипеть 1—2 раза.

Кисель. Одно из кормлений грудью можно заменить также киселем. Две неполные столовые ложки клюквы (смородины, малины или вишни) следует перебрать, обдать на сите кипятком и размять ложкой; размятые ягоды кладут в прокипяченную перед этим кисею или марлю и выжимают из них чайную ложку сока. Этот сок в закрытой посуде ставят в темное прохладное место (его вливают потом в готовый кисель). Выжимки заливают стаканом горячей воды, ставят на огонь, согревают до появления пара и процеживают сквозь марлю. Часть процеженного отвара (1/4 стакана) остужают и разводят в нем 2 чайные ложки картофельной муки; остальному отвару дают вскипеть с 3 полными чайными ложками сахарного песку и вливают в него, все время мешая, разведенную картофельную муку. Дают киселю еще раз вскипеть и сейчас же переливают его в другую посуду, помешивая, чтобы не получилось пленки. Перекипевший кисель становится водянистым. Когда кисель немного остынет, вливают в него сырой сок, отжатый из ягод. Варить кисель необходимо в эмалированной посуде и только на одно кормление. Картофельную муку непременно нужно разводить отваром из ягод, а не водой.

Мать и дитя

Рис. 25. Чистые ягоды кладут в марлю, разминают их ложкой и выжимают из них сок.

Кашей или киселем одно кормление грудью заменяют не сразу. В первый день дают 10—15 граммов каши с ложечки, а затем докармливают ребенка грудью; на следующий день можно дать примерно 30 граммов каши и опять грудь. Прибавляя каждый день количество каши в одно кормление и сокращая время сосания груди, к 6—7-му дню дают 100 граммов каши (полстакана), после чего ребенка к груди уже не прикладывают. На следующий день в это кормление каши опять дают больше и постепенно доходят до 180—200 граммов каши в день.

Таким образом, ребенок шести месяцев получает 4 раза в день грудное молоко, один раз 200 граммов каши, а при одном из кормлений грудью 3—4 чайные ложки сырого сока, количество которого можно увеличить, смотря по состоянию кишечника, вдвое.

Безразлично, с чего начинать прикорм — с каши или киселя. В дальнейшем можно давать кашу и кисель через день.

На седьмом месяце можно ввести второй прикорм, точно так же постепенно заменяя еще одно кормление грудью кашей или киселем, смотря по тому, с чего начали прикорм. Прикорм можно чередовать с кормлением грудью следующим образом: утром — грудь, второе кормление — прикорм, третье — грудь, четвертое — прикорм и пятое — снова грудь.

На восьмом месяце в рацион ребенка надо ввести овощное пюре или печеное яблоко или натертое сырое яблоко без кожицы. Можно дать желток яйца, сваренного всмятку (1—2 чайные ложки), размоченный сухарь или печенье. В 9—10 месяцев можно дать мясное пюре; сначала прибавить к бульону 1 чайную ложку мясного фарша, хорошо растертого с бульоном, а затем дня через 3 увеличить количество до 2—3 чайных ложек.

Овощное пюре. Берут 200 граммов свежих овощей (морковь, брюкву, капусту), моют их щеткой, чистят, шинкуют и ставят тушить в прикрытой кастрюле. На дно кастрюли наливают очень немного горячей воды, чтобы овощи тушились в собственном соку. Для ускорения варки прибавляют неполную чайную ложку сахарного песку. Картофель следует вымыть щеткой, очистить (снимая кожуру как можно тоньше) и снова быстро вымыть (очищенный картофель не следует долго держать в холодной воде), нарезать крупными кусками и положить в овощи, когда они наполовину готовы. 'Минут через 30, когда овощи и картофель станут мягкими, протирают их горячими сквозь сито. Прибавляют полстакана горячего молока и щепотку соли, все это хорошо размешивают, снова ставят на огонь до появления пара, одновременно взбивая, чтобы пюре было пышным, без комков. В готовое пюре прибавляют половину чайной ложки сливочного масла.

Мать и дитя

Рис. 26. Овощи сначала моют щеткой.

Печеное яблоко. Спелое яблоко средней величины следует вымыть, вынуть из него сердцевину и положить на сковороду, подлив немного воды; в середину яблока насыпают полную чайную ложку сахарного песку (чтобы было заполнено все углубление), а затем ставят сковороду в духовку на полчаса. Для очень маленьких детей печеное яблоко протирают сквозь сито. Таким образом, к 9 месяцам ребенок получает грудь только 2 раза, а 3 раза он ест кашу, кисель, пюре; кроме того, он получает еще соки, количество которых можно к этому времени увеличить до 3 столовых ложек (около 50 граммов).

При наклонности ребенка к запорам пюре можно иногда заменять некрепким мясным бульоном с размоченным в нем белым сухарем и протертыми овощами. Сухари приготовляют следующим образом: срезают корки с хорошо пропеченной белой булки, нарезают ее тонкими ломтиками и на чистой плоской тарелке ставят в духовку; когда сухари станут желтоватыми, их вынимают.

Бульон. 100 граммов мяса с костями следует очистить от жира; мясо надо нарезать небольшими кусочками, кости раздробить помельче и залить 2 стаканами холодной воды. Кастрюлю закрывают крышкой и ставят на огонь. Когда содержимое кастрюли закипит, отставляют ее с горячего места, осторожно снимают пену столовой ложкой, прибавляют половину чайной ложки соли и мелко нарезанные овощи (морковь, картофель, репу); всего на порцию кладут 30 граммов кореньев. Дают бульону снова закипеть и ставят его на слабый огонь; он должен медленно вариться в течение 2—2 1/2 часов. Готовый бульон надо процедить через мокрую салфетку, еще раз вскипятить и заправить по желанию: манной крупы или риса кладут 1 чайную ложку (с верхом) на 1 стакан бульона, протертых овощей — 1 столовую ложку.

Кофе. Вместо молока ребенку утром можно дать кофе. Чайную ложку молотого кофе «Здоровье», желудового или какого-нибудь другого (не натурального) следует размешать в стакане воды, прокипятить в течение 5 минут и дать отстояться; затем доливают отвар кофе равным количеством сырого молока, кипятят еще 5 минут и прибавляют полную ложку сахар ного песку. Можно размачивать в кофе сухари или печенье.

ОТНЯТИЕ ОТ ГРУДИ

Обычно ребенка вскармливают грудью до года. К более продолжительному кормлению грудью приходится прибегать, если ребенок болен или же если ему исполняется год летом. В жаркое время у детей бывает рвота и поносы, которые могут привести к смерти; поэтому летом отнимать ребенка от груди нельзя. Надо делать это в сентябре или же, если матери трудно кормить ребенка все лето, отнимать от груди пораньше весной. Например, если ребенку год исполняется в июле, отнимать надо или в 14 месяцев, или в 9. Этот вопрос в каждом отдельном случае должен решать врач. Дело в том, что отнятие от груди, даже если ребенок подготовлен к нему (получает грудь всего 2 раза в сутки, хорошо переносит другую пищу и т. д.), вызывает значительное ослабление организма; это ослабление может оказаться опасным, если ребенок заболеет поносом.

Отнимают от груди следующим образом: если ребенок получает грудное молоко 2 раза в день, то один раз (обычно утром) его заменяют коровьим молоком с сахаром (полная чайная ложка сахару на стакан цельного коровьего молока). Через 3—4 дня переходят полностью на коровье молоко. Матери надо принять слабительное и туго забинтовать грудь широким бинтом, подложив под него вату. Спустя 2—3 дня молоко совершенно исчезает.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Если по той или иной причине ребенок совсем лишился материнского молока (полное отсутствие молока у матери, тяжелая болезнь или смерть ее), то прежде всего надо постараться обеспечить его молоком другой женщины. Некоторые женщины могут, не нарушая нормального вскармливания своего ребенка, уделять достаточное количество молока также и другому ребенку.

Вскармливание может быть смешанным, т. е. ребенка только подкармливают сцеженным молоком другой женщины, если мать не может обеспечить его нужным количеством молока.

Наконец, можно получать некоторое количество молока на пунктах сбора женского молока и докармливать ребенка той или иной молочной смесью. Если же и этого нельзя сделать, то поневоле приходится вскармливать ребенка искусственно.

Существует ли какая-нибудь «детская мука», которая может полностью заменить питание грудным молоком? Надо определенно сказать, что такой замены женского молока нет и не может быть.

Если нельзя получить женского молока, то надо вскармливать ребенка молоком животных. И хотя без некоторого ущерба для здоровья ребенка нельзя заменить грудное молоко коровьим, однако этот ущерб будет неизмеримо меньше, чем при кормлении какой-либо мукой (мука Нестле, фитомука и др.).

В капиталистических странах широко рекламируются разные искусственные препараты для вскармливания, но все они наносят ущерб здоровью ребенка. Для вскармливания ребенка можно применять только молоко животных. У нас используют для этой цели коровье или козье молоко, в южных странах — молоко ослиц, в степных местностях — кобылье молоко.

Чем отличается коровье молоко от женского. Разница между вскармливанием женским и коровьим молоком, несмотря на их внешнее сходство, очень велика. Здесь играют роль три важных момента: 1) способ кормления, 2) возможность загрязнения, порчи и подделки молока, 3) состав молока и его свойства.

Из груди матери ребенок каждый раз получает свежее, чистое и теплое молоко.

Коровье молоко, которое доходит к потребителю лишь через некоторый, иногда очень значительный промежуток времени, уже нельзя считать вполне свежим. Исследования показали, что чем дольше стоит молоко, тем больше оно изменяется: оно теряет свои полезные свойства и в нем образуются вредные для здоровья вещества. Изменения в молоке объясняются действием микробов, попадающих в него из воздуха, с вымени коров, с рук доярок, а также из посуды. Микробы эти очень разнообразны. Есть микробы, которые вызывают брожение молока и превращают его в простоквашу. Это еще сравнительно безвредные и нестойкие микробы; нагревание молока, до 70° их убивает. Но есть микробы, разлагающие белки молока, вследствие чего молоко, не свертываясь, приобретает горьковатый вкус. Такое молоко вызывает у детей рвоту и понос. Ядовитые свойства этого молока нельзя уничтожить даже кипячением.

В молоке встречаются также микробы, вызывающие гнойные заболевания и даже туберкулез, если молоко берут от коровы, больной туберкулезом.

В свеженадоенном молоке, если его собирают, соблюдая чистоту, микробов немного, но между доением молока и употреблением его в пищу иногда проходит столько времени, что микробы успевают в нем размножиться в громадном количестве.

С какой быстротой происходит размножение микробов в молоке при комнатной температуре, видно из следующих цифр.

В одном кубическом сантиметре молока тотчас после доения содержится 9300 микробов, через 2 часа — 18 600, т. е. в 2 раза больше, через 6 часов — 186 000, т. е. в 20 раз больше, через 9 часов— 1 000 000, т. е. в 106 раз больше.

Ребенок, который выпьет хотя бы пол стакана (100 граммов) такого молока, конечно, заболеет, так как в нем содержатся миллионы разных микробов.

Кроме микробов, молоко может быть загрязнено частицами сена, навоза, попавшего с хвоста коровы. Все это портит молоко и делает его вредным для ребенка. Молоко загрязняется также, если посуда, в которую его доят и сливают, и материя, через которую молоко процеживают, недостаточно чисты. Если руки доильщицы не вымыты чисто перед доением, молоко может быть заражено микробами; таким путем передается дизентерия, тиф и другие болезни.

Какое коровье молоко годно для питания детей. Опыт показывает, что матери нередко плохо знают, что такое настоящее, хорошее молоко; они не знают, каким требованиям должно удовлетворять то молоко, которым они кормят своих детей.

В образцово поставленных совхозах и на колхозных фермах за коровами и за скотными дворами ведется постоянное наблюдение. Всех коров исследуют на туберкулез и больных удаляют из стада. Коровы находятся в светлых, просторных, хорошо проветриваемых помещениях; пол на скотных дворах бетонный, чтобы не происходило впитывания влаги и загрязнения почвы. К каждому стойлу проведена вода. Сено для корма слегка смачивают водой, чтобы не было сенной пыли, которая может загрязнить молоко. Коров ежедневно чистят, моют им вымя и окружающие его части с мылом, подстригают волосы на хвосте. Коровам не дают такого корма, от которого у них бывают поносы, например, помоев, очистков от картофеля, пивной барды и т. д.

Раньше считали, что коров, от которых собирают молоко для детей, надо держать на сухом корме. Теперь хорошо известно, что зеленый корм, содержащий витамины, способствует улучшению качества молока и увеличению его количества.

Перед доением доярка тщательно моет руки с мылом и щеткой и надевает чистый халат. Корову для дойки переводят в особое помещение, хвост подвязывают. Первые порции молока, в которых могут содержаться микробы, собирают в отдельную посуду. Молоко сдаивают в стерилизованную посуду, сейчас же процеживают через специальный ватный фильтр и охлаждают до +3°, С фермы молоко выпускают в хорошо закупоренной посуде, в специальной повозке с холодильником. В таком молоке содержится весьма небольшое количество микробов, которым холод не дает размножаться.

Стерилизованное молоко. Чтобы уничтожить микробов молоко нагревают до 110° в течение 15 минут. Однако при этом молоко портится: разрушаются витамины, пригорает молочный сахар, изменяются другие составные части. Для взрослых стерилизованное молоко еще пригодно, но у детей при длительном его употреблении может развиться заболевание костей.

Дети, которых вскармливают стерилизованным молоком, иногда хорошо упитаны, но они всегда бледны и легко заболевают.

Кипяченое молоко. Для уничтожения микробов можно применять простое нагревание его до 100°. Такое нагревание в течение 5—10 минут гибельно для большинства имеющихся в молоке микробов. Правда, часть их остается, но самые вредные погибают или во всяком случае теряют способность размножаться, если только молоко не переливать и хранить в закрытой посуде на леднике или в часто сменяемой холодной воде.

Лучше всего поступать так: как только будет получено сырое охлажденное молоко, его надо тотчас разлить в заранее подготовленные, чисто вымытые и прокипяченные бутылочки. В каждую из них наливается разовая порция молока, к которому прибавляется 100% сахарный сироп в количестве 1 чайной ложки на 100 граммов молока. Если ребенок получает не цельное молоко, то приготовляют соответствующую смесь и разливают ее по бутылочкам. Бутылочки закупоривают ватными пробками и ставят в кастрюлю, в которую наливают такое количество воды, чтобы ее уровень приблизительно совпадал с уровнем молока в бутылочках, на дно кастрюли надо положить салфетку или тряпку. Кастрюлю ставят на огонь (на плиту или на керосинку). После того как вода около бутылочек начнет кипеть, держат кастрюлю на огне еще 5 минут (зимой) или 10 минут (летом). Бутылочки вынимают из кастрюли, быстро охлаждают холодной водой и ставят в прохладное место, где температура не выше 10°. Микробы, оставшиеся в молоке, при такой температуре размножаться не будут.

Если ребенок не допил молока из бутылочки, ни в коем случае нельзя давать ему эту же бутылочку вторично. После опорожнения бутылочку надо тотчас же сполоснуть холодной водой, а затем тщательно вымыть горячей водой с мылом или содой при помощи щетки. После мытья бутылочку ставят на подставку горлышком вниз для просушки. Бутылочки должны быть с круглым дном: их удобнее мыть и сгустки молока не задерживаются в углах; поэтому обычные аптечные пузырьки или детские стеклянные рожки для этой цели не годятся. Хорошо, если на бутылочках есть деления, указывающие количество молока,— тогда можно наливать молоко в бутылочку сразу, не отмеряя предварительно его количество в другой посуде.

Если стерилизация молока, как было указано, нарушает его состав, то и продолжительное кипячение имеет тот же недостаток, поэтому дольше указанного времени держать кастрюлю на огне не следует.

Каким должно быть молоко по качеству. Молоко, которое дают ребенку, должно быть чистым, т. е. незагрязненным, без примесей, полноценным по составу (не снятым), свежим, т. е. недавно выдоенным.

Корова, от которой берут молоко для ребенка, должна быть совершенно здорова и содержаться в чистоте. При доении также необходимо соблюдать чистоту. Посуда для хранения молока должна быть безукоризненно чистой. Тотчас же после процеживания молоко должно охлаждаться и отпускаться потребителю в особой, хорошо закрытой посуде в холодном виде, но не замороженным.

Получив молоко, необходимо его тотчас прокипятить или, приготовив из него смеси, прокипятить их. Молоко следует хранить на леднике (при температуре ниже 10°) или в часто сменяемой холодной воде.

Здесь необходимо упомянуть об опасности, которую представляет для здоровья ребенка непроверенное коровье молоко, покупаемое у молочниц. Иногда молочницы с целью наживы разбавляют молоко водой. Это зло, казалось бы, еще не так велико: молоко становится более жидким и менее питательным, но плохо то, что вода, которой они разводят молоко, может содержать массу вредных бактерий, которые не все погибают при кратковременном кипячении.

Чтобы молоко не скисло в теплое время года, пока молочница несет свои бидоны из деревни до станции, сидит в душном вагоне и ходит по городу, она иногда добавляет в молоко соду; чтобы скрыть разведение молока водой или снятие сливок, она прибавляет в него мел и т. д. Посуда для молока нередко бывает очень грязной.

Наблюдения показывают, что непроверенное (В городах молоко, продающееся на колхозных рынках, проверяется на молочно-контрольных станциях) молоко, покупаемое у молочниц, является главным источником заражения детей и основной причиной тяжелых детских поносов. Гораздо лучше качество молока в государственных магазинах, получающих его с молочных заводов, а еще надежнее брать для детей молоко в молочных кухнях, которые снабжаются специальными фермами или совхозами.

Достать свежее хорошее молоко ребенку — это самая важная задача для матери. Существует предрассудок, что лучше брать молоко от одной коровы. Это неверно. Если корова заболеет, то ее молоко может вредно отразиться на здоровье ребенка. Если же такое молоко случайно попадает среди другого молока, то оно будет разбавлено молоком от других здоровых коров и не принесет ребенку вреда. Кроме того, смешанное молоко от разных коров имеет более постоянный состав.

Кроме натурального коровьего молока, употребляется молоко, приготовляемое из сухого или сгущенного молока. Сгущенное молоко, обычно с большим количеством сахара, для кормления мало пригодно — им можно пользоваться только в крайнем случае, например, в дороге. Сухое молоко, приготовленное из цельного натурального молока, является очень хорошим продуктом. 133 грамма этого порошка, растворенные в 1 литре воды, дают продукт, вполне соответствующий коровьему молоку; из него можно приготовлять все смеси, делать простоквашу, кефир и т. д. Такой же порошок, приготовленный из снятого (сепарированного) молока, так называемого обрата, непригоден для питания детей, так как не содержит жира; добавление последнего все равно не делает молоко вполне пригодным.

Козье молоко. Распространено мнение, что козье молоко для ребенка лучше, чем коровье, однако это неверно. По составу ближе к женскому ослиное или кобылье молоко, но в нем не хватает жиров и несколько больше солей, чем в женском молоке. Козье молоко имеет лишь то преимущество, что его всегда можно иметь свежим, так как козу можно доить 5 раз в сутки. Кроме того, козу легче содержать в чистоте, чем корову. Третье преимущество заключается в том, что козы реже болеют туберкулезом, чем коровы.

Зато состав козьего молока менее устойчив, чем состав коровьего, и количество молока у козы тоже часто колеблется. Мнение, что при употреблении козьего молока развивается малокровие,—предрассудок. Малокровие развивается, если ребенок долго находится на исключительно молочном кормлении, в то время как он должен получать смешанную пищу. Это происходит также и при кормлении грудью, если им пользуется ребенок старше года, а от другой пищи отказывается.

Молочные смеси. Чтобы сколько-нибудь приблизить к женскому молоку состав коровьего молока, приходится разводить его водой. Если взять 1 часть коровьего молока и прибавить 2 части воды, то белка в этой смеси будет почти столько же, сколько в женском молоке, солей будет несколько больше, но зато жира и сахара будет так мало, что смесь получится мало питательной. Так как недостачу жиров, как показало изучение, можно до некоторой степени возместить сахаром, то, прибавив к этой смеси побольше сахара, мы поднимем ее питательность. Но молочный сахар, содержащийся в женском молоке, ребенок переносит хорошо, а тот же сахар в коровьем молоке вызывает жидкий стул. Поэтому добавлять приходится обычный свекловичный (виноградный) сахар.
Наблюдая за ребенком, следя за его весом, общим состоянием, испражнениями, мочой, можно подыскать такие комбинации молочных смесей, которые дадут наилучшие результаты. Если, например, разводить молоко не водой, а отварами круп или муки, то белок свертывается в желудке более рыхлыми хлопьями и легче переваривается, чем при разведении водой. Можно прибавить жир в виде сливок, сахар не молочный, а обыкновенный; чтобы смесь легче переваривалась, можно прибавить к ней молочной кислоты. На молочной кухне готовят много самых разнообразных смесей по рецептам врачей.

Труднее всего организовать кормление ребенка в первые 3 месяца его жизни и особенно в первые 2—3 недели, когда ребенок вообще плохо приспособляется к чуждой для него пище; есть дети, которые никак не могут приспособиться к коровьему молоку. Перекормить ребенка коровьим молоком гораздо легче, чем женским, и это очень опасно; с другой стороны, боязнь перекорма приводит к недоеданию.

Существует неправильный взгляд, согласно которому молоко тем легче переваривается в желудке новорожденного, чем оно больше разведено; поэтому ребенку дают иногда очень разведенное молоко, которое содержит мало питательных веществ. Ребенок должен получать полностью все, что ему нужно для роста и развития, иначе он быстро истощается. Поэтому с самого начала, давая новорожденному молоко пополам с водой, надо добавлять сахар и очень желательно сливки. В 100 граммах смеси, употребляемой для вскармливания детей в первые 2 недели жизни, должно содержаться 35 граммов молока, 15 граммов сливок, 50 граммов воды и 5 граммов сахара. Ребенка следует кормить 8 раз в сутки. После 2 недель воду надо заменить отваром риса и разводить в такой же пропорции до 1—1 1/2 месяцев. Количество смеси рассчитывают так:

Мать и дитя

С 1 1/2 месяцев молоко разводят, как указано выше, отваром крупы уже на 1/3, а с 4 месяцев разводят молоком отвар муки.

Отвар крупы (овсяной, гречневой, ячневой, риса). Перебрать крупу и промыть ее водой. Положить в кастрюлю 1 чайную ложку крупы, налить 2 стакана воды, прибавить щепотку соли и варить на слабом огне около 45 минут. Процедить, не выжимая, сквозь чистую марлю или чистое частое сито. Должен получиться 1 стакан отвара. Если воды выкипело больше, долить до одного стакана кипяченой водой. Отвар получается тягучий, клейкий, слизистый.

Отвар муки (пшеничной, овсяной, толокна, геркулеса, кукурузной, рисовой). Одну чайную ложку муки размешать в 2 стаканах холодной воды, прибавить соли на кончике ложки, кипятить полчаса и процедить сквозь сито. Должен получиться 1 стакан отвара — мутноватого, более густого, чем отвар крупы.

Общее количество пищи при искусственном вскармливании должно быть таким же, как при грудном. Количество зависит от возраста ребенка, нарастания веса и других показателей.

Основные правила искусственного вскармливания. Первое правило — не перекармливать ребенка. Ребенок должен получать наименьшее количество смеси, при котором он правильно прибывает в весе и правильно развивается, а не наибольшее количество, которое он может съесть.

Надо помнить, что при кормлении коровьим молоком скорее наступают расстройства от неполного переваривания пищи, поэтому промежутки между кормлениями надо соблюдать еще строже.

Коровье молоко дольше задерживается в желудке, чем женское, поэтому кормить надо через 372 часа и постараться скорее перейти на четырехчасовые промежутки.

Там, где есть консультация и молочная кухня, матери легче вскармливать ребенка и следить за его развитием.

Поскольку в коровьем молоке обычно меньше витаминов, чем в женском (уже потому, что ребенок получает его в кипяченом виде), надо начать давать ребенку витамины раньше, чем при вскармливании грудью. Соки при отсутствии жидкого стула надо давать с 3 месяцев, а витаминизированный рыбий жир, начиная с нескольких капель, даже немного раньше. При искусственном вскармливании приходится раньше начинать и прикорм, постепенно заменяя молоко более разнообразной пищей: кашей, киселем, кофе с молоком, сухарями, печеньем; овощи и желток яйца надо давать с 6 месяцев, печеное яблоко — с 4—5 месяцев, начиная с 2—3 чайных ложек.

Мать и дитя

Мать и дитя

Искусственное кормление ребенка требует большой аккуратности и соблюдения чистоты. Принеся с холода одну бутылочку смеси, ставят ее в теплую воду, чтобы молоко согрелось приблизительно до температуры парного. Для того чтобы определить, достаточно ли согрелось молоко, прикладывают бутылочку к щеке: совершенно недопустимо пробовать молоко губами через соску. На бутылочку надевают обыкновенную резиновую соску, в которой раскаленной иглой проколото небольшое отверстие; отверстие должно быть такой величины, чтобы ребенок выпивал все молоко не быстрее, чем за 10 минут, Это очень важно для пищеварения: при таком сосании молоко поступает в желудок небольшими порциями, хорошо смешивается с желудочным соком и лучше переваривается. Известно, что чем труднее ребенку сосать, тем больше у него выделяется желудочного сока. В тот момент, когда молоко перестает течь, а воздух еще не вошел в бутылочку, ребенок отдыхает; он на время бросает соску, а затем снова принимается сосать. Это утомление при сосании ребенку необходимо и соответствует тому, что мы видим в нормальных условиях при кормлении грудью. Можно кормить ребенка и сидя, держа его на руках. Никогда не надо оставлять ребенка лежать одного в то время, когда ему дается бутылочка с молоком, так как при этом могут произойти разные несчастные случаи. Соски лучше всего заготовлять с утра на весь день (6—7 штук); их кипятят в воде в течение 3—5 минут и держат в сухом виде в чистой чашке, прикрытой крышкой. После употребления соску нужно тотчас же тщательно вымыть и положить на час в раствор соды (1 чайная ложка на стакан воды), а затем в чашку, прикрытую крышкой. Посуду, которую употребляют для приготовления молочных смесей, надо чисто мыть и накрывать марлей, чтобы на нее не садились мухи.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Если у матери мало молока (а об этом можно судить на основании того, что ребенок плохо или совсем не прибывает в весе, становится беспокойным, мало мочится и нередко страдает запорами), надо выяснить точно, сколько молока он высасывает в сутки при обычном кормлении правой и левой грудью поочередно. Взвешивание покажет, во-первых, действительно ли ребенок недоедает, и, во-вторых, сколько и когда он недоедает. Прежде всего надо пробовать давать в каждое кормление ту и другую грудь. Если же молока будет все-таки мало, то для ребенка до 5 месяцев надо попытаться достать молоко у другой кормящей женщины или же на пункте сбора молока. Особенно надо добиваться этого в летнее время. Если женское молоко достать не удается, то поневоле приходится дополнять кормление молочной смесью, которую надо давать в количестве, недостающем при каждом кормлении грудью. Если, например, выяснилось, что утром молока у матери достаточно, то, конечно, утром прикармливать не следует.

Бутылочку с молоком надо всегда давать ребенку после того, как он основательно высосал грудь. Если делать наоборот, то ребенок будет плохо сосать грудь и скоро совсем от нее откажется, так как ему легче сосать из бутылочки, чем из груди. Чтобы не отучать ребенка от груди, иногда приходится давать прикорм с ложечки.

Чаще всего детям дают смесь молока с рисовым или овсяным отваром и сахаром.

Самостоятельно переводить ребенка на смешанное вскармливание не следует; всегда нужно сначала посоветоваться с врачом или сестрой.

Иногда приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание, если мать не может сцеживать молоко или приходить кормить с работы, но это надо делать лишь в крайних случаях и только по совету врача. Обычно ребенок, переведенный на смешанное вскармливание, начинает очень хорошо прибывать в весе, но это не значит, что материнское молоко было плохим — его просто не хватало. Ребенку следует давать грудь даже тогда, когда молока очень мало. Каждая чайная ложка материнского молока помогает ребенку лучше развиваться, помогает ему лучше усваивать коровье молоко и другую пищу.

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 9 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок обычно ест 5 раз в сутки (через 4 часа), причем одно кормление приходится на промежуток от 8—9 часов вечера до 8 часов утра следующего дня. Иногда дети этого возраста не просыпаются ночью и, таким образом, переходят на четырехразовое кормление. Это надо учитывать, и в каждое из дневных кормлений давать несколько больше пищи, например, не 180, а 200 граммов каши и даже полный стакан (230 граммов), или же самую пищу сделать гуще, прибавив больше овощей, крупы, сухарей и фруктов; объем пищи будет тот же, а питательность больше. Здесь опять-таки приходится руководствоваться данными о весе ребенка. Если ребенок правильно прибывает в весе, перегружать его пищей не следует.

Ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1 года можно кормить приблизительно так:

1. В 7—8 часов утра — грудь, а при искусственном вскармливании — молоко с сухарем или кофе с сухарем или печеньем.

2. В 12 часов — 1 час дня — каша или кисель, или то и другое по полстакана; соки.

3. В 3 часа 30 минут — 4 часа дня — бульон с желтком, крупой или овощами или овошное пюре и кисель; яблоко печеное или сырое, натертое или нарезанное тонкими ломтиками; яблоко может быть заменено какими-либо ягодами и фруктами.

4. В 7 часов 30 минут — 8 часов вечера — грудь или молоко с сухарем или печеньем.

Распорядок кормления до известной степени регулируется сном ребенка; на полчаса раньше или позже поест ребенок — значения не имеет.

Приученный к правильному кормлению ребенок просыпается почти точно в определенное время.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОДНОГО ГОДА

Годовалый ребенок обычно уже достаточно приучен к разнообразной пище. К этому времени у него и потребность в еде становится больше: он много двигается, встает на ноги, иногда даже начинает ходить. Он тратит много сил, поэтому ему нужна более плотная и питательная пища. Его органы пищеварения к этому времени уже окрепли. У него имеется 6—8 зубов, выделяется много слюны; он может грызть яблоко, перетирать деснами куски вареных овощей или хлеба, переваривать большое количество крахмалистой пищи (хлеб, крутую кашу, сухари, печенье, овощи), усваивать, конечно, в размельченном виде, и мясо. С появлением малых коренных зубов ребенок начинает еще лучше пережевывать пищу. К разжевыванию пищи ребенка надо приучать постепенно. Если он привыкнет к одной жидкой пище, то будет отказываться от еды, в которую попало что-либо более твердое — пенка от молока или крошки хлеба; таким образом, он будет лишен многих питательных частей пищи.

На втором году жизни ребенку можно уже давать регулярно в пищу яйцо, причем сначала только желток—добавлять, начиная с 8 месяцев, чайную ложку сырого желтка к бульону или каше (см. выше). Если ребенок хорошо его переносит, т. е. если не появляется отрыжки, рвоты или дурного запаха от испражнений, можно давать и целый желток, сварив яйцо всмятку. Затем можно начать давать и белок. Ребенок может получать яйцо (не более одного) через день, конечно, только самое свежее.

Надо помнить, что яйца иногда вызывают у детей кожную сыпь, поэтому прежде, чем вводить в пищу яйцо, надо посоветоваться с врачом.

Количество молока в пище ребенка после одного года уменьшается и не должно превышать 500 граммов вместе с кашей. Надо помнить, что молоко не питье: нельзя утолять им жажду ребенка и давать его в промежутках между кормлениями. Молоко — это еда, и притом еда неполноценная для ребенка старше одного года. Если ребенку давать много молока, у него пропадает аппетит, а питаясь только молоком, он не получает тех веществ, которые нужны ему для развития организма. Матери часто жалуются на плохой аппетит у детей; во многих случаях это зависит именно от неумеренного кормления молоком.

В качестве питья ребенку следует давать воду с добавлением фруктовых или ягодных соков или жидкий чай. Не следует приучать ребенка только к теплому питью. Температура жидкости должна быть около 20°.

Пища ребенка старше одного года должна быть разнообразной, вкусно приготовленной, причем надо заботиться, чтобы продукты не теряли своих ценных качеств.

Молоко нельзя кипятить два раза, от этого оно портится.

Сливочное масло всегда следует класть уже в готовое кушанье.

Картофель лучше варить в кожуре, которую потом легко снять. Предварительно картофель хорошо моют щеткой.

При варке овощей и картофеля часть содержащихся в них питательных веществ переходит в воду. Поэтому после того, как овощи сварятся, оставшуюся воду надо использовать при приготовлении супа, пюре или каши. Не годится поэтому задолго до варки держать в воде очищенный картофель, так как в воде растворяются соли и другие вещества, полезные для ребенка.

Из овощей, фруктов и круп приготовляют также запеканки, котлеты и оладьи. Овощи, которые дети едят неохотно, хорошо приготовлять вместе с яблоками, мясным или рыбным пюре. В промежутках между установленными часами для еды никогда не следует давать ничего, даже соков.

В нижеприведенной таблице имеется суточный набор продуктов для детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

Ребенка от 1 года до 2 лет можно кормить примерно так.

1. В 7—8 часов утра — завтрак: 200 граммов молока или кофе (чай с молоком), сухари или хлеб с маслом (10 граммов), протертым творогом или печенкой (10 граммов).

Мать и дитя

2. В 12 часов дня — обед: суп овощной или щи (100 граммов) с печенкой, протертым мясом (35 граммов) или мозгами, кисель (150 граммов) с сырым соком; или же бульон с крупой (150 граммов), картофельное пюре или овощная (или рисовая) котлета (100 граммов) с яблочным пюре (50 граммов).

3. В 4 часа дня — полдник: 200 граммов молока или кефира с сухарем или печеньем, сок ягодный или морковный (50 граммов).

4. В 7—8 часов вечера ужин: манная или рисовая каша (50 граммов) и кисель (100 граммов) или сырое яблоко.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ БЛЮД ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ

I. Супы.

Суп-пюре из перловой, рисовой, овсяной крупы, овощей (картофель, морковь, брюква, репа, цветная капуста, шпинат). К этим супам можно добавлять протертую печенку, мясо или мозги.

Суп-бульон с рисом, манной, перловой крупой, мелко нарезанными овощами, клецками, лапшой, вермишелью, фрикадельками из мяса, мозгов или печенки.

Суп из свежей капусты (щи) или свеклы (борщок).

Суп-лапша молочная.

Ко всем супам можно прибавлять сухари.

II. Мясные блюда.

Котлеты мясные, куриные, телячьи, рыбные, мозговые.

Телячья печенка протертая, в виде котлет, пудинг с печенкой.

Куриная печенка.

Мозги, приготовленные на пару.

Ко всем этим кушаньям надо прибавлять вареные овощи или фрукты.

III. Овощи.

Пюре из картофеля, моркови, брюквы, репы, шпината.

Цветная капуста в виде пюре или вареная, с сухарями, с маслом.

Котлеты из свежей капусты, картофеля, моркови.

Овощи вареные, мелко нарезанные с маслом или с молочным соусом.

IV. Мучные блюда, каши и яйца.

Каши на молоке из манной, рисовой, смоленской или толченой гречневой, овсяной крупы (геркулес).

Макароны, отваренные в слегка присоленной воде, с маслом.

Макароны, вермишель, запеченные с молоком.

Лапша, лапшевник с молоком и желтком.

Яйца всмятку, омлет, яичница с молоком, гоголь-моголь.

V. Кисели.

Кисель из коровьего молока.

Кисели ягодные или фруктовые: из яблок, клюквы, смородины (черной, красной, белой), из вишни, клубники, сливы, абрикосов свежих или сушеных.

VI. Молочные блюда.

Творог, сметана, простокваша, кефир, сыр неострый, сырники со сметаной.

VII. Сладкие блюда.

Компот из свежих или сухих фруктов.

Желе из фруктов или ягод.

Мусс из яблок или других фруктов и из ягод.

Крем из сливок.

Блинчики с вареньем или медом.

Яблоки сырые, протертые, печеные.

Фрукты в сыром виде: виноград, яблоки, груши, сливы, вишня, черешня.

Пищу ребенка надо разнообразить; нельзя несколько дней подряд давать одни и те же блюда. На втором году жизни у детей развиваются вкусовые ощущения, причем следует отметить, что у ребенка довольно быстро определяются любимые и нелюбимые блюда.

Мать должна помнить, что съедаемая с аппетитом пища лучше усваивается организмом; если насильно кормить ребенка тем, что мать считает для него полезным, а не тем, что ему нравится, легко вызвать у него потерю аппетита и даже рвоту.

Если у ребенка резко снизился аппетит, можно временно удлинить промежуток перед более сытной едой, можно даже пропустить кормление, давая, однако, ребенку в достаточном количестве воду и соки.

Вообще кормление ребенка — дело нелегкое; оно требует от матери большого внимания, спокойствия и наблюдательности. Мать никогда не должна подавать вид, что отказ ребенка от пищи ее огорчает; иначе ребенок это быстро учтет и будет капризничать всякий раз, как сядет к столу. Никогда не следует жаловаться при ребенке на то, что у него плохой аппетит. Разговор об этом только подкрепляет его нежелание есть. Не следует сердиться на ребенка, если он отказывается от еды, а тем более наказывать его за это. При плохом аппетите ребенка, когда он что-либо съест, надо обязательно хвалить его. Это служит стимулом для последующего кормления. Очень большую роль играет кормление детей в коллективе. Трудами нашего великого ученого И. П. Павлова доказано, что окружающая среда, разговоры взрослых имеют большое значение для развития аппетита у ребенка или, наоборот, уменьшения его.

Мать и дитя
Мать и дитя

Мать и дитя

По книге: Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский. Мать и дитя. М., 1955 г.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советская семья


Интересное

Фруктовые воды. Советский Общепит


…Вы же меня сварили! Курьезные случаи на съемках фильма Бумбараш


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru